Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
19 сентября 2018 года г.Самара
Самарский областной суд в составе:
председательствующего судьи Непопалова Г.Г.,
при секретаре Арсеньевой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-1484/2018 по административному исковому заявлению Чураева О.В. и Киселева Ю.В. к Правительству Самарской области и Управлению Росреестра по Самарской области об установлении кадастровой стоимости нежилых помещений в размере равном их рыночной стоимости,
У С Т А Н О В И Л :
Административные истцы обратились в Самарский областной суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости нежилых помещений в размере равном их рыночной стоимости, мотивируя тем, что Чураеву О.В. на праве собственности принадлежит нежилое помещение с кадастровым номером №, площадью 216,1 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>, Киселев Ю.В. является собственником нежилого помещения с кадастровым номером №, площадью 1 533 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>.
Кадастровая стоимость указанных выше объектов недвижимости установлена по состоянию на 21 февраля 2018 года и составляет:
- в отношении нежилого помещения с кадастровым номером № – 6 711 957 рублей 95 копеек;
- в отношении нежилого помещения с кадастровым номером № – 47 614 213 рублей 50 копеек.
Административные истцы не согласны с указанной выше кадастровой стоимостью объектов недвижимости, считают ее завышенной и не соответствующей действительной рыночной стоимости, чем нарушаются права и затрагиваются их интересы, как плательщиков налога на имущество.
Согласно отчету об оценке от 28 августа 2018 года № 2018 ОКС/08-11, подготовленному оценщиком ООО «Центр Экспертизы и Оценки», рыночная стоимость объектов капитального строительства по состоянию на 21 февраля 2018 года составляет:
- в отношении нежилого помещения с кадастровым номером № – 3 487 233 рубля;
- в отношении нежилого помещения с кадастровым номером № – 24 738 210 рублей.
При таких обстоятельствах, Чураев О.В. и Киселев Ю.В. полагают, что имеются предусмотренные законом основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости принадлежащих им объектов недвижимости в судебном порядке.
На основании изложенного, административные истцы просят суд:
- установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером №, площадью 216,1 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 21 февраля 2018 года в размере 3 487 233 рубля;
- установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером №, площадью 1 533 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 21 февраля 2018 года в размере 24 738 210 рублей.
В судебном заседании представители административных истцов Будакова Е.А. и Блохина Н.С., действующие на основании доверенности от 10 августа 2018 года № и от 17 марта 2017 года №, административный иск поддержали, сославшись на доводы, изложенные выше.
Представители Правительства Самарской области, Управления Росреестра по Самарской области, Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области, Министерства имущественных отношений Самарской области и Администрации городского округа Тольятти Самарской области в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены, об уважительных причинах неявки суд не уведомили, об отложении судебного заседания не просили, в связи с чем, в соответствии с положениями статей 150 и 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд определил рассмотреть дело без их участия.
Представитель Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области направил в адрес суда письменные пояснения, в которых оставил разрешение заявленных требований на усмотрение суда.
Иные участвующие в деле лица письменных возражений в адрес суда не направили.
Суд, заслушав объяснения представителей административных истцов, проверив дело, полагает административный иск Чураева О.В. и Киселева Ю.В. к Правительству Самарской области и Управлению Росреестра по Самарской области об установлении кадастровой стоимости нежилых помещений в размере равном их рыночной стоимости обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с положениями части 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Из материалов дела следует, что Чураеву О.В. на праве собственности принадлежит нежилое помещение с кадастровым номером №, площадью 216,1 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>, что подтверждается договором купли-продажи объектов недвижимости от 25 июля 2018 года, а также выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 31 июля 2018 года.
Киселеву Ю.В. на праве собственности принадлежит нежилое помещение с кадастровым номером №, площадью 1 533 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>, что подтверждается договором дарения от 25 июля 2018 года, а также выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 31 июля 2018 года.
Кадастровая стоимость оспариваемых объектов недвижимости определена в соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 14 марта 2012 года № 118 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории Самарской области» и по состоянию на 21 февраля 2018 года составляет:
- в отношении нежилого помещения с кадастровым номером № – 6 711 957 рублей 95 копеек;
- в отношении нежилого помещения с кадастровым номером № – 47 614 213 рублей 50 копеек.
Административные истцы, будучи собственниками спорных объектов недвижимости, являются плательщиками налога на имущество физических лиц, зачисляемого в бюджет городского округа Тольятти. Налоговой базой для исчисления налога на имущество физических лиц является кадастровая стоимость объекта недвижимости.
Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзацы первый и второй статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, статьи 373, 388, 400 НК РФ).
Таким образом, административные истцы, являясь собственниками указанных выше нежилых помещений, имеют законный интерес в установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их действительной рыночной стоимости.
Согласно статье 24.18 Федерального закона Российской Федерации от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в суде или комиссии, в случае если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц.
