Дело № 2А-11/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
31 января 2018 года г.Серпухов, Московской области
Серпуховский городской суд Московской области в составе: председательствующего судьи Фетисовой И.С., при секретаре судебного заседания Астаховой М.И.,
С участием:
Административного ответчика - государственного инспектора ОНД по Серпуховскому району управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Московской области Алешина И.С.,
рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному иску СНТ «Шарапова Охота» об оспаривании решения, действия (бездействия) должностного лица ГУ МЧС России по Московской области
УСТАНОВИЛ:
Административный истец СНТ «Шарапова Охота» обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконными и отмене пунктов 1, 2, 3 и 5 предписания от 4 сентября 2017 года № 309/1/1 государственного инспектора Серпуховского района по пожарному надзору – инспектора ОНД по Серпуховскому району Главного управления МЧС России по Московской области об устранении нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и по предотвращению угрозы возникновения пожара, вынесенное в отношении СНТ «Шарапова Охота».
Свои требования административный истец мотивировал тем, что пункты 1 и 5 предписания обоснованы инспектором ОНД ссылкой на пункт 8.5 СП 53.13330.2011 «Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, зданий и сооружений. Актуализированная редакция СНиП 30-02-97*, а пункт 3 нарушений обоснован ссылкой на пункт 5.9 СП 53.13330.2011, которые исполняются исключительно на добровольной основе. Неисполнение данных пунктов не влечет нарушение требований пожарной безопасности по пункту 1 статьи 6 ФЗ от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» и, как следствие, наложение административного наказания.
В целях обеспечения выполнения положений статьи 16.1 Федерального закона от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ «О техническом регулировании» издан Приказ Росстандарта от 16.04.2014 года № 474 «Об утверждении перечня документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», которым утвержден прилагаемый перечень документов в области стандартизации. В этом перечне отсутствует документ в области стандартизации СП 53.13330.2011.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2014 года № 1521 «Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» утвержден прилагаемый перечень документов в области стандартизации, в котором отсутствует документ в области стандартизации СП 53.13330.2011.
Приказом Росстандарта от 30.03.2015 года № 365 «Об утверждении перечня документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 30 декабря 2009г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» утвержден прилагаемый перечень документов в области стандартизации, в котором под пунктом 199 приведен СП 53.13330.2011.
Административный истец указывает, что действующими нормативно-правовыми актами не предусмотрено обязательное наличие мотопомп в садоводческих товариществах и соединительных головок для забора воды пожарными машинами. Ссылка лишь на применяемый на добровольной основе нормативный акт несостоятельна, поскольку СНТ в полном объеме выполнено условие соответствия и пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной
Административный истец ссылается на пункт 4 статьи 16.1 Федерального закона от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ «О техническом регулировании», в соответствии с которой неприменение таких стандартов и (или) сводов правил не может оцениваться как несоблюдение требований технических регламентов. В этом случае допускается применение предварительных национальных стандартов Российской Федерации, стандартов организаций и (или) иных документов для оценки соответствия требованиям технических регламентов, и указывает, что за 300 метров до въезда на территорию СНТ «Шарапова Охота» на территории сельского поселения Васильевское имеется источник противопожарного водоснабжения для тушения пожаров, которого вполне достаточно для самого поселка и всех СНТ, расположенных в районе. Самая дальняя точка земельного участка общего пользования СНТ «Шарапова Охота» расположена от противопожарного водоснабжения не дальше значительной части домов в самом поселке и не дальше других СНТ, не имеющих собственных водоемов. При наличии вблизи границы СНТ «Шарапова Охота» по пути следования пожарных машины источника противопожарного водоснабжения, требования пожарной безопасности в СНТ «Шарапова Охота» обеспечены в полном объеме оборудованием этого пруда, в том числе приемным колодцем для забора воды и указателем места водозабора выполнено в соответствии с муниципальной программой «По вопросам обеспечения пожарной безопасности на территории сельского поселения Васильевское Серпуховского муниципального района на 2015-2017 годы». СНТ «Шарапова Охота» не должно дополнительно за счет средств граждан перевыполнять муниципальную программу по обеспечению пожарной безопасности на территории сельского поселения Васильевское, тем более, что в самом поселке Шарапова Охота нет никаких мотопомп с прикрепленными к ним мотористами и нет соединительных головок на водопроводе и водонапорной башне, однако требования пожарной безопасности в поселке считаются обеспеченными. А в соответствии с положениями части 6 статьи 7 Федерального закона «О техническом регулировании» не допускается предъявление различных требований пожарной безопасности к территории поселка и к территории СНТ.
