Дело № 2-2217/2017 г.
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С КО Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
13 апреля 2017 года г. Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия
в составе:
председательствующего судьи Емельяновой Е.Б.
при секретаре Плечкиной К.В.
с участием истца Серегина А.А.; представителя ответчика Пошариной Д.Н., действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Серегина А.А, к ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Петрозаводске Республики Карелия (межрайонное) о включении периода работы в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости,
установил:
Истец Серегин А.А. обратился в суд с иском к ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Петрозаводске Республики Карелия (межрайонное) о включении периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в трудовой стаж, мотивируя требование тем, что ответчиком было отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости по причине недостаточности стажа работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера. Истец считает действия пенсионного органа незаконными, ущемляющими его право на пенсионное обеспечение, поскольку спорный период подтверждается трудовой книжкой.
В судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ истец Серегин А.А, увеличил размер исковых требований и просил включить спорный период в стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера.
Истец Серегин А.А. в судебном заседании иск поддержал.
Представитель ответчика в судебном заседании иск не признал, указывая на то, что спорный период не подлежит включению в стаж, поскольку истец в спорный период являлся иностранным гражданином, временно пребывающим на территории Российской Федерации.
Представитель третьего лица в суд не явился; третье лицо о дне рассмотрения дела извещено надлежащим образом, правовой позиции по существу заявленного требования не представило.
Выслушав объяснения, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с п.п.6 п.1 ст.32 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Закон) досрочная страховая пенсия по старости назначается мужчинам по достижении 55 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж не менее 25 лет. Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, трудовая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного ст.8 Закона (для мужчин – 60 лет), на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах.
Аналогичная правовая норма действовала до 01.01.2015 г. (п.п.6 п.1 ст.28 Федерального закона «О трудовых пенсиях»).
Согласно п.1 ст.14 Закона стаж до регистрации застрахованного лица в органах Пенсионного Фонда подтверждается на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами. Пунктом 2 ст.14 Закона установлено, что при подсчете страхового стажа периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются на основании сведений индивидуального персонифицированного) учета.
Из представленных документов следует, что истец Серегин А.А. ДД.ММ.ГГГГ обратился в пенсионный орган за назначением досрочно страховой пенсии по старости.
Решением пенсионного органа от ДД.ММ.ГГГГ истцу было отказано в досрочном назначении пенсии по старости, в связи с недостаточностью стажа работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.
При этом, пенсионным органом при решении вопроса о досрочном назначении пенсии, не был включен в страховой стаж и стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, т.к. в указанный период истец имел статус временно пребывающего на территории Российской Федерации иностранного гражданина.
Из представленных доказательств следует, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец работал в ООО «ПСК «Строитель»; в период работы в ООО «ПСК «Строитель» истец являлся гражданином <данные изъяты>.
На момент возникновения указанных правоотношений сторон государственное регулирование обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации осуществлялось Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (в редакции, действовавшей до 1 января 2012 г.) (далее – Закон о страховании), статьей 1 которого определено правовое положение субъектов обязательного пенсионного страхования, основания возникновения и порядок осуществления их прав и обязанностей, ответственность субъектов обязательного пенсионного страхования.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 6 Закона о страховании страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе организации, индивидуальные предприниматели, физические лица.
В соответствии с абзацами третьим и четвертым пункта 2 статьи 14 Закона о страховании страхователи обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный Фонд; представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
Пунктом 1 статьи 7 Закона о страховании в редакции, действовавшей до 01 января 2005 г. было установлено, что застрахованными лицами являлись граждане Российской Федерации, а также проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства. С 01 января 2005 г. вступили изменения, внесенные в п.1 ст.7 Закона о страховании, которыми было предусмотрено, что застрахованными лицами являлись граждане Российской Федерации, а также постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства.
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации до 25 июля 2002 г. регулировалось Законом СССР от 24 июня 1981 г. № 5152-X «О правовом положении иностранных граждан в СССР» и в соответствии со статьей 5 данного Закона определялось в двух видах: иностранные граждане, постоянно проживающие в СССР, и временно пребывающие иностранные граждане.
Постоянно проживающие в СССР иностранные граждане - это те иностранные граждане, которые имели на то разрешение и вид на жительство, выданные органами внутренних дел.
Иностранные граждане, находившиеся в СССР на ином законном основании, считались временно пребывающими в СССР.
С 25 июля 2002 г. правовой статус иностранных граждан, а также правоотношения, возникающие в связи с пребыванием (проживанием) иностранных граждан в Российской Федерации, осуществлением ими на территории Российской Федерации трудовой, предпринимательской и иной деятельности стали регулироваться Федеральным законом от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».
В статье 2 этого Закона указано, что временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин - это лицо, прибывшее в Российскую Федерацию на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и получившее миграционную карту, но не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание; временно проживающий иностранный гражданин - это лицо, получившее разрешение на временное проживание; постоянно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин - это лицо, получившее вид на жительство.
