Дело № 44RS0026-01-2022-000850-17
(№ 2а-552/2022)
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
24 мая 2022 года г. Кострома
Димитровский районный суд г.Костромы в составе председательствующего судьи Карелина С.А.,
при секретаре Ронжиной Н.В.,
с участием административного истца Олейника В.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Олейника В.П. к комитету муниципального имущества и земельных ресурсов администрации городского округа «Город Калининград» о признании незаконным отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка,
У С Т А Н О В И Л:
В.П.Олейник является <данные изъяты>, состоит на учете малоимущих граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, в г.Калининграде.
Ссылаясь на имеющееся право на первоочередное получение жилищного участка для индивидуального жилищного строительства, незаконность порядка рассмотрения его заявления и принятого решения об отказе в предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка, обратился в суд с административным иском к комитету муниципального имущества и земельных ресурсов администрации городского округа «Город Калининград» (далее – Комитет). Мотивировал иск тем, что им была найдена подходящая по виду разрешенного использования свободная территория и 09.02.2022 в рамках муниципальной услуги № 028-58/у подано заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка с условным номером № по <адрес>. Отказываясь признавать имеющееся у него право на первоочередное предоставление земельного участка, ответчик в письме от 21.02.2022 отказал в предварительном согласовании предоставления земельного участка, ссылаясь на пп.17 ст.39.16 ЗК РФ и п.2.10.2 Административного регламента, утвержденного постановлением администрации г/о «Город Калининград» от 08.12.2017 № 1746. Ответчик не учел, что он не подавал заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в соответствии с этим регламентом, а на правоотношения ответчика с гражданами, имеющими право на первоочередное предоставление земельного участка, этот регламент не распространяется.
Кроме того, в ответе указывается, что земельный участок с условным номером № по проекту планировки с проектом межевания в его составе подлежит будущему резервированию для муниципальных нужд с целью предоставления гражданам, имеющим трех и более детей в собственность бесплатно. Но проект межевания не регулирует вопрос о резервировании земельных участков, для этих целей издается отдельный акт. Предназначенность земельного участка для резервирования для муниципальных нужд в будущем не может выступать основанием для отказа в соответствии со ст.39.16 ЗК РФ. Многодетным гражданам земельные участки предоставляются бесплатно в собственность, а в силу пп.13 п.5 ст.27 ЗК РФ зарезервированные для муниципальных нужд земельные участки могут быть предоставлены только в аренду. Он же, как инвалид, должен пользоваться приоритетной защитой по сравнению с правопритязаниями многодетных граждан.
Проект межевания подготовлен во исполнение постановления администрации г/о «Город Калининград» от 29.05.2015 № 890, в параметрах градостроительной документации, определенной заказчиком, не содержалось указаний о резервировании земельных участков для многодетных граждан, но в подготовленной ООО «Центр инженерных изысканий» документации незаконно указаны сведения о будущем резервировании земельных участков с целью передачи многодетным гржданам. Между тем, в проекте межевания согласно п.5 ст.43 Градостроительного кодекса РФ, п.4 ст.70.1 ЗК РФ, постановлению Правительства РФ от 22.07.2008 № 561 не допускается предусматривать к резервированию с целью предоставления многодетным гражданам не образованные, а лишь планируемые к образованию земельные участки с конкретными условными номерами.
Согласно проекту межевания испрашиваемый земельный участок предусматривается к формированию под детскую площадку и его площадь составляет 1303 кв.м. Поэтому ответчик в ответе безосновательно сослался на п.17 ст.39.16 ЗК РФ, а земельный участок не может быть предоставлен многодетным гражданам в силу п.2 ст.17 Закона Калининградской области от 21.12.2006 № 105, так как его размер превышает предельный для предоставления многодетному гражданину.
В судебном заседании истец В.П.Олейник исковые требования поддержал по доводам искового заявления.
