судья ФИО1
дело №
УИД: 05RS0№-63
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 19 апреля 2023 года, №, г. Махачкала
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:
Председательствующего ФИО9,
судей ФИО2 и ФИО3
при секретаре судебного заседания ФИО4
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к ПАО «Россети Северный Кавказ» в лице филиала ПАО «Россети Северный Кавказ» - «Дагэнерго» об обязании устранить нарушения федерального законодательства об антитеррористической защищенности,
по апелляционной жалобе представителя ответчика на заочное решение Советского районного суда г. Махачкалы РД от <дата>.
Заслушав доклад судьи Верховного суда Республики Дагестан ФИО9, доводы представителя ответчика, просившего удовлетворить апелляционную жалобу, пояснения прокурора, полагавшего, что апелляционная жалоба подлежит отклонению, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан
установила:
Заместитель прокурора <адрес> ФИО5 в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ПАО «Россети Северный Кавказ» в лице филиала ПАО «Россети Северный Кавказ» - «Дагэнерго» об обязании устранить нарушения федерального законодательства об антитеррористической защищенности, в обосновании которого указано, что прокуратурой <адрес> проведена проверка исполнения требований законодательства об антитеррористической защищенности объекта топливно - энергетического комплекса Филиала ПАО «Россети Северный Кавказ» - «Дагэнерго» - подстанции производственного участка центральных электрических сетей «Южная» 110 кВ, расположенной в <адрес>.
В ходе проведенной проверки выявлены нарушения законодательства об антитеррористической защищенности.
Проведенной прокуратурой города проверкой установлено, что Председателем Антитеррористической комиссии в Республике Дагестан - Врио Главы Республики Дагестан ФИО6 <дата> утвержден Перечень объектов топливно-энергетического комплекса Республики Дагестан, подлежащих категорированию (далее - Перечень).
В указанный Перечень также включены различные подстанции субъекта топливно-энергетического комплекса филиала ПАО «Россети Северный Кавказ» - «Дагэнерго», в том числе и подстанции производственного участка центральных электросетей, расположенные в городе Избербаше, в частности подстанция «Южная» 110 кВ.
Несмотря на то, что указанный объект топливно-энергетического комплекса включен в Перечень <дата>, мероприятия по категорированию и паспортизации объекта до настоящего времени не проведены.
Данное обстоятельство подтверждается информацией начальника производственного участка центральных электросетей филиала ПАО «Россети Северный Кавказ» - «Дагэнерго» ФИО7 от <дата>, согласно которой филиалом ПАО «Россети Северный Кавказ» - «Дагэнерго» только лишь <дата> издан приказ о создании и утверждении межведомственной комиссии по обследованию и категорированию объектов филиала ПАО «Россети Северный Кавказ» - «Дагэнерго».
Из этой же информации следует, что работниками филиала ПАО «Россети Северный Кавказ» - «Дагэнерго» совместно с представителями МЧС, Росгвардии, Минэнерго осуществляется выезд на объекты электроэнергетики.
Вместе с тем, по состоянию на <дата> мероприятия по категорированию паспортизации объекта топливно-энергетического комплекса - подстанции производственного участка центральных электросетей «Южная» 110 кВ, расположенной в городе Избербаше, не начаты.
При указанных обстоятельствах функционирование вышеуказанного объекта топливно-энергетического комплекса без проведения мероприятий по обеспечению его антитеррористической защищенности может повлечь возникновение чрезвычайных ситуаций, в том числе связанных с совершением террористических актов, что повлечет причинение вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц.
Заочным решениемСоветского районного суда г. Махачкалы РД от <дата> постановлено:
«Исковые требования Заместителя прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к ПАО «Россети Северный Кавказ» в лице филиала ПАО «Россети Северный Кавказ» - «Дагэнерго» об обязании устранить нарушения федерального законодательства об антитеррористической защищенности удовлетворить.
Признать незаконным бездействие ПАО «Россети Северный Кавказ» в лице филиала ПАО «Россети Северный Кавказ» - «Дагэнерго», выразившееся в непринятии своевременных мер по обеспечению соблюдения требований законодательства об антитеррористической защищенности объекта топливно-энергетического комплекса – подстанции производственного участка центральных электросетей «Южная» 110 кВ, расположенной в <адрес>.
