№ 2-108/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
22 октября 2013 года с. Волчиха
Волчихинский районный суд Алтайского края в составе:
председательствующего судьи Грибанова В.С.,
при секретаре Клипа В.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Мочаловой ФИО10, Мочаловой ФИО11, Мочаловой ФИО10, Мочаловой ФИО13 к Администрации Волчихинского района Алтайского края о признании права собственности на самовольную постройку,
У С Т А Н О В И Л :
Мочалова Т.А., Мочалова Е.А., Мочалова Т.А., Мочалова О.А. обратились в суд с иском о признании права собственности на здание торгового павильона, расположенного по адресу: <адрес>.
Представитель истца Мочаловой Т.А. Т.А. – Федотов В.В. в судебном заседании на удовлетворении исковых требований настаивал.
Истцы Мочалова Е.А., Мочалова Т.А., Мочалова О.А. в судебное заседание не явились, просили рассмотреть дело в их отсутствие.
Представитель ответчика Администрации Волчихинского района Алтайского края Гнидец Н.М. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований. В обоснование позиции сослалась на нарушения при получении разрешения на строительство, а так же на тот факт, что земельный участок, на котором находится самовольная постройка, отнесен к категории населенных пунктов, предназначен для ведения личного подсобного хозяйства.
Представитель ответчика – Администрации Волчихинского сельсовета Вочлихинского района Алтайского края в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд полагает с достоверностью установленными следующие обстоятельства дела, имеющие значение для рассмотрения данного дела.
В соответствии с договором купли-продажи земельного участка и жилого дома от ДД.ММ.ГГГГ, Мочалов А.Н. приобрел в собственность земельный участок и жилой дом, расположенные по адресу: <адрес> (л.д.8).
В соответствии с постановлением Администрации Волчихинского сельсовета Волчихинского района Алтайского края № от ДД.ММ.ГГГГ, уполномоченном на то время органу, Мочалову А.Н. разрешен снос указанного жилого дома. Согласно этого же постановления решено отрезать земельный участок площадью 374 кв.м. и признать его свободным, отведен земельный участок площадью 390 кв.м. под установку временного торгового павильона размером 4,0х6,0 м. с пристройкой временного кирпичного склада размером 3,0х6,0 м. с крыльцом размером 2,80х3,0 м. для торговли продуктами. Мочалову А.Н. заключить договор аренды на пользование землей с администрацией села. Разрешена установка временного торгового павильона по согласованному проекту с районным архитектором. После завершения работ по установке временного торгового павильона. Он подлежит сдаче в эксплуатацию государственной комиссии.
Согласно акта приемки законченного строительством временного объекта от ДД.ММ.ГГГГ, комиссией принят в эксплуатацию временный торговый павильон. Согласно п. 2 указанного акта строительство производилось в соответствии с разрешением на строительство, выданного районным архитектором и техническим Советом района. Согласно п. 4, проектно-сметная документация на строительство разработана генеральным проектировщиком при согласовании эскиза с районным архитектором. Согласно п. 5, исходные данные для проектирования выданы районным архитектором. Согласно п. 6, проектно-сметная документация утверждена районным архитектором и техническим Советом района.
Распоряжением Администрации Волчихинского района Алтайского края №-р от ДД.ММ.ГГГГ утвержден указанный акт государственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ о приемке в эксплуатацию временного торгового павильона общей площадью 41,5 кв.м. с земельным участком 390 кв.м., расположенного в <адрес>, принадлежащего Мочалову А.Н.
Фактически, на настоящее время, на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес>, имеющим кадастровый №, площадью 1089 кв.м., имеется нежилое здание – торговый павильон, площадью 34,6 кв.м., с кадастровым номером 22:08:011206:124, имеющий признаки капитального строения, т.е. самовольной постройки. Торговый павильон до настоящего времени используется по прямому назначению.
Кроме того, согласно выписки из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ, по адресу: <адрес>, под инвентарным номером 310. Литера А, с кадастровым номером 22:08:011206:151, числиться здание жилое, площадью 34,6 кв.м., принадлежащее Мочалову А.Н., фактически которого на настоящее время не существует.
Мочалов А.Н. умер ДД.ММ.ГГГГ. Наследниками к имуществу умершего являются его жена Мочалова Т.А. и дети Мочалова Е.А., Мочалова Т.А., Мочалова О.А., являющиеся истцами по настоящему делу.
Согласно свидетельства о праве собственности от ДД.ММ.ГГГГ и свидетельств о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ, истцы являются собственниками земельного участка, общей площадью 1089 кв.м., находящегося по адресу: <адрес>, с кадастровым номером 22:08:011206:15.
При указанных обстоятельствах дела, полагаю необходимым применить следующие нормы права.
Согласно ст. 218 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.
На основании положений ст. 219 ГК РФ право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.
В силу ст. 263 ГК РФ собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (п.1).
Если иное не предусмотрено законом или договором, собственник земельного участка приобретает право собственности на здание, сооружение и иное недвижимое имущество, возведенное или созданное им для себя на принадлежащем ему участке.
Последствия самовольной постройки, произведенной собственником на принадлежащем ему земельном участке, определяются ст. 222 ГК РФ.
