Дело (УИД) № ***RS0№ ***-35
Производство № ***
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
06 октября 2022 года г. Сызрань
Сызранский городской суд Самарской области в составе председательствующего судьи О.И. Сергеевой, при секретаре ФИО1 рассмотрев в открытом судебном заседании с участием прокурора ФИО2, представителя ответчика МКУ г.о. Сызрань «Служба городского хозяйства» ФИО4, представителя ответчика Администрации г.о. Сызрань ФИО3, гражданское дело по иску прокурора <адрес> Самарской области в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному казенному учреждению городского округа Сызрань «Служба городского хозяйства», Администрации городского округа Сызрань, об обязании выделить денежные средства на проведение текущего ремонта жилых помещений, произвести текущий ремонт жилых помещений маневренного фонда,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор г. Сызрани обратился в суд с учетом уточнения требований в интересах неопределенного круга лиц к ответчикам просит обязать Администрацию г.о. Сызрань выделить денежные средства на проведение текущего ремонта жилых помещений расположенных по адресу: Сызрань, <адрес>; <адрес>; <адрес>; об обязании МКУ г.о. Сызрань «СГХ» произвести текущий ремонт жилых помещений маневренного фонда расположенных по адресу: г. Сызрань, <адрес>; <адрес>; <адрес>, Железнодорожная, <адрес>, в течении 6 месяцев с момента вступления решения в законную силу. В обоснование требований истец указал, что Прокуратурой <адрес> в рамках исполнения поручения прокуратуры Самарской области поручения прокуратуры области № *** от <дата> проведена проверка исполнения органами местного самоуправления жилищного законодательства в части своевременности обеспечения жилыми помещениями маневренного фонда нуждающихся граждан, в ходе которой выявлены нарушения законодательства. Ст. 40 Конституции РФ установлено, что каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленный законом нормами. Проверкой установлено, что Администрацией г.о. Сызрани сформирован муниципальный специализированный жилищный фонд (маневренный фонд) в количестве 48 жилых помещений общей площадью 1 021,97 кв.м. Вместе с тем, как установлено настоящей проверкой, в настоящее время на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях специализированного жилищного фонда (маневренного фонда) состоят 12 очередников, из них 4 гражданина состоят на учете с составом семьи 1 человек, 2 очередника имеют состав семьи 2 человека, 5 граждан имеют состав семьи 4 человека, 1 семья состоит на учете с составом семьи 6 человек. Из 48 жилых помещений маневренного фонда, 12 жилых помещений числятся свободными. Однако, исходя из нормы предоставления, не все свободные жилые помещения подходят очередникам по составу семьи. Таким образом, в настоящее время, имеется потребность в жилом помещении маневренного фонда жилой площадью 24 кв.м. Одновременно проверкой установлено, что состояние маневренного фонда городского округа Сызрань в настоящее время в целом удовлетворительное, но в некоторых помещениях требуется проведение косметического ремонта. В рамках реализации Постановления Администрации г.о. Сызрань от <дата> № *** «Об установлении расходного обязательства городского округа Сызрань» ремонт жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности городского округа Сызрань в 2023 году МКУ г.о. Сызрань «СГХ» будут выполнены мероприятия, направленные на выполнение работ по ремонту жилых помещений маневренного фонда, по двум адресам: г. Сызрань, <адрес>; г. Сызрань, <адрес>. Кроме того, МКУ г.о. Сызрань «СГХ» выполнены расчеты стоимости ремонтных работ по свободным жилым помещениям маневренного фонда, расположенных по следующим адресам: г. Сызрань, <адрес>; г. Сызрань, <адрес>; г. Сызрань, <адрес>. МКУ г.о. Сызрань «СГХ» осуществляет свою деятельность в рамках выделенного финансирования. Согласно информации КЖКХ Администрации г.о. Сызрань, выполнить мероприятия, направленные на выполнение работ по ремонту жилых помещений маневренного фонда, в текущем году не представляется возможным ввиду ограниченного финансирования, предусмотренного на выполнения данного вида работ. Рассмотрение вопроса выполнения работ будет возможным при выделении бюджетных средств по результатам рассмотрения на заседании постоянно действующей согласительной комиссии по доработке бюджета городского округа Сызрань на 2022 год и плановый период 2023-2024 годов. Таким образом, имеющийся маневренный фонд в настоящее время не покрывает потребности для уже состоящих на учете в качестве нуждающихся граждан и не обеспечивает соблюдение принципа равенства и эффективной реализации права на жилище, способствующие выравниванию уровня обеспеченности жилищным фондом социального использования в городском округе для лиц, могущих оказаться в трудной жизненной ситуации по причине утраты жилых помещений в результате форс-мажорных обстоятельств. По результатам проверки прокуратурой города в адрес Главы администрации г.о. Сызрань внесено представление об устранении нарушений требований жилищного законодательства.
