Дело № 33-4443/2024
(номер дела в суде первой инстанции 2-228/2024)
УИД: 72RS0020-01-2024-000280-19
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Тюмень 02 сентября 2024 года
Судебная коллегия по гражданским делам Тюменского областного суда в составе:
председательствующего судьи Чесноковой А.В.
судей: Фёдоровой И.И., Шараповой Н.Ф.
при секретаре – помощнике судьи Лемберг О.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчиков - Федерального казенного учреждения «Колония-поселение № 9 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Тюменской области», УФСИН России по Тюменской области и ФСИН России на решение Тобольского районного суда Тюменской области от 03 июня 2024 года, которым постановлено:
«Исковые требования удовлетворить частично.
Признать незаконным отказ в предоставлении Ильясовой Зухре Якубовне (<.......>), ФИО3 (свидетельство о рождении II-ФР <.......>, выдано <.......>) социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья, удостоверяемой государственным жилищным сертификатом, в рамках ведомственной целевой программы «Оказание жилищной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», подтвердившим свое участие в указанной ведомственной целевой программе в 2023 году, выраженный в письме Управления капитального строительства, недвижимости, эксплуатации и ремонта Федеральной службы исполнения наказаний (УКСНЭР ФСИН России) от 16.06.2023 № ог-20-39676.
Возложить обязанность на Федеральное Казенное учреждение «Колония-поселение №9» Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Тюменской области (ФКУ КП-9 УФСИН России по Тюменской области) (ИНН 7223005238) и Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Тюменской области (ИНН 7204003669) восстановить ФИО2 (<.......>), ФИО3 (свидетельство о рождении II-ФР <.......>, выдано <.......>) в списках граждан - участников ведомственной целевой программы «Оказание жилищной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», подтвердившим свое участие в указанной ведомственной целевой программе в 2023 году с сохранением очередности по дате первоначальной постановки на учет.
Отказать в удовлетворении требований к Федеральной службе исполнения наказаний (ФСИН России) (ИНН 7706562710) о предоставлении Ильясовой Зухре Якубовне (<.......>), ФИО3 (свидетельство о рождении II-ФР <.......>, выдано <.......>) социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья удостоверяемой государственным жилищным сертификатом, в рамках ведомственной целевой программы «Оказание жилищной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» согласно очередности».
Заслушав доклад судьи Тюменского областного суда Шараповой Н.Ф., об обстоятельствах дела, объяснения представителя ответчиков – Нигматулиной Е.В., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, объяснения представителя истца – Третьяковой Л.В., возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Ильясова З.Я., действуя за себя и в интересах несовершеннолетней дочери - ФИО3, <.......> года рождения, обратилась в суд с иском к ответчикам, которым просила признать незаконным отказ в предоставлении социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья, удостоверяемой государственным жилищным сертификатом, в рамках ведомственной целевой программы «Оказание жилищной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», подтвердившим свое участие в указанной ведомственной целевой программе в 2023 году, выраженный в письме Управления капитального строительства, недвижимости, эксплуатации и ремонта Федеральной службы исполнения наказаний (УКСНЭР ФСИН России) от 16.06.2023 № ог-20-39676, возложить на ФКУ КП-9 УФСИН России по Тюменской области и УФСИН России по Тюменской области обязанность восстановить Ильясову З.Я., составом семьи 2 человека (Ильясова З.Я., ФИО3) в списках граждан – участников указанной программы с сохранением очерёдности по дате первоначальной постановки на учет, обязать ФСИН России предоставить социальную выплату на приобретение (строительство) жилья удостоверяемой государственным жилищным сертификатом, в рамках ведомственной целевой программы «Оказание жилищной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» согласно очередности.
