Судья: Сизова С.К. Дело № 33А-8406/2016
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
01 июля 2016 года г.Самара
Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего – Сказочкина В.Н.,
судей – Вачковой И.Г., Лазаревой М.А.,
при секретаре – Татариновой Г.Ю.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Ширяева Ф.В. к Департаменту Градостроительства городского округа Самара о признании отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка, городская собственность на который не разграничена, незаконным, обязанности совершить действия,
по апелляционной жалобе Департамента Градостроительства городского округа Самара на решение Кировского районного суда г. Самары от 12 апреля 2016 года, которым постановлено:
«Административный исковые требования Ширяева Ф.В. к Департаменту Градостроительства г.о. Самара о признании отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка, городская собственность на который не разграничена, незаконным, обязанность совершить действия, удовлетворить частично.
Признать незаконным распоряжение Департамента градостроительства г.о.Самара от 30.12.2015 г. № РД-1664 «Об отказе в предварительном согласовании предоставлении земельного участка государственная собственность на который не разграничена».
Обязать Департамент градостроительства г.о.Самара вернуться к рассмотрению заявления о предварительном согласовании предоставлении земельного участка государственная собственность на который не разграничена, в отношении земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, участок б/н, площадь 1000 кв.м.
В удовлетворении остальной части требований отказать.».
Заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Вачковой И.Г., объяснения представителя Департамента Градостроительства г.о. Самара - Пряничниковой Т.В. (по доверенности), поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения представителя Ширяева Ф.В. – Писарева А.В. (по доверенности) на доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Ширяев Ф.В. обратился в суд с административным иском к Департаменту Градостроительства г.о. Самара о признании отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка, городская собственность на который не разграничена, незаконным.
В обоснование заявленных требований указано, что 22.09.2016 Ширяев Ф.В., являющийся инвалидом и ветераном ВОВ, обратился в Департамент градостроительства г.о. Самара с заявлением № СП-1/5753 о предварительном согласовании предоставления земельного участка государственная собственность, на который не разграничена, расположенного по адресу: <адрес> участок б/н, площадью 1000 кв.м., кадастровый квартал №, категория земель - земли населенных пунктов, представив: схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, подготовленную ООО «Поволжье» 07.09.2015; нотариально заверенные копии удостоверения ВОВ I-Б 014152; ВТЭК ВТЭ-63 042320; договор купли-продажи от 25.03.1997; паспорт заявителя; копию доверенности 8Д-4360; копию паспорта доверенного лица; письмо Росреестра № 8890 от 17.09.2015; выписку из ЕГРП 63-01-148/4301/2015-14142 от 12.09.2015; уведомление об отсутствии в ЕГРП сведений 63-0-1-148/4301/2015-14141 от 12.09.2015. Процедура предоставления земельных участков, государственная собственность, на который не разграничена, отдельным категориям граждан, в частности инвалидам и ветеранам ВОВ, регламентирована Приказом Министерства строительства Самарской области от 30.06.2015г. № 262-п. Во исполнение норм действующего законодательства и Административного регламента административным истцом представлены документы, достаточные для проведения процедуры предварительного согласования предоставления испрашиваемого земельного участка. Однако в предварительном согласовании предоставления земельного участка Ширяеву Ф.В. отказано, со ссылкой на п.6 ст.11.9 ЗК РФ, а также по причине расположения на части испрашиваемого земельного участка зеленых насаждений. Данный отказ, по мнению Ширяева Ф.В., является незаконным, нарушающим его права, поскольку данных, свидетельствующих о том, что находящиеся на испрашиваемом земельном участке зеленые насаждения относятся к перечисленным в пункте 1 главы 24 Правил зеленым насаждениям, не имеется. Ширяеву Ф.В. отказано в предварительном согласовании предоставления испрашиваемого земельного участка, по мотиву наличия на участке дикорастущих зеленых насаждений, однако такое основание для отказа в предоставлении земельного участка в действующем земельном законодательстве РФ отсутствует.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, с учетом уточнений и частичного отказа от заявленных требований административный истец просил суд признать отказ Департамента строительства и архитектуры г.о.Самара в форме распоряжения от 30.12.2015 № РД-1664 «Об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена» незаконным и не подлежащим применению. Обязать Департамент градостроительства г.о.Самара возобновить рассмотрение заявления № СП-1/5753 от 22.09.2015 Ширяева Ф.В. о предварительном согласовании предоставления земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> участок б/н, площадью 1000 кв.м.