Административный истец указывает, что индивидуальные участки граждан и садовые строения на них не являются объектами защиты для СНТ «Шарапова Охота», как юридического лица, и в силу Федерального закона № 123, СНТ «Шарапова Охота» не обязано принимать меры по тушению пожара на индивидуальных участках граждан, поскольку не обладает необходимой компетенцией и персоналом. У сторожки, являющейся объектом СНТ, кроме огнетушителя имеется рядом небольшой пруд с запасом воды как первичное средство пожаротушения.
Пункт 2 предписания обоснован инспектором ОНД ссылкой на пункт 55 «Правил противопожарного режима в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2014 года № 390, в абзаце 4 которого указано, что направление движения к пожарным гидрантам и водоемам, являющимся источником противопожарного водоснабжения, должно обозначаться указателями с четко нанесенными цифрами расстояния до их месторасположения, но в СНТ нет пожарных гидрантов и водоемов, являющихся источниками противопожарного водоснабжения, а есть водопроводная сеть сезонной эксплуатации. Какие-либо указатели к отсутствующим пожарным гидрантам и водоемам только введут в заблуждение подразделения пожарной охраны, поскольку это не гидранты, и вода в них только во втором и третьем кварталах, а не круглогодично.
Административный истец полагает, что в соответствии с положениями части 1 статьи 6 Федерального закона № 123 имеет право выбора одного из указанных в законе условий обеспечения выполнения требований пожарной безопасности объекта защиты, однако выбранное СНТ первое условие подпункта 1) и право на выбор этого условия незаконно нарушено и подменено инспектором ОНД условием подпункта 2).
Применение инспектором ОНД условия соответствия объекта защиты требования пожарной безопасности согласно подпункту 2) части 1 статьи 6 Закона № 123-ФЗ является незаконным, поскольку нарушает право выбора условия соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности, указанного в части 1 статьи 6 Закона № 123-ФЗ.
СНТ «Шарапова Охота» выполнены требования части 1 статьи 60 Закона № 123-ФЗ, в соответствии с которой здания и сооружения должны быть обеспечены первичными средствами пожаротушения лицами, уполномоченными владеть, пользоваться или распоряжаться зданиями и сооружениями».
СНТ «Шарапова Охота» имеет первичные средства пожаротушения – огнетушители и пожарные краны. Емкость огнетушителей соответствует площади объектов охраны СНТ.
Сторожка и здание правления СНТ введены в эксплуатацию не позднее 1990 года, то есть за 12 лет до вступления в силу Закона № 123-ФЗ. Применительно к эксплуатируемым СНТ объектам защиты Закон № 123-ФЗ не устанавливает требования по нормативным значениям пожарного риска и его расчету, следовательно, пожарный риск в СНТ ни при каких условиях не превышает и не может превышать допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом.
Административный истец также указывает, что Своды правил, в том числе СП 53.13330.2011, на котором основаны обжалуемые пункты 1, 3 и 5 предписания, являются нормативными актами, но не нормативными правовыми актами, то есть не обязательны к исполнению. На добровольности их исполнения основано законодательство о техническом регулировании, в основу которого положена презумпция соответствия и право выбора условия соответствия. СНТ «Шарапова Охота» выбрало условие соответствия по подпункту 1) части 1 статьи 6 Федерального закона № 123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», а инспектор ОНД незаконно ограничил право выбора условия соответствия только подпунктом 2).
В СНТ объекты защиты – это сторожка, представляющая из себя обшитую металлом строительную бытовку на четырех колесах, которая не является зданием или сооружением, и здание правления, представляющее из себя секцию из металлического каркаса и обшитую профнастилом, легко перемещаемую конструкцию, не классифицируемые как объекты недвижимости.
Административный истец полагает, что выданное инспектором ОНД предписание в отношении СНТ не соответствует действующей норме статьи 68 Противопожарное водоснабжение поселений и городских округов № 123-ФЗ, как это по аналогичным обстоятельствам уже установлено обязательным для сторон вступившим в законную силу решением суда от 28 апреля 2016 года по административному делу № 2а-1685/2016.
Требование предписания по пункту 3 не учитывает того обстоятельства, что в соответствии с законом пожар должно тушить МЧС, или созданная уполномоченным органом местного самоуправления в соответствии с № 100-ФЗ пожарная охрана, а не коммерческое объединение граждан. Федеральным законом от 06.05.2011 № 100-ФЗ «О добровольной пожарной охране» такая обязанность на садоводческое некоммерческое объединение граждан не возложена.
В судебное заседание представитель административного истца СНТ «Шарапова Охота» не явился, извещен надлежаще.
Представители административного ответчика Главного управления МЧС России по Московской области, заинтересованного лица сельское поселение Васильевское Серпуховского муниципального района в судебное заседание не явились, извещены надлежаще.
Суд на основании ст.150, ст.152 КАС РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о времени и месте судебного заседания, так как неявка в судебное заседание указанных лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению административного дела, так как суд не признал их явку обязательной.
Ранее в судебном заседании представитель административного истца СНТ «Шарапова охота» - председатель правления СНТ Илюшин Л.А. настаивал на заявленных требованиях по основаниям, изложенным в исковом заявлении и дополнительных пояснениях к заявлению (л.д. 5-7, 102-107).
Административный ответчик государственный инспектор ОНД по Серпуховскому району управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Московской области Алешин И.С., возражал против заявления, указав, что в связи с ежегодным сводным планом была проведена выездная проверка СНТ «Шарапова Охота», в ходе которой было установлено, что на территории СНТ имеется водопроводная сеть, на которой имеется только три полугайки. В соответствии с СП 53.13330.2011 на наружных водопроводных сетях через каждые 100 метров следует устанавливать соединительные головки для забора воды пожарными машинами, для которых также необходимо устанавливать указатели проезда к местам забора воды. Для целей пожаротушения СНТ «Шарапова Охота» не обеспечено переносной мотопомпой, с помощью которой производится забор воды из соединительных головок, установленных на водопроводной сети, в связи с чем довод председателя СНТ о том, что трубы проходят между земельными участками несостоятелен, так как пожарная машина не будет проезжать по участку, а именно с этой целью и надлежит иметь мотопомпу, которая под напором обеспечивает заполнение цистерны пожарной машины. За мотопомпой должен быть закреплен моторист, прошедший специальную подготовку на указанной технике. Имеется свидетельства о праве собственности СНТ «Шарапова Охота» на земельный участок, предоставленный под артскважину. При проведении проверки было установлено, что на водонапорной башне, принадлежащей СНТ, откручена соединительная головка, необходимая для забора воды. Данное нарушение было предписано устранить. На территории СНТ «Шарапова Охота» не обеспечена пожарная безопасность. Есть места забора воды на наружном водопроводе, к которым и надлежит указать направление движения пожарным машинам. По первому условию нельзя проверить обеспечение безопасности на территории СНТ, поскольку нет методики расчета для СНТ, с помощью которой можно произвести расчет пожарного риска, в связи с чем проверка проводилась по второму условию соответствия. В техническом регламенте не предусмотрено право применять к объекту определенные требования и выявлять определенные нарушения, весь комплекс противопожарных мероприятий должен иметь место на территории СНТ, все должно быть в соответствии со Сводом правил, инспектор не имеет право исключать какие-либо пункты.
Административным ответчиком Главное управление МЧС России по Московской области представлены письменные возражения на административное исковое заявление СНТ «Шарапова Охота», в которых он просит отказать в удовлетворении заявленных требований в полном объеме и указывает, что проведение плановой выездной проверки СНТ «Шарапова Охота» осуществлялось на основании ежегодного сводного плана проведения плановых проверок, утвержденного Генеральной прокуратурой РФ, в связи с чем указанная проверка является правомерной. Необходимо было проверить соблюдение требований пожарной безопасности на территории СНТ, а также в зданиях и сооружениях, используемых (эксплуатируемых) данным СНТ.
Административный ответчик указывает, что в соответствии со ст.ст.5,6 Федерального закона от 22 июля 2008г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности. Цель создания системы – предотвращение пожара, обеспечение безопасности людей и защита имущества при пожаре. Пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий: 1) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом; 2) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании» и нормативными документами по пожарной безопасности. Учитывая, что для расчета пожарного риска на территории СНТ отсутствует необходимая методика, проверить соблюдение требований пожарной безопасности по первому условию соответствия не представляется возможным.