Административный ответчик, не направив представителя для непосредственного участия в судебном заседании, представил письменный отзыв и просил оставить иск без удовлетворения. В отзыве указано, что постановлением администрации г/о «Город Калининград» от 08.12.2017 № 1746 утвержден административный регламент предоставления муниципальной услуги по предварительному согласованию предоставления земельного участка (код услуги 028-65у), распространяющий, в том числе, свое действие и на граждан, имеющих внеочередное и первоочередное право на приобретение земельных участков. Несмотря на то, что заявление В.П.Олейника зарегистрировано по коду услуги 028-58у по предоставлению поставленного на кадастровый учет земельного участка в аренду для ИЖС гражданам, имеющим право на внеочередное и первоочередное земельных участков, по его содержанию в нем ставился вопрос о предварительном согласовании предоставления земельного участка, поэтому рассмотрение осуществлялось по административному регламенту предоставления муниципальной услуги по предварительному согласованию предоставления земельного участка. Проектом планировки территории с проектом межевания в его составе, утвержденным постановлением администрации г/о «Город Калининград» от 13.01.2020 № 14, рассматриваемый земельный участок предназначен для размещения объектов капитального строительства и подлежит резервированию для муниципальных нужд с целью предоставления гражданам, имеющим трех и более детей, поэтому в предоставлении муниципальной услуги на основании пп.17 ст.39.16 ЗК РФ было отказано. Доводы истца сводятся к несогласию с вынесенными судебными органами и вступившими в законную силу решениями при оспаривании аналогичных отказов по ранее поступившим его заявлениям, а также с вступившим в законную силу решением суда при рассмотрении иска В.П.Олейника, оспаривавшего проект межевания в составе проекта планировки территории.
Администрация г/о «Город Калининград», указанная истцом в качестве заинтересованного лица, представителя в суд не направила, отзыв не представила.
Заинтересованным лицом ООО «Центр инженерных изысканий» представлен письменный отзыв на исковое заявление, в котором указано, что доказательств самовольного и произвольного внесения в текстовую и графическую части проекта межевания при его разработке обществом сведений о предоставлении земельных участков для ИЖС семьям, имеющим трех и более детей, не имеется, что установлено вступившим в законную силу решением Ленинградского районного суда г.Калининграда от 06.12.2021 по гражданскому делу по иску В.П.Олейника о взыскании с общества компенсации морального вреда.
Выслушав административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов.
В соответствии с ч.2 ст.227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: 1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; 2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
Предметом рассмотрения настоящего дела является решение (уведомление) Комитета от 21.02.2022 об отказе В.П.Олейнику в предоставлении муниципальной услуги (код услуги 028-65/у) об отказе в предварительном согласовании предоставления в аренду без проведения торгов земельного участка с условным номером № по <адрес> для индивидуального жилищного строительства.
Принимая указанное решение по заявлению представителя административного истца П.Е.Крупина о предоставлении услуги от 09.02.2022 (как видно из приложенной истцом расписки в приеме документов), Комитет сослался на п. пп.17 ст.39.16 ЗК РФ, предусматривающий отказ в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, не уполномоченное на строительство этих объектов. Указанная норма закона, как следует из уведомления, приведена в п.2.10.2 Административного регламента администрации городского округа «Город Калининград» о предоставлении муниципальной услуги по предварительному согласованию предоставления земельного участка, утвержденного постановлением администрации городского округа «Город Калининград» от 08.12.2017 № 1746, как основание для отказа в предоставлении муниципальной услуги. В уведомлении указано, что согласно проекту планировки с проектом межевания в его составе в границах <адрес>, утвержденному постановлением администрации городского округа «Город Калининград» от 13.01.2020 № 14, земельный участок с условным кадастровым номером № по <адрес> предусмотрен для решения вопросов местного значения в целях предоставления гражданам, имеющим трех и более детей, для индивидуального строительства в соответствии со ст.39.5 Кодекса.
Рассматриваемое уведомление направлено уполномоченным органом В.П.Олейнику в установленный п.7 ст.39.15 ЗК РФ срок, в пределах 30 дней со дня поступления заявления, предусмотренного ст.39.14 ЗК РФ, регламентирующей порядок предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
В соответствии с п.8 ст.39.15 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований: 1) схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса; 2) земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 14.1 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса; 3) земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости", не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса.
Согласно пп. 17 ст. 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, не уполномоченное на строительство этих объектов.
Проектом планировки территории с проектом межевания в его составе в границах <адрес>, утвержденным Постановлением администрации городского округа «Город Калининград» от 13.01.2020 года № 14, земельный участок с условным номером № по <адрес>, площадью 1303 кв.м предназначен под детскую площадку, относится к территории общего пользования (имуществу общего пользования).
Как видно из текстовых материалов проекта планировки при подготовке проекта межевания территории образованы земельные участки для размещения объектов индивидуального жилищного строительства, домов блокированной жилой застройки (подлежат резервированию для муниципальных нужд с целью предоставления гражданам, имеющим трех и более детей (многодетным семьям); для размещения объектов дошкольного образования; для размещения линейных объектов транспортной инфраструктуры; под существующими объектами капитального строительства; иные участки по заявлениям граждан, по информации, предоставленной Комитетом архитектуры и строительства г/о «Город Калининград»; земельные участки общего пользования (под размещение сквера, для размещения основных проездов, проч.).