Требования мотивированы тем, что истец является пенсионером уголовно-исполнительной системы, проходила службу в УИИ УФСИН России по Тюменской области, в ФКУ КП-9 УФСИН России по Тюменской области. Между ФИО8 и ФИО6 был заключен брак в 2012 году, после заключения брака истцу присвоена фамилия Ильясова, который был расторгнут в 2017 году. В связи с отсутствием жилья, 10.06.2020 обратилась с заявлением в жилищно-бытовую комиссию о включении в список граждан, изъявивших желание получить государственный жилищный сертификат. Истец была признана кандидатом в участники ведомственной целевой программы на основании решения от 11.06.2020, составом семьи три человека (заявитель Ильясова З.Я, её дочь ФИО3 и мать ФИО7). По результатам проверки, истец, 11.06.2020 была включена в Сводный список граждан – участников ведомственной целевой программы «Оказание жилищной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг государственной программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», подтвердивших своё участие в 2023 году. В 2023 году Ильясовой З.Я. был получен отказ в предоставлении социальной выплаты в рамках указанной целевой программы, который истец считает незаконным. Ильясова З.Я. исключена из сводного списка 12.05.2023, как ранее реализовавшая право на получение государственного жилищного сертификата в составе семьи своего отца ФИО10 в 2000 году. Отказ мотивирован тем, что право на обеспечение жильем в рамках федеральной целевой программы ранее реализовано истцом за счет того, что её отцу ФИО10 19.10.2000 в рамках федеральной президентской программы «Государственные жилищные сертификаты» был выдан сертификат на состав семьи 6 человек, в том числе, и на истца ФИО8 (дочь) на сумму 341 280 рублей. В соответствии с действующим законодательством на момент выдачи указанного сертификата субсидия гражданам-участникам выдавалась за счет средств федерального бюджета из расчета 80% стоимости приобретения жилья по социальной норме площади жилья для семей разной численности и средней рыночной стоимости 1 кв.м общей площади жилья, в размере эквивалентном расчетной стоимости жилого помещения по социальной норме общей площади жилого помещения, установленной для семей разной численности, в размере 33 кв.м для одиноких граждан, 42 кв.м на семью из 2 человек и по 18 кв.м на каждого члена семьи при численности семьи 3 человека и более. Выданный ФИО10 сертификат был реализован путём приобретения жилого помещения в Тюменской области, оформленного в общую долевую собственность заявителя и членов её семьи. Истец 15.02.2001 продала принадлежащую ей на праве общей долевой собственности 1/6 долю в квартире, 14.03.2001 обменяла свою 1/6 долю в квартире, 05.12.2014 подарила, принадлежащую ей 1/3 долю в праве общей долевой собственности на квартиру. На момент постановки на учёт ФИО10 истцу было 9 лет, отказаться от участия в программе она не могла, обеспечение жильем семьи ФИО10 осуществлялось по действующим на тот момент программам, правоотношения связаны с правом на получение сертификата между ФИО10 и органом исполнительной власти, на момент получения сертификата истцу исполнилось 18 лет. В приобретенные отцом истца квартиры она не вселялась, не проживала. За период прохождения службы социальную выплату истец не получала, проживала на территории поселка с особыми условиями хозяйственной деятельности и в период с 2015 года по 2024 годы действий по ухудшению жилищных условий не совершала. Истец встала на учёт на улучшение жилищных условий 11.06.2020 со всеми членами её семьи. 26.04.2023 ФИО7 переехала проживать на постоянное место жительства по другому адресу и снялась с регистрационного учета, 03.05.2023 истцом было направлено заявление об исключении из договора найма служебного жилого помещения её матери и исключении её из сводного списка. В 2020 году Ильясова З.Я. имела самостоятельное право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета. До настоящего времени гарантированное право на жилище в форме социальной выплаты в статусе сотрудника уголовно-исполнительной системы не реализовано.
В суде первой инстанции:
Истец Ильясова З.Я. в судебное заседание не явилась, извещена.
Представитель истца Третьякова Л.В. просила удовлетворить исковые требования по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчиков Нигматулина Е.В. в судебном заседании просила отказать в удовлетворении требований по основаниям, указанным в письменных возражениях.
Представитель третьего лица Минстроя России в судебное заседание не явился, извещён.
Судом постановлено вышеуказанное решение, с которым не согласились ответчики – Федеральное казенное учреждение «Колония-поселение № 9 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Тюменской области», УФСИН России по Тюменской области и ФСИН России, в апелляционной жалобе просят решение суда отменить и принять по делу новое решение.
Указывают, что по результатам проверки всех предоставленных необходимых документов, подтверждающих условия и основания, с которыми закон связывает право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом в соответствии с постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 № 153, согласно протоколу жилищно-бытовой комиссии от 11.06.2020, истец была включена в Сводный список граждан-участников ведомственной целевой программы «Оказание жилищной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», подтверждающих своё участие в указанной ведомственной целевой программе в 2023 году.
