Дело № 2а-1-814/2019 год
УИД: 33RS0017-01-2019-001527-48
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
17 декабря 2019 года город Собинка
Владимирской области
Собинский городской суд Владимирской области в составе
председательствующего Трефиловой Н.В.,
при секретаре судебного заседания Нестеровой О.В.,
с участием
представителя административного истца
помощника Собинского межрайонного прокурора Капитоновой Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Собинского межрайонного прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц – жителей муниципального образования Колокшанское к администрации МО Колокшанское об обязании создать места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, включить указанные места в реестр мест (площадок) накопления отходов, оборудовать на созданных местах накопления твердых коммунальных отходов контейнерные площадки,
у с т а н о в и л :
Собинский межрайонный прокурор в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц - жителей муниципального образования Колокшанское обратился в суд с административным иском к администрации МО Колокшанское об обязании создать места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, включить указанные места в реестр мест (площадок) накопления отходов, оборудовать на созданных местах накопления твердых коммунальных отходов контейнерные площадки.
В обоснование требований указано, что Собинской межрайонной прокуратурой проведена проверка по обращению жителей д. Парфентьево Собинского района на предмет выявления несанкционированных свалок. В соответствии с п. 17 ч. 1 ст. 6 Устава муниципального образования Колокшанское Собинского района Владимирской области (далее - Устав) к вопросам местного значения МО относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов. В соответствии с п. 12 ст. 34 Устава, к полномочиям администрации муниципального образования относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов. Установлено, что в печатном издании «Редакция газеты «Доверие» от 01.03.2016 № 13 (11279) размещен публичный договор - оферта на оказание услуг МУП ЖКХ «ПКК Собинского района» по сбору, вывозу (транспортировке) и передаче на размещение (захоронение) отходов с населением Собинского района. В ходе проверки 29.04.2019, установлено, что в д. Парфентьево Собинского района мусоросборники (контейнеры) не установлены и площадки для их размещения в соответствии с санитарными нормами и правилами не оборудованы. Отсутствие специальных площадок, ограничивающих место сбора отходов и мусора от мест общего пользования, приводит к возникновению несанкционированных свалок и как следствие создает негативные условия для жизни и здоровья граждан, проживающих вблизи данной территории. В ходе повторной проверки 10.10.2019 установлено, что в деревне Парфентьево установлен один контейнер в 10 метрах восточнее <...>, площадка для его размещения в соответствии с санитарными нормами и правилами не оборудована, нарушения до настоящего времени администрацией муниципального образования Колокшанское не устранены. В ходе проверки также установлено, что постановлением главы администрации муниципального образования Колокшанское от 04.04.2019 NN утвержден реестр мест (площадок) накопления ТКО. В указанном реестре место накопления отходов в д. Парфентьево не предусмотрено. Таким образом, выявленные в ходе проверки нарушения федерального законодательства свидетельствуют о не принятии органом местного самоуправления достаточных мер, направленных на защиту окружающей среды и обеспечению санитарного благополучия населения - жителей д. Парфентьево Собинского района, что является не допустимым.
Собинский межрайонный прокурор просит суд обязать администрацию муниципального образования Колокшанское создать места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов в д. Парфентьево в количестве, соответствующем требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства Российской Федерации; обязать администрацию муниципального образования Колокшанское включить указанные места в реестр мест (площадок) накопления отходов на территории муниципального образования Колокшанское; обязать администрацию муниципального образования Колокшанское оборудовать на созданных местах накопления твердых коммунальных отходов в д. Парфентьево контейнерные площадки с бетонным или асфальтовым покрытием, ограниченные бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру.
В судебном заседании представитель административного истца помощник Собинского межрайонного прокурора Капитонова Л.В. иск поддержала по изложенным в нем доводам, указав дополнительно, что до настоящего времени выявленные прокуратурой нарушения, обозначенные в административном иске, не устранены.
Административный ответчик администрация МО Колокшанское Собинского района надлежащим образом извещена о дате, времени и месте рассмотрения дела. Явка в суд представителя не обеспечена, заявлено о рассмотрении дела в отсутствие представителя (л.д. 41).
Заслушав объяснения прокурора, исследовав материалы дела, суд признает административный иск обоснованным, подлежащим удовлетворению.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В силу ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В соответствии со ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
На территории домовладений должны быть выделены специальные площадки для размещения контейнеров с удобными подъездами для транспорта. Площадка должна быть открытой, с водонепроницаемым покрытием и желательно огражденной зелеными насаждениями (п. 2.1.3 СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территории населенных мест»).
Согласно п. 2.2.3 СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территории населенных мест» площадки для установки контейнеров должны быть удалены от жилых домов, детских учреждений, спортивных площадок и от мест отдыха населения на расстояние не менее 20 м, но не более 100 м. Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более 5.
Согласно п. 8.2.5 СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях» для установки контейнеров должна быть оборудована специальная площадка с бетонным или асфальтовым покрытием, ограниченная бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру и имеющая подъездной путь для автотранспорта. Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более 5. Расстояние от контейнеров до жилых зданий, детских игровых площадок, мест отдыха и занятий спортом должно быть не менее 20 м, но не более 100 м.
