апелляционное дело №33-3203/2022 УИД 21RS0024-01-2022-000821-09
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
7 сентября 2022 года г.Чебоксары
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе председательствующего Степановой Э.А.,
судей Карачкиной Ю.Г., Филимоновой И.В.
при секретаре судебного заседания Молоковой А.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело по иску Ивановой Татьяны Игоревны к администрации Калининского района г.Чебоксары Чувашской Республики о возложении обязанности включить в список лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, поступившее по апелляционной жалобе представителя Ивановой Т.И. – Иванова П.В. на решение Калининского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 18 мая 2022 года.
Заслушав доклад председательствующего, судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Иванова Т.И. посредством своего представителя Иванова П.В. обратилась в суд с иском к администрации Калининского района г.Чебоксары о возложении обязанности включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилым помещением.
Требование обосновано тем, что истица относилась к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку ее родители лишены родительских прав на основании заочного решения Калининского районного суда г.Чебоксары от 20.12.2001, в настоящее время она зарегистрирована по адресу: <адрес>, фактически проживает по адресу: <адрес>, жилого помещения на праве собственности либо по договору найма не имеет. Иванова Т.И. неоднократно обращалась в администрацию Калининского района г.Чебоксары с заявлениям о постановке на учет, включении в список лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению благоустроенными жилыми помещениями, в том числе с заявлением от 21.12.2021. 13 января 2022 года ответчиком отказано во включении истца в указанный список в связи с достижением ею 23-летнего возраста и утраты права на предоставление меры социальной поддержки. В возрасте четырнадцати лет истица была определена в школу-интернат, до достижения ею 18 лет, а также впоследующем органами опеки и попечительства не принимались меры в целях контроля по обеспечению истца жильем, своевременно она не обратилась с заявлением о включении ее в список детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, так как не была осведомлена о наличии у нее такого права, полагая, что не относится к этой категории лиц. Кроме того, необращение с соответствующим заявлением было обусловлено стечением определенных жизненных обстоятельств, препятствующих реализации данного права, поскольку в периоды с 05.03.2007 по 31.03.2009, с 10.02.2012 по 06.10.2014 она отбывала наказание в местах лишения свободы. Сам по себе тот факт, что в период нахождения истца на государственном обеспечении в государственных учреждениях законные представители истца не обращались в уполномоченные органы с заявлениями об обеспечении его жилым помещением, не может быть поставлен в вину истцу и не должен ограничивать право последнего на жилище, гарантированное законом.
В суде первой инстанции истец Иванова Т.И. и ее представитель Иванов П.В. поддержали исковые требования в полном объеме.
Представитель ответчика администрации Калининского района г.Чебоксары Иванова Н.М. исковых требований не признала.
Третье лицо администрация г.Чебоксары, привлеченное к участию в деле определением судьи от 29.03.2022, представителя в суд не направило.
Решением Калининского районного суда г.Чебоксары от 18 мая 2022 года в удовлетворении исковых требований Ивановой Т.И. отказано.
В апелляционной жалобе представитель Ивановой Т.И. – Иванов П.В. ставит вопрос об отмене решения в связи с наличием оснований, предусмотренных ст.330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. В обоснование указывает, что отсутствие лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им вне очереди жилого помещения; судом не учтено, что в период до достижения истцом совершеннолетнего возраста, а также после органами опеки и попечительства не принималось каких-либо мер в целях контроля по обеспечению истца жильем, указанные органы своевременно не разъяснили весь комплекс предусмотренных законом мер по социальной защите прав детей, оставшихся без попечения родителей, и не приняли каких-либо мер по включению или содействию включению истца в указанный список. Отмечает, что реализации жилищных прав Ивановой Т.И. препятствовало стечение жизненных обстоятельств, тем более, она не была осведомлена о наличии у нее права на получение жилого помещения, в 2009 году уполномоченный орган по надуманным предлогам отказал в регистрации соответствующего заявления истца вместо принятия заявления и оказания помощи в подготовке такого заявления, разъяснив истцу необходимость представления документов. Действительно, в 2010 году брат истца реализовал свое право на обеспечение жилым помещением, однако, истец с братом фактически не общается, узнала о данном факте значительно позднее. Бездействие уполномоченных органов в реализации жилищных прав подтверждается тем, что после лишения родительских прав родителей за истцом закреплено помещение по адресу: <адрес>, где на тот момент проживали лишенные родительских прав отец и мать, и где площадь помещения составляла величину менее учетной нормы на человека. Отмечает, что ответы администрации Калининского района г.Чебоксары от 13.11.2020 и 24.11.2021 об отказе истцу во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, незаконны, они не содержат указаний на конкретные сведения, которые подлежат уточнению, разъяснений права на обжалование в судебном порядке отказа во включении список. Полагает, что обстоятельства ненадлежащего выполнения уполномоченным органом возложенных на него функций и полномочий остались судом неисследованными, вывод суда об отсутствии уважительных причин нереализации истцом своего права на обеспечение жилым помещением является преждевременным.