Судом постановлено вышеуказанное решение, с которым не согласился представитель Департамента градостроительства г.о.Самара, в апелляционной жалобе ставит вопрос об отмене решения как незаконного и необоснованного, указав, что решение суда не соответствует положениям ст.ст. 176, 226 КАС РФ.
В заседании судебной коллегии представитель Департамента градостроительства г.о.Самара – Пряничникова Т.В. (по доверенности) доводы апелляционной жалобы поддержала и просила решение суда отменить по основаниям изложенным в жалобе.
Представитель Ширяева Ф.В. – Писарева А.В. (по доверенности) в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Ширяев Ф.В., представители департамента городского хозяйства и экологии администрации г.о. Самара, ООО «Поволжье» в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В силу ч. 2 ст. 306, ст. 150 КАС РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения лиц участвовавших в судебном заседании, проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии с пунктом 1 статьи 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующим выводам
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии со ст.39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции.
Порядок предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов регламентирован ст. 39.14 ЗК РФ.
Подпунктом 2 пункта 1 ст. 39.14 ЗК РФ предусмотрена подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Статьей 11.9 Земельного кодекса РФ предусмотрены требования к образуемым и измененным земельным участкам.
1. Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами.
2. Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или в отношении которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяются в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
3. Границы земельных участков не должны пересекать границы муниципальных образований и (или) границы населенных пунктов.
4. Не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости.
5. Не допускается раздел, перераспределение или выдел земельных участков, если сохраняемые в отношении образуемых земельных участков обременения (ограничения) не позволяют использовать указанные земельные участки в соответствии с разрешенным использованием.
6. Образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
7. Не допускается образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков, за исключением земельного участка, образуемого для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также водохранилищ, иных искусственных водных объектов.
В силу п. 8 ст. 39.15 Земельного кодекса РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
1) схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса;
2) земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 15 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса;
3) земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости", не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса.
В соответствии с п. 16 ст. 11.10 Земельного кодекса РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является:1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи;
2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек;
3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам;
4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;
5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.
Материалами дела подтверждается, что 22.09.2015 Ширяев Ф.В. обратился в Департамент градостроительства г.о. Самара с заявлением № СП-1/5753 о предварительном согласовании представления земельного участка государственная собственность на который не разграничена, расположенного по адресу: <адрес>, участок б/н, площадью 1000 кв.м., кадастровый квартал №, категория земель - земли населенных пунктов, представив следующие документы: нотариально заверенную копию удостоверения ВОВ I-Б 014152; копию ВТЭК ВТЭ-63 042320; схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, подготовленную ООО «Поволжье» 07.09.2015; копию договора купли-продажи от 25.03.1997; копию паспорта заявителя; копию доверенности 8Д-4360; копию паспорта доверенного лица; письма Управления Росреестра № 8890 от 17.09.2015 и № 8891 от 17.09.2015; выписку из ЕГРП 63-01-148/4301/2015-14142 от 12.09.2015; уведомление об отсутствии в ЕГРП сведений 63-0-1-148/4301/2015-14141 от 12.09.2015 (л.д.55-56).
Распоряжением Департамента строительства и архитектуры г.о.Самара от 30.12.2015 № РД-1664 Ширяеву Ф.В. отказано в предварительном согласовании предоставления испрашиваемого земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, поскольку схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению, не может быть утверждена по основаниям, указанным в п.16 ст.11.10 ЗК РФ (под.1п.8ст.39.15 Кодекса). Разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных ст. 11.9 Кодекса требований к образуемым земельным участкам является основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка (подп. 3 п. 16 ст. 11.10 Кодекса) (л.д.8-10).