Согласно выписке из протокола ЖБК КП-9 УФСИН России по Тюменской области от 12.05.2023 Ильясова З.Я. исключена из сводного списка граждан-участников ведомственной целевой программы «Оказание жилищной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», как ранее реализовавшая право на получение Государственного жилищного сертификата в составе семьи своего отца ФИО10 в 2000 году.
Отмечают, что 19.10.2000 ФИО10 (отцу истца) в рамках федеральной целевой программы «Государственные жилищные сертификаты» был выдан Государственный жилищный сертификат на состав семьи 6 человек (ФИО10 - заявитель, ФИО7 - супруга, ФИО11 - дочь, ФИО12 - дочь, ФИО8 - дочь., ФИО11 - дочь) на сумму 341 280 рублей. Выданный ФИО10 сертификат был реализован путем приобретения 18.12.2000 двух квартир по следующим адресам: <.......>, общей площадью 51,50 кв.м; <.......>, общей площадью 64,20 кв.м, итого площадь 115,70 кв.м жилого помещения в Тюменской области. Данные жилые помещения оформлены в долевую собственность заявителя и членов семьи по 1/6 доле каждому (то есть по 19,29 кв.м на каждого члена семьи), в то время как согласно Закону Тюменской области от 07.10.1999 № 137 (действующая редакция на момент получения сертификата) «О порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Тюменской области» учетная норма площади жилья - уровень обеспеченности общей площадью в жилом помещении на одного члена семьи, при котором граждане признаются нуждающимися в улучшении жилищных условий, устанавливается в размере 15 кв.м общей площади жилого помещения на одного члена семьи; социальная норма площади жилья - норма общей площади в жилом помещении, эквивалентная минимальному размеру предоставления жилых помещений, устанавливается в размере 18 кв.м общей площади жилого помещения на одного человека; норма площади жилья - максимальный размер предоставления жилых помещений в Тюменской области устанавливается в зависимости от состава семьи: 18 кв.м общей площади жилья на одного члена семьи из трех человек и более, 42 кв.м - на семью из двух человек, 33 кв.м - на одинокого проживающего человека. Таким образом, заявитель ФИО10 и члены его семьи: супруга и дети - ФИО7, ФИО11, ФИО12, ФИО8, ФИО11 улучшили свои жилищные условия за счет средств федерального бюджета на состав семьи 6 человек что позволило им приобрести жилые помещения 115,70 кв.м, на каждого по 19,29 кв.м.
Поскольку ФИО10 встал на учет граждан в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий составом 6 человек, за счет средств федерального бюджета им была предоставлена социальная выплата, удостоверяемая государственным жилищным сертификатом на состав семьи 6 человек в равных долях не зависимо от возраста гражданина, считают, что ФИО10 и члены его семьи улучшили свои жилищные условия в полном объёме.
На момент получения государственного жилищного сертификата ФИО10 и членами его семьи, согласно абзацу 2 раздела 4 Постановления Правительства РФ от 20.01.1998 № 71 «О Федеральной целевой программе «Государственные сертификаты» участие в Программе добровольное, право на участие в Программе имеют граждане, указанные в разделе 2 Программы. Граждане могут реализовать свое право на получение безвозмездной субсидии за счет средств федерального бюджета в целях приобретения жилья только один раз.
Исходя из изложенного, обращают внимание, что отец истца добровольно включил всех членов своей семьи (включая несовершеннолетних) на участие в программе для получения социальной выплаты, удостоверяемой государственным жилищным сертификатом, тем самым, намеренно лишил права принимать участие во всех государственных программах. На момент получения сертификата истцу было 17 лет и право отказаться от покупки доли у истца на период совершения регистрационных действий уже возникло. Указывают, что с 14 до 17 лет подросток может совершать сделки с жильем, но с письменного разрешения родителей. Также в этом возрасте уже необходима подпись самого ребенка рядом с подписью своих законных представителей. В случае отказа истца от доли, полученной сертификатом, как члену семьи ФИО10, был бы произведён перерасчет на состав семьи 5 человек с учётом исключения истца.
Отмечают, что в соответствии с пунктом 11 части 1 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 № 153 «Об утверждении Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации комплекса процессных мероприятий «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, предоставляется только 1 раз.