Обязать ПАО «Россети Северный Кавказ» в лице филиала ПАО «Россети Северный Кавказ» - «Дагэнерго» в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу провести мероприятия по категорированию, составлению и утверждению паспорта безопасности объекта топливно-энергетического комплекса - подстанции производственного участка центральных электросетей «Южная» 110 кВ, расположенной в <адрес>».
На данное заочное решение представителем ответчика подана апелляционная жалоба, в которой выражает несогласие с ним по следующим основаниям.
Для проведения категорирования объекта решением субъекта топливно-энергетического комплекса создается комиссия по категорированию объекта (далее - комиссия), в состав которой включаются: представители Министерства энергетики Российской Федерации, территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации и иных организаций и подразделений, созданных для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на органы внутренних дел. других заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления (по согласованию); руководитель субъекта топливно-энергетического комплекса; работники объекта, являющиеся специалистами в области основного технологического оборудования, технологической (промышленной) и пожарной безопасности, контроля за опасными веществами и материалами, учета опасных веществ и материалов, а также в области инженерно- технических средств охраны и защиты информации; представители режимно-секретного отдела и подразделения безопасности (в случае их наличия): представители структурного подразделения (работники) по гражданской обороне объекта, уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны.
В связи с тем, что в перечень включены 85 объектов, которые расположены на всей территории Республики, обследование заняло длительное время, что сделало невозможным выполнения сроков установленных Решением Антитеррористической комиссии по Республике Дагестан.
Подготовлены протокол и акты категорирования, объем печатных документов составляет 390 листов, с каждым документом должны ознакомиться и подписать 19 членов комиссии, на что требуется большое количество времени.
Акты были переданы <дата> в Управления Росгвардии по Республике Дагестан Федеральной Службы войск Национальной Гвардии Российской Федерации, однако в нарушение требований законодательства и Приказа акты не подписаны.
В последующем акты были направлены в Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан.
Данные обстоятельства подтверждают факт того что процесс по категорированию объектов электроэнергетики занимает длительное время, а также отсутствия оснований признания бездействия филиала «Дагэнерго».
Категорирование объектов Филиала проводилось в 2012 году и решением Антитеррористической комиссии по Республике Дагестан под председательством Президента Республики Дагестан - председателя Антитеррористической комиссии в Республике Дагестан (Протокол № от <дата> «Выездного заседания Антитеррористической комиссии в Республике Дагестан») объекты Филиала были исключены из объектов подлежащих категорированию.
В результате реконструкций проводимых с 2012 параметры 85 объектов филиала «Дагэнерго» не изменились.
Паспорт безопасности объекта топливно-энергетического комплекса может быть утвержден только после результатов по категорированию объекта, однако в связи с тем, что мероприятия по категорированию объекта топливно-энергетического комплекса - подстанции производственного участка центральных электросетей «Южная 110 кВ» расположенной в <адрес>, заняли длительное время и не зависящим от филиала «Дагэнерго», утвердить и составить паспорт безопасности вышеуказанного объекта электроэнергетики не представилось возможным.
Проверив материалы дела, выслушав мнение сторон, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.
Организационные и правовые основы в сфере обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса в Российской Федерации, полномочия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в указанной сфере, а также права, обязанности и ответственность физических и юридических лиц, владеющих на праве собственности или ином законном праве объектами топливно-энергетического комплекса определены Федеральным законом от <дата> № 256-ФЗ "О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса".
На основании п. 1 ст. 5 Федерального закона от <дата> N 256-ФЗ, для установления дифференцированных требований обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса с учетом степени потенциальной опасности совершения акта незаконного вмешательства и его возможных социально-экономических последствий проводится категорирование объектов. При проведении категорирования объектов учитываются:
1) информация о том, является ли объект топливно-энергетического комплекса критически важным и (или) потенциально опасным объектом;
2) масштабы возможных социально-экономических последствий в результате совершения на объекте топливно-энергетического комплекса акта незаконного вмешательства;
3) наличие критических элементов объекта топливно-энергетического комплекса;
4) наличие потенциально опасных участков объекта топливно-энергетического комплекса.
