Гражд. дело № 2-901/2020
Уникальный идентификатор дела 04RS0010-01-2020-001339-75
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Иволгинск 05 ноября 2020 года
Иволгинский районный суд Республики Бурятия в составе судьи Хаптахаевой Л.А.,
при секретаре Муравьевой О.В.,
при участии Дугаровой М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению Хайдуковой Натальи Владимировны, действующей также в интересах несовершеннолетнего ФИО3, ФИО2 к Администрации МО "Иволгинский район" о признании права собственности на жилой дом,
УСТАНОВИЛ:
Обращаясь в суд, Хайдукова Н.В., действуя также в интересах несовершеннолетнего ФИО3, и ФИО2 просят признать право общей долевой собственности за Хайдуковой Н.В. 4/5 доли, за Хайдуковой Ю.В. 1/10 доли, за ФИО3 1/10 доли на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, расположенный на земельном участке с кадастровым номером №, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенный вид использования – для малоэтажной застройки.
Исковые требования мотивированы тем, что истцам на праве общей долевой собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером №, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенный вид использования – для малоэтажной застройки. 10.09.2019г. право собственности на указанный участок зарегистрировано в установленном порядке. В июле 2020г. на указанном земельном участке возведен жилой дом, которому присвоен адрес: <адрес>. 14.08.2020г. истцами в администрацию МО «Иволгинский район» подано уведомление о начале строительства жилого дома на принадлежащем им земельном участке, в ответ получено уведомление № 19 от 20.08.2020г. о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке. В уведомлении указано, что дом расположен в зоне затопления (подтопления) водами рек Селенга, Уда и Иволга, в соответствии с п. 6 ст. 67.1 Водного кодекса РФ в границах зон затопления запрещается строительство объектов капитального строительства. Возведенный жилой дом находится в зоне «Жилая зона», доказательств, свидетельствующих о том, что дом расположен в зоне катастрофического затопления не имеется, отсутствие регистрации права собственности на дом нарушает права истцов, которые не могут распоряжаться своим имуществом. Наличие жилого дома на их земельном участке не нарушаетправаи законные интересы других лиц.
В судебное заседание истцы Хайдукова Н.В., ФИО2., ФИО3 не явились, извещены надлежаще, ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие, направила в суд своего представителя.
Представитель истца по доверенности Вставская Т.С. в судебном заседании требования поддержала. Пояснила, что зона, в которой находится дом истцов, не подвержена катастрофическим паводкам, есть заключение экспертизы, что дом не нарушает права и интересы третьих лиц. Земельный участок был предоставлен истцам администрацией МО «Иволгинский район», которой было известно, что участок находится в зоне затопления (подтопления). Отсутствие регистрации права собственности на жилой дом создает массу социальных проблем истцам, они не могут зарегистрироваться в доме. Просила иск удовлетворить.
Представитель ответчика по доверенности Батожапова И.В. в судебном заседании иск не признала, пояснила, уведомление выдано законно и обоснованно, поскольку земельный участок входит в зону затопления и подтопления от реки Селенга. Строительство объектов капитального строительства в таких зонах запрещены законом. В случае поднятия грунтовых вод, наводнения, может произойти обрушение дома, в связи с чем, довод истца о безопасности строения не соответствует действительности. Просила отказать в удовлетворении требований.
Судом в порядке ст.167 ГПК РФопределено рассмотреть дело в отсутствие истца.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.
Всоответствии с ч. 1 ст.222ГК РФ,самовольнойпостройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
Положением пункта 3 указанной статьи также предусмотрено, чтоправособственностинасамовольнуюпостройку может быть признаносудом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке, за лицом, всобственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка.
Правособственностинасамовольнуюпостройку не может бытьпризнаноза указанным лицом, если сохранение постройки нарушает праваи охраняемые законом интересы других лиц, либо создает угрозу жизни и здоровью граждан (абзац 3 части 3 статьи222 ГК РФ).
Анализ приведенных норм свидетельствует о том, что дляпризнанияпостройкисамовольнойнеобходимо наличие определенных условий, а именно: возведение строения на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом; создание строения без получения на это необходимых разрешений; возведение постройки с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
Кроме того, юридически значимым обстоятельством также является установление того обстоятельства, что возводимый объект недвижимости нарушаетправаи охраняемые законом интересы собственников, создает угрозу жизни и здоровью.
В п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29.04.2010г. № 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитойправасобственностии других вещныхправ" разъяснено, что в силу пункта 3 статьи222 ГК РФ, правособственностинасамовольнуюпостройку может бытьпризнаносудом за лицом, всобственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка.
В п. 26 вышеназванного Постановления разъяснено, что, рассматривая иски опризнанииправасобственностинасамовольную постройку, суд устанавливает, допущены ли при ее возведении существенные нарушения градостроительных и строительных норм и правил, создает ли такая постройка угрозу жизни и здоровью граждан.
