Дело № 2а-1024/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
11 февраля 2020г. г.Смоленск
Ленинский районный суд г.Смоленска
в составе:
председательствующего судьи Иванова Д.Н.
при секретаре Лабазовой Н.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Михалева Сергея Анатольевича к Департаменту Смоленской области по охране, контролю и регулированию использования лесного хозяйства, объектов животного мира и среды их обитания о признании отказа в выдаче разрешения на добычу охотничьих ресурсов незаконным и возложении обязанности по выдаче разрешения на добычу охотничьих ресурсов,
установил:
Михалев С.А. обратился в суд с административным иском к Департаменту Смоленской области по охране, контролю и регулированию использования лесного хозяйства, объектов животного мира и среды их обитания о признании решения об отказе в выдаче разрешения на добычу охотничьих ресурсов незаконным, с возложением обязанности по выдаче разрешения на добычу охотничьих ресурсов. В обоснование требований указал, что ДД.ММ.ГГГГ в первый день с начала течения установленного 30-дневного срока для обращения, истец первый обратился в электронной форме (по электронной почте) к административному ответчику с заявлением за получением услуги: «выдача разрешения на добычу охотничьих ресурсов, за исключением охотничьих ресурсов, находящихся на особо охраняемых территориях федерального значения, а также млекопитающих и птиц, занесенных в Красную книгу Российской Федерации». В качестве охотничьего ресурса указал лося до 1 года в количестве 1 особи в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ для охоты в ОДУ <адрес>, а также <адрес> и <адрес>. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ № в выдаче разрешения на добычу охотничьих ресурсов ему было отказано в связи с тем, что такая выдача приведет к превышению нормативов и норм в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов. Полагает, что отказ административного ответчика в выдаче ему разрешения на добычу охотничьих ресурсов является незаконным и нарушает его права. Просит признать принятое административным ответчиком решение незаконным и обязать его выдать разрешение на добычу охотничьих ресурсов.
Михалев С.А., и его представитель Животков А.А. в судебном заседании требования поддержали в полном объеме.
Представитель Департамента Смоленской области по охране, контролю и регулированию использования лесного хозяйства, объектов животного мира и среды их обитания в судебное заседание не явился, письменных возражений на администартивный иск не представил.
Заслушав объяснения явившихся лиц, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующим убеждениям.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно части 8 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.
Как установлено в судебном заседании, ДД.ММ.ГГГГ Михалев С.А. в электронной форме (по электронной почте) обратился в Департамент Смоленской области по охране, контролю и регулированию использования лесного хозяйства, объектов животного мира и среды их обитания с заявлением за получением услуги: «выдача разрешения на добычу охотничьих ресурсов, за исключением охотничьих ресурсов, находящихся на особо охраняемых территориях федерального значения, а также млекопитающих и птиц, занесенных в Красную книгу Российской Федерации».
В качестве охотничьего ресурса административный истец указал лося до 1 года в количестве 1 особи в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ для охоты в <адрес>
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ № Департамент сообщил о невозможности выдачи разрешения в связи с тем, что такая выдача приведет к превышению лимитов (квоты), нормативов и норм в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов.
Согласно п. 1.1 Положения о Департаменте Смоленской области по охране, контролю и регулированию использования лесного хозяйства, объектов животного мира и среды их обитания (далее – Положение о Департаменте), утвержденного постановлением Администрации Смоленской области от 24.07.2012 № 472, Департамент является уполномоченным государственным органом Смоленской области по осуществлению переданных Смоленской области отдельных полномочий Российской Федерации в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов.
Пункт 3.15.1 Положения о Департаменте, наделил Департамент полномочиями по организации и осуществлению сохранения и использования охотничьих ресурсов и среды их обитания, за исключением охотничьих ресурсов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения.
Согласно п. 3.15.5 вышеуказанного положения, Департамент выдает разрешения на добычу охотничьих ресурсов, за исключением охотничьих ресурсов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, а также занесенных в Красную книгу Российской Федерации.
Порядок выдачи разрешений на добычу охотничьих ресурсов установлен в соответствии с требованиями Федерального закона от 24.07.2009 № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон об охоте № 209), Закона Смоленской области от 11.07.2012 № 41-з «О порядке распределения разрешений на добычу охотничьих ресурсов между физическими лицами, осуществляющими охоту в охотничьих угодьях, в которых физические лица имеют право свободно пребывать в целях охоты, на территории Смоленской области» (далее – Областной закон № 41-з), Порядком подачи заявок и заявлений, необходимых для выдачи разрешений на добычу охотничьих ресурсов, утвержденным Приказом Минприроды России от 29.08.2014 № 379.
