дело № 2-699/19
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
13 сентября 2019 г. Ширинский районный суд с. Шира
В составе: председательствующий – судья Ширинского районного суда Республики Хакасия Марков Е.А.,
при секретаре Суворовой О.П.,
с участием:
старшего помощника прокурора Ширинского района Республики Хакасия Ильиной И.К.,
представителя ответчика: Общество с ограниченной ответственностью «Жилищно-коммунальный комплекс» – директора Изакова А.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ширинского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к ООО «ЖКК» об обязании устранить нарушения требований законодательства, -
УСТАНОВИЛ:
И.о. прокурора Ширинского района Республики Хакасия Сиротинин С.А. обратился в суд с иском к ООО «ЖКК», указав, что в прокуратурой проведена проверка соблюдения требований законодательства о теплоснабжении, в ходе которой установлено, что Енисейским управлением Ростехнадзора установлен факт не проведения ООО «ЖКК» обследования специализированными организациями дымовых труб и строительных конструкций трех котельных п. Жемчужный и одной котельной п. Колодезный Ширинского района Республики Хакасия. Тем самым, нарушены требования п.п. 3.3.7, 3.3.9., 3.3.14 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных Приказом Министерства энергетики РФ от 24 марта 2003 г. № 115 (далее – Правила).
Просит обязать ООО «ЖКК» провести обследование строительных конструкций зданий и дымовых труб следующих котельных:
- № 1 по адресу п. Колодезный, микрорайон, дом № 7;
- № 2 по адресу п. Жемчужный, ул. Комлева;
- № 3 по адресу п. Жечужный, ул. Санаторная, берег озера Шира;
- № 4 по адресу п. Жемчужный, ул. Санаторная, дом № 7.
Представитель администрации Жемчужненского сельсовета и представитель Енисейским управлением Ростехнадзора, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета иска, в судебное заседание не явились, будучи надлежащим образом уведомлены о времени, дате и месте рассмотрения искового заявления прокурора.
Прокурор, участвующий в судебном заседании, поддержал требования по основаниям указанным в иске, указав, что на основании концессионного соглашения заключенного между Жемчужненский сельсоветом и ООО «ЖКК» от 06 марта 2018 г., на ответчике лежит обязанность осуществлять теплоснабжение населению и иным потребителям с использование имущества переданного ООО «ЖКК».
Представитель ответчика директор ООО «ЖКК» Изаков А.Ф. в судебном заседании требования не признал, указав следующее:
- Енисейским управлением Ростехнадзора в отношении ООО «ЖКК» не выносилось решение об отрицательном акте готовности к отопительному сезону в связи с непроведением обследования стальных конструкций зданий котельных и дымовых труб специализированными организациями;
- в соответствии с п. 4.12 СП 13-101-99 «Правила надзора, обследования, проведения технического обслуживания и ремонта промышленных дымовых и вентиляционных труб» ответственным за принятия мер по наличию и ведению документации несет владелец, в данном случае администрация Жемчужненского сельсовета. При этом названный вид работ выполнен за счет средств республиканского бюджета всеми органами местного самоуправления Республики Хакасия, за исключением Жемчужненского сельсовета;
- названный вид работ может быть осуществлен при наличии технической документации, которая не была предоставлена Обществу органом местного самоуправления;
- финансирование данного вида работ не было предусмотрено в тарифе на 2019 г., поэтому Обществу необходимо время для изыскания собственных средств.
Специалистами ООО «ЖКК» были самостоятельно проведены осмотры строительных конструкций и зданий котельных, а также дымовых труб котельных и признаны пригодными к эксплуатации.
Техническое освидетельствование производственных зданий и сооружений специализированными организациями осуществляется раз в пять лет. Доказательств того, что на момент подачи прокурором искового заявления названный срок истек не представлено.
Таким образом, представитель ответчика полагает, что ООО «ЖКК» является ненадлежащим ответчиком, а также заявленные прокурором требования были исполнены Обществом самостоятельно в процессе эксплуатации и обслуживания зданий и дымовых труб котельных.
С учетом изложенного, представитель ответчика просил отказать в удовлетворении требований прокурора к ООО «ЖКК».