На заседание суда апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела, не явились, представитель истца Ивановой Т.И. – Иванов П.В. обратился с заявлением о рассмотрении апелляционной жалобы без его участия. Представитель администрации Калининского района г.Чебоксары также просил о рассмотрении дела в их отсутствие, отказав в удовлетворении доводов апелляционной жалобы.
Учитывая, что в материалах дела имеются доказательства заблаговременного надлежащего извещения неявившихся участников процесса о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции, в том числе путем публикации извещения на официальном сайте суда апелляционной инстанции, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Согласно ч.1 и ч.3 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, а вне зависимости от них проверяет наличие предусмотренных ч.4 ст.330 ГПК РФ оснований для отмены решения во всяком случае.
Последних в настоящем деле судебная коллегия не обнаружила, а в остальном приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Иванова Т.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, так как ее мать ФИО1 и отец ФИО2 заочным решением Калининского районного суда <адрес> от 20 декабря 2001 года лишены родительских прав в отношении несовершеннолетних детей Ивановой Т.И. и ФИО3
Постановлением главы администрации Калининского района г.Чебоксары от 26.09.2001 № постановлено ходатайствовать перед Министерством образования Чувашской Республики об определении малолетней Ивановой Т.И. в школу-интернат; за Ивановой Т.И. закреплено право на проживание в <адрес>.
Согласно сведениями, представленным информационным центром <данные изъяты>, Иванова Т.И. находилась в местах лишения свободы в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д.19, 20, 47).
Из ответа <данные изъяты> от 05.05.2022 № следует, что Иванова Т.И. поступила в <данные изъяты> на основании путевки от 28.09.2001 №. 5 августа 2003 года прибыла в <данные изъяты> для отбывании наказания в виде лишения свободы (находилась до ДД.ММ.ГГГГ). После освобождения из мест отбывания наказания и до ДД.ММ.ГГГГ сведений о дальнейшей судьбе Ивановой Т.И. в личном деле не имеется. 24 марта 2005 года Иванова Т.И. написала объяснительную, что планирует поступить в вечернюю школу и отказывается ехать в детский дом. Сведений о дальнейшей ее судьбе в личном деле не имеется (л.д.88).
24 марта 2005 года Иванова Т.И. письменно отказалась ехать в <данные изъяты>, ссылаясь на то, что ей там не нравится, в объяснительной указала о том, что планирует устроиться в вечернюю школу (л.д.91).
8 сентября 2015 года Иванова Т.И. обратилась в администрацию Калининского района г.Чебоксары с заявлением о включении ее в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением. 22 сентября 2015 года администрацией Калининского района г.Чебоксары Ивановой Т.И. сообщено об отказе в удовлетворении ее заявления в связи с достижением 23-летнего возраста (л.д.14).
15 октября 2020 года Иванова Т.И. вновь обратилась с заявлением о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением. 13 ноября 2020 года администрацией Калининского района г.Чебоксары сообщено о том, что для принятия окончательного решения о постановке (либо отказе в постановке) на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении специализированного жилищного фонда ей необходимо обратиться в отдел охраны детства администрации Калининского района г.Чебоксары с заявлением по установленной форме, предоставив все необходимые документы (л.д.35, 51-53).
13 января 2022 года администрацией Калининского района г.Чебоксары Ивановой Т.И. было отказано во включении список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением в связи с достижением 23-летнего возраста (на день обращения исполнилось 35 лет) (л.д.12, 13).
По сведениям <данные изъяты>, за Ивановой Т.И. жилых помещений не зарегистрировано (л.л.46).