Сроки охоты на копытных животных указаны в приложении № 1 к Правилам охоты, утвержденным приказом Минприроды России от 16.11.2010 № 512.Согласно ч. 6 ст. 31 Закона об охоте № 209 порядок распределения разрешений на добычу охотничьих ресурсов между физическими лицами, осуществляющими охоту в общедоступных охотничьих угодьях, устанавливается законом субъекта Российской Федерации.
Частью 1 статьи 3 Областного закона № 41-з установлено, что разрешения на добычу охотничьих ресурсов распределяются между физическими лицами, осуществляющими охоту в общедоступных охотничьих угодьях, в пределах квот добычи охотничьих ресурсов, норм допустимой добычи охотничьих ресурсов и норм пропускной способности охотничьих угодий, установленных в отношении общедоступных охотничьих угодий, расположенных на территории Смоленской области.
Разрешения на добычу охотничьих ресурсов распределяются между физическими лицами, осуществляющими охоту в общедоступных охотничьих угодьях, в порядке очередности поступления от них заявлений на выдачу разрешений на добычу охотничьих ресурсов (ч.2 ст.3 Областного закона № 41-з).
В случае если количество поданных физическими лицами заявлений на выдачу разрешений на добычу охотничьих ресурсов в общедоступных охотничьих угодьях превышает квоту добычи охотничьих ресурсов либо нормы пропускной способности охотничьих угодий, установленные в отношении общедоступных охотничьих угодий, расположенных на территории Смоленской области, при рассмотрении уполномоченным органом указанных заявлений учитывается время их регистрации (число, месяц, часы и минуты) (ч.3 ст.3 Областного закона № 41-з).
Подача физическими лицами в уполномоченный орган заявлений на выдачу разрешений на добычу охотничьих ресурсов в общедоступных охотничьих угодьях, расположенных на территории Смоленской области, на предстоящий сезон охоты начинается не ранее чем за 30 календарных дней до установленных федеральным и областным законодательством сроков охоты на заявленный вид охотничьих ресурсов (ч.4 ст.3 Областного закона № 41-з).
Согласно п. 3 Порядка подачи заявок и заявлений, необходимых для выдачи разрешений на добычу охотничьих ресурсов, утвержденного Приказом Минприроды России от 29.08.2014 № 379, физическое лицо, сведения о котором содержатся в государственном охотхозяйственном реестре, или иностранный гражданин, временно пребывающий в Российской Федерации и заключивший договор об оказании услуг в сфере охотничьего хозяйства, для получения разрешения представляет заявление соответствующему охотпользователю, в уполномоченный орган либо в природоохранное учреждение.
Заявление в соответствии с указанным выше порядком может подаваться лично либо уполномоченным представителем (п. 11.1 Порядка), по почте заказным письмом с уведомлением и описанием вложения (п. 11.2), в электронном виде с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» при заполнении заявлений на портале государственных и муниципальных услуг или на официальных сайтах уполномоченного органа, охотпользователя или природоохранного учреждения, а также с использованием многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг (п. 11.3).
В силу п.17.7 Порядка отказ в выдаче разрешения направляется заявителю в случае, если при выдаче заявителю разрешения будут превышены установленные лимиты (квоты) добычи охотничьих ресурсов либо нормативы и нормы в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов.
Как следует из ч.9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих, в частности, порядок и основания принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), а также соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания оснований для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами, согласно ч.11 ст.226 КАС РФ возлагается на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Согласно ч.2 ст.62 КАС РФ обязанность доказывания законности действий (бездействия) органов и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган и должностное лицо. Указанные органы и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.
Однако вопреки требованиям названного процессуального закона в материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие, что на момент подачи административным истцом заявления от ДД.ММ.ГГГГ на добычу охотничьих ресурсов количество поданных другими физическими лицами заявлений превысило установленные нормативы и нормы в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов.
Каких-либо возражений и пояснений по существу административного иска административным ответчиком не представлено.
Таким образом, с учетом указанных выше обстоятельств, суд приходит к выводу об отсутствии у Департамента Смоленской области по охране, контролю и регулированию использования лесного хозяйства, объектов животного мира и среды их обитания правовых оснований для отказа Михалеву С.А. в выдаче разрешения на добычу охотничьих ресурсов (лося), в связи с чем, судом принимается решение об удовлетворении административных исковых требований в данной части.
Вместе с тем, принимая во внимание то обстоятельство, что на момент разрешения административного спора период охоты на лося завершен (продолжался с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ), суд не находит оснований для возложения на административного ответчика обязанности по выдаче разрешения на добычу охотничьих ресурсов, в связи с чем, отказывает в удовлетворении данной части административных исковых требований.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175, 177, 178 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ (░░░░ ░░ 1 ░░░░).
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░.░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░
░░░: 67RS0002-01-2019-007155-84
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░ № 2░-1024/2020 (2░-5484/2019;) ~ ░-5151/2019