В соответствии с подпунктом «г» пункта 7.1 к действиям, повлекшим намеренное ухудшение своих жилищных условий на территории закрытого военного городка (населенного пункта, исключенного из утвержденного Правительством Российской Федерации перечня закрытых военных городков, поселка) гражданами, указанными в подпункте «б» пункта 5 Правил, в целях Правил относится отчуждение жилого помещения или его доли, принадлежащих гражданину и (или) членам его семьи на праве собственности. Согласно пункту 16 Правил, норматив общей площади жилого помещения для расчета размера социальной выплаты устанавливается в следующем размере: 33 кв.м - для одиноко проживающего гражданина; 42 кв.м - на семью из 2 человек; по 18 кв.м на каждого члена семьи при численности семьи 3 человека и более.
Действия истца по отчуждению 1/6 доли в праве общей долевой собственности на квартиру по адресу: <.......>, путём продажи <.......>, обмену 1/6 в квартире по адресу: <.......> на 1/3 долю в квартире по адресу, <.......>., <.......>, отчуждению 1/3 доли в праве общей долевой собственности на квартиру по адресу: <.......> <.......> путём дарения 05.12.2014 расцениваются как действия, повлекшие намеренное ухудшение своих жилищных условий. Полагают, что отчуждение жилья истец сделала намеренно.
Считают, что указанные обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, судом не исследованы, не приняты во внимание при вынесении решения. Учитывая, что суд не принял во внимание существенные обстоятельства, имеющие значение для дела, полагают, что у суда каких-либо оснований в удовлетворении исковых требований не имелось.
В письменных возражениях истец Ильясова З.Я. просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, извещённые о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, ходатайств об отложении дела слушанием не заявляли.
Информация о времени и месте рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции была заблаговременно размещена на официальном сайте Тюменского областного суда http://oblsud.tum.sudrf.ru (раздел «Судебное делопроизводство»).
При таких обстоятельствах судебная коллегия, руководствуясь положениями части 1 статьи 327 и части 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия полагает следующее.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Ильясова (ФИО17) З.Я. являлась сотрудником Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Тюменской области с 2005 года по 2023 годы, что подтверждается выпиской из приказа от 13 апреля 2023 года, копией трудовой книжки, копией свидетельства о заключении брака и свидетельством о расторжении брака (том 1 л.д.16, 21, 22-24).
ФИО3 является дочерью Ильясовой З.Я., что подтверждается свидетельством о рождении (том 1 л.д.25).
16 июня 2023 года Управлением капитального строительства, недвижимости, эксплуатации и ремонта ФСИН России направлено письмо об отказе в предоставлении социальной выплаты в связи с её получением в семье отца (том 1 л.д.34).
Из договора купли-продажи от 18 декабря 2000 года следует, что ФИО10, в том числе ФИО8, приобрели жилое помещение по адресу: <.......>, по 1/6 доле за каждым (том 1 л.д.36-38).
Согласно договору купли-продажи от 18 декабря 2000 года, ФИО10, в том числе ФИО8, приобрели жилое помещение по адресу: <.......>, по 1/6 доле за каждым (том 1 л.д.39-41).
15 февраля 2001 года ФИО8 продала 1/6 долю в квартире, расположенной по адресу: <.......> (том 1 л.д.42-43).
14 марта 2001 года ФИО8 обменяла 1/6 долю в квартире, расположенной по адресу: <.......>, на 1/3 долю в квартире по адресу: <.......>, которую истец подарила 05 декабря 2014 года (том 1 л.д.44-46).
У Ильясовой З.Я., ФИО3 отсутствует иное жилое помещение, что подтверждается сведениями из ЕГРН от 27 мая 2020 года, от 04 апреля 2023 года, от 03 апреля 2023 года, а также сведениями ГКУ Тюменской области «Центр кадастровой оценки и хранения учетно-технической документации от <.......> (том 1 л.д.47-48, 58-60).
Ильясова З.Я. является нанимателем служебного жилого помещения по договору № 52 от 27 сентября 2017 года по адресу: <.......> по настоящее время (том 1 л.д.49-54).
Судом также установлено, что, согласно протоколу заседания комиссии № 8 от 11 июня 2020 года и выписке к нему, Ильясова З.Я. признана кандидатом в участники ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг»; включена в сводный список граждан, признанных в установленном порядке вынужденными переселенцами, начиная с 2020 года и ежегодно Ильясова З.Я. подтверждала свое участие в программе для обеспечения жильем, 12 мая 2023 года исключена из списка на основании протокола № 3, в связи с получением жилищного сертификата в 2000 году в составе семьи своего отца.