В материалы дела представлены копия схемы расположения земельного участка 1000 кв.м., составленного ООО «Поволжье» 07.09.2015 (л.д.11-12).
Судом установлено, что Ширяев Ф.В., ветеран ВОВ (л.д.18) является собственником земельного участка площадью 500 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, участок один, в границах плана прилагаемого к данному договору, что подтверждается договором (купчей земельного участка) от 25.03.1997 (л.д.21-22,23-24,26).
Согласно выписке из ЕГРП Ширяев Ф.В. имеет в собственности объекты недвижимости, в том числе и земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> (л.д.27-30).
Согласно уведомлению Управления Росреестра по Самарской области от 12.09.2015 информация о зарегистрированных правах на испрашиваемый земельный участок по адресу: <адрес> участок б/н, площадь 1000 кв.м. отсутствует (л.д.31).
Из служебной записки от 22.03.2016 руководителя Управления развития территорий руководителю Правового Управления следует, что земельный участок площадью 1000 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> участок б/н с указанием каталога координат поворотных точек, расположен в зоне малоэтажной смешанной жилой застройки (Ж-2) по карте правового зонирования действующих Правил застройки и землепользования в г.Самаре. утвержденных Постановлением Самарской городской Думы от 26.04.2001 № 61. Разрешенные виды использования установлены ст. 30 Правил застройки и землепользования в г. Самаре. Часть участка находится в охранной зоне газопровода, водопровода. Часть испрашиваемой территории занята зелеными насаждениями (сосна). Часть принадлежит территории общего пользования. Часть земельного участка расположена на территории занятой зелеными насаждениями п.12 ст.85 ЗК РФ не подлежит приватизации. Действующими Правилами благоустройства территории г.о.Самара утвержденными Постановлением Главы г.о.Самара от 10.06.2008 № 404 установлен запрет на уничтожение и повреждение деревьев, кустарников и газонов на земельных участках, на которых расположены зеленые насаждения (л.д.173-174).
Из ответа Департамента городского хозяйства и экологии Администрации г.о.Самара от 12.04.2016 на запрос суда, следует, что публичная кадастровая карта, размещена на портале услуг, не содержит сведений о местоположении кадастрового квартала №, что не позволяет сделать заключение об отнесении расположенных на испрашиваемом земельном участке зеленых насаждений к зеленому фонду г.о.Самара, а также установить категорию озелененной территории, к которой относится данная территория (л.д.175).
Судом установлено, что Департамент градостроительства не обращался в Департамент городского хозяйства и экологии Администрации г.о.Самара по вопросу имеются ли на испрашиваемом Ширяевым Ф.В. земельном участке зеленые насаждения и относятся ли они к зеленому фонду, что подтвердил в судебном заседании при рассмотрении дела судом первой инстанции представитель Департамента городского хозяйства и экологии Администрации г.о. Самара Зотов Е.Н. (по доверенности), также представитель пояснил, что в г.о.Самара отсутствуют нормативно-правовые акты по которым зеленые насаждения относятся к зеленому фонду, данное решение принимают сотрудники на основании федеральных законов и исследуемых участков с выходом на место, однако в данном случае на место никто из сотрудников не выходил.
Согласно пункту 25 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится, в частности, организация благоустройства территории городского округа (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использование, охрана, защита, воспроизводство городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа.
В соответствии со статьей 61 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" зеленый фонд городских поселений, сельских поселений представляет собой совокупность территорий, на которых расположены лесные и иные насаждения, в том числе в зеленых зонах, лесопарковых зонах, и других озелененных территорий в границах этих поселений.
Охрана зеленого фонда городских и сельских поселений предусматривает систему мероприятий, обеспечивающих сохранение и развитие зеленого фонда и необходимых для нормализации экологической обстановки и создания благоприятной окружающей среды.
На территориях, находящихся в составе зеленого фонда, запрещается хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное воздействие на указанные территории и препятствующая осуществлению ими функций экологического, санитарно-гигиенического и рекреационного назначения. Государственное регулирование в области охраны зеленого фонда городских и сельских поселений осуществляется в соответствии с законодательством.