В соответствии с п. 1 ст. 6 Федерального закона от <дата> N 256-ФЗ, обеспечение безопасности объектов топливно-энергетического комплекса осуществляется субъектами топливно-энергетического комплекса, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 3 Федерального закона от <дата> N 35-ФЗ "О противодействии терроризму", противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по: предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма);
На основании абз. 16 ст. 3 Федерального закона от <дата> N 35-ФЗ, антитеррористическая защищенность объекта (территории) - состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта. При этом под местом массового пребывания людей понимается территория общего пользования поселения, муниципального округа или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более пятидесяти человек.
В соответствии с п. 3.1 ст. 5 Федерального закона от <дата> N 35-ФЗ, физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица либо использующие принадлежащее им имущество в социальных, благотворительных, культурных, образовательных или иных общественно полезных целях, не связанных с извлечением прибыли, выполняют требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), используемых для осуществления указанных видов деятельности и находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании. Юридические лица обеспечивают выполнение указанных требований в отношении объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.
Федеральным законом № 256-ФЗ предусмотрен порядок категорирования паспортизации объектов топливно-энергетического комплекса.
В соответствии с п. 14 ст. 2 Федерального закона от <дата> N 256-ФЗ, требования обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса - правила, которые обязательны для выполнения и соблюдение которых обеспечивает безопасность и антитеррористическую защищенность объектов топливно-энергетического комплекса.
Как следует из п. 4 ст. 5 Федерального закона от <дата> N 256-ФЗ, порядок работы и состав комиссии по категорированию, исходные данные для проведения категорирования объекта, порядок и сроки его проведения, а также критерии категорирования объектов топливно-энергетического комплекса устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Исходя из п. 1 ст. 7 Федерального закона от <дата> N 256-ФЗ, субъекты топливно-энергетического комплекса, владеющие на праве собственности или ином законном основании объектами, которым присвоена категория опасности, обязаны соблюдать установленные Правительством Российской Федерации требования обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса, которым присвоена категория опасности.
В соответствии с п. 2 ст. 8 Федерального закона от <дата> N 256-ФЗ, паспорт безопасности объекта топливно-энергетического комплекса составляется на основании результатов его категорирования в зависимости от степени потенциальной опасности совершения акта незаконного вмешательства и его возможных социально-экономических последствий, а также на основании оценки системы физической защиты объекта топливно-энергетического комплекса при угрозах совершения актов незаконного вмешательства согласно требованиям, установленным Правительством Российской Федерации.
На основании пп. 2 п. 2 ст. 12 Федерального закона от <дата> N 256-ФЗ, субъекты топливно-энергетического комплекса, владеющие на праве собственности или ином законном основании объектами, обязаны: выполнять предписания, постановления должностных лиц уполномоченных федеральных органов исполнительной власти об устранении нарушений требований обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса.
Согласно Приложению 3 к приказу Филиала «Дагэнерго» от <дата> №.1/398-пр Перечень объектов для проведения категорирования филиала ПАО «Россети Северный Кавказ» - «Дагэнерго», за № значится подстанция ПУ Центральных электросетей «Изберг – Юж.», находящаяся в <адрес> Республики Дагестан.
Согласно письму Заместителя прокурора <адрес> ФИО8, направленному директору филиала ПАО «Россети – Северный Кавказ» - «Дагэнерго», прокуратурой <адрес> проводится проверка антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса, расположенных на поднадзорной территории, в связи с чем, требовалось предоставить информацию о проведении мероприятий по категорированию и паспортизации субъектов ТЭК филиала ПАО «Россети Северный Кавказ» - «Дагэнерго» подстанция «Южная» и подстанция «Северная», расположенных на территории <адрес>.
Согласно ответу начальника ПУ ЦЭС ФИО7, направленному Заместителю прокурора <адрес> – старшему советнику юстиции ФИО8, создана и утверждена межведомственная комиссия по обследованию и категорированию объектов филиала ПАО «Россети Северный Кавказ» - «Дагэнерго», совместно с представителями МЧС, Росгвардии, Минэнерго и работниками филиала «Дагэнерго» выполняется выезд на объекты филиала «Дагэнерго» для сбора информации, анализа уязвимости объектов и составления актов категорирования, по мере выполнения и утверждения паспортов, будет предоставлена информация согласно запросу.
