Судья Цеханович М.К. | № 33-2477/2014 |
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
24 июня 2014 года | г. Петрозаводск |
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи | Королевой С.В. |
судей | Савина А.И., Щепалова С.В. |
при секретаре | К |
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика на заочное решение Сегежского городского суда РК от 07 мая 2014 года по заявлению прокурора Сегежского района в интересах неопределенного круга лиц к Совету Надвоицкого городского поселения о признании бездействия незаконным и обязании совершить определенные действия.
Заслушав доклад судьи Савина А.И., объяснения прокурора Кучина И.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор обратился в суд по тем основаниям, что в нарушение требований действующего законодательства Уставом Надвоицкого городского поселения не предусмотрен контрольно-счетный орган, что приводит к отсутствию контроля за исполнением местного бюджета и соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, не проведению экспертизы проектов местного бюджета, отсутствию информации о ходе исполнения местного бюджета и о результатах проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, а также не проведению мероприятий, направленных на противодействие коррупции. Прокурор просил признать незаконным бездействие ответчика в части создания контрольно-счетного органа Надвоицкого городского поселения и обязать ответчика создать такой орган в порядке, установленном ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов РФ и муниципальных образований» и Уставом Надвоицкого городского поселения.
Суд заявление удовлетворил. Признал незаконным бездействие Совета Надвоицкого городского поселения в части создания контрольно-счетного органа и обязал создать названный контрольно-счетный орган в порядке установленном ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов РФ и муниципальных образований» и Уставом Надвоицкого городского поселения.
С таким решением не согласен ответчик. В апелляционной жалобе его представитель указывает, что в соответствии с ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» контрольно-счетный орган вводится в структуру органов местного самоуправления путем внесения изменений в Устав муниципального образования. В данный момент в Устав Надвоицкого городского поселения изменения не внесены. Включение в структуру органов местного самоуправления контрольно-счетного органа является правом, а не обязанностью муниципального образования. Указывает, что для создания контрольно-счетного органа необходимо создание дополнительных штатных единиц, что влечет необходимость дополнительного финансирования, которое отсутствует. В связи с этим создание контрольно-счетного органа на уровне муниципального образования Надвоицкое городское поселение не представляется возможным. В соответствии с п. 11 ст. 3 ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов РФ и муниципальных образований» представительные органы поселений входящих в состав муниципального района, вправе заключить соглашение с представительными органами муниципального района о передаче контрольно-счетному органу муниципального района полномочий контрольно-счетного органа поселений по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля. Просит решение суда отменить.
В возражениях на жалобу прокурор считает решение законным и обоснованным, просит оставить его без изменения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель прокуратуры возражал против удовлетворения жалобы. Представитель Совета Надвоицкого городского поселения просил рассмотреть апелляционную жалобу в его отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив в судебном заседании доводы апелляционной жалобы и возражений, суд апелляционной инстанции находит решение суда подлежащим отмене в связи с неправильным применением судом первой инстанции норм материального права.
Согласно положениям ст. 3 ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов РФ и муниципальных образований» контрольно-счетный орган муниципального образования является постоянно действующим органом внешнего муниципального финансового контроля и образуется представительным органом муниципального образования.
Из материалов дела следует, что по результатам прокурорской проверки исполнения ответчиком бюджетного законодательства было установлено, что Уставом Надвоицкого городского поселения не предусмотрен контрольно-счетный орган муниципального образования.
Согласно ответу администрации Сегежского муниципального района (...) контрольно-счетный орган не образован и муниципальным образованием «Сегежский муниципальный район».
Обращаясь в суд, прокурор полагал данное обстоятельство незаконным, считая, что образование контрольно-счетного органа муниципального образования является обязательным.
С таким суждением согласиться нельзя.
В соответствии с ч. 1 ст. 34 ФЗ от 06.10.2003 № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Согласно ст. 38 данного закона (в ред. от 30.11.2011) контрольно-счетный орган муниципального образования образуется представительным органом муниципального образования.
Таким образом, контрольно-счетный орган муниципального образования включен в перечень органов, составляющих структуру органов местного самоуправления. Однако из норм ст. 34 и абз. 3 ч. 8 ст. 44 ФЗ от 06.10.2003 г. № 131 следует, что его наличие не является обязательным. Он создается только в том случае, если предусмотрен уставом муниципального образования. Решение вопроса о создании такого органа может зависеть от численности населения муниципального образования, его финансовых, материально-технических и организационных возможностей.
При этом действующая редакция ст. 38 данного закона от 27.05.2014 предусматривает, что представительный орган муниципального образования вправе образовать контрольно-счетный орган муниципального образования.
Изменения, внесенные ФЗ 27.05.2014 № 136-ФЗ, вступают в силу со дня официального опубликования. Закон опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru - 27.05.2014 и вступил в силу с этой даты.
Таким образом, образование контрольно-счетного органа является правом муниципального образования, которым последнее может воспользоваться по своему усмотрению.
При таких обстоятельствах решение суда об обязании образовать контрольно-счетный орган в порядке установленном ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов РФ и муниципальных образований» и Уставом Надвоицкого городского поселения подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении заявления.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329, п. 4 ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
заочное решение Сегежского городского суда РК от 07 мая 2014 года по настоящему отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявления прокурора Сегежского района.
Председательствующий
Судьи