Арбитражный суд Пермского края
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Пермь
24 января 2008 № дела А50-18380/2007-А9
Арбитражный суд Пермского края в составе
судьи Байдиной И.В.
При ведении протокола судебного заседания
судьей Байдиной И.В.
Рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению
Прокурора Оханского района Пермского края
к ИП Пономареву Павлу Анатольевичу
о привлечении к административной ответственности в порядке части 2 статьи 14.1 КоАП РФ
В заседании приняли участие:
от заявителя: Демотко С.А. ст. прокурор отдела прокуратуры Пермского края, предъявлено служебное удостоверение.
от заинтересованного лица: предприниматель не явился.
Прокурор Оханского района Пермского края обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя Пономарева Павла Анатольевича к административной ответственности в соответствии с частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту - КоАП РФ, Кодекс), мотивируя требования результатами проверки, выявившей осуществление предпринимательской деятельности (эксплуатация пожароопасного производственного объекта) без специального разрешения (лицензии).
Прокурор поддерживает заявленные требования.
Пономарев П.А., надлежащим образом извещенный, в судебное заседание не явился. Заявлено о рассмотрении дела без его участия (л.д.9).
Как следует из материалов дела, 13.12.2007 главным специалистом по охране окружающей среды администрации Оханского муниципального района совместно с помощником прокурора Оханского района проведена проверка в отношении ИП Пономарева П.А., осуществляющего деятельность по распиловке, строганию и пропитке древесины на пилораме, расположенной по адресу: Пермский край, Оханский район, село Острожка, улица Советская дом 52.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права 59 АК 694678 от 17.11.2004 помещение, в котором размещена пилорама, принадлежит Пономареву П.А. на праве собственности (л.д.16).
Земельный участок площадью 2344 кв.м. по указанному выше адресу передан ИП Пономареву П.А. в собственность на основании договора № 72 купли-продажи земельного участка от 17.09.2007, заключенного с комитетом имущественных отношений администрации Оханского муниципального района (л.д.22-24).
В ходе проверки установлено, что в цехе размещена лесопильная установка – ленточная пила КЛГ-05, на которой производится распиловка древесины. На территории пилорамы складированы горбыль, опил, рейка.
Согласно журналу учета поступления древесины на день проверки было вырублено и поступило на переработку 713,0 куб.м. Заготовка древесины производится на лесной делянке, выделенной по лесорубочному билету № 35 от 11.10.2007 (л.д.21).
Изложенное выше зафиксировано в акте о загрязнении окружающей природной среды от 13.12.2007 (л.д.10).
По результатам проверки помощником прокурора Оханского района 14.12.2007 составлен рапорт, в котором отражено, что у ИП Пономарева П.А., осуществляющего деятельность по переработке древесины, отсутствует лицензия на эксплуатацию пожароопасного производственного объекта.
Полагая, что ИП Пономаревым П.А. совершено административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ, 14.12.2007 прокурором вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении (л.д.27-28), переданное в арбитражный суд вместе с заявлением о привлечении предпринимателя к административной ответственности, что соответствует положениям части 1 статьи 28.8 данного Кодекса.
При вынесении постановления Пономарев П.А. присутствовал, с процессуальными правами ознакомлен, копия постановления им получена, о чем свидетельствуют подписи в соответствующих разделах (л.д.29).
В представленных объяснениях предприниматель указал, что осуществляет деятельность по распиловке, строганию и пропитке древесины, в процессе производства эксплуатируется лесопильная установка. Отходы производства (горбыль, опил) реализуются населению и ПСК «Острожка». Факт отсутствия лицензии на эксплуатацию пожароопасного производственного объекта не отрицает (л.д.11-12).
Частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ предусмотрено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В силу части 2 статьи 2.1, статьи 2.2 КоАП РФ лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом умышленно или по неосторожности не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Статьей 49 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГК РФ) установлено, что отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, можно заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).
В соответствии с положениями статьи 2 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензия - это специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.
Согласно пункту 29 статьи 17 названного Федерального Закона обязательному лицензированию подлежит деятельность по эксплуатации пожароопасных производственных объектов.
Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности" к полномочиям Правительства Российской Федерации при осуществлении лицензирования относит утверждение положений о лицензировании конкретных видов деятельности (статья 5).
Правительство Российской Федерации, реализуя свои полномочия, Постановлением от 14 августа 2002 N 595 утвердило Положение о лицензировании деятельности по эксплуатации пожароопасных производственных объектов (далее по тексту – Положение № 595).