Разрешая спор и частично удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что Ильясова З.Я., достигнув выслуги лет в органах уголовно-исполнительной системы более десяти лет, приобрела самостоятельное право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения, данным правом Ильясова З.Я. не воспользовалась, сертификат на ее имя не выдавался и субсидия для приобретения или строительства жилья в связи с прохождением службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы ей не предоставлялась, пришёл к выводу, что отказ в постановке истца на учет для получения единовременной социальной выплаты в связи с получением государственного жилищного сертификата незаконен, а потому исковые требования в части признания незаконным отказа в предоставлении социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья, удостоверяемой государственным жилищным сертификатом, в рамках ведомственной целевой программы «Оказание жилищной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», подтвердившим свое участие в указанной ведомственной целевой программе в 2023 году, выраженный в письме Управления капитального строительства, недвижимости, эксплуатации и ремонта Федеральной службы исполнения наказаний (УКСНЭР ФСИН России) от 16.06.2023 № ог-20-39676, подлежат удовлетворению, в связи с чем, возложил обязанности на ФКУ КП-9 УФСИН России по Тюменской области и УФСИН России по Тюменской области восстановить Ильясову З.Я., составом семьи 2 человека (Ильясова З.Я., ФИО3) в списках граждан – участников указанной программы с сохранением очерёдности по дате первоначальной постановки на учет.
Вместе с тем, суд также пришёл к выводу об отказе в удовлетворении требования о возложении обязанности на ФСИН России предоставить социальную выплату на приобретение (строительство) жилья удостоверяемой государственным жилищным сертификатом, в рамках ведомственной целевой программы «Оказание жилищной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» согласно очередности, поскольку истец не имеет права на предоставление единовременной социальной выплаты вне очереди, получить которую он может лишь в порядке очередности, установленном соответствующим списком очередников по дате постановки на учет; реализация прав одного лица не может осуществляться за счет нарушения прав иных лиц.
С данными выводами суда первой инстанции судебная коллегия соглашается, поскольку они соответствуют обстоятельствам дела и представленным доказательствам, основаны на правильном применении и толковании регулирующих спорные отношения норм материального права.
Отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы регулируются Федеральным законом 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ).
В соответствии со статьей 4 данного Закона сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах (далее - единовременная социальная выплата).
Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник: 1) не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения; 2) является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров; 3) проживает в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, независимо от размеров занимаемого жилого помещения; 4) является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеет иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма либо принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти; 5) проживает в коммунальной квартире независимо от размеров занимаемого жилого помещения; 6) проживает в общежитии; 7) проживает в смежной неизолированной комнате либо в однокомнатной квартире в составе двух семей и более независимо от размеров занимаемого жилого помещения, в том числе если в состав семьи входят родители и постоянно проживающие с сотрудником и зарегистрированные по его месту жительства совершеннолетние дети, состоящие в зарегистрированном браке.
Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи (части 3, 5 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ).
Согласно части 2 статьи 1 указанного Федерального закона, членами семьи сотрудника и гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в учреждениях и органах, и лицами, находящимися (находившимися) на их иждивении, на которых распространяется действие настоящего Федерального закона, если иное не установлено отдельными положениями настоящего Федерального закона, считаются: 1) супруга (супруг), состоящие в зарегистрированном браке с сотрудником; 2) супруга (супруг), состоявшие в зарегистрированном браке с погибшим (умершим) сотрудником на день гибели (смерти); 3) несовершеннолетние дети, дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных организациях по очной форме обучения; 4) лица, находящиеся (находившиеся) на полном содержании сотрудника (гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в учреждениях и органах) или получающие (получавшие) от него помощь, которая является (являлась) для них постоянным и основным источником средств к существованию, а также иные лица, признанные иждивенцами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации (часть 6 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2013 № 369 «О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, федеральной противопожарной службы государственной противопожарной службы и таможенных органов Российской Федерации» утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации (далее - Правила).
Согласно пункту 2 Правил, единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи. Членами семьи сотрудника являются лица, указанные в пунктах 1 - 3 части 2 статьи 1 Закона (далее - члены семьи).
Пунктом 5 Правил предусмотрено, что в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения (далее - комиссия) заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись.
Установлен перечень обязательных документов, которые прилагаются к заявлению.
Так, к заявлению прилагаются следующие документы: а) копии документов, удостоверяющих личность сотрудника и членов его семьи (паспортов, свидетельств о рождении детей, свидетельства о рождении сотрудника, если совместно с сотрудником проживают его родители, являющиеся собственниками или нанимателями по договору социального найма жилого помещения, в котором они проживают совместно с сотрудником); б) копии свидетельств о регистрации по месту пребывания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи (в случае если у сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи отсутствует регистрация по месту жительства либо фактическое место проживания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи не соответствует месту постоянной регистрации); в) копия документа, подтверждающего регистрацию в системе индивидуального (персонифицированного) учета, сотрудника; г) копия послужного списка сотрудника; д) копия свидетельства о заключении (расторжении) брака - при состоянии в браке (расторжении брака); е) справки об обучении в образовательных организациях по очной форме детей сотрудника в возрасте от 18 до 23 лет, если они проживают совместно с сотрудником; ж) копии документов об установлении инвалидности детям сотрудника до достижения ими возраста 18 лет, если они проживают совместно с сотрудником; з) выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства сотрудника и совместно проживающих членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления либо заменяющие их документы. В случаях если по независящим от сотрудника обстоятельствам указанные документы не могут быть получены, представляются документы, подтверждающие невозможность их получения; и) документы, подтверждающие наличие или отсутствие в собственности сотрудника и проживающих совместно с ним членов его семьи жилых помещений; к) копия договора социального найма жилого помещения, в котором проживает сотрудник (если сотрудник проживает в жилом помещении, занимаемом по договору социального найма); л) копия документа, подтверждающего право сотрудника на дополнительную площадь жилого помещения (в случаях, предусмотренных пунктом 19 настоящих Правил).
Таким образом, пункт 5 вышеуказанных Правил, закрепляет исчерпывающий перечень документов, которые требуется представить сотруднику при обращении с заявлением о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты.
На основании заявления и документов, указанных в пункте 5 настоящих Правил, комиссия в 3-месячный срок со дня их подачи принимает решение о постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты по одному из условий, определенных частью 3 статьи 4 Закона, либо об отказе в постановке на указанный учет. О принятом комиссией решении сотрудник уведомляется в письменном виде в течение 1 месяца со дня принятия указанного решения (пункт 7 Правил).
Порядок выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов установлен Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации комплекса процессных мероприятий «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденными Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 №153.
Пунктом 11 указанных Правил предусмотрено, что право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, предоставляется только 1 раз.
Согласно пункту 17 Правил, членами семьи гражданина - участника процессных мероприятий (за исключением граждан, указанных в пунктах 17(1) и 17(2) настоящих Правил) признаются следующие граждане: а) в отношении граждан, указанных в подпунктах «а» - «е» пункта 5 настоящих Правил: постоянно проживающие совместно с ним супруг или супруга, дети и родители данного гражданина; другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, а в исключительных случаях и иные лица, постоянно проживающие совместно с данным гражданином, если они признаны членами семьи данного гражданина в судебном порядке.
Пунктом 19 этих же Правил предусмотрено, что для участия в процессных мероприятиях граждане, указанные в пункте 5 Правил, подают соответственно в учреждения федеральных органов заявление (рапорт) об участии в процессных мероприятиях и о своем согласии и согласии всех членов своей семьи на обработку персональных данных по форме согласно приложению № 1 с приложением документов.
Согласно пункту 21 Правил, подразделения, осуществляющие учет граждан, осуществляют проверку документов, представленных гражданами в соответствии с пунктом 19 настоящих Правил, а также полученных указанными подразделениями, органами и администрацией в соответствии с пунктом 20(1) Правил.
По результатам проверки принимается решение о признании либо об отказе в признании гражданина участником процессных мероприятий.
В случае признания гражданина участником процессных мероприятий на него заводится учетное дело, которое содержит документы, явившиеся основанием для такого решения.
О принятом решении гражданин уведомляется в порядке, установленном органом исполнительной власти.
Пунктом 22 Правил предусмотрены основания для отказа в признании гражданина участником процессных мероприятий: а) несоответствие гражданина требованиям, указанным в соответствующем подпункте пункта 5 настоящих Правил; б) непредставление или неполное представление документов, указанных в пункте 19 настоящих Правил; в) недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах; г) реализация ранее права на улучшение жилищных условий или обеспечение жилым помещением с использованием социальной выплаты или субсидии, предоставленных за счет средств федерального бюджета.