Возражая на доводы представителя ответчика, прокурор пояснил, что объекты теплоснабжения п. Жемчужный и п. Колодезный Ширинского района Республики Хакасия не были готовы к отопительному периоду 2018/2019 г.г., о чем свидетельствует соответствующий акт от 18 октября 2018 г. Нарушения обязательных требований Правил технической эксплуатации электроустановок, эксплуатируемых ООО «ЖКК» в п. Колодезный и п. Жемчужный, выявлены по результатам проверки Енисейским управлением Ростехнадзора 24 мая 2019 г., о чем было вынесено соответствующее предписание об их устранении со сроком до 10 сентября 2019 г. К настоящему времени выявленные нарушения не устранены.
Исследовав представленные материалы, заслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с п.п. 4.2 п. 4 ст. 17 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Федеральным законом «О теплоснабжении».
Согласно п.п. 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относится организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
На основании и в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 г. № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях», целями которого являются привлечение инвестиций в экономику Российской Федерации, обеспечение эффективного использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на условиях концессионных соглашений и повышение качества товаров, работ, услуг, предоставляемых потребителям.
Реализуя свои полномочия по организации теплоснабжения Администрацией Жемчужненский сельсовет Ширинского района с ООО «ЖКК» заключено концессионное соглашение от 06 марта 2018 г., согласно которому Концессионер обязуется за свой счет реконструировать имущество, состав и описание которого приведены в приложении № 1 Соглашения, право собственности на которое принадлежит Концеденту, и осуществлять эксплуатацию и обслуживание данного имущества, а также деятельность по оказанию услуг теплоснабжения потребителям с использованием объекта Соглашения, и Концедент обязуется предоставить Концессионеру на срок, установленный настоящим Соглашением, права владения и пользований объектом Соглашения для осуществления указанной деятельности.
Пунктом 6 ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» в обязанности концессионера входит поддерживать объект концессионного соглашения в исправном состоянии, проводить за свой счет текущий ремонт и капитальный ремонт, нести расходы на содержание этого объекта, если иное не установлено концессионным соглашением.
Согласно п. 2 Раздела V? концессионного соглашения заключенного между Администрацией Жемчужненского сельсовета с ООО «ЖКК» предусмотрено, что концессионер обязан поддерживать объект Соглашения и имущество в исправном состоянии, производить за свой счёт текущий и капитальный ремонт, нести расходы на содержание объекта Соглашения и имущества.
Пунктами 2, 11 Раздела V??? названного концессионного соглашения предусмотрено, что концессионер обязан осуществлять деятельность по использованию (эксплуатации) объекта соглашения в соответствие с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации; при осуществлении деятельности, указанной в пункте 1 Раздела ? Соглашения, осуществлять реализацию производимых услуг по теплоснабжению по регулируемым ценам (тарифам) и (или) в соответствии с установленными надбавками ценам (тарифам).
На основании представленного Соглашения суд приходит к выводу о том, что прокурором обоснованно предъявлены требования к ООО «ЖКК», так как в ходе рассмотрения дела установлено, что собственник имущества Администрация Жемчужненский сельсовет Ширинского района в установленном законом порядке, передала принадлежащее муниципальному образованию имущество ООО «ЖКК», и именно на концессионере лежит эксплуатационная ответственность за состояние котельных № 1, находящейся по адресу п. Колодезный, микрорайон, дом № 7; № 2, находящейся по адресу п. Жемчужный, ул. Комлева; № 3, находящейся по адресу п. Жечужный, ул. Санаторная, берег озера Шира; № 4, находящейся по адресу п. Жемчужный, ул. Санаторная, дом № 7.
Требования по технической эксплуатации тепловых энергоустановок установлены Правилами технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденными Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 24 марта 2003 г. № 115 (далее – Правила).
В соответствии с п. 2.2.1 названных Правил руководитель организации обеспечивает содержание тепловых энергоустановок в работоспособном состоянии и их эксплуатацию в соответствии с требованиями Правил, требований безопасности и охраны труда, соблюдение требований промышленной и пожарной безопасности в процессе эксплуатации оборудования и сооружений, а также других нормативно-технических документов; своевременное и качественное проведение профилактических работ, ремонта, модернизации и реконструкции тепловых энергоустановок; поддержание исправного состояния, экономичную и безопасную эксплуатацию тепловых энергоустановок.
Из акта проверки Енисейского Управления Ростехнадзора № 18/0095/1665/2019 от 24 мая 2019 г. следует, что ООО «ЖКК» осуществляет эксплуатацию и обслуживание трех котельных п. Жемчужный и одной котельной п. Колодезный, тепловых сетей от данных котельных, оказывает услуги по теплоснабжению потребителей тепловой энергии на основании концессионного соглашения с собственником имущества – муниципальным образованием Жемчужненский сельсовет Ширинского района. Срок действия соглашения – 10 лет.
На котельной № 1 (п. Колодезный, микрорайон, дом № 7) установлено шесть водогрейных котлов: пять котлов КВр-1,25 и один котел КВр-1,08. Максимальная часовая подключенная нагрузка составляет 2,9 Гкал/час.
На котельной № 2 (п. Жемчужный, ул. Комлева) установлено четыре водогрейных котла: три котла КВр-1,25 и один котел КВр-1,5. Максимальная часовая подключенная нагрузка составляет 0,93 Гкал/час.
На котельной № 3 (п. Жечужный, ул. Санаторная, берег озера Шира) установлено два водогрейных котла: КВр-0,93 и КВ-0,67. Максимальная часовая подключенная нагрузка составляет 0,68 Гкал/час.
На котельной № 4 (п. Жемчужный, ул. Санаторная, дом № 7) установлено шесть водогрейных котлов: три котла КВр-1,25, КВр-1,15, КВр-1,08, КВ-0,67. Максимальная часовая подключенная нагрузка составляет 2,92 Гкал/час.
Как следует из акта проверки установлены нарушения Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, в том числе:
- в нарушение п. 3.3.9 Правил не проведено техническое освидетельствование производственного здания и сооружений котельных, которое проводится один раз в 5 лет специализированной организацией;
- в нарушение п. 3.3.14 Правил не проведено инструментально-визуальное наружное и внутреннее обследование металлических дымовых труб котельных с привлечением специализированной организации - один раз в 3 года в период летнего отключения котлов. Не проведена проверка вертикальности труб геодезическими методами (с помощью теодолита) - один раз в 5 лет; в случае заметного наклона трубы, обнаруженного визуально, организовывается внеочередная инструментальная проверка вертикальности трубы.
Не доверять представленному акту проверки у суда оснований не имеется, в соответствии со ст. 56 ГПК РФ, ответчиком доказательств обратного суду не представлено.
По результатам проверки ООО «ЖКК» выдано предписание с требованиями устранить выявленные нарушения в срок до 10 сентября 2019 г.
К настоящему времени и нарушения, перечисленные в предписании, ответчиком не устранены.
Тем самым, отсутствие сведений о дате технического освидетельствования производственных зданий и сооружений котельных специализированными организациями до обращения прокурора с исковым заявлением в суд, не может служить основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Согласно пунктам 3.3.1, 3.3.9 Правил, производственные здания и сооружения котельных надлежит содержать в исправном состоянии, обеспечивающие длительное, надежное использование их по назначению, с учетом требований санитарных норм и правил, правил безопасности труда. Строительные конструкции производственных зданий и сооружений для тепловых энергоустановок подвергаются один раз в 5 лет техническому освидетельствованию специализированной организацией по перечню, утвержденному руководителем организации и согласованному проектной организацией.
Доказательств проведения технического освидетельствования строительных конструкций зданий котельных в п. Жемчужный и в п. Колодезный Ширинского района в установленные Правилами сроки ответчиком не представлено.
Пунктом 3.3.14 Правил в организациях составляются инструкции по эксплуатации металлических дымовых труб. При этом наблюдения за состоянием металлических дымовых труб при их эксплуатации организовываются со следующей периодичностью:
- визуальный внешний осмотр газоотводящего ствола, фундаментов, опорных конструкций, анкерных болтов, вантовых оттяжек и их креплений - один раз в 3 месяца;
- проверка наличия конденсата, отложений сажи на внутренней поверхности трубы и газоходов через люки - один раз в год в период летнего отключения;
- инструментально-визуальное наружное и внутреннее обследование с привлечением специализированной организации - один раз в 3 года в период летнего отключения котлов;
- наблюдение за осадкой фундаментов нивелированием реперов: после сдачи в эксплуатацию до стабилизации осадок (1 мм в год и менее) - один раз в год; после стабилизации осадок - один раз в 5 лет;
- проверка вертикальности трубы геодезическими методами (с помощью теодолита) - один раз в 5 лет; в случае заметного наклона трубы, обнаруженного визуально, организовывается внеочередная инструментальная проверка вертикальности трубы;
- инструментальная проверка сопротивления заземляющего контура трубы - один раз в год, весной перед грозовым периодом.
Указанные мероприятия в котельных п. Жемчужный и п. Колодезный Ширинского района ответчиком не проведены.
При этом суд учитывает, что на трех из вышеуказанных котельных установлены металлические дымовые трубы, а на одной по адресу п. Жемчужный, ул. Санаторная, дом № 7 – сборная железобетонная.
Эксплуатация железобетонных дымовых труб осуществляется в соответствии с п. 3.3.10 - 3.3.12 Правил, предусматривающих, в том числе, обследование трубы специализированной организацией.
Вместе с тем, в заявленных исковых требованиях прокурор ссылается лишь на пункт Правил, предусматривающий вопросы эксплуатации металлических дымовых труб. Уточнений относительно заявленных исковых требований от прокурора не последовало. Поскольку суд не вправе выйти за пределы заявленных требований, то в рамках настоящего судебного заседания решение по сборной железобетонной дымовой трубе котельной № 4 по адресу п. Жемчужный, ул. Санаторная, дом № 7, не подлежит рассмотрению.
Довод представителя ответчика о том, что он не имеет возможности выполнить указанные виды работ в виду отсутствия технической документации, которая не была предоставлена Обществу органом местного самоуправления, не может быть признан обоснованным, поскольку п. 2 Раздела ??? концессионного соглашения заключенного между Администрацией Жемчужненского сельсовета с ООО «ЖКК» предусмотрено, что передача Концедентом Концессионеру объекта Соглашения осуществляется по акту приема-передачи, подписанному сторонами. Концедент передает Концессионеру по перечню согласно приложению № 2 копии документов, относящихся к передаваемому объекту Соглашения необходимые для его исполнения.
Согласно п. 3 Приложения № 2 к Соглашению среди перечня документов, относящихся к передаваемому объекту Соглашения, указаны иные документы, необходимость передачи которых будет согласована Сторонами или указана в требовании Концессионеру.
С требованием о передачи технической документации директор ООО «ЖКК» обратился в орган местного самоуправления лишь только 09 сентября 2019 г.
Правоотношения, возникшие между Сторонами по данному вопросу, не являются основанием для отказа в удовлетворении исковых требований прокурора, поскольку обслуживание объектов концессионного соглашения, а равно их эксплуатацию, ООО «ЖКК» осуществляет с момента подписания данного Соглашения, то есть с 06 марта 2018 г. За истекшие период времени ответчик имел возможность выявить необходимость передачи ему иных документов, не указанных в приложении № 2 Соглашения и обратиться к Концеденту с соответствующим запросом, который согласно абз. 4 п. 2 Раздела ??? концессионного соглашения, подлежит исполнению в течении пяти дней.
Также суд учитывает, что п. 10 Раздела ??? концессионного соглашения предусмотрено, что выявленное в течении одного года с момента подписания Сторонами акта приема-передачи несоответствие объектов соглашения его условиям, в случае если такое несоответствие не могло быть выявлено при его передаче Концессионеру и возникло по вине Концедента, является основанием для предъявления Концессионером Концеденту требования о безвозмездном устранении выявленных недостатков либо для изменения условий Соглашения.
Названных обстоятельств по делу не установлено и сторонами в судебном заседании не представлено.
Таким образом, суд приходит к выводу, что ООО «ЖКК» осуществляет эксплуатацию объектов концессионного соглашения в соответствии с их технико-экономическими показателями.
Принимая во внимание вышеприведенные обстоятельства дела, исходя из того, что котельные в п. Жемчужный в количестве 3-х штук и одна котельная в п. Колодезный находятся в пользовании ООО «ЖКК», которое будучи организацией, эксплуатирующей тепловые энергоустановки, заключая концессионное соглашение, приняло обязательство соблюдать все нормативные требования, предъявляемые к такой деятельности, которые предполагают, в том числе, и несение расходов на реализацию необходимых для этого мероприятий.
Учитывая вышеизложенное и принимая во внимание вышеприведенные положения законодательства, суд приходит к выводу о том, что обеспечение функционирования котельных в соответствии с требованиями Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных Приказом Минэнерго РФ от 24 марта 2003 г. № 115, является обязанностью ООО «ЖКК» как организации, эксплуатирующий тепловые энергоустановки на основании концессионного соглашения от 06 марта 2018 г., заключенного между Администрацией Жемчужненского сельсовета Ширинского района и ООО «ЖКК».
Доказательств обратного суду не приставлено, дело рассмотрено по представленными сторонами доказательствам.
Обследование вышеуказанных объектов специалистами ООО «ЖКК» не является основанием для отказа в удовлетворении требований прокурора, поскольку Правила технической эксплуатации тепловых энергоустановок носят не рекомендательный, а обязательный характер.
Доводы представителя ответчика о том, что администрация Жемчужненского сельсовета, как владелец имущества, является ответственной за выполнение названных работ, которые в иных населенных пунктах были выполнены именно органами местного самоуправления, суд находит несостоятельным, поскольку обязанность по соблюдению требований Правил, исходя из содержания концессионного соглашения, не может быть возложена на собственника имущества в соответствии со ст. 210 ГК РФ.
Доводы ООО «ЖКК» о том, что отсутствует финансирование на проведение указанных истцом мероприятий, и они выходят за рамки заложенных мероприятий в установленный региональной энергетической комиссией тариф, не является основанием для освобождения ООО «ЖКК» от исполнения обязанностей по эксплуатации тепловых энергоустановок в соответствии с Правилами утвержденными Приказом Минэнерго России от 24 марта 2003 г. № 115.
Долгосрочные параметры деятельности Концессионера являются неотъемлемой частью концессионного соглашения, а значит при заключении Соглашения были известны Концессионеру.
Соглашение не изменено и не расторгнуто, следовательно, эксплуатационная ответственность и обеспечение функционирования вышеперечисленных котельных с соблюдением Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных Приказом Минэнерго России от 24 марта 2003 г. № 115, возложена на ООО «ЖКК».
Граждане Российской Федерации имеют право в силу п. 1 ст. 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, в том числе чрезвычайной ситуации локального характера.
Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, как следует из содержания ст. 11 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, обеспечивается проведением государственными органами, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями, общественными объединениями и гражданами гигиенических и противоэпидемических мероприятий, соблюдением санитарных правил, норм и гигиенических нормативов, системой государственного санитарно-эпидемиологического надзора, а также комплексом других организационных, правовых и экономических мер в соответствии с санитарным законодательством Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.
Нарушения требований правил устройства и безопасной эксплуатации тепловых установок, допущенные ООО «ЖКК», влекут за собой нарушение прав граждан на обеспечение энергетической и экологической безопасности электроэнергетики, обеспечение доступной тепловой энергии для потребителей, создает угрозу жизни и здоровья населения, возникновение чрезвычайных ситуаций.
Поэтому требования прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, являются законными и обоснованными и подлежащими частичному удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд, -
Р Е Ш И Л:
Исковые требования удовлетворить частично.
Обязать ООО «ЖКК» исполнить требования Приказа Министерства энергетики России от 24 марта 2003 г. № 115 «Об утверждении Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок» следующим образом:
- организовать проведение специализированной организацией технического освидетельствования производственного здания и сооружений котельной № 1 по адресу п. Колодезный, микрорайон, дом № 7; котельной № 2 по адресу п. Жемчужный, ул. Комлева; котельной № 3 по адресу п. Жечужный, ул. Санаторная, берег озера Шира; котельной № 4 по адресу п. Жемчужный, ул. Санаторная, дом № 7;
- провести специализированной организацией визуально-инструментальные обследования металлических дымовых труб котельной № 1 по адресу п. Колодезный, микрорайон, дом № 7; котельной № 2 по адресу п. Жемчужный, ул. Комлева; котельной № 3 по адресу п. Жечужный, ул. Санаторная, берег озера Шира.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Хакасия через Ширинский районный суд Республики Хакасия путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня его принятия 16 сентября 2019 г. в окончательной форме.
Председательствующий Марков Е.А.