УИД 11RS0001-01-2019-015036-10
Дело № 12-371/2019
РЕШЕНИЕ
10 декабря 2019 г. с. Выльгорт
Судья Сыктывдинского районного суда Республики Коми Самарин А.И.,
при секретаре судебного заседания Старцевой Н.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ООО «Негабарит спецтех логистика» на постановление начальника ЦАФАП ОДД ГИБДД МВД по Республике Коми Покидко В.Н. от 16.10.2019, которым ООО «Негабарит спецтех логистика» привлечено к административной ответственности по ч. 5 ст. 12.21.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
установил:
Постановлением начальника ЦАФАП ОДД ГИБДД МВД по Республике Коми Покидко В.Н. от 16.10.2019 № 18810111191016020495 ООО «Негабарит спецтех логистика» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 12.21.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 400 000 рублей.
Не согласившись с вынесенным постановлением, ООО «Негабарит спецтех логистика» обратилось в суд с жалобой, в обоснование которой указало, что в момент совершения вменяемого правонарушения транспортное средство марки «Мерседес-Бенц АСТ ROS 2641 LS» с № находилось во временном владении и пользовании Попова С.В. на основании договора аренды от 01.08.2019.
Представитель и лица, в отношении которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении, Васюник В.В., защитник Гулага А.А. в судебном заседании поддержали доводы жалобы в полном объеме.
Свидетель Попов С.В. в судебном заседании показал, что транспортное средство марки «Мерседес-Бенц АСТ ROS 2641 LS» с № 13.09.2019 в 09:26:36 находилось в его владении на основании договора аренды от 01.08.2019. В момент правонарушения данным автомобилем управлял Попов С.В. В настоящее время указанный автомобиль также находится в его пользовании.
Должностное лицо ЦАФАП ОДД ГИБДД МВД по Республике Коми надлежащим образом извещенное о месте, дате и времени рассмотрения жалобы в судебное не явилось.
Суд определил рассмотреть жалобу при имеющейся явке.
Проверив материалы дела об административном правонарушении, заслушав объяснения защитника лица, в отношении которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении, допросив свидетеля, прихожу к следующим выводам.
Частью 5 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что Движение тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства с превышением габаритов, указанных в специальном разрешении, на величину более 20, но не более 50 сантиметров либо с превышением массы транспортного средства или нагрузки на ось транспортного средства, указанных в специальном разрешении, на величину более 20, но не более 50 процентов, влечет наложение административного штрафа на водителя в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от двух до трех месяцев; на должностных лиц, ответственных за перевозку, - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до четырехсот тысяч рублей, а в случае фиксации административного правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, - на собственника (владельца) транспортного средства в размере четырехсот тысяч рублей.
Пунктом 23.5 Правил дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 № 1090 (далее - Правила дорожного движения), установлено, что перевозка тяжеловесных и опасных грузов, движение транспортного средства, габаритные параметры которого с грузом или без него превышают по ширине 2,55 м (2,6 м - для рефрижераторов и изотермических кузовов), по высоте 4 м от поверхности проезжей части, по длине (включая один прицеп) 20 м, либо движение транспортного средства с грузом, выступающим за заднюю точку габарита транспортного средства более чем на 2 м, а также движение автопоездов с двумя и более прицепами осуществляются в соответствии со специальными правилами.
В соответствии с ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (движение по автомобильным дорогам крупногабаритного транспортного средства либо транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных грузов, относящихся согласно Европейскому соглашению о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ) к грузам повышенной опасности, за исключением движения самоходных транспортных средств с вооружением, военной техники, транспортных средств Вооруженных Сил Российской Федерации, осуществляющих перевозки вооружения, военной техники и военного имущества, допускается при наличии специальных разрешений, выдаваемых в соответствии с положениями настоящей статьи.
Порядок выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, утвержден Приказом Минтранса России от 05.06.2019 № 167 «Об утверждении Порядка выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства», согласно которому специальное разрешение выдается владельцу транспортного средства или его представителю.
Положениями ч. 1 ст. 2.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что к административной ответственности за административные правонарушения в области дорожного движения и административные правонарушения в области благоустройства территории, предусмотренные законами субъектов Российской Федерации, совершенные с использованием транспортных средств, в случае фиксации этих административных правонарушений работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи привлекаются собственники (владельцы) транспортных средств.
Из материалов дела следует, что 10.09.2019 в 07:32:52 по адресу: «Сыктывкар-Ухта-Печора-Усинск-Нарьян-Мар» на участке Сыктывкар-Ухта, 27+580 водитель транспортного средства марки «Мерседес-Бенц АСТ ROS 2641 LS» с № собственником которого является ООО «Негабарит спецтех логистика», в нарушение п. 23.5 Правил дорожного движения, ст. 31 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ, двигался без специального разрешения с осевой нагрузкой 9,664 т на ось № 4, при предельно допустимой осевой нагрузкой 7,5 т (превышение + 28,853), с осевой нагрузкой 9,721 т на ось № 5, при предельно допустимой осевой нагрузкой 7,5 т (превышение + 29,613, с общей высотой транспортного средства 490,2 см при предельно допустимой общей высоте транспортного средства, указанной в специальном разрешении 445 см (превышение + 45,2 см).
Указанное нарушение зафиксировано специальным техническим средством, работающим в автоматическом режиме.
Данные обстоятельства послужили основанием для привлечения ООО «Негабарит спецтех логистика» к административной ответственности, предусмотренной ч. 5 ст. 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Не соглашаясь с постановлением должностного лица, ООО «Негабарит спецтех логистика» указывает, что в момент фиксации административного правонарушения в автоматическом режиме транспортное средство марки «Мерседес-Бенц АСТ ROS 2641 LS» с № находилось во владении и пользовании Попова С.В. на основании заключенного с последним договора аренды транспортного средства без экипажа от 01.08.2019.
Частью 2 статьи 2.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что собственник (владелец) транспортного средства освобождается от административной ответственности, если в ходе рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное в соответствии с частью 3 статьи 28.6 названного Кодекса, будут подтверждены содержащиеся в ней данные о том, что в момент фиксации административного правонарушения транспортное средство находилось во владении или в пользовании другого лица либо к данному моменту выбыло из его обладания в результате противоправных действий других лиц.
В силу ч. 1 и 3 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к данной статье.
При этом Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит запрета на представление доказательств на любой стадии производства по делу об административном правонарушении.
В подтверждение доводов о нахождении транспортного средства марки «Мерседес-Бенц АСТ ROS 2641 LS» с № в момент фиксации административного правонарушения в пользовании иного лица в материалы дела предоставлены копия договора аренды транспортного средства без экипажа от 01.08.2019, заключенного между ООО «Негабарит спецтех логистика» и Поповым С.В. на срок шесть месяцев с момента его подписания, копия акта приема-передачи транспортного средства от 01.08.2019.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, распределение бремени доказывания между государством в лице органов, уполномоченных на вынесение постановлений по делам об административных правонарушениях в области дорожного движения в случае их фиксации работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи, и соответствующими собственниками (владельцами) транспортных средств, будучи исключением из общего правила о том, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, не отменяет действие в названной сфере иных положений, раскрывающих принцип презумпции.
В рассматриваемом случае необходимо учитывать положения ч. 4 ст. 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о том, что неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Таким образом, по убеждению судьи, доказательства, представленные ООО «Негабарит спецтех логистика» в подтверждение довода о том, что в момент фиксации административного правонарушения в автоматическом режиме транспортное средство «Мерседес-Бенц АСТ ROS 2641 LS» с № находилось в пользовании иного лица, позволяют сделать вывод о необоснованности привлечения ООО «Негабарит спецтех логистика» к административной ответственности, предусмотренной ч. 5 ст. 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
В соответствии со ст. 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.
При таких обстоятельствах, постановление № 18810111191016020495 начальника ЦАФАП ОДД ГИБДД МВД по Республике Коми Покидко В.Н. от 16.10.2019, вынесенное в отношении ООО «Негабарит спецтех логистика» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 5 ст. 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежит отмене.
Производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием в действиях ООО «Негабарит спецтех логистика» состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.5-30.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
решил:
Постановление № 18810111191016020495 начальника ЦАФАП ОДД ГИБДД МВД по Республике Коми Покидко В.Н. от 16.10.2019 по делу об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ч. 5 ст. 12.21.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении ООО «Негабарит спецтех логистика» отменить.
Производство по делу об административном правонарушении по ч. 5 ст. 12.21.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении ООО «Негабарит спецтех логистика» прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в связи с отсутствием в действиях ООО «Негабарит спецтех логистика» состава административного правонарушения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья А.И. Самарин