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь ч.1 ст.109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, ст.ст.1, 8 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», исходил из того, что Иванова Т.И. до достижения 23-летнего возраста с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении или о включении ее в соответствующий список не обращалась, о праве на обращение с заявлением на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений ей достоверно было известно, доказательств исключительных причин, препятствовавших ее обращению в компетентный орган по вопросу поставки на учет, не представлено, истица без уважительных причин не реализовала право на обеспечение жилым помещением как лицо, относящееся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в настоящее время не сохранила право на однократное предоставление благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, в связи с чем пришел к выводу о необходимости отказа в удовлетворении исковых требований.
Указанные выводы суда первой инстанции соответствуют обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
В ч.3 ст.40 Конституции Российской Федерации закреплена обязанность государства обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
В соответствии с ч.1 ст.109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.
В силу ст.1 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Согласно п.1 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абз.1 п.1, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абз.1 настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
В Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 ноября 2013 года, разъяснено, что дополнительные гарантии по социальной поддержке, установленные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ, в том числе и на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма, распространялись на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими возраста 23 лет.
Однако предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.
Жилищное законодательство Российской Федерации в части, касающейся предоставления жилых помещений по договору социального найма (как в порядке очередности, так и во внеочередном порядке), также базируется на заявительном характере учета лиц, нуждающихся в обеспечении жильем. Факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, иным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, последующую реализацию права на предоставление жилого помещения по договору социального найма.
Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
Вместе с тем отсутствие указанных лиц на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им вне очереди жилого помещения, необходимо выяснять причины, в силу которых истец своевременно не встал (не был поставлен) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. В случае признания таких причин уважительными суды удовлетворяли требование истца об обеспечении его вне очереди жилым помещением по договору социального найма.
Аналогичные разъяснения содержатся и в п.3 Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 23 декабря 2020 года, согласно которому при разрешении судами споров, связанных с возложением обязанности на уполномоченный орган включить в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 23 лет, которые имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, однако в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до достижения ими возраста 23 лет, необходимо установить причины, по которым указанные лица не были поставлены на такой учет.
Из приведенных положений законодательства с учетом их разъяснений следует, что включение в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа, подлежащих обеспечению жилым помещением, по достижении ими возраста 18 лет носит заявительный характер и должно быть реализовано заинтересованным лицом, а именно самим гражданином, которому положена соответствующая социальная гарантия. А по достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
Иванова Т.И. - ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Однозначно установлено, что с заявлением о включении ее в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением, Иванова Т.И. обратилась в орган местного самоуправления лишь 8 сентября 2015 года (по достижении 27 лет). До достижения 23 лет (до 25 декабря 2010 года) истца с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении или о включении ее в соответствующий список не обращалась.
Учитывая, что по достижении совершеннолетия и до 23-летнего возраста Иванова Т.И. имела реальную возможность самостоятельно обратиться с заявлением в компетентные органы с целью реализации своих жилищных прав, при этом материалы дела не содержат данных о наличии уважительных причин, обстоятельств, объективно препятствовавших Ивановой Т.И. своевременно, до достижения возраста 23 лет, обратиться в установленном законом порядке с заявлением в уполномоченный орган по вопросу постановки на учет для предоставления жилья, до 2015 года должным образом реализовать данное право она не пыталась, не имелось оснований для включения в список и обеспечения ее жилым помещением из специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договору найма специализированных жилых помещений.
Из пояснений истца следует, что в 2009 году она в устном порядке обратилась в администрацию Калининского района г.Чебоксары, ей было разъяснено о необходимости представления для постановки на учет документов из <данные изъяты>.
Оценивая указанные доводы, судебная коллегия находит, что доказательств, отвечающих требованиям ст.67 ГПК РФ с точки зрения относимости и допустимости, в подтверждение того, что именно в 2009 году Иванова Т.И. обращалась в орган местного самоуправления с целью реализации жилищных прав, не имеется. Представитель ответчика в суде первой инстанции также пояснил, что каких-либо письменные документы в подтверждение обращения истицы в администрацию Калининского района г.Чебоксары до 2010 года отсутствует. Соответственно, судебная коллегия находит, что каких-либо доказательств в подтверждение того, что истец до достижения возраста 23 лет предпринимала попытки встать на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, но не была поставлена на учет из-за отсутствия всех необходимых документов, не имеется.
Тем не менее, принимая во внимание доводы истца о том, что в 2010 году ей стало известно о сборе братом документов для предоставления жилого помещения, брату в 2010 или 2011 году на основании решения суда была представлена квартира, следует признать, что истице достоверно было известно о наличии у нее на тот момент права на меры социальной поддержки, однако таким правом истица своевременно не воспользовалась, с заявлением о постановке она обратилась лишь после того, как это право ею было утрачено.
