Решение по делу № 2а-9/2021 от 17.08.2020

Дело № 2а-9/2021

УИД 11RS0014-01-2020-000724-78

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

11 января 2021 года с. Корткерос

Корткеросский районный суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Буян Э.Ф., при секретаре Ширяевой М.К., с участием представителя заинтересованного лица Прокуратуры РК- прокурора Корткеросского района Чуйкова И.И., рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление

ГКУ РК «УправтодорКоми»

об освобождении от исполнительского сбора,

УСТАНОВИЛ:

ГКУ РК «Управление автомобильных дорог Республики Коми» (далее по тексту - ГКУ РК «УправтодорКоми», учреждение) об освобождении от исполнительского сбора, установленного по исполнительному производству от <дата> ХХХ в размере <...> руб. или уменьшении его размера. В обоснование заявленных требований указано, что определением Корткеросского районного суда от <дата> произведена замена должника Дорожного агентства РК на ГКУ РК «Управление автомобильных дорог Республики Коми» в исполнительном производстве по исполнению решения Корткеросского районного суда РК по делу ХХХ по обязанию привести автомобильные дороги в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50597-93. Учреждение в силу своих полномочий надлежащим образом исполняет решение суда. Решение суда частично исполнено. Необходимым и единственным условием, обуславливающим правовое основание, учреждения на организацию выполнения работ по решению суда, является включение Министерством строительства и дорожного хозяйства РК такого мероприятия в соответствующий перечень и доведение лимитов бюджетных обязательств. С учетом своих полномочий в целях надлежащего исполнения решения суда учреждение неоднократно обращалось в Министерство строительства и дорожного хозяйства РК, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств, с просьбой о выделении денежных средств для исполнения судебного решения. Однако на настоящий момент Министерством не внесены работы по разработке проектной документации на капитальный ремонт км <...> в соответствующий перечень и в перечень капитального ремонта, участок км <...> также не внесен в перечень капитального ремонта. Административный истец полагает, что виновных действий по неисполнению исполнительного документа в установленный срок учреждение не допускало. Учреждение со своей стороны приняло все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования.

На судебное заседание административный истец, административные соответчики не явились, надлежащим образом уведомлены о времени и месте рассмотрения дела.

Представитель заинтересованного лица Прокуратуры РК- прокурор Корткеросского района Чуйков И.И. просил в удовлетворении требований об освобождении от уплаты исполнительского сбора отказать.

Суд, считает возможным рассмотреть дело при имеющейся явке.

Заслушав представителя заинтересованного лица, изучив материалы дела, оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Решением Корткеросского районного суда от <дата> на Дорожное Агентство Республики Коми возложена обязанность в срок до <дата> привести в соответствие с требованиями ГОСТ Р 50597-93 <...>.

Определением суда от <дата> в исполнительном производстве ХХХ, возбужденном Межрайонным отделом судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных производств УФССП по <адрес> на основании исполнительного листа ХХХ от <дата>, выданного Корткеросским районным судом РК по гражданскому делу ХХХ, произведена замена должника – Дорожного агентства Республики Коми на его правопреемника – Государственное казенное учреждение Республики Коми «Управление автомобильных дорог Республики Коми».

Определениями суда от <дата>, <дата> должнику Государственное казенное учреждение Республики Коми «Управление автомобильных дорог Республики Коми» предоставлялась отсрочка исполнения решения суда до <дата> и до <дата> соответственно, в последующем в предоставлении отсрочки было отказано.

Возращенный взыскателю исполнительный документ, в связи с предоставлением отсрочки исполнения решения суда, после истечения срока предоставленной отсрочки, был направлен вновь на принудительное исполнение, и <дата> судебным приставом вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства. <дата> на основании определения суда от <дата> постановлением ОСП по Корткеросскому району произведена замена стороны должника Дорожного агентства Республики Коми на его правопреемника – Государственное казенное учреждение Республики Коми «Управление автомобильных дорог Республики Коми».

Из доводов заявления следует, что о наличии возбужденного в отношении административного истца, с учетом замены стороны должника в исполнительном производстве, стороне административного истца было известно. Кроме того, данный факт подтверждается материалами гр. дела ХХХ.

По информации МОСП по ИОВИП УФМС России по РК от <дата> в рамках исполнительного производства по требованиям вышеуказанного судебного решения исполнительский сбор не выносился.

<дата> судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании с ГКУ РК «Управление автомобильных дорог РК» исполнительского сбора в размере <...> руб. в связи с неисполнением судебного решения в установленный для добровольного исполнения срок.

Указанные обстоятельства подтверждаются совокупностью исследованных доказательств, заявителем и заинтересованными лицами не оспариваются, в связи с чем суд полагает их установленными.

В соответствии со ст. 2 и 46 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

Согласно ч. 2 ст. 13 ГПК РФ, ст. 6 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 №1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» вступившие в законную силу постановления федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 12 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.10.2003 N 5 "О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации", сроки судебного разбирательства по гражданским делам в смысле пункта 1 статьи 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод начинают исчисляться со времени поступления искового заявления, а заканчиваются в момент исполнения судебного акта.

В силу положений ст. 30 и 105 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» при поступлении исполнительного документа судебный пристав-исполнитель выносит постановление о возбуждении исполнительного производства, в котором устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий. Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства либо с момента доставки извещения о размещении информации о возбуждении исполнительного производства в банке данных, отправленного посредством передачи короткого текстового сообщения по сети подвижной радиотелефонной связи, либо иного извещения или постановления о возбуждении исполнительного производства, вынесенного в форме электронного документа и направленного адресату, в том числе в его единый личный кабинет на Едином портале государственных и муниципальных услуг, в соответствии с частью 2.1 статьи 14 настоящего Федерального закона, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. В случае неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.

Согласно ст.112 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа. Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении указанного срока, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-организации устанавливается в размере 50 000 рублей.

Действия судебного пристава-исполнителя в случае неисполнения должником требований исполнительного документа в срок, установленный для их добровольного исполнения, в том числе вынесение постановления о взыскании исполнительского сбора, определены законом.

Как разъяснено в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 № 13-П, исполнительский сбор относится к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства, представляет собой санкцию штрафного характера и является мерой публично-правовой ответственности должника, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.

Правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации в системной связи с приведенными выше положениями законодательства об исполнительном производстве означает, что установление исполнительского сбора является обязанностью судебного пристава-исполнителя.

В упомянутом выше постановлении Конституционного Суда России от 30 июля 2001 г. № 13-П закреплено, что исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем только при условии, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, т.е. чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Соответственно, при представлении должником судебному приставу-исполнителю таких доказательств исполнительский сбор не подлежит установлению вовсе.

Непреодолимая сила как чрезвычайные и непредотвратимые при данных условиях обстоятельства определена в положениях подп. 1 п. 1 ст. 202 и п. 3 ст. 401 части первой ГК РФ, регламентирующих соответственно основания приостановления течения срока исковой давности и основания ответственности за нарушение обязательства. Во второй из указанных норм прямо предусмотрено, что к таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.

Анализ выше приведенных норм права свидетельствует о том, что с должника не подлежит взысканию исполнительский сбор в случае исполнения им требований исполнительного документа в установленный на добровольное исполнение срок, а также представления им доказательств осуществления им в пределах указанного срока конкретных мер, подтверждающих намерение исполнить исполнительный документ в добровольном порядке.

Из материалов настоящего дела, материалов гражданского дела ХХХ, с учетом ранее предоставленных отсрочек, следует, что с момента замены стороны должника учреждением предпринимались меры по исполнению вышеуказанного решения, при этом до настоящего времени в полном объеме решение не исполнено.

О необходимости исполнения решения суда в установленный для добровольного исполнения срок должнику было известно, на дату вынесения оспариваемого постановления срок для добровольного исполнения истек, требование исполнительного документа должником в установленный пятидневный срок не исполнено, доказательств наличия обстоятельств непреодолимой силы в течение срока, установленного для добровольного исполнения требований исполнительного документа, либо доказательств невозможности исполнения вследствие непреодолимой силы должником судебному приставу - исполнителю, а также суду, не предоставлено.

Доводы должника, что неисполнение решения суда было связано с отсутствием финансирования, с просьбой о выделении которого неоднократно должник обращался в Министерство строительства и дорожного хозяйства Республики Коми, суд в рамках рассмотрения настоящего иска считает не обоснованными, поскольку указанные обоснования не относятся к обстоятельствам непреодолимой силы, т.е. чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях, обстоятельствам.

Таким образом, должником надлежащим образом не подтверждено, что нарушение установленного срока исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами, и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности.

Принимая во внимание вышеизложенное, суд считает, что постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора от <дата> вынесено уполномоченным должностным лицом с соблюдением установленного законом порядка. Установленные судом обстоятельства дела свидетельствуют о законности действий судебного пристава-исполнителя ОСП по Корткеросскому району по наложению на должника обязанности уплатить исполнительский сбор.

Соответственно требования административного истца об освобождении от уплаты исполнительского сбора удовлетворению не подлежат.

В соответствии с п.74 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 № 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного частью 3 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, либо освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора. Поскольку суд не связан основаниями и доводами требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя, он вправе установить обстоятельства, свидетельствующие о необходимости уменьшить размер исполнительского сбора, освободить должника от его взыскания на основании исследованных в судебном заседании доказательств, даже если стороны на данные обстоятельства не ссылались (части 6, 7, 9 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, часть 3 статьи 62 КАС РФ, часть 4 статьи 200 АПК РФ). Уменьшение судом размера исполнительского сбора не влечет за собой признания постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора незаконным. Это постановление считается измененным соответствующим образом (часть 9 статьи 112 Закона об исполнительном производстве).

Исходя из установленных по делу обстоятельств, с учетом приведенных выше норм права, принимая во внимание, что судебный акт должником частично исполнен, с учетом степени вины должника, размера взысканного исполнительского сбора, финансового положения должника, суд приходит к выводу о возможности снижения размера подлежащего взысканию исполнительского сбора на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 ст. 112 закона № 229-ФЗ, до <...> руб.

Руководствуясь ст.175 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ГКУ РК «УправтодорКоми» удовлетворить частично.

Снизить размер исполнительского сбора, взыскиваемого отделом судебных приставов по Корткеросскому району УФССП России по Республике Коми по исполнительному производству ХХХ от <дата> с ГКУ РК «Управление автомобильных дорог Республики Коми», до <...> рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Коми через Корткеросский районный суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.

Судья Э.Ф. Буян

В окончательной форме решение принято <дата>

2а-9/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
ГКУ РК "УПРАВТОДОРКОМИ"
Ответчики
УФССП по РК
ОСП по Корткеросскому району УФССП по Республике Коми
Другие
Прокурор Корткеросского района
Прокуратура РК
Суд
Корткеросский районный суд Республики Коми
Судья
Буян Эльвира Фидарисовна
Дело на сайте суда
kortsud.komi.sudrf.ru
17.08.2020Регистрация административного искового заявления
17.08.2020Передача материалов судье
19.08.2020Решение вопроса о принятии к производству
02.09.2020Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
02.09.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.09.2020Рассмотрение дела начато с начала
02.09.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.10.2020Судебное заседание
13.10.2020Судебное заседание
10.12.2020Производство по делу возобновлено
10.12.2020Судебное заседание
11.01.2021Судебное заседание
15.01.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.01.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.01.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее