Дело № 12-104/2019
РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление по делу
об административном правонарушении
18 февраля 2019 года г. Чебоксары
Судья Калининского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики Индрикова М.Ю., с участием Владимирова Н.С., рассмотрев заявление жалобу Владимирова Никиты Сергеевича на постановление административной комиссии при администрации Калининского района г.Чебоксары от 25 декабря 2018 года № по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст.9 Закона Чувашской Республики «Об административных правонарушениях в Чувашской Республике»,
установил:
Постановлением административной комиссии при администрации Калининского района г. Чебоксары от 25 декабря 2018 года № Владимиров Н.С. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст.9 Закона Чувашской Республики «Об административных правонарушениях в Чувашской Республике», ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 600 руб.
Владимировым Н.С. подана жалоба на указанное постановление, мотивированная тем, что тишину и покой граждан не нарушал, кроме того он при составлении протокола не присутствовал и не был извещен, права ему не разъяснялись.
Владимиров Н.С. в судебном заседании жалобу поддержал и вновь привел их суду.
Представитель администрации Калининского района г.Чебоксары в судебное заседание не явился, в письменном отзыве просили отказать в удовлетворении жалобы.
Судья, заслушав лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, изучив дело об административном правонарушении, приходит к следующему.
Ч. 1 ст.9 Закона Чувашской Республики «Об административных правонарушениях в Чувашской Республике» от 23.07.2003 №22 установлено, что совершение действий, нарушающих тишину и покой граждан с 23 часов до 7 часов (а в выходные и установленные федеральным законодательством нерабочие праздничные дни с 22 часов до 8 часов), за исключением действий, направленных на предотвращение правонарушений, ликвидацию последствий аварий, стихийных бедствий, иных чрезвычайных ситуаций, проведение неотложных работ, связанных с обеспечением личной и общественной безопасности граждан в соответствии с законодательством Российской Федерации, действий, совершаемых при отправлении религиозных культов в рамках канонических требований соответствующих конфессий, а также при проведении культурно-массовых мероприятий, разрешенных органами государственной власти или органами местного самоуправления, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.
На основании заявления ФИО2 ОП№2 УМВД России по г. Чебоксары проведена проверка (КУСП № от ДД.ММ.ГГГГ) по факту нарушения тишины в ночное время жителями <адрес>.
Из объяснений ФИО6. от ДД.ММ.ГГГГ соседи из <адрес> завели собаку, которая лает, бегает, скребет по полу, не дает спать.
Согласно справке ст. УУП ОП№2 УМВД России по г. Чебоксары от ДД.ММ.ГГГГ дверь в <адрес> никто не открыл.
Административной комиссией при администрации Калининского района г. Чебоксары Владимиров Н.С. по телефону извещен о явке на рассмотрение административного материала в 14 часов 00 минут 25 декабря 2018 года по адресу: <адрес>, данное извещение не свидетельствует об извещении лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. Более того, отсутствуют почтовые документы об отправке и вручении данного отправления.
ДД.ММ.ГГГГ УУП ОП №2 УМВД России по г.Чебоксары ФИО7 составлен протокол об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст.9 Закона Чувашской Республики «Об административных правонарушениях в Чувашской Республике» в отношении Владимирова Н.С., из которого следует, что ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес>, Владимиров Н.С. допустил шум собаки, которая бегала, билась об батарею, тем самым нарушал тишину и покой граждан.
В судебном заседании Владимиров Н.С. указал, что он при составлении протокола об административном правонарушении не присутствовал, его копия ему не вручена и не была направлена по адресу: <адрес>. Данная копия протокола находится в материалах административного дела.
В силу ч. 4.1 ст. 28.2 КоАП РФ в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие.
Согласно ч. 1 ст. 25.15 КоАП РФ лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.
По смыслу закона при направлении должностным лицом извещения о времени и месте составления протокола об административном правонарушении необходимо руководствоваться Правилами оказания услуг почтовой связи, утвержденными Приказом Минкомсвязи России от 31.07.2014 N 234 (далее – Правила).
Как установлено, Владимиров Н.С. зарегистрирован по месту жительства по адресу: <адрес>.