В соответствии со ст. 222 ГК РФ самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки (п.1).
Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий:
если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта;
если на день обращения в суд постройка соответствует установленным требованиям;
если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в п. 26 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», рассматривая иски о признании права собственности на самовольную постройку, суд устанавливает, допущены ли при ее возведении существенные нарушения градостроительных и строительных норм и правил, создает ли такая постройка угрозу жизни и здоровью граждан. С этой целью суд при отсутствии необходимых заключений компетентных органов или при наличии сомнения в их достоверности вправе назначить экспертизу по правилам процессуального законодательства.
Из приведенных норм права следует, что признание права собственности на самовольную постройку в судебном порядке возможно за лицом, которое владеет и пользуется земельным участком, где находится строение, на праве собственности, праве пожизненного наследуемого владения или праве постоянного (бессрочного) пользования. При этом данная постройка не должна иметь существенных нарушений градостроительных и строительных норм и правил, и не должна нарушать права и охраняемые законом интересы других лиц, создавать угрозу жизни и здоровью граждан.
Удовлетворяя исковые требования истцов о признании права собственности на спорное нежилое здание, суд исходит из того, что данное строение является самовольным, однако нарушений градостроительных и строительных норм и правил, прав и охраняемых законом интересов других лиц, угрозы жизни и здоровью граждан, не выявлено.
Согласно ч.1 ст. 55 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов.
В силу ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств (ч.1).
Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы (ч.2).
Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности (ч.3).
Согласно заключению эксперта ООО «Алтайский центр строительно-технической экспертизы» № от ДД.ММ.ГГГГ, выполненному во исполнения определения Волчихинского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ, знание торгового павильона с кадастровым номером 22:08:011206:124, площадью 34,6 кв.м., расположенное на земельном участке с кадастровым номером 22:08:011206:15, по адресу: <адрес>, не противоречит (соответствует) градостроительным, противопожарным, санитарным, строительным нормам и правилам и не нарушает права и охраняемые интересы других лиц, и не создает угрозу жизни и здоровью граждан. Дальнейшая эксплуатацию объекта возможна в рамках его целевого назначения.
Указанное заключение судебной строительно-технической экспертизы выполнено компетентным экспертом ФИО7, имеющим высшее образование по специальности «Промышленное и гражданское строительство», квалификацию инженера (2003 г.), а также получившим дополнительное образование по программам «Оценка стоимости предприятия (бизнеса)» (2013 г.), «Строительная экология. Охрана окружающей природной среды в строительстве» (2015 г.), «Градостроительное, земельное право: новые изменения и правоприменительная практика. Кадастровый учет и государственная регистрация объектов недвижимости с ДД.ММ.ГГГГ» (2017 г.), «Проектирование зданий и сооружений. Проекты организации строительства, сноса и демонтажа зданий и сооружений, продление срока эксплуатации и консервации. Обследование строительных конструкций зданий и сооружений» (2017 г.), стаж экспертной работы с 2003 года. При этом ФИО7 является членом национального реестра специалистов «НОПРИЗ».
Заключение содержит все необходимые сведения доказательственного значения, ссылки на источники информации.
Выводы, изложенные в экспертном заключении, являются относимыми, допустимыми, достоверными доказательствами, полученным в предусмотренном законом порядке, при этом суд отмечает, что эксперт был предупрежден судом об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.
В соответствии с положением ст.ст. 67, 79 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации право определения доказательств, имеющих значение для дела, как и право решения вопроса о целесообразности назначения по делу экспертизы принадлежит суду.
При этом представитель ответчика в суде в силу ч.1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не представил суду каких-либо доказательств, опровергающих заключение судебной экспертизы.
Таким образом, у суда отсутствуют основания сомневаться в относимости, допустимости экспертного заключения, как доказательства по делу.
Доводы представителя ответчика о непринятии мер истцом по обращению в Администрацию Волчихинского района опровергаются ответом Администрации Волчихинского района от ДД.ММ.ГГГГ, исходя из которого, со стороны истцов имелся факт обращения к ответчику с вопросом о признании права на спорное здание торгового павильона. Тот факт, что в настоящее время земельный участок, на котором расположено спорное здание торгового павильона отнесен к категории земель населенных пунктов – для ведения личного подсобного хозяйства, не имеет значения при рассмотрении данного дела, поскольку спорным объектом по данному делу является именно здание торгового павильона, при этом суд полагает возможным указать, что истцы не лишены права обращения в уполномоченный орган с заявлением об изменении назначения использования объекта.
В удовлетворении исковых требований к Администрации Волчихинксого сельсовета <адрес> надлежит отказать, как к ненадлежащему ответчику поделу.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Признать право собственности на здание торгового павильона с кадастровым номером №, площадью 34,6 кв.м., расположенное на земельном участке с кадастровым номером №, по адресу: <адрес> за Мочаловой ФИО10, Мочаловой ФИО11, Мочаловой ФИО10, Мочаловой ФИО13 по ? доли за каждым.
В удовлетворении исковых требований к Администрации Волчихинского сельсовета Волчихинского района Алтайского края отказать.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме, путем подачи жалобы через Волчихинский районный суд.
Судья Грибанов В.С.