Кроме того, в приведенной норме права отдельно выделена такая категория граждан, как иностранный работник - иностранный гражданин, временно пребывающий в Российской Федерации и осуществляющий в установленном порядке трудовую деятельность.
Вопросы в области пенсионного обеспечения граждан государств-участников Содружества Независимых Государств урегулированы Соглашением от 13 марта 1992 г. «О гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения», в статье 1 которого указано, что пенсионное обеспечение граждан государств-участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
В силу пункта 2 статьи 6 вышеназванного Соглашения от 13 марта 1992 г. для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств-участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения, то есть до 13 марта 1992 года.
В соответствии с Решением Экономического суда СНГ от 07.04.2005 г. N 01-1/6-04 «О толковании применения п. 2 ст. 6 Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников СНГ в области пенсионного обеспечения от 13.03.1992 г.» для установления права на пенсию, включая пенсию на льготных основаниях и за выслугу лет учитываются: трудовой стаж, приобретенный гражданами на территории любого из государств-участников Соглашения, трудовой стаж, приобретенный гражданами на территории бывшего Союза ССР за время до вступления в силу Соглашения.
Согласно письму Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 31 января 1994 г. № 1-369-18, а также распоряжению Правления Пенсионного Фонда Российской Федерации от 22 июня 2004 г. № 99р «О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР», которым были утверждены Рекомендации по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР. Пунктом 5 этих Рекомендаций предлагается периоды работы по найму после 1 января 2002 года (после вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ) включать в подсчет трудового (страхового) стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность.
Учитывая вышеизложенное, обязанность уплачивать страховые взносы у страхователя-организации в оспариваемый период (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) могла возникнуть только при наличии определенного статуса у иностранного работника, а именно при условии его постоянного либо временного проживания на территории Российской Федерации.
Суд считает, что истцом в нарушение ст.56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он, являясь иностранным гражданином, постоянно или временно проживал на территории Российской Федерации.
Суд считает, что в данном конкретном случае наличие трудовых отношений не свидетельствует о постоянном или временном проживании на территории Российской Федерации.
Поскольку истец в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не имел статуса иностранного гражданина, постоянно или временно проживающего на территории Российской Федерации и, соответственно, не являлся застрахованным лицом, то у его работодателя не возникла обязанность уплачивать за него страховые взносы в указанный период.
При таких обстоятельствах суд считает, что требование истца о включении периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в страховой стаж и стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, не подлежит удовлетворению.
В ходе судебного разбирательства установлено, что истцу на основании решения компетентного органа № от ДД.ММ.ГГГГ было выдано разрешение на временное проживание на территории Российской Федерации, на срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (паспорт гражданина <данные изъяты>).
При таких обстоятельствах суд считает, что с ДД.ММ.ГГГГ истец приобрел статус иностранного гражданина, временно проживающего на территории Российской Федерации, и у страхователя возникла обязанность уплачивать страховые взносы.
Факт работы истца в вышеуказанный период подтверждается трудовой книжкой, сведениями работодателя. При этом истец работал в организации, расположенной в местности, приравненной к районам Крайнего Севера. Однако страхователь в указанный период ошибочно определил статус истца, как иностранного гражданина, временно пребывающего на территории Российской Федерации.
Суд считает, что исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 10.07.2007 г. № 9-П, п. 1 ст. 9 Федерального закона от 16.07.1999 г. № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», п. 2 ст. 14 Федерального закона от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», п. 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 г. № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», и учитывая, что обязанность по своевременной и полной уплате страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в соответствии с действующим законодательством лежит на страхователе (работодатель), а не на застрахованном лице (работник), факт неуплаты страховых взносов сам по себе не может повлечь неблагоприятные последствия для истца в области пенсионного обеспечения, поскольку законодательство не содержит норм, которые бы возлагали обязанность на застрахованных лиц контролировать своевременную уплату страхователем страховых взносов на обязательное пенсионное страхование либо ставили в зависимость выплату обязательного страхового обеспечения от исполнения застрахованным лицом такой обязанности.
При таких обстоятельствах суд считает, что период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подлежит включению в страховой стаж и стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера.
Суд считает, что период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не подлежит включению в страховой стаж и стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, поскольку по сведениям работодателя истец в указанный период находился в отпуске без сохранения заработной платы.
Истцом не представлено доказательств, отвечающих требованиям относимости и допустимости, в подтверждение факта работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня.
Действующим пенсионным законодательством не предусмотрено включение периода нахождения в отпуске без сохранения заработной платы, в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости.
В соответствии со ст.88,98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пользу истца с ответчика подлежат возмещению расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194,197,198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Иск Серегина А.А, к ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Петрозаводске Республики Карелия (межрайонное) о включении периода работы в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости удовлетворить частично.
Обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Петрозаводске Республики Карелия (межрайонное) включить Серегину А.А. в страховой стаж, в стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в остальной части иска отказать.
Взыскать с ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Петрозаводске Республики Карелия (межрайонное) в пользу Серегина А.А, расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 руб.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд в течение одного месяца.
Судья Е.Б.Емельянова