Для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
Не согласившись с кадастровой стоимостью нежилых помещений, Чураев О.В. и Киселев Ю.В. 3 сентября 2018 года обратились в суд с заявленными требованиями, рассматриваемыми в рамках данного административного дела.
Ввиду этого обращение административных истцов в суд с заявлением об установлении кадастровой стоимости нежилых помещений равной их рыночной стоимости по состоянию на 21 февраля 2018 года, то есть на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, в полной мере согласуется с положениями пункта 2 статьи 375 и статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, статей 11, 12, 24.15 и 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», в силу которых федеральный законодатель, вводя для целей налогообложения государственную кадастровую оценку объектов недвижимости, одновременно не исключает установление их кадастровой стоимости, равной рыночной стоимости.
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в частности, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Административными истцами в обоснование своих требований представлен отчет об оценке от 28 августа 2018 года № 2018 ОКС/08-11, подготовленный оценщиком ООО «Центр Экспертизы и Оценки», из которого усматривается, что объектами оценки являлись нежилые помещения с кадастровыми номерами № и №, итоговая величина рыночной стоимости которых по состоянию на 21 февраля 2018 года составляет:
- в отношении нежилого помещения с кадастровым номером № – 3 487 233 рубля;
- в отношении нежилого помещения с кадастровым номером № – 24 738 210 рублей.
Исследовав отчет об оценке, суд приходит к выводу о том, что он соответствует требованиям федерального законодательства об оценочной деятельности, федеральным стандартам оценки.
В силу части 1 статьи 3 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», для целей настоящего Федерального закона под оценочной деятельностью понимается профессиональная деятельность субъектов оценочной деятельности, направленная на установление в отношении объектов оценки рыночной, кадастровой, ликвидационной, инвестиционной или иной предусмотренной федеральными стандартами оценки стоимости.
На основании статьи 11 указанного Федерального закона, итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчет об оценке объекта оценки (далее также – отчет).
Отчет составляется на бумажном носителе и (или) в форме электронного документа в соответствии с требованиями федеральных стандартов оценки, нормативных правовых актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
Отчет не должен допускать неоднозначное толкование или вводить в заблуждение. В отчете в обязательном порядке указываются дата проведения оценки объекта недвижимости, используемые стандарты оценки, цели и задачи проведения оценки объекта, а также иные сведения, необходимые для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки, отраженных в отчете.
Согласно статье 12 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
В соответствии с требованиями статьи 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», оценка выполнена на дату определения кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости, а именно по состоянию на 21 февраля 2018 года.
Давая оценку исследованным доказательствам, суд полагает, что приведенные в отчете об оценке выводы оценщика не допускают их неоднозначного толкования, исходные данные и расчеты не вводят в заблуждение. Профессиональное суждение оценщика относительно рыночной стоимости объектов оценки полностью подтверждается собранной информацией и приведенными расчетами. Итоговое суждение о величине рыночной стоимости объектов недвижимости основано на полном и объективном анализе ценностных характеристик и расчетных показателей стоимости, что в полной мере согласуется с требованиями федеральных стандартов оценки. Полномочия, компетенция и квалификация оценщика подтверждены приложенными к Отчету об оценке документами.
С учетом изложенного, оснований полагать, что представленный административным истцом отчет об оценке не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности и требованиям федеральных стандартов оценки, у суда не имеется.
Доказательств, опровергающих заявленную рыночную стоимость нежилых помещений с кадастровыми номерами № и №, содержащих сведения об иной их рыночной стоимости, административными ответчиками и заинтересованными лицами не представлено, ходатайств о назначении судебной экспертизы не заявлено. Правовые основания для назначения судебной оценочной экспертизы по инициативе суда отсутствуют.
С учетом изложенного, суд полагает возможным принять отчет об оценке от 28 августа 2018 года № 2018 ОКС/08-11, подготовленный оценщиком ООО «Центр Экспертизы и Оценки», в качестве надлежащего доказательства, подтверждающего величину рыночной стоимости нежилых помещений с кадастровыми номерами № и № по состоянию на 21 февраля 2018 года, и положить в основу судебного решения по настоящему административному делу выводы указанного отчета.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что требования административных истцов подлежат удовлетворению.
Согласно статье 24.20 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.
Из материалов настоящего административного дела следует, что датой обращения Чураева О.В. и Киселева Ю.В. в суд является 3 сентября 2018 года, что подлежит указанию в резолютивной части настоящего решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 249 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Административный иск Чураева О.В. и Киселева Ю.В. к Правительству Самарской области и Управлению Росреестра по Самарской области об установлении кадастровой стоимости нежилых помещений в размере равном их рыночной стоимости удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером №, площадью 216,1 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 21 февраля 2018 года в размере 3 487 233 рубля.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером №, площадью 1 533 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 21 февраля 2018 года в размере 24 738 210 рублей.
Датой подачи Чураевым О.В. и Киселевым Ю.В. заявления в суд считать 3 сентября 2018 года.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Самарского областного суда в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 20 сентября 2018 года.
Председательствующий: Непопалов Г.Г.