Из материалов дела следует, что с 10.09.2019г. истцам на праве общей долевой собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенный вид использования – для малоэтажной жилой застройки, для малоэтажной застройки, по адресу: <адрес> (свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ).
Согласно доводам истцов, изложенным в исковом заявлении, жилой дом на принадлежащем им земельном участке, был возведен в июле 2020г. Истцами было направлено в адрес ответчика уведомление о начале строительства жилого дома 14.08.2020г.
В соответствии со ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей. Частью 14 названной статьи закреплено, что орган местного самоуправления отказывает в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка.
В судебном заседании достоверно установлено, что истцы до начала строительства жилого дома не обращались в орган местного самоуправления за выдачей разрешения на строительство, что уже нарушает нормы градостроительного законодательства.
Если иное не установлено законом, иск опризнании права собственности насамовольнуюпостройку подлежит удовлетворению при установлении судом того, что единственными признакамисамовольнойпостройки являются отсутствие разрешения на строительство и/или отсутствие акта ввода объекта в эксплуатацию, к получению которых лицо, создавшеесамовольнуюпостройку, предпринимало меры. В этом случае суд должен также установить, не нарушает ли сохранениесамовольнойпостройкиправаи охраняемые законом интересы других лиц и не создает ли угрозу жизни и здоровью граждан.
При обращении истцов в Администрацию с уведомлением о начале строительства уже построенного жилого дома на принадлежащем им земельном участке, было дано уведомление о невозможности строительства жилого дома на указанном земельном участке.
Как следует из уведомления администрации МО «Иволгинский район» № 19 от 20.08.2020г. о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, планируемое строительство объекта индивидуального жилищного строительства не соответствует параметрам, указанным в уведомлении, земельный участок с кадастровым номером № площадью <данные изъяты> кв.м. расположен в зоне затопления (подтопления) водами рек Селенга, Уда и Иволга, в соответствии с п. 6 ст. 67.1 Водного кодекса РФ в границах зон затопления запрещается строительство объектов капитального строительства.
В силу п. 2 ст. 67.1 Водного кодекса РФ (ред. от 31.10.2016) размещение новых населенных пунктов и строительство объектов капитального строительства без проведения специальных защитных мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод в границах зон затопления, подтопления запрещаются.
В соответствии с пп. 2 п. 1, п. 2 ст. 7 Земельного кодекса РФ, земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на несколько категорий, в том числе "земли населенных пунктов". Земли, указанные в п. 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Аналогичное положение содержится в ч. 2 ст. 37 Градостроительного кодекса РФ, в соответствии с которым, применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Статьей 56 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что законом могут устанавливаться ограничения прав на землю в виде установления особых условий использования земельных участков и режима хозяйственной деятельности в охранных, санитарно-защитных зонах. Ограничения прав на землю устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления, решением суда или в порядке, предусмотренном Земельным кодексом Российской Федерации для охранных зон.
Санитарно-защитные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, относятся к зонам с особыми условиями использования территорий (п. 4 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации) и отображаются на картах в составе материалов по обоснованию генерального плана (п. 7 ч. 8 ст. 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации).Кроме того, характеристики зон с особыми условиями использования территорий включаются в положение о территориальном планировании генерального плана, в случае, если установление таких зон требуется в связи с размещением объектов местного значения (п. 1 ч. 4 ст. 23Градостроительного кодекса Российской Федерации), а также в материалы по обоснованию генерального плана в текстовой форме, если установление таких зон требуется в связи с размещением объектов федерального, регионального или местного значения (п. п. 4, 5 ч. 7 ст. 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Границы зон с особыми условиями использования территорий в обязательном порядке отображаются на карте градостроительного зонирования, входящей в состав правил землепользования и застройки, а также могут отображаться на отдельных картах (ч. 5 ст. 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Регламентация градостроительной деятельности направлена в первую очередь на обеспечение комфортной среды обитания, комплексного учета потребностей населения и территорий в развитии и необходима для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области в целях обеспечения благоприятных условий проживания. Законодательство о градостроительной деятельности корреспондирует и действующему законодательству в сфере санитарного благополучия населения.
В ст. 1 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлено, что санитарно-эпидемиологические требования - обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами (далее - санитарные правила).
Согласно ст. 12 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", при разработке нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон, а также при проектировании, строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, консервации и ликвидации промышленных, транспортных объектов, зданий и сооружений культурно-бытового назначения, жилых домов, объектов инженерной инфраструктуры и благоустройства и иных объектов (далее - объекты) должны соблюдаться санитарные правила.
Положение о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.2000 N 554, в п. 3 предусматривает, что государственные санитарно-эпидемиологические правила устанавливают единые санитарно-эпидемиологические требования, в том числе к планировке и застройке городских и сельских поселений.
К сфере градостроительства применяется, в том числе, постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25.09.2007 N 74, которым введены в действие СанПиН 2.2.1.1./2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" (далее - СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).