В судебном заседании представитель истца прокурора г.о. Сызрань ФИО2 заявленные уточненные требования поддержала, сославшись на доводы, изложенные в исковом заявлении.
Представитель ответчика Администрации г.о. Сызрань ФИО3 с заявленными исковыми требованиями не согласилась по доводам, изложенным в письменных возражениях дополнив, что со стороны Администрации г.о. Сызрань обязательства по осуществлению финансирования обозначенных мероприятий исполняются. В целях проведения ремонтных работ в освободившихся муниципальных жилых помещениях муниципальное образование городской округ Сызрань предусматривает финансирование в рамках расходного обязательства г.о. Сызрань. Постановлением Администрации городского округа Сызрань от <дата> № *** (в редакции Постановлений Администрации городского округа Сызрань от <дата> № ***, от <дата> № ***, от <дата> № ***) «Об установлении расходного обязательства городского округа Сызрань» на ремонт жилых помещений вышеуказанной категории в 2021 году были предусмотрены денежные средства в размере 3 167, 51 тыс. руб., в 2022 - 1 850 000 руб. На 2023 год предусмотрены денежные средства в размере 1 850, 00 тыс. руб. на ремонт жилых помещений, по адресам: <адрес> г. Сызрань, <адрес>: <адрес>, г. Сызрань, <адрес>. Администрацией городского округа Сызрань, МКУ «СГХ» принимаются все необходимые меры, направленные на приведение жилых помещений маневренного фонда в нормативное состояние.
Представитель ответчика МКУ г.о. Сызрань «СГХ» ФИО4, представитель третьего лица КЖКХ Администрации г.о. Сызрань ФИО5 в судебном заседании относительно заявленных требований возражали, поддержали доводы представителя Администрации г.о. Сызрань.
Третье лицо финансовое управление Администрации г.о. Сызрань в судебное заседание своего представителя не направило, причин не явки суду не сообщило.
Изучив материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Статьей 40 Конституции Российской Федерации установлено, что каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленный законом нормами.
В соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от <дата> № 131-ФЗ вопросы обеспечения граждан жилыми помещениями относятся к компетенции органов местного самоуправления.
Согласно п. 6 ст. 16 Федерального закона от <дата> № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся обеспечение проживающих в муниципальном, городском округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся предоставление в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда.
Судом установлено, что Прокуратурой <адрес> в рамках исполнения поручения прокуратуры Самарской области поручения прокуратуры области № *** от <дата> проведена проверка исполнения органами местного самоуправления жилищного законодательства в части своевременности обеспечения жилыми помещениями маневренного фонда нуждающихся граждан, в ходе которой выявлены нарушения законодательства.
Проверкой установлено, что Администрацией г.о. Сызрани сформирован муниципальный специализированный жилищный фонд (маневренный фонд) в количестве 48 жилых помещений общей площадью 1021,97 кв.м.
В настоящее время на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях специализированного жилищного фонда (маневренного фонда) состоят 12 очередников, из них 4 гражданина состоят на учете с составом семьи 1 человек, 2 очередника имеют состав семьи 2 человека, 5 граждан имеют состав семьи 4 человека, 1 семья состоит на учете с составом семьи 6 человек.
Согласно статье 106 ЖК РФ, жилые помещения маневренного фонда предоставляются из расчета не менее 6 квадратных метров жилой площади на одного человека.
Из 48 жилых помещений маневренного фонда, 12 жилых помещений числятся свободными. Однако, исходя из нормы предоставления, не все свободные жилые помещения подходят очередникам по составу семьи. Таким образом, в настоящее время, имеется потребность в жилом помещении маневренного фонда жилой площадью 24 кв.м.