Утверждение апеллянта о ненадлежащем исполнении органами опеки и попечительства, своевременно не поставившими ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, своих обязанностей, судебная коллегия находит несостоятельным, поскольку доказательств того, что Иванова Т.И. обращалась в органы опеки и попечительства, в органы местного самоуправления после достижения ею 18-летнего возраста и до достижения 23-летнего возраста за разъяснением по вопросу предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилого помещения и ей было отказано в этом, а также обращения с соответствующими заявлениями, в удовлетворении которых было отказано, не представлено.
Судебная коллегия находит, что каких-либо обстоятельств, объективно препятствовавших Ивановой Т.И. своевременно обратиться в компетентный орган с заявлением о постановке на учет с целью предоставления благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда не имеется. Являясь дееспособной, не являясь инвалидом, не имея ограничений по распоряжению собственными правомочиями, истица имела возможность обратиться за судебной защитой предполагаемого нарушения ее жилищных прав ранее достижения 23-летнего возраста, однако в отсутствие объективных препятствий, своевременно этого не сделала.
Частью 2 статьи 145 Семейного кодекса Российской Федерации установлено, что опека устанавливается над детьми, не достигшими возраста четырнадцати лет; попечительство устанавливается над детьми в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет.
В Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 ноября 2013 года, разъяснено, что к уважительным причинам несвоевременной постановки детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей на учет нуждающихся в жилом помещении, могут быть также отнесены ненадлежащее выполнение обязанностей по защите прав этих лиц в тот период, когда они были несовершеннолетними, их опекунами, попечителями, органами опеки и попечительства, образовательными и иными учреждениями, в которых обучались и (или) воспитывались истцы.
Установлено, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Иванова Т.И. находилась в местах лишения свободы.
На взгляд судебной коллегии, сам по себе факт нахождения в вышеуказанные периоды в местах лишения свободы не может рассматриваться как уважительная причина, объективно препятствовавшая истице своевременно обратиться с заявлением о постановке на учет для предоставления жилого помещения специализированного жилищного фонда, поскольку, даже находясь в местах лишения свободы, истица имела возможность обратиться с заявлением о принятии ее на учет для целей предоставления жилого помещения государственного специализированного жилищного фонда, но этого не сделала. Срок содержания в местах лишения свободы не являлся непрерывным, как на момент достижения совершеннолетнего возраста, так и на момент достижения 23-летнего возраста истица находилась на свободе и имела реальную возможность самостоятельно обратиться с заявлением о постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в целях предоставления жилого помещения специализированного жилищного фонда. Однако с таким заявлением истица обратилась лишь в 2015 году по прошествии значительного промежутка времени (по достижении 27 лет).
Не представлено и доказательств, что компетентные органы не осуществили возложенные на них Федеральным законом от 24 апреля 2008 года №48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» полномочия по принятию мер для реализации жилищных прав истицы. Истица по своему усмотрению отказалась после освобождения из мест лишения свободы возвращаться с <данные изъяты>, о чем свидетельствует ее письменное заявление от 24.03.2005 (л.д.91), и в указанное учреждение не возвращалась. Тем более, включение в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, носит заявительный характер, должно быть реализовано заинтересованным лицом, а именно самим гражданином, которому положена соответствующая социальная гарантия.
По достижении совершеннолетия Иванова Т.И., обладая сведениями о предоставлении такой меры социальной поддержки ее брату, могла самостоятельно реализовать свои права по обеспечению жилым помещением. Однако по поводу реализации своих жилищных прав самостоятельно ни в орган опеки и попечительства, ни в орган местного самоуправления своевременно не обращалась.
При изложенном судебная коллегия соглашается с выводом суда об отсутствии доказательств наличия объективных уважительных причин, препятствовавших своевременному обращению в компетентный орган по вопросу постановки на учет в качестве лица, имеющего предусмотренное законом право на обеспечение жилым помещением, в связи с чем оставляет апелляционную жалобу стороны истца без удовлетворения.
Руководствуясь ст.ст.328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а :
решение Калининского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 18 мая 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Ивановой Татьяны Игоревны – Иванова Павла Валериановича - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение трех месяцев в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г.Самара) через суд первой инстанции.
Председательствующий Э.А. Степанова
Судьи: Ю.Г. Карачкина
И.В. Филимонова
Мотивированное апелляционное определение составлено 9 сентября 2022 года.