Пунктом 5.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 установлено, что в санитарно-защитной зоне не допускается размещать: жилую застройку, включая отдельные жилые дома, ландшафтно-рекреационные зоны, зоны отдыха, территории курортов, санаториев и домов отдыха, территории садоводческих товариществ и коттеджной застройки, коллективных или индивидуальных дачных и садово-огородных участков, а также другие территории с нормируемыми показателями качества среды обитания; спортивные сооружения, детские площадки, образовательные и детские учреждения, лечебно-профилактические и оздоровительные учреждения общего пользования.
Как следует из уведомления, направленного ответчиком в адрес истцов, земельный участок кадастровым номером № по адресу: <адрес> расположен в границах зоны затопления и подтопления водами реки Селенга. Доказательств того, что в указанной зоне проведены специальные защитные мероприятия по предотвращению негативного воздействия вод в границах зон затопления, подтопления, суду не представлено. Не доверять данному документу, у суда оснований не имеется.
С доводом истцов о том, что земельный участок принадлежит им на праве собственности, относится к категории земель – земли населенных пунктов- для малоэтажной жилой застройки, в связи с чем, они имеют право возводить на нем жилой дом, суд согласиться не может в силу следующего.
Пунктом 1 статьи 263 ГК РФ предусмотрено, что собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил. Аналогичная норма предусмотрена пп. 2 п. 1 ст. 40 ЗК РФ, согласно которому, собственник земельного участка имеет право возводить жилые и иные здания, сооружения не только в соответствии с его целевым назначением и его разрешенным использованием, но и с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Согласно ч. 8 ст. 36 Градостроительного кодекса РФ, земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.
В п. 4 ст. 85 ЗК РФ предусмотрено, что земельный участок и прочно связанные с ним объекты недвижимости не соответствуют установленному градостроительному регламенту территориальных зон в случае, если: виды их использования не входят в перечень видов разрешенного использования; их размеры не соответствуют предельным значениям, установленным градостроительным регламентом. Указанные земельные участки и прочно связанные с ними объекты недвижимости могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если их использование опасно для жизни и здоровья людей, окружающей среды, памятников истории и культуры.
Таким образом, в силу ч. 8 ст. 36 Градостроительного кодекса РФ и п. 4 ст. 85 Земельного кодекса РФ, земельные участки, несоответствующие установленному градостроительному регламенту территориальных зон, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, когда ранее возникшее использование объектов недвижимости сохраняется в неизменном виде. В случае же необходимости изменения параметров объектов капитального строительства (реконструкция) либо строительства новых объектов соблюдение требований градостроительных регламентов обязательно, строительство новых объектов недвижимости, прочно связанных с указанными земельными участками, может осуществляться только в соответствии с установленными градостроительными регламентами.
С учетом приведенных норм права использование земельного участка его правообладателем предопределяется не только видом разрешенного использования земельного участка, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости, но и теми требованиями, которые предъявляются градостроительными регламентами к территориальным зонам, в пределах которой находится земельный участок, а также строительными, экологическими, санитарно-гигиеническими, противопожарными и иными правилами, нормативами.
В этой связи не допускается строительство жилых домов на земельном участке, расположенном в территориальной зоне, не предусматривающей подобный вид использования земельного участка, независимо от вида разрешенного использования земельного участка, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости.
Заявление представителя истца о том, что земельной участок истца не находится в зоне катастрофического затопления суд отклоняет, как не основанный на доказательствах, а также не имеющим правового значения для разрешения спора.
Судом исследован представленный истцом акт экспертного исследования № 117/2/19-2020 от 30.10.2020г., составленный ООО «Независимая экспертиза», согласно которому, объект строительства, расположенный по адресу: <адрес>), расположенный на земельном участке с кадастровым номером №, соответствует действующим регламентам, угрозы жизни и здоровью граждан не представляет.
Данное заключение судом не может быть принято во внимание при разрешении данного спора, поскольку в нем не отражено и не мотивировано нахождение жилого дома в зоне затопления и подтопления, кроме того, истцам принадлежит земельный участок с кадастровым номером 03:08:300101:2311, а представленный акт составлен в отношении объекта строительства, расположенного на участке с кадастровым номером 03:08:300101:2294. При таких обстоятельствах, вывод эксперта об отсутствии угрозы жизни, безопасности и здоровью граждан, отсутствия нарушения прав и охраняемых законом интересов других лиц является не полным, не объективным.
Дав анализ представленным доказательствам в их совокупности, суд приходит к выводу об отсутствии законных оснований для удовлетворения искового заявления.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление Хайдуковой Натальи Владимировны, действующей также в интересах несовершеннолетнего ФИО3, ФИО2 к Администрации МО "Иволгинский район" о признании права собственности на жилой дом оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Бурятия в апелляционном порядке в месячный срок со дня его вынесения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Иволгинский районный суд Республики Бурятия.
Судья: Хаптахаева Л.А.