Административный ответчик ссылается на положения ст.6 и ст.7 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании», ст.1 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» и указывает, что при проведении проверки было установлено, что в целях соблюдения требований пожарной безопасности на территории СНТ была разработана инструкция о мерах пожарной безопасности и председателем правления пройдено обучение по программе пожарно-технического минимума. Для обеспечения пожаротушения на территории СНТ имеется централизованное водоснабжение и водонапорная башня.
Требования к организации территории садоводческого объединения указаны в СП 53.13330.2011. Свод правил. Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 30-02-97* (утвержден Приказом Минрегиона РФ от 30.12.2010 № 849).
В пункте 8.5 СП 53.13330.2011 указано, что на наружных водопроводных сетях, через каждые 100м следует устанавливать соединительные головки для забора воды пожарными машинами. Водонапорные башни, расположенные на территории садоводческих, дачных объединений, должны быть оборудованы устройствами (соединительными головками и т.п.) для забора воды пожранными машинами. Указанные требования на территории СНТ «Шарапова Охота» выполняются частично, так как на протяжении всей наружной водопроводной сети имеется только три соединительные головки, две из которых установлены в труднодоступных местах для пожарных подразделений. К соединительным головкам отсутствуют указатели направления движения. Открыть две из соединительных головок для подачи воды не представилось возможным, так как отсутствовали вентили. У водонапорной башни имеется необходимый водоотвод с резьбовым соединителем, но отсутствует соединительная головка. При таких условиях осуществить забор воды пожарными автомобилями на территории СНТ не представляется возможным. Единственным местом забора воды пожарными автомобилями является пруд, расположенный на расстоянии 360 метров от въездных ворот СНТ «Шарапова Охота».
В соответствии с пунктом 8.5 СП 53.13330.2011 по согласованию с органами Государственной противопожарной службы допускается для целей пожаротушения использовать естественные источники, расположенные на расстоянии не более 200м от территории садоводческих, дачных объединений. Расстояние от вышеуказанного естественного источника составляет более 200 метров, в органы Государственной противопожарной службы с письмами о согласовании никто не обращался. При увеличении расстояния до водоисточника у пожарных подразделений увеличивается время тушения пожара, равно как увеличивается ущерб от пожара.
В соответствии с пунктом 5.9 СП 53.13330.2011 садоводческие, дачные объединения, включающие до 300 садовых участков, в противопожарных целях должны иметь переносную мотопомпу; при числе участок от 301 до 1000 – прицепную мотопомпу; при числе участков более 1000 – не менее двух прицепных мотопомп. Переносная мотопомпа на территории СНТ «Шарапова Охота» отсутствует. Основной целью пожарной мотопомпы является осуществление забора и подачи воды к очагу пожара из водопроводной сети, емкостей и (или) из открытых водоисточников с требуемым расходом и рабочим давлением, необходимым для тушения пожара, при наличии на наружных водопроводных сетях через каждый 100 метров соединительных головок и моториста (водителя), прошедшего специальную подготовку для работы на указанной технике.
Административный ответчик указывает, что обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших задач государства и регламентируется Федеральным законом от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», Федеральным законом от 22.10.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», Правилами о противопожарном режиме в Российской Федерации, утвержденными Постановлением правительств а от 25.04,2012 № 390 и другими правовыми актами. Общие правовые вопросы регулирования в области обеспечения пожарной безопасности, отношения между учреждениями, организациями и иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, определяются Федеральным законом от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности».
Невыполнение выявленных нарушений требований пожарной безопасности влечет угрозу имуществу, жизни и здоровью граждан, находящихся на территории садоводческого некоммерческого товарищества (л.д. 61-67).
Оценив в совокупности и взаимосвязи представленные сторонами письменные материалы, исходя из фактических обстоятельств дела, суд находит заявленные требования не подлежащими удовлетворению
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с ч.1 ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
В соответствии со ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Подпунктом 1 пункта 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Как усматривается из материалов дела, СНТ «Шарапова Охота» в установленном законом порядке зарегистрировано 12.05.1989 года.
Постановлением Главы Серпуховского муниципального района Московской области №53 от 17.01.2007 в собственность СНТ «Шарапова Охота» передан земельный участок К<номер> общей площадью 1557 кв.м., расположенный по <адрес>, разрешенное использование: для использования под артскважину, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 20.09.2007 года.