Согласно п.20 ст.1 Градостроительного кодекса РФ объекты местного значения - объекты капитального строительства, иные объекты, территории, которые необходимы для осуществления органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения и в пределах переданных государственных полномочий в соответствии с федеральными законами, законом субъекта Российской Федерации, уставами муниципальных образований и оказывают существенное влияние на социально-экономическое развитие муниципальных районов, поселений, городских округов.
Согласно пункту 25 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация благоустройства территории городского округа отнесена к вопросам местного значения.
Правила благоустройства территории муниципального образования утверждаются представительным органом соответствующего муниципального образования, могут регулировать вопросы содержания территорий общего пользования и порядка пользования такими территориями, организации озеленения территории муниципального образования, включая порядок создания, содержания, восстановления и охраны расположенных в границах населенных пунктов газонов, цветников и иных территорий, занятых травянистыми растениями, размещения и содержания детских и спортивных площадок, площадок для выгула животных, парковок (парковочных мест), малых архитектурных форм (часть 1, пункты 1, 5 и 7 части 2 статьи 45.1 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
Таким образом, земельные участки в составе вышеуказанного проекта планировки территории с проектом межевания в его составе в границах <адрес> в том числе земельный участок с условным номером №, являются объектами местного значения.
Проект планировки территории, проект межевания территории, в силу ст.41 Градостроительного кодекса РФ являются документацией по планировке территории.
Исходя из этого, Комитет в обжалуемом уведомлении обоснованно сослался на пп.17 ст.39.16 ЗК РФ как на основание отказа в предварительном согласовании предоставления испрашиваемого В.П.Олейником земельного участка.
Верховный Суд Российской Федерации в Обзоре судебной практики № 1 (2017)" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.02.2017) (ред. от 26.04.2017) разъяснил, что для отказа в предоставлении земельного участка в собственность по основанию, предусмотренному п. 17 ст. 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, достаточно установить, что в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории испрашиваемый участок предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения.
Административный истец в своих доводах ссылался на неправильность ссылки в обжалуемом уведомлении на п.2.10.2 Административного регламента, утвержденного постановлением Администрации от 08.12.2017 № 1746.
Суд отмечает, что из содержания данного Административного регламента следует, что регулируемый им порядок оказания муниципальной услуги предусматривает предоставление администрацией городского округа муниципальной услуги по предварительному согласованию предоставления земельного участка. Получателями муниципальной услуги являются юридические и физические лица, заинтересованные в предоставлении земельного участка в случаях, установленных Земельным кодексом Российской Федерации, если земельный участок не образован или границы земельного участкак подлежат уточнению (п.1.2). При этом регламент не содержит положений о неприменении его к лицам, имеющим право на первоочередное или внеочередное предоставление земельных участков.
Пункт 2.10.2 Административного регламента устанавливает исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги, в числе которых указано основание – земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в п.п.1-13, 15-19, 22 и 23 ст.39.16 ЗК РФ (т.е.включающий и пп.17 статьи).
Ошибочная ссылка Комитета в оспариваемом ответе-уведомлении, что испрашиваемый земельный участок предусмотрен в целях предоставления гражданам, имеющим трех или более детей, для индивидуального жилищного строительства (а не для размещения детской площадки) не может служить основанием для удовлетворения исковых требований, поскольку в соответствии с утвержденной документацией по планировке территории он предназначен для размещения объекта местного значения. В оспариваемом ответе имеется ссылка, что земельный участок предусмотрен для решения вопросов местного значения согласно проекту планировки территории с проектом межевания в его составе и именно это является основанием отказа в предварительном согласовании предоставления в аренду без проведения торгов испрашиваемого земельного участка для ИЖС.
Необходимость размещения земель общего пользования при определении потребностей в земельных участках для предоставления многодетным гражданам предусмотрена Законом Калининградской области от 21.12.2006 № 105 «Об особенностях регулирования земельных отношений на территории Калининградской области» (ст.16.2).
Организация детских игровых и спортивных площадок с озеленением и необходимым оборудованием малых архитектурных форм для летнего и зимнего отдыха детей предусмотрена п. 3.5.11 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утв. Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170. Их образование на территории, где расположен испрашиваемый земельный участок является актуальным, поскольку рядом расположенные земельные участки предусмотрены в целях предоставления гражданам, имеющим трех или более детей, как следует из исследованной судом утвержденной документации по планировке территории, а также пояснений сторон.
Учитывая изложенное, суд не находит оснований для удовлетворения административного иска.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ,
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административного иска отказать.
Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Димитровский районный суд г.Костромы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья С.А. Карелин