В пункте 8.2.4. СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях» указано, что контейнеры и другие емкости, предназначенные для сбора бытовых отходов и мусора, должны вывозиться или опорожняться ежедневно.
В соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ, участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов относится к вопросам местного значения городского поселения.
В силу ч. 3 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ К вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 20 (в части принятия в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки, решения о сносе самовольной постройки или приведении ее в соответствие с установленными требованиями), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).
В соответствии с п. 4 ст. 1 Закона Владимирской области от 14.11.2014 N 121-ОЗ "О закреплении за сельскими поселениями Владимирской области отдельных вопросов местного значения" за сельскими поселениями Владимирской области закреплены, в том числе, вопросы местного значения из числа предусмотренных частью 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", связанные с участием в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
На основании ст. 8 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Судом установлено, что Собинской межрайонной прокуратурой проведена проверка по обращению жителей д. Парфентьево Собинского района на предмет выявления несанкционированных свалок (л.д. 11-16).
В соответствии с п. 17 ч. 1 ст. 6 Устава муниципального образования Колокшанское Собинского района Владимирской области к вопросам местного значения МО относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов. В соответствии с п. 12 ст. 34 Устава, к полномочиям администрации муниципального образования относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
В печатном издании «Редакция газеты «Доверие» от 01.03.2016 № 13 (11279) размещен публичный договор - оферта на оказание услуг МУП ЖКХ «ПКК Собинского района» по сбору, вывозу (транспортировке) и передаче на размещение (захоронение) отходов с населением Собинского района.
В ходе проверки 29.04.2019, установлено, что в д. Парфентьево Собинского района мусоросборники (контейнеры) не установлены и площадки для их размещения в соответствии с указанными выше санитарными нормами и правилами не оборудованы. Отсутствие специальных площадок, ограничивающих место сбора отходов и мусора от мест общего пользования, приводит к возникновению несанкционированных свалок и как следствие создает негативные условия для жизни и здоровья граждан, проживающих вблизи данной территории.
В ходе повторной проверки 10.10.2019, установлено, что в деревне Парфентьево установлен один контейнер в 10 метрах восточнее <...>, площадка для его размещения в соответствии с указанными выше санитарными нормами и правилами не оборудована, нарушения до настоящего времени администрацией муниципального образования Колокшанское не устранены.
В ходе проверки также установлено, что постановлением главы администрации муниципального образования Колокшанское от 04.04.2019 NN утвержден реестр мест (площадок) накопления ТКО. В указанном реестре место накопления отходов д. Парфентьево не предусмотрено (л.д. 29-31).
Выявленные в ходе проверки нарушения федерального законодательства свидетельствуют о не принятии органом местного самоуправления достаточных мер, направленных на защиту окружающей среды и обеспечению санитарного благополучия населения - жителей д. Парфентьево Собинского района.
По результатам проведенной проверки 06.05.2019 на имя главы администрации МО Колокшанское сельское поселение Собинским межрайонным прокурором внесено представление об устранении выявленных нарушений (л.д. 17-21).
По результатам указанного представления администрацией МО Колокшанское Собинского района представлена информация, из содержания которой следует, что проведен сход жителей д. Парфентьево, на котором было решено утвердить способ вывоза ТКО – бестарный. В настоящее время территория убрана (л.д. 22).
Изложенное свидетельствует о том, что достаточных мер, направленных на устранение допущенных нарушений в рамках законных требований Собинского межрайонного прокурора по представлению от 06.05.2019, администрацией МО Колокшанское Собинского района не принято.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных прокурором требований.
По правилам ст. 187 КАС РФ суд вправе указать предельные сроки исполнения решения суда в соответствии с характером соответствующих требований.
Организация и оборудование контейнерных площадок бетонным или асфальтовым покрытием, ограниченных новым бордюром и зелеными насаждениями по периметру, предусматривает наличие в бюджете МО Колокшанское средств на указанные цели, что требует внесения корректировок в бюджет 2019 года либо включение данных расходных обязательств в бюджет следующего года.
С учетом изложенного, суд признает необходимым установить МО Колокшанское срок для организации и оборудования контейнерных площадок бетонным или асфальтовым покрытием, ограниченных новым бордюром и зелеными насаждениями по периметру, - до 1 июля 2020 года.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
р е ш и л :
Административное исковое заявление Собинского межрайонного прокурора удовлетворить.
Обязать администрацию МО Колокшанское Собинского района Владимирской области в срок до 1 июля 2020 года создать места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов в д. Парфентьево Собинского района в количестве, соответствующем требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства Российской Федерации; включить указанные места в реестр мест (площадок) накопления отходов на территории муниципального образования Колокшанское Собинского района; оборудовать на созданных местах накопления твердых коммунальных отходов в д. Парфентьево Собинского района контейнерные площадки с бетонным или асфальтовым покрытием, ограниченные бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру.
Об исполнении решения сообщить в Собинский городской суд и Собинскому межрайонному прокурору в течение одного месяца со дня его исполнения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во Владимирский областной суд через Собинский городской суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.
Председательствующий:
Дата принятия решения в окончательной форме – 23.12.2019.