УИД 11RS0002-01-2022-001615-13
Дело № 12-289/2022
(номер дела в городском суде 5-313/2022)
РЕШЕНИЕ
Судья Верховного Суда Республики Коми Юдин А.В., при секретаре Вахниной Т.В., рассмотрев в открытом судебном заседании 13 июля 2022 года в г. Сыктывкаре Республики Коми жалобу Баженовой Е.В. на постановление судьи Воркутинского городского суда Республики Коми от 1 июня 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.3.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Баженовой Е.В.,
установил:
постановлением судьи Воркутинского городского суда Республики Коми от 1 июня 2022 года Баженова Е.В. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.3.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту - КоАП РФ), и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
Не согласившись с приведенным постановлением, Баженова Е.В. обратилась в Верховный Суд Республики Коми с жалобой, в которой поставила вопрос об отмене решения и прекращении производства по делу в связи с отсутствием в ее действиях состава административного правонарушения.
Заявитель полагает, что ее действия по обоснованной критике руководства Российской Федерацией не являются дискредитацией вооруженных сил Российской Федерации. Указывает, что суд первой инстанции необоснованно оставил без удовлетворения заявленное ею ходатайство о назначении по делу лингвистической экспертизы, что повлекло ограничение ее прав на доступ к правосудию.
В судебном заседании Верховного Суда Республики Коми, лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, - Баженова Е.В. участия не приняла, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы извещена надлежащим образом.
Представитель административного органа – прокурор Республики Коми Елфимова О.С. просила решение судьи оставить без изменения, жалобу Баженовой Е.В. – без удовлетворения.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с пунктами 1, 2, 3 статьи 10 Федерального закона от 31 мая 1996 года N 61-ФЗ «Об обороне» Вооруженные Силы Российской Федерации – это государственная военная организация, составляющая основу обороны Российской Федерации.
Вооруженные Силы Российской Федерации предназначены для отражения агрессии, направленной против Российской Федерации, для вооруженной защиты целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, а также для выполнения задач в соответствии с федеральными конституционными законами, федеральными законами и международными договорами Российской Федерации.
В целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности формирования Вооруженных Сил Российской Федерации могут оперативно использоваться за пределами территории Российской Федерации в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации и настоящим Федеральным законом для решения следующих задач: 1) отражение вооруженного нападения на формирования Вооруженных Сил Российской Федерации, другие войска или органы, дислоцированные за пределами территории Российской Федерации; 2) отражение или предотвращение вооруженного нападения на другое государство, обратившееся к Российской Федерации с соответствующей просьбой; 3) защита граждан Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации от вооруженного нападения на них; 4) борьба с пиратством и обеспечение безопасности судоходства.
Привлечение Вооруженных Сил Российской Федерации к выполнению задач с использованием вооружения не по их предназначению производится Президентом Российской Федерации в соответствии с федеральными законами.
Согласно пункту 1 статьи 10.1 Федерального закона «Об обороне» решение об оперативном использовании за пределами территории Российской Федерации в соответствии с пунктом 2.1 статьи 10 настоящего Федерального закона формирований Вооруженных Сил Российской Федерации принимается Президентом Российской Федерации на основании соответствующего постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.
24 февраля 2022 года Президентом Российской Федерации с согласия Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (Постановление от 22 февраля 2022 года N 35-СФ «Об использовании Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации») принято решение о проведении специальной военной операции в Луганской Народной Республике, Донецкой Народной Республике.
Статья 10 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, наряду с провозглашением права каждого свободно выражать свое мнение, исходит из того, что осуществление такой свободы налагает обязанности и ответственность и может быть сопряжено с определенными формальностями, условиями, ограничениями или санкциями, которые предусмотрены в законе и необходимы в демократическом обществе в целях охраны здоровья и нравственности.
Так, частью 1 статьи 20.3.3 КоАП РФ (в редакции Федерального закона от 4 марта 2022 года N 31-ФЗ) предусмотрена административная ответственность за публичные действия, направленные на дискредитацию использования Вооруженных Сил Российской Федерации в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности, в том числе публичные призывы к воспрепятствованию использования Вооруженных Сил Российской Федерации в указанных целях, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния.