В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 указанного Положения под пожароопасными производственными объектами понимаются объекты, на которых используются (производятся, хранятся, перерабатываются) легковоспламеняющиеся, горючие и трудногорючие жидкости, твердые горючие и трудногорючие вещества и материалы (в том числе пыль и волокна), вещества и материалы, способные гореть при взаимодействии с водой, кислородом воздуха и друг с другом, за исключением объектов, предназначенных для осуществления розничной торговли бензином и дизельным топливом.
На основании ГОСТ 12.1.004-91 "Пожарная безопасность. Общие требования", пункта 2.1.1 ГОСТ 12.1.044-89 "Пожаровзрывоопасность веществ и материалов. Номенклатура показателей и методы их определения" к горючим (сгораемым) относятся вещества и материалы, способные самовозгораться, возгораться при воздействии источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления.
В соответствии со справочником "Пожаровзрывоопасность веществ и материалов и средства их тушения" (под редакцией А.Н. Баратова, А.Я. Корольченко, книга вторая, М., Химия, 1990 г.), согласованным с Государственной службой стандартных справочных данных, древесина является горючим материалом, а древесная пыль - горючей смесью.
Кроме того, в соответствии с Нормами пожарной безопасности (НПБ 105-03) "Определение категорий помещений, зданий и наружных установок по взрывопожарной и пожарной опасности" (утверждены Приказом МЧС России от 18.06.2003 N 314 и введены в действие 01.08.2003 письмом Минюста РФ от 27.06.2003 N 07/6504-ЮД) здания, в которых осуществляется деятельность по обработке древесины, относятся к категории пожароопасности В1-В4.
Следовательно, эксплуатация таких объектов связана с возможностью возникновения пожаров, аварий и чрезвычайных ситуаций, способных привести к гибели людей и значительному материальному ущербу.
Учитывая изложенное, осуществление предпринимательской деятельности по эксплуатации пожароопасного производственного объекта без специального разрешения (лицензии), образует состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ.
Частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ установлено, что осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.
Актом о загрязнении окружающей природной среды от 13.12.2007 (л.д.10), актом № 83 проверки соблюдения требований пожарной безопасности от 28.06.2007 (л.д.26), объяснениями ИП Пономарева П.А. (л.д.11-12), подтверждается, что, осуществляя предпринимательскую деятельность, предприниматель эксплуатирует пожароопасный производственный объект (пилораму для распиловки и строгания древесины) без соответствующей лицензии.
Согласно части 5 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ), по делам о привлечении к административной ответственности бремя доказывания обстоятельств, положенных в основу составления протокола об административном правонарушении, лежит на том лице или органе, которые данный протокол составили. На них же лежит обязанность представления всех необходимых доказательств.
Исследовав в соответствии со статьей 71 АПК РФ представленные в дело материалы, суд пришел к выводу о доказанности обстоятельств, подтверждающих событие административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ, вменяемого предпринимателю.
В соответствии с частью 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд определяет меры административной ответственности, а в силу пункта 3 части 3 статьи 206 данного Кодекса в резолютивной части решения должен указать вид административного наказания и санкции, возложенные на лицо, привлеченное к административной ответственности.
Согласно примечанию к статье 2.4 КоАП РФ индивидуальные предприниматели привлекаются к ответственности как должностные лица. Учитывая, что Пономарев П.А. впервые привлекается к административной ответственности, размер штрафа подлежит применению в минимальном размере - четыре тысячи рублей.
Руководствуясь ст.ст. 167-170, 181 и ч. 3 ст. 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд Пермского края
РЕШИЛ:
Привлечь индивидуального предпринимателя Пономарева Павла Анатольевича, 22.06.1960 г.р., уроженца д. Ольховка Оханского района Пермской области, зарегистрированного по адресу: Пермский край, Оханский район, с. Острожка, улица Кирилюка дом 10, ИНН 594600011531, ОГРН 305594707400030, к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 4 000,00 рублей.
Исполнительный лист на взыскание штрафа направить судебному приставу-исполнителю по месту нахождения лица, привлеченного к административной ответственности, по истечении тридцати дней со дня вступления в законную силу решения суда.
Реквизиты для уплаты штрафа:
- Получатель: УФК по Пермскому краю (Финансовое управление администрации Оханского муниципального района ЛС: 02092350014);
- ИНН: 5946000012;
- КПП: 594701001;
- счет: 40101810700000010003;
- КБК: 211 1 16 90050 05 0000 140 (прочие поступления от денежных взысканий (штрафов) и иных сумм в возмещение ущерба, зачисляемые в бюджеты муниципальных районов);
- ОКАТО: 57242000000.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня принятия (изготовления в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня вступления его в законную силу через Арбитражный суд Пермского края.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на интернет-сайтах Семнадцатого арбитражного апелляционного ссуда www.17aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
При исчислении 10-дневного срока, установленного для обжалования, нерабочие дни не учитываются.
Судья И.В. Байдина