Таким образом, из имеющихся в деле доказательств следует, что Владимиров Н.С. надлежащим образом не извещался о времени и месте составления протокола по делу об административном правонарушении, как привлекаемое к административной ответственности лицо был лишен возможности давать объяснения и осуществлять судебную защиту своих прав.
Сведений о направлении Владимирову Н.С. извещения о времени и месте составления протокола по делу об административном правонарушении по адресу его регистрации по месту жительства в материалах дела не содержится.
Исходя из положений ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного взыскания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Как следует из разъяснений, содержащихся в п.п. 10, 10.1, 24 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, является основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности (часть 2 статьи 206 АПК РФ) либо для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа (часть 2 статьи 211 АПК РФ) при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело. Существенный характер нарушений определяется исходя из последствий, которые данными нарушениями вызваны, и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела. При выявлении в ходе рассмотрения дела факта составления протокола в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, суду надлежит выяснить, было ли данному лицу сообщено о месте, дате, времени составления протокола и о факте нарушения, в связи с которым составляется протокол, уведомило ли оно административный орган о невозможности прибытия, являются ли причины неявки уважительными. По общему правилу сбор доказательств осуществляется в рамках дела о привлечении к административной ответственности: по правилам главы 26 КоАП РФ в рамках производства по делу об административном правонарушении административный орган осуществляет сбор доказательств для установления обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела; равным образом право представлять доказательства (а также, в числе прочего, знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, заявлять ходатайства) частью 1 статьи 25.1 КоАП РФ дано лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. При рассмотрении дел об оспаривании решений (постановлений) административных органов о привлечении к административной ответственности судам следует проверить, были ли приняты административным органом необходимые и достаточные меры для извещения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении в целях обеспечения возможности воспользоваться правами, предусмотренными статьей 28.2 КоАП РФ.
Так, согласно ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ в отсутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных ч. 3 ст. 28.6 КоАП РФ, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
В свою очередь, составление протокола об административном правонарушении и рассмотрение дела об административном правонарушении в отсутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и в отсутствие оформленного надлежащим образом извещения не отвечает требованиям КоАП РФ и влечет нарушение прав лица на защиту. Допущенные нарушения являются существенными и влияют на законность принятых по делу об административном правонарушении документов. При этом необходимо помнить, что в силу требований ч. 3 ст. 26.2 КоАП РФ не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, полученных с нарушением закона. Кроме того, недоказанность обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление по делу об административном правонарушении, является основанием для вынесения решения об отмене постановления и о прекращении производства по делу (п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ).
При рассмотрении дела об административном правонарушении порядок привлечения к административной ответственности был нарушен, поскольку должностным лицом не было принято надлежащих мер извещения и вызова Владимирова Н.С. для составления протокола по делу об административном правонарушении. Невыполнение должностным лицом требований КоАП РФ, обеспечивающих создание надлежащих процессуальных условий для справедливого разбирательства дела, повлекло нарушение права Владимирова Н.С. на судебную защиту.
В соответствии с п.п. 3, 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об б отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление; об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания.
Поскольку протокол по делу об административном правонарушении составлен в отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности, без его надлежащего извещения, Владимиров Н.С. привлечен к административной ответственности с нарушением правил, установленных ст. 25.1 КоАП РФ, данное обстоятельство является грубым процессуальным нарушением и безусловным основанием для отмены обжалуемого постановления.
Вместе с тем, согласно ст. 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения.
Вменяемое Владимирову Н.С. правонарушение совершено 08 декабря 2018 года, срок давности привлечения к административной ответственности за данное правонарушение истек 08 февраля 2019 года.
В соответствии с п.6 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при истечении сроков давности привлечения к административной ответственности.
Таким образом, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.9 Закона Чувашской Республики «Об административных правонарушениях в Чувашской Республике», подлежит прекращению в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
Постановление административной комиссии при администрации Калининского района г. Чебоксары от 25 декабря 2018 года № по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст.9 Закона Чувашской Республики «Об административных правонарушениях в Чувашской Республике» в отношении Владимирова Никиты Сергеевича отменить, производство по делу прекратить на основании п. 6 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Чувашской Республики в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения путем подачи жалобы через Калининский районный суд г. Чебоксары.
Судья М.Ю.Индрикова