Из материалов дела усматривается, что поводом для возбуждения в отношении Баженовой Е.В. дела об административном правонарушении послужило то, что 10 мая 2022 года в 22 часа 06 минут Баженова Е.В., находясь в квартире <Адрес обезличен>, на персональной странице «Елена Баженова» в социальной сети «ВКонтакте», привлекая внимание неограниченного круга лиц, осуществила публичные действия от своего лица о специальной военной операции на территории Украины путем размещения текстового материала, содержание которого направлено на дискредитацию использования Вооруженных Сил Российской Федерации, выражающего явно негативное отношение к проведению специальной военной операции Вооруженными Силами Российской Федерации, в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности.
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления 13 мая 2022 года в отношении Баженовой Е.В. постановления о возбуждении дела об административном правонарушении по признакам административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 20.3.3 КоАП РФ.В соответствии со статьёй 24.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Статьёй 26.2 названного Кодекса установлено, что доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Факт совершения административного правонарушения и виновность Баженовой Е.В. в содеянном подтверждаются имеющимися в деле доказательствами: постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 13 мая 2022 года; справкой о номерах телефонов, привязанных к странице Баженовой Е.В.; протоколом исследований предметов и документов от 11 мая 2022 года с приложением № 1 с изображениями на 7 л.; объяснением Баженовой Е.В. от 12 мая 2022 года, которые получили оценку на предмет допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Не доверять данным доказательствам оснований не имеется, поскольку они получены с соблюдением закона, логичны, последовательны, согласуются между собой в совокупности и достаточны для признания достоверным описанного в постановлении о назначении административного наказания события административного правонарушения.
Привлекая Баженову Е.В. к административной ответственности, судья Воркутинского городского суда Республики Коми, установив юридически значимые обстоятельства, пришел к обоснованному выводу о доказанности совершения последним вмененного правонарушения.
Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении соблюдены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Вопреки доводам жалобы, вывод судьи о наличии в деянии Баженовой Е.В. события и состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.3.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответствует фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, которые получили надлежащую оценку в судебном постановлении. Каких-либо противоречий или неустранимых сомнений, влияющих на правильность вывода судьи о доказанности вины Баженовой Е.В. в совершении описанного выше административного правонарушения, материалы дела не содержат.
Утверждение в жалобе о нарушении судом принципа состязательности и равноправия сторон в связи с отклонением ходатайства о назначении по делу лингвистической экспертизы не влечет отмену или изменение судебного акта.
Заявленное ходатайство о проведении по делу лингвистической экспертизы было рассмотрено и правомерно отклонено судом, поскольку предусмотренных частью 1 статьи 26.4 КоАП РФ оснований для назначения по настоящему делу лингвистической экспертизы не имелось. В данных в ходе проведения административного расследования 12 мая 2022 года объяснениях сама Баженова Е.В. указывала на то, что размещенным в сети Интернет постом она хотела донести до неограниченного круга лиц информацию о недопустимости проведения специальной военной операции, об отсутствии оснований для её проведения, о её незаконном характере (л. д. 16).
Мотивы, по которым судья Воркутинского городского суда Республики Коми не нашел оснований для удовлетворения ходатайства Баженовой Е.В. приведены в постановлении, они являются убедительными и при установленных обстоятельствах сомнений не вызывают.
Право на защиту заявителя судом нарушено не было.
Виновность Баженовой Е.В. в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.3.3 названного Кодекса, подтверждается доказательствами, совокупность которых обоснованно признана судом достаточной для рассмотрения дела. Все обстоятельства, подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении, установлены в полном объеме, какие-либо сомнения в их достоверности отсутствуют.
Нарушений Конституции Российской Федерации, Конвенции о защите прав человека и основных свобод, при рассмотрении дела в отношении Баженовой Е.В., а также норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которые могли бы послужить основанием отмены постановления судьи, по делу не установлено.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судом первой инстанции норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не свидетельствует о том, что судом допущены нарушения норм материального и процессуального права, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
При назначении наказания в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей, судьей районного суда в полной мере соблюдены требования статей 3.1, 3.5, 4.1 - 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и с учетом характера совершенного правонарушения, а также фактических обстоятельств его совершения, личности виновного, наказание назначено в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 1 статьи 20.3.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Нарушений норм процессуального права в ходе производства по делу об административном правонарушении, которые могли бы повлечь признание судебного постановления незаконным и необоснованным, не установлено.
Порядок и срок давности привлечения Баженовой Е.В. к административной ответственности не нарушены.
Руководствуясь статьей 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Республики Коми
решил:
постановление судьи Воркутинского городского суда Республики Коми от 1 июня 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.3.3 КоАП РФ, в отношении Баженовой Е.В. оставить без изменения, жалобу Баженовой Елены Владимировны - без удовлетворения.
Судья А.В. Юдин