Как следует из материалов дела и установлено судом, прокуратурой <адрес> в рамках проверки подстанции производственного участка центральных электросетей, расположенных в городе Избербаше, в частности подстанции «Южная» 110 кВ, были установлены нарушения законодательства об антитеррористической защищенности, в частности, по состоянию на <дата> мероприятия по категорированию и паспортизации объекта топливно-энергетического комплекса – подстанции производственного участка центральных электросетей «Южная» 110 кВ, расположенной в <адрес> не начаты, на что отсутствуют какие-либо возражения ответчика.
Критерии категорирования объектов топливно-энергетического комплекса устанавливаются Правительством Российской Федерации, а ответчик ПАО «Россети Северный Кавказ» в лице филиала ПАО «Россети Северный Кавказ» - «Дагэнерго» как субъект топливно-энергетического комплекса обязан соблюдать установленные Правительством Российской Федерации требования обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса, которым присвоена категория опасности, что ими сделано не было.
Невыполнение ответчиком обязанности может повлечь возникновение чрезвычайных ситуаций, в том числе, связанных с совершением террористических актов, что повлечет причинение вреда и здоровью неопределенного круга лиц.
Выявленные в ходе проверки ПАО «Россети Северный Кавказ» в лице филиала ПАО «Россети Северный Кавказ» - «Дагэнерго» нарушения закона создают условия для возможных аварий на объектах топливно-энергетического комплекса, которые могут повлечь за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей и окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения, в том числе на получение коммунальных ресурсов (электро-, теплоэнергия). При указанных обстоятельствах прокурор правомерно обратился в суд с заявлением в защиту гарантированных Конституцией Российской Федерации прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, в том числе и работников предприятия, в целях предупреждения причинения вреда их жизни и здоровью, окружающей среде, в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законом.
Указанное в совокупности позволило суду прийти к выводу о наличии оснований признать незаконным бездействие ПАО «Россети Северный Кавказ» в лице филиала ПАО «Россети Северный Кавказ» - «Дагэнерго», выразившееся в непринятии своевременных мер по обеспечению соблюдения требований законодательства об антитеррористической защищенности объекта топливно-энергетического комплекса – подстанции производственного участка центральных электросетей «Южная» 110 кВ, расположенной в <адрес>, а также обязать ПАО «Россети Северный Кавказ» в лице филиала ПАО «Россети Северный Кавказ» - «Дагэнерго» в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу провести мероприятия по категорированию, составлению и утверждению паспорта безопасности объекта топливно-энергетического комплекса – подстанции производственного участка центральных электросетей «Южная» 110 кВ, расположенной в <адрес>.
При этом согласно со ст. 2 Федерального закона от <дата> N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" основным принципом борьбы с терроризмом является приоритет мер предупреждения терроризма. С учетом вероятности актов терроризма необходимо принимать меры и по обеспечению безопасности граждан, жизненно важных объектов массового скопления людей.
В соответствии с положениями ст. 12 ГК Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Разрешая заявленные требования в соответствии с приведенными в решении суда правовыми нормами, суд первой инстанции на основании тщательного анализа представленных письменных доказательств, правильно определив юридически значимые обстоятельства, установив их достаточно полно и объективно в ходе судебного разбирательства, дав им надлежащую правовую оценку, пришел к правильному выводу об удовлетворении заявленных исковых требований. При этом суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что названный объект ПАО «Россети Северный Кавказ» в лице филиала ПАО «Россети Северный Кавказ» - «Дагэнерго» относится к объектам топливно-энергетического комплекса с пребыванием в нем работников учреждения, иных граждан, выявленные нарушения требований антитеррористической защищенности препятствуют своевременному предотвращению воздействия на людей опасных факторов, ставят под угрозу жизнь и здоровье неопределенного круга лиц.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции.
Довод жалобы о том, что процесс по категорированию объектов электроэнергетики занимает длительное время, не является основанием для бездействия ответчика в части исполнения требований законодательства об антитеррористической защищенности.
Апелляционная жалоба не содержит фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта, влияли на его обоснованность и законность, поэтому изложенные в ней доводы не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения суда.
С учетом изложенного, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
заочное решение Советского районного суда г. Махачкалы РД от <дата> оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ответчика – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в срок, не превышающий трех месяцев, в Пятый кассационный суд общей юрисдикции в <адрес> через суд первой инстанции.
Мотивированное апелляционное определение составлено <дата>.
Председательствующий
Судьи: