дело № 71-183/2022
РЕШЕНИЕ
Судья Свердловского областного суда Григорьев И.О., рассмотрев в открытом судебном заседании 24 марта 2022 года жалобу защитника Бадовой Ю.И. на постановление судьи Тагилстроевского районного суда г. Нижний Тагил Свердловской области от 6 декабря 2021 года № 5-1467/2021, вынесенное в отношении открытого акционерного общества «Объединенная теплоснабжающая компания» (далее - ОАО «ОТСК») по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
обжалуемым постановлением судьи ОАО «ОТСК» назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей за нарушение требований ст. 11, п. п. 1, 2 ст. 19 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», табл. 3.1, 3.13 СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (далее - СанПиН 1.2.3685-21), п. 75 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» (далее - СанПиН 2.1.3684-21), выявленное 16 июня 2021 года в 14 часов 00 минут в ходе административного расследования, проведенного должностным лицом территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Свердловской области в г. Нижний Тагил, Пригородном, Верхнесалдинском районах, г. Нижняя Салда, г. Кировград и Невьянском районе.
В жалобе защитник Бадова Ю.И. просит об отмене постановления судьи и прекращении производства по делу в связи с отсутствием в действиях ОАО «ОТСК» состава административного правонарушения.
Проверив материалы дела и доводы жалобы, выслушав защитника Бадову Ю.И., прихожу к следующим выводам.
Статьей 6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению.
В силу п. 75 СанПиН 2.1.3684-21 качество и безопасность питьевой и горячей воды должны соответствовать гигиеническим нормативам. Качественной признается питьевая вода, подаваемая абонентам с использованием систем водоснабжения, если при установленной частоте контроля в течение года не выявлены, в том числе, превышения уровней гигиенических нормативов органолептических, обобщенных показателей, неорганических и органических веществ более, чем на величину ошибки метода определения показателей.
Согласно пп. 3 табл. 3.1 СанПиН 1.2.3685-21 норматив воды питьевой централизованного водоснабжения по показателю «цветность» составляет не более 20°С.
В соответствии с пп. 556 табл. 3.13 СанПиН 1.2.3685-21 предельно допустимая концентрация железа (Fe, суммарно) в воде питьевой систем централизованного, в том числе горячего, и нецентрализованного водоснабжения, составляет 0,3 мг/дм3.
Из материалов дела следует, что на основании поступившего обращения жителя многоквартирного дома № 15 по ул. Ленина в пос. Верх-Нейвинский Невьянского района Свердловской области заместителем главного государственного санитарного врача по г. Нижний Тагил, Пригородному, Верхнесалдинскому районам, г. Нижняя Салда, г. Кировград и Невьянскому району, заместителем начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Свердловской области в г. Нижний Тагил, Пригородном, Верхнесалдинском районах, г. Нижняя Салда, г. Кировград и Невьянском районе 24 мая 2021 года в отношении ОАО «ОТСК» возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и проведено административное расследование (л.д. 108-109).
В ходе этого расследования уполномоченным должностным лицом отобраны пробы горячей воды на сетях балансовой принадлежности предприятия (тепловой пункт № 3, расположенный по адресу: Свердловская область, Невьянский район, пос. Верх-Нейвинский, ул. Молодежи, д. 6а), а также в кране разводящей сети в кухне <адрес> многоквартирного <адрес> в пос. Верх-Нейвинский Невьянского района Свердловской области.
По результатам лабораторных испытаний установлено, что качество горячей воды не соответствует гигиеническим требованиям по показателю «цветность» (на сетях балансовой принадлежности предприятия и в кране разводящей сети показатель составил более 70°С при нормативе не более 20°С) и по показателю «железо» (на сетях балансовой принадлежности предприятия показатель составил 8,7 мг/дм3, а в кране разводящей сети - 8,5 мг/дм3 при нормативе 0,3 мг/дм3).
Выявленные нарушения послужили основанием для составления должностным лицом Роспотребнадзора в отношении ОАО «ОТСК» протокола об административном правонарушении от 16 сентября 2021 года (л.д. 3-4), который соответствует требованиям ст. 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Фактические обстоятельства дела подтверждаются совокупностью доказательств: обращением жителя многоквартирного дома о несоответствии воды предъявляемым требованиям (л.д. 110), экспертным заключением по результатам лабораторных испытаний от 4 июня 2021 года № 9.13095 (л.д. 29), протоколом лабораторных испытаний от 4 июня 2021 года № 9.13095 (л.д. 30-31), экспертным заключением по результатам лабораторных испытаний от 4 июня 2021 года № 9.3104 (л.д. 32), протоколом лабораторных испытаний от 4 июня 2021 года № 9.13104 (л.д. 33-34), протоколом осмотра от 25 мая 2021 года (л.д. 36-37), видеозаписью (л.д. 35), протоколом о взятии проб и образцов от 25 мая 2021 года (л.д. 38-39), договором горячего водоснабжения № ОТ09ГВ0000000016 с приложениями (л.д. 63-75), выписками по лицевым счетам (л.д. 97-101).
Оценив все доказательства в совокупности в соответствии со ст. ст. 26.2, 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судьей обоснованно сделан вывод о виновности ОАО «ОТСК» в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поэтому действия юридического лица квалифицированы правильно.
Судьей правильно установлено, что ОАО «ОТСК» является ресурсоснабжающей организацией. В соответствии с п. 4.1 договора горячего водоснабжения № ОТ09ГВ0000000016, заключенного в 2019 году с управляющей компанией, ресурсоснабжающая организация обязана осуществлять подачу исполнителю горячей воды установленного качества в объеме согласно настоящему договору, не допускать ухудшения качества воды ниже показателей, установленных законодательством Российской Федерации и настоящим договором, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Пунктами 1 и 2 ст. 19 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусмотрено, что питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства.
Организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.
Частью 3 ст. 1 Федерального закона от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» предусмотрено, что требования к качеству и безопасности воды, подаваемой с использованием централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, в том числе открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения), устанавливаются законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и законодательством о техническом регулировании.
Соответственно, тип системы водоснабжения (открытая или закрытая), вопреки доводам жалобы, правового значения не имеет. Качество воды должно соответствовать гигиеническим нормативам перед ее поступлением в распределительную сеть, а также в точках водоразбора наружной и внутренней водопроводной сети.
Таким образом, независимо от того, является ли система водоснабжения открытой или закрытой, ОАО «ОТСК» обязано предоставлять горячую воду установленного качества. При этом выявленные показатели «цветность» и «железо» значительно превышают максимально допустимые нормативы.
Утверждения защитника об отсутствии вины организации в связи с необходимостью реконструкции теплового пункта за счет средств бюджетного финансирования в рамках утвержденной программы судом отклоняются.
Из материалов дела следует, что эксплуатацию теплового пункта осуществляет ОАО «ОТСК», которое на основании заключенного договора поставляет ресурс управляющей компании, получая доход. Принимая на себя обязанность по поставке ресурса надлежащего качества, ОАО «ОТСК» каких-либо мер, направленных на улучшение качества воды, не предпринимало, иного из материалов дела не следует. Общество, предоставляя ресурс, обязано осуществлять поставку воды в соответствии с нормативами качества ее предоставления, а трудности, возникающие у общества, являются предпринимательским риском ОАО «ОТСК», и основанием для освобождения от ответственности за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к горячей воде не являются.
Соответственно, правонарушение совершено ОАО «ОТСК» виновно: оснований полагать, что нарушение законодательства вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля юридического лица, не имеется.
Никаких неустранимых сомнений, которые должны толковаться в пользу ОАО «ОТСК», в материалах дела не имеется. Принцип презумпции невиновности, установленный ст. 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не нарушен.
В соответствии с требованиями ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные ст. 26.1 данного Кодекса.
Постановление судьи соответствует требованиям ст. 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Административное наказание в виде административного штрафа назначено ОАО «ОТСК» в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 3.5, 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в размере, предусмотренном санкцией ст. 6.5 названного Кодекса, является справедливым и соразмерным содеянному.
Доводы жалобы сводятся к оспариванию установленных судьей районного суда фактических обстоятельств дела и несогласию заявителя с оценкой доказательств, не свидетельствуют о том, что судьей допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальные требования.
Нарушений прав, гарантированных Конституцией Российской Федерации и ст. 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в том числе права на защиту, не усматривается.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не установлено.
Существенных нарушений процессуальных норм, влекущих отмену постановления, при рассмотрении дела допущено не было. Оснований к отмене или изменению постановления судьи не установлено.
Руководствуясь ст. 30.6, п. 1 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
постановление судьи Тагилстроевского районного суда г. Нижний Тагил Свердловской области от 6 декабря 2021 года № 5-1467/2021, вынесенное в отношении ОАО «ОТСК» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, а жалобу защитника - без удовлетворения.
Вступившее в законную силу решение может быть обжаловано (опротестовано) путем подачи жалобы (протеста) непосредственно в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции.
Судья Свердловского
областного суда И.О. Григорьев