Одновременно проверкой установлено, что состояние маневренного фонда городского округа Сызрань в настоящее время в целом удовлетворительное, но в некоторых помещениях требуется проведение косметического ремонта.
В соответствии со ст. 16 Федерального закона от <дата> №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится, в том числе обеспечение проживающих в муниципальном, городском округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от <дата> №131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения местного самоуправления городских округов могут создавать муниципальные учреждения, осуществлять финансовое обеспечение деятельности муниципальных казенных учреждений и финансовое обеспечение выполнения муниципального здания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями.
Согласно п. 1 ст. 123.21 ГК РФ учреждением признается унитарная некоммерческая организация, с собственником для осуществления управленческих, социально-культурных и иных функций некоммерческого характера.
В силу п. 2 указанной статьи учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное учреждение, муниципальное учреждение).
Государственное или муниципальное учреждение может быть к бюджетным или автономным учреждением (п. 1 ст. 123.22 ГК РФ).
В соответствии со ст. 6 БК РФ казенным учреждением является государственное (муниципальное) учреждением осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы. (Постановление Верховного Суда РФ от <дата> № ***-АД17-6).
С целью реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий органов местного самоуправления в сфере жилищно-коммунального хозяйства на территории городского округа Сызрань создано МКУ городского округа «Служба городского хозяйства». МКУ «СГХ» осуществляет свою деятельность на основании утвержденного Постановлением Администрации городского округа Сызрань от <дата>.
В соответствии с пунктом 2.3.9. Устава МКУ «СГХ» осуществляет полномочия по содержанию и обеспечению сохранности имущества муниципальной казны городского округа Сызрань в рамках выделенных бюджетных средств.
Бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств в отношении учреждения, как установлено пунктом 1.15 Устава, а также контроль за деятельностью данного Учреждения, согласно пункту 1.17 Устава осуществляет Комитет жилищно-коммунального хозяйства Администрации городского округа Сызрань.
Администрация городского округа Сызрань имеет обязательства по осуществлению финансирования обозначенных мероприятий, в соответствии с утвержденным Думой городского округа Сызрань бюджетом городского округа.
В целях проведения ремонтных работ в освободившихся муниципальных жилых помещениях муниципальное образование городской округ Сызрань предусматривает финансирование в рамках расходного обязательства городского округа Сызрань.
Постановлением Администрации городского округа Сызрань от <дата> № *** « О внесении изменений в Постановление Администрации городского округа Сызрань от <дата> № *** «Об установлении расходного обязательства городского округа Сызрань» внесены изменения в части суммы выделения для ремонтных работ « в 2022 г. в размере 596,93 руб., заменено словами 937,26 руб., а также изложен в новой редакции список жилых помещений, подлежащих ремонту.
По результатам проверки прокуратурой города в адрес Главы администрации г.о. Сызрань внесено представление об устранении нарушений требований жилищного законодательства.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что в целях восстановления нарушенных прав граждан и во исполнение действующего жилищного законодательства следует обязать МКУ г.о. Сызрань «Служба городского хозяйства» произвести текущий ремонт жилых помещений маневренного фонда расположенных по адресу г. Сызрань, <адрес>; <адрес>; <адрес>, Железнодорожная, <адрес>, администрацию городского округа Сызрань обязать выделить денежные средства на проведение текущего ремонта указанных жилых помещений.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования прокурора <адрес> Самарской области в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.
Обязать Администрацию городского округа Сызрань, * * * денежные средства на проведение текущего ремонта жилых помещений, расположенных по адресу: Сызрань, <адрес>; <адрес>; <адрес>, в течении трех месяцев с момента вступления решения в законную силу.
Обязать Муниципальное казенное учреждение г.о. Сызрань «Служба городского хозяйства* * * в течение 6 (шести) месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, произвести текущий ремонт жилых помещений маневренного фонда расположенных по адресу: г. Сызрань, <адрес>; <адрес>; <адрес>, Железнодорожная, <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Сызранский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: О.И. Сергеева
Решение в окончательной форме принято 13.10.2022г.
Судья: О.И. Сергеева