Приказом Госстроя России от 15 декабря 1999 г. N 153 утверждены Правила создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах Российской Федерации.
Согласно пункту 1.1.1 названных Правил зеленый фонд города является составной частью природного комплекса города и включает в себя озелененные и лесные территории всех категорий и видов, образующие систему городского озеленения в пределах городской черты, а также озелененные территории, лесные территории за пределами городской черты, если эти территории решениями федеральных органов управления или органов управления субъектов Федерации переданы в ведение местного городского самоуправления для экологической защиты и организации рекреации городского населения.
По смыслу данных норм ограничения на осуществление деятельности в границах территории, занятой деревьями и кустарниками, могут применяться только в том случае, если данная территория включена в состав зеленого фонда.
Разрешая административные требования Ширяева Ф.В. и частично их удовлетворяя, суд первой инстанции исходил из того, что в материалах гражданского дела отсутствуют данные о том, что зеленые насаждения, находящиеся на испрашиваемом земельном участке, относятся к зеленому фонду городского округа Самара. В Едином государственном реестре прав запись о регистрации права на испрашиваемый земельный участок отсутствует, доказательств того, что в пределах испрашиваемого земельного участка имеются площади, улицы, проезды, автомобильные дороги, набережные, скверы, бульвары, береговые полосы водных объектов общего пользования, наличие которых в силу п. 12. ст. 85 ЗК РФ является препятствием в приватизации земельного участка, суду не представлено.
Доказательств того, что испрашиваемый земельный участок занят местами общего пользования, наличие охранной зоны газопровода, водопровода, зеленые насаждения (при отсутствии сведений об отнесении данных насаждений к зеленому фонду) в материалы дела не представлено.
Согласно пункту 1 главы 24 указанных Правил данные предписания распространяются на зеленые насаждения, находящиеся на земельных участках, расположенных на территории городского округа: зеленые насаждения на территории общего пользования - территория, которой беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц, в том числе площади, улицы, проезды, набережные, скверы, парки, бульвары, детские, спортивные и спортивно-игровые площадки и площадки для выгула собак; зеленые насаждения на территории ограниченного пользования; зеленые насаждения специального назначения.
Данных, свидетельствующих о том, что находящиеся на испрашиваемом Ширяевым В.Ф. земельном участке зеленые насаждения относятся к перечисленным в пункте 1 главы 24 Правил зеленым насаждениям, материалы дела также не содержат.
При таких обстоятельствах, суд пришел к обоснованному выводу о том, что отсутствуют основания для отказа в рассмотрении вопроса о предварительном согласовании предоставления испрашиваемого земельного участка, поэтому распоряжение Департамента градостроительства г.о.Самара от 30.12.2015 г. № РД-1664 «Об отказе в предварительном согласовании предоставлении земельного участка государственная собственность на который не разграничена» подлежит признанию незаконным, с возложением на административного ответчика обязанности возобновить рассмотрение заявления Ширяева Ф.В. № СП-1/5753 от 22.09.2015 о предварительном согласовании предоставления земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> участок б/н, площадью 1000 кв.м.
Учитывая, что решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка, исполнительным органом не принималось, суд пришел к правильному выводу, что в данной части требования Ширяева Ф.В. удовлетворению не подлежат, поскольку разрешение указанного вопроса отнесено к полномочиям органа местного самоуправления и суд не вправе предрешать разрешение вопроса, отнесенного к компетенции органа местного самоуправления.
Решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит, нарушений норм материального и процессуального права, приведших к неверному исходу дела, судом не допущено, выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам и подтверждены имеющимися в деле доказательствами, которым судом дана надлежащая оценка.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают правильность выводов суда и не содержат предусмотренных ст. 310 КАС РФ оснований к отмене решения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.309 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Кировского районного суда г. Самары от 12 апреля 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента Градостроительства городского округа Самара - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в силу со дня его принятия, может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий –
Судьи –