В соответствии с п.1.2 Устава садоводческого некоммерческого товарищества «Шарапова Охота» (с изменениями, внесенными в Устав на основании решения общего собрания членов СНТ «Шарапова охота» 14.06.2014 года) задачами СНТ являются предоставление гражданам услуг водоснабжения, содержания и благоустройства земельных участков общего пользования, обеспечение приема и вывоза твердых бытовых отходов; эксплуатация, содержание и ремонт инженерных сетей дорог и другого имущества общего пользования; выполнение других мероприятий, указанных в законе и нормативно-правовых актах, в том числе в СП 53.13330.2011 «Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения» (л.д. 39-48).
Распоряжением (приказом) от 28.08.2017 года № 309 Главного государственного инспектора Серпуховского района по пожарному надзору назначено проведение плановой выездной проверки в СНТ «Шарапова Охота»в рамках осуществления федерального государственного пожарного надзора (реестровый номер функции в федеральной государственной информационной системе «Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций) № 10001495160) с целью выполнения ежегодного плана проведения плановых проверок, размещенного на официальных сайтах: Генеральной прокуратуры Российской Федерации и МЧС России в сети «Интернет». Задачами настоящей проверки являются: контроль (надзор) за соблюдением юридическим лицом требований пожарной безопасности на используемых (эксплуатируемых) объектах защиты. Предметом настоящей проверки является соблюдение обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами. Лицами, уполномоченными на проведение проверки, назначены государственный инспектор Серпуховского района по пожарному надзору Алёшин И.С., государственный инспектор Серпуховского района по пожарному надзору Ф. Срок проведения проверки: с 4 сентября по 29 сентября 2017 года. С копией распоряжения (приказа) о проведении проверки был ознакомлен председатель правления СНТ «Шарапова Охота» Илюшин Л.А. (л.д.23).
04.09.2017 года государственным инспектором Серпуховского района по пожарному надзору Алёшиным И.С. составлен акт проверки СНТ «Шарапова Охота», в котором отражены выявленные нарушения требований пожарной безопасности: 1) на наружной водопроводной сети через каждые 100 м не установлены соединительные головки для забора воды пожарными машинами; 2) на территории СНТ не установлены указатели, указывающие направление движения к местам забора воды; 3) для целей пожаротушения садоводческое некоммерческое товарищество не обеспечено переносной мотопомпой; 4) помещения поста охраны не оборудованы автономными пожарными извещателями; 5) на имеющемся водоотводе водонапорной башни не установлена соединительная головка для забора воды пожарными машинами. Председатель правления СНТ «Шарапова Охота» Илюшин Л.А. с актом проверки ознакомлен, копию акта с приложением получил 04.09.2017 года (л.д.33-36).
Государственным инспектором Серпуховского района по пожарному надзору Алёшиным И.С. вынесено предписание №309/1/1 от 04.09.2017 года, в соответствии с которым СНТ «Шарапова Охота» Илюшину Л.А. в срок до 01.08.2018 года необходимо устранить следующие нарушения требования пожарной безопасности, выявленные в ходе проверки: 1) на наружной водопроводной сети через каждые 100 м не установлены соединительные головки для забора воды пожарными машинами (На наружной водопроводной сети через каждые 100м необходимо установить соединительные головки для забора воды пожарными машинами); 2) на территории СНТ не установлены указатели, указывающие направление движения к местам забора воды (На территории СНТ установить указатели, указывающие направление движения к местам забора воды); 3) для целей пожаротушения садоводческое некоммерческое товарищество не обеспечено переносной мотопомпой (Для целей пожаротушения садоводческое некоммерческое товарищество обеспечить переносной мотопомпой. За пожарной мотопомпой, приспособленной для тушения пожаров, закрепить моториста (водителя), прошедшего специальную подготовку для работы на указанной технике); 4) помещения поста охраны не оборудованы автономными пожарными извещателями (Помещения поста охраны необходимо оборудовать автономными пожарными извещателями); 5) на имеющемся водоотводе водонапорной башни не установлена соединительная головка для забора воды пожарными машинами (На имеющемся водоотводе водонапорной башни установить соединительную головку для забора воды пожарными машинами). Председатель правления СНТ «Шарапова Охота» Илюшин Л.А. предписание №309/1/1 для исполнения получил 04.09.2017 года (л.д.30-31).
04.09.2017 года государственным инспектором Серпуховского района по пожарному надзору Алёшиным И.С. составлен протокол в отношении должностного лица – председателя СНТ «Шарапова Охота» Илюшина Л.А. о привлечении к административной ответственности по ч.1 ст.20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях за выявленные в ходе проведения проверки нарушения требований пожарной безопасности (л.д. 26-27).
Постановлением государственного инспектора Серпуховского района по пожарному надзору Алёшина И.С. от 7 сентября 2017 года должностное лицо – председатель СНТ «Шарапова Охота» Илюшин Л.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 6000 рублей.
Вышеуказанное постановление председателем правления СНТ «Шарапова Охота» Илюшиным Л.А. было обжаловано в Серпуховский городской суд. Решением судьи Серпуховского городского суда от 27 ноября 2017 года постановление от 07.09.2017 года государственного инспектора Серпуховского района по пожарному надзору Алёшина И.С. по делу об административном правонарушении в отношении Илюшина Л.А. о привлечении к административной ответственности по ч.1 ст.20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях оставлено без изменения, жалоба без удовлетворения. Данное решение вступило в законную силу 30 января 2018 года.
Приказом начальника ГУ МЧС России по Московской области №138-нс от 01.12.2014 года Алешин И.С. назначен на должность инспектора отдела надзорной деятельности по Серпуховскому району управления надзорной деятельности и профилактической работы (л.д. 19).
Согласно должностной инструкции инспектора отдела надзорной деятельности по Серпуховскому району управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Московской области инспектор осуществляет государственный пожарный надзор на территории Серпуховского муниципального района, г.о. Серпухов, г.о. Протвино, г.о. Пущино; производство по делам об административных правонарушениях; прием, регистрацию и проверку сообщений о преступлениях и иных происшествиях в соответствии с инструкцией о порядке приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях и иных происшествиях в органах ФПС МЧС России, введенной в действие Приказом МЧС РФ №270 от 02.05.2006 года; ведет учет объектов надзора; информирует органы местного самоуправления о состоянии пожарной безопасности населенных пунктов, организаций и объектов надзора на обслуживание территории; проводит работу с письмами и обращениями юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан; оказывает предприятиям, организациям и учреждениям помощь в обучении рабочих и служащих правилам пожарной безопасности (л.д. 20-21).
Статьей 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» установлено, что пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; пожаром является неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства; требованиями пожарной безопасности являются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности; нарушением требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности; меры пожарной безопасности - действия по обеспечению пожарной безопасности, в том числе по выполнению требований пожарной безопасности.
Должностные лица органов государственного пожарного надзора имеют право выдавать организациям и гражданам обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и по предотвращению угрозы возникновения пожара (абзац 10 статьи 6 Федерального закона № 69-ФЗ, подпункт «е» пункта 9 Положения о Федеральном государственном пожарном надзоре, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2012 № 290).
По смыслу вышеназванных норм следует, что предписание об устранении нарушений требований законодательства представляет собой акт должностного лица, уполномоченного на проведение государственного надзора, содержащий властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан, индивидуальных предпринимателей и организаций. Условиями для вынесения предписания являются нарушения законодательства Российской Федерации, которые к моменту выдачи такого предписания не устранены нарушителем закона самостоятельно.
В соответствии с положениями статьи 20 Закона № 69-ФЗ техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании в области пожарной безопасности.
Требования пожарной безопасности определены, в том числе Правилами Противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 № 390, которые содержат требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях обеспечения пожарной безопасности.
Основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения определены Федеральным законом от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».
В силу статей 37, 38 Федерального закона от 21.12.1994 г. N 69-ФЗ ответственность за нарушение правил пожарной безопасности несут как собственники имущества, так и лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций.
К обязанностям руководителя организации статья 37 названного закона относит обязанность соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.
Согласно пункту 1.3 Устава садоводческое некоммерческое товарищество «Шарапова Охота» является юридическим лицом, следовательно, является субъектом правоотношений по обеспечению требований пожарной безопасности.
В соответствии со ст.1 Федерального закона от 15 апреля 1998 г. N 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» к имуществу общего пользования относится имущество (в том числе земельные участки), предназначенное для обеспечения в пределах территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения потребностей членов такого некоммерческого объединения в проходе, проезде, водоснабжении и водоотведении, электроснабжении, газоснабжении, теплоснабжении, охране, организации отдыха и иных потребностей (дороги, водонапорные башни, общие ворота и заборы, котельные, детские и спортивные площадки, площадки для сбора мусора, противопожарные сооружения и тому подобное).
В соответствии с п. 5.4 СП 53.13330.2011. Свод правил. Планировка и застройка территории садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 30-02-97* земельный участок, предоставленный садоводческому, дачному объединению, состоит из земель общего пользования и земель индивидуальных участков.
К землям общего пользования относятся земли, занятые дорогами, улицами, проездами (в пределах красных линий), пожарными водоемами, а также площадками и участками объектов общего пользования (включая их санитарно-защитные зоны).
В соответствии с положениями ст.5 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности (ч.1).
Целью создания системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты является предотвращение пожара, обеспечение безопасности людей и защита имущества при пожаре (ч.2).
Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты включает в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности (ч.3).
Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в обязательном порядке должна содержать комплекс мероприятий, исключающих возможность превышения значений допустимого пожарного риска, установленного настоящим Федеральным законом, и направленных на предотвращение опасности причинения вреда третьим лицам в результате пожара (ч.4).
Статья 6 вышеназванного закона закрепляет, что пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий:
1) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом;
2) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и нормативными документами по пожарной безопасности.
Поскольку для расчета пожарного риска на территории садоводческого некоммерческого товарищества отсутствует необходимая методика, должностное лицо органа государственного пожарного надзора правомерно руководствовалось подпунктом 2 части 1 статьи 6 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», в соответствии с которым пожарная безопасность объекта проверяется на соответствие требованиям не только технических регламентов, принятым в соответствии с федеральным законом «О техническом регулировании», но и нормативным документам по пожарной безопасности, в данном случае положениям Свода правил. Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 30-02-97* (СП 53.13330.2011), в которых закреплены требования пожарной безопасности для садоводческого некоммерческого товарищества.
Суд находит несостоятельным довод представителя административного истца о неправомерности ссылки должностного лица на данный Свод правил, как не являющийся нормативным правовым актом, поскольку данный довод противоречит положениям статьи 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», которой закреплено, что требованиями пожарной безопасности являются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности, к которым относится СП 53.13330.2011, выполнение положений которого закреплено п.1.2 Устава СНТ «Шарапова Охота».
Приказом Минрегиона России от 30.12.2010 № 849 утвержден Свод правил. Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 30-02-97* (СП 53.13330.2011)
Пунктом 5.9 СП 53.13330.2011 закреплено, что садоводческие, дачные объединения, включающие до 300 садовых участков, в противопожарных целях должны иметь переносную мотопомпу; при числе участков от 301 до 1000 - прицепную мотопомпу; при числе участков более 1000 - не менее двух прицепных мотопомп.
Руководитель организации за каждой пожарной мотопомпой и техникой, приспособленной (переоборудованной) для тушения пожаров, организует закрепление моториста (водителя), прошедшего специальную подготовку для работы на указанной технике (пункт 69 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 года N 390 "О противопожарном режиме").
В соответствии с пунктом 8.5 СП 53.13330.2011 Свод правил. Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 30-02-97* территории садоводческих, дачных объединений должны быть обеспечены противопожарным водоснабжением путем подключения к наружным водопроводным сетям либо путем устройства противопожарных водоемов или резервуаров.
На наружных водопроводных сетях через каждые 100 м следует устанавливать соединительные головки для забора воды пожарными машинами.
Водонапорные башни, расположенные на территории садоводческих, дачных объединений, должны быть оборудованы устройствами (соединительными головками и т.п.) для забора воды пожарными машинами.
По согласованию с органами Государственной противопожарной службы допускается для целей пожаротушения использовать естественные источники, расположенные на расстоянии не более 200 м от территорий садоводческих, дачных объединений.
В соответствии с п.55 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 г. № 390, направление движения к пожарным гидрантам и водоемам, являющимся источником противопожарного водоснабжения, должно обозначаться указателями с четко нанесенными цифрами расстояния до их месторасположения.
Таким образом, обязательными являются требования не только о наличии источников противопожарного водоснабжения, соответствующих требованиям, закрепленным в нормативных актах, но и об установлении указателей с четко нанесенными цифрами расстояния до расположения источников противопожарного водоснабжения, что предоставляет административному истцу выбрать установку указателей в соответствии со своими финансовыми и техническими возможностями.
Согласно части 4 статьи 16.1 Федерального закона от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ «О техническом регулировании» применение стандартов и (или) сводов правил, включенных в перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований принятого технического регламента, является достаточным условием соблюдения требований соответствующего технического регламента.
Вместе с тем невключение СП 53.13330.2011в Перечень национальных стандартов не свидетельствует об отсутствии у названных правил обязательного характера. Своды правил входят в состав национальной системы стандартизации России, их применением обеспечивается соблюдение требований технического регламента о требованиях пожарной безопасности.
В соответствии с вышеприведенными положениями федерального законодательства и нормативных документов, суд приходит к выводу, что в СНТ «Шарапова Охота» пожарная безопасность считается обеспеченной при выполнении в том случае, если в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Законом № 184-ФЗ, и нормативными документами по пожарной безопасности, к которым относится Свода правил. Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 30-02-97* (СП 53.13330.2011), так как исходя из смысла положений ст.6 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», действующее законодательство под добровольностью применения сводов правил подразумевает их добровольное применение только в случае, если пожарный риск на объекте не превышает допустимых значений, установленных техническим регламентом.
Поскольку по настоящему делу расчет по оценке пожарного риска на рассматриваемом объекте не производился, то СНТ «Шарапова Охота» обязано исполнять в полном объеме все положения, установленные нормативными документами по пожарной безопасности, в том числе СП 53.13330.2011.
Поскольку административным истцом не представлено ссылок на иные технические регламенты и документы, опровергающие требования СП 53.13330.2011, то применение и исполнение его положений является обязательным, так как установленные в нем правила направлены на обеспечение противопожарной безопасности, в том числе на территории СНТ, следовательно, соответствуют целям защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного имущества, а также являются нормативными документами в области пожарной безопасности, разработаны в соответствии со ст.7 Закона № 184-ФЗ и в целях реализации Закона № 123-ФЗ.
Необходимо также учитывать тот факт, что положения п.4 ст.16.1 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» допускают несоблюдение сводов правил, которые применяются на добровольной основе, только в том случае, если выполнение требований технического регламента подтверждено другим способом. Однако административным истцом не представлено доказательств наличия источника противопожарного водоснабжения, так как в соответствии с положениями ст.62 Федерального закона № 123-ФЗ здания и сооружения, а также территории организаций и населенных пунктов должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров, в качестве которых могут использоваться естественные и искусственные водоемы, а также внутренний и наружный водопроводы (в том числе питьевые, хозяйственно-питьевые, хозяйственные и противопожарные).
СНТ «Шарапова Охота» принадлежит земельный участок, с расположенными на нем строениями и сооружениями, на котором должен быть источник противопожарного водоснабжения, так как пруд на территории сельского поселения Васильевское расположен на расстоянии более 200 метров от территории СНТ.
Непринятие административным истцом мер к устранению выявленных нарушений требований пожарной безопасности может привести к нарушению прав и законных интересов неопределенного круга лиц, причинить вред их жизни и здоровью.
Ссылка представителя истца на решение суда 2016 года несостоятельна, так как в предписании от 24 февраля 2016 года №38/1/10 инспектора ОНД по Серпуховскому району Главного управления МЧС России по Московской области ставился вопрос об устройстве противопожарного водного объекта в виде пруда.
Проверяя содержание и процедуру выдачи предписания от 4 сентября 2017 года № 309/1/1, суд приходит к выводу о соблюдении должностным лицом надзорного органа требований нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа на принятие оспариваемого решения, порядка принятия оспариваемого решения, а также установил наличие оснований для принятия оспариваемого решения, при этом противоречий между содержанием оспариваемого предписания и нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, не выявлено.
Для признания незаконными решения, действия (бездействия) должностного лица необходимо наличие совокупности двух обстоятельств: несоответствие действий требованиям законодательства и нарушение в результате этих действий прав и законных интересов истца.
Данной совокупности в рассматриваемом случае не имеется, оспариваемое предписание принято в соответствии с действующим законодательством в пределах представленных полномочий в установленном законом порядке. Каких-либо доказательств иных нарушений прав административного истца представлено не было, что свидетельствует об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Административное исковое заявление СНТ «Шарапова Охота» о признании незаконными пунктов 1, 2, 3 и 5 предписания от 4 сентября 2017 года № 309/1/1 государственного инспектора Серпуховского района по пожарному надзору – инспектора ОНД по Серпуховскому району Главного управления МЧС России по Московской области об устранении нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и по предотвращению угрозы возникновения пожара, вынесенное в отношении СНТ «Шарапова Охота», – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Серпуховский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: И.С. Фетисова
Мотивированное решение составлено 5 февраля 2018 года