Судом установлено и не оспаривалось в судебном заседании то обстоятельство, что Ильясова З.И. проходила службу в уголовно-исполнительной системе в должности майора внутренней службы, старшего инспектора группы специального учета Федерального казенного учреждения «Колония-поселение № 9 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Тюменской области», уволена 17.04.2023 по выслуге лет, дающей право на получение пенсии, её выслуга в календарном исчислении на день увольнения составила 20 лет 03 месяца 04 дня, в льготном исчислении - 28 лет 01 месяц 09 дней (том 1 л.д.16).
10.06.2020 Ильясова З.Я. обратилась в ФКУ КП-9 УФСИН России по Тюменской области и в УФСИН России по Тюменской области с заявлением (рапортом) о включении её в состав участников ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» для получения социальной выплаты для приобретения жилого помещения, удостоверяемой государственным жилищным сертификатом, представив пакет документов для рассмотрения соответствующего вопроса на состав семьи из трех человек - дочь ФИО3, <.......> года рождения, и мать ФИО7, <.......> года рождения (исключенная впоследствии из списка по заявлению Ильясовой З.Я.) (том 1 л.д.56, 74-80).
Решением заседания жилищно-бытовой комиссии ФКУ КП-9 УФСИН России по Тюменской области от 11.06.2020 Ильясова З.Я. с составом семьи 3 человека признана кандидатом в участники ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» (том 1 л.д.81, 220, 221-224).
В учётном деле по заявлению Ильясовой З.Я. о постановке её на учёт в состав участников федеральной целевой программы «Государственные жилищные сертификаты» в 2020 году имеются справка о стаже, справки об отсутствии предоставления социальной выплаты, документы, подтверждающие проживание Ильясовой З.Я. в <.......>, документы, подтверждающие отсутствие в собственности жилого помещения и иные документы (том 1 л.д.73-149).
ФИО2 с составом семьи была включена в сводный список граждан - участников ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», подтвердившими своё участие в указанной ведомственной целевой программе в 2022 году, в 2023 году (том 1 л.д.228-230, 231-233).
Решением жилищно-бытовой комиссии Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Тюменской области от 12.05.2023 Ильясова З.Я. была исключена из сводного списка, как ранее реализовавшая право на получение государственного жилищного сертификата в составе семьи своего отца ФИО10 в 2000 году (том 1 л.д.234-235, 236, 237-239).
Судом установлено и не оспаривалось сторонами, что ФИО10 (отец Ильясовой З.Я.) ранее получил 19.10.2000 государственный жилищный сертификат в рамках другой федеральной целевой программы «Государственные жилищные сертификаты», утверждённой Постановлением Правительства РФ от 20.01.1998 № 71.
Судебная коллегия считает, что суд первой инстанции обоснованно отклонил доводы ответчиков о том, что ранее Ильясова З.Я. воспользовалась правом на получение от государства меры социальной поддержки по обеспечению жильем в составе семьи своего отца Тимканова, получившего государственный жилищный сертификат на приобретение жилья, сумма которого была рассчитана с учётом Ильясовой (ФИО18) З.Я., поскольку государственный жилищный сертификат от 19 октября 2000 года был выдан ФИО10 (отцу истца), который проходил службу в УФСИН России по Тюменской области, с учётом совместно проживающего члена семьи – ФИО8, не являющейся сотрудницей, проходящей службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, не обладавшей на тот момент данным правом и не получавшей сертификат на своё имя.
Доводы ответчиков о том, что на момент получения сертификата истец Ильясова З.Я. могла отказаться от покупки доли в 2000 году, но намерено этого не сделала, судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку на момент реализации своих прав её отцом ФИО10, Ильясова З.Я. была несовершеннолетней, тогда как в соответствии со статьёй 21 Гражданского кодекса Российской Федерации способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их (гражданская дееспособность) возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, то есть по достижении восемнадцатилетнего возраста.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия находит правильным вывод суда первой инстанции о том, что у жилищно-бытовой комиссии УФСИН России по Тюменской области с учетом представленных Ильясовой З.Я. документов отсутствовали предусмотренные законом основания для исключения её из сводного списка граждан по тому основанию, что она, будучи несовершеннолетней, была учтена при расчете размера жилищной субсидии, предоставленной её отцу ФИО10.
Кроме того, согласно статье 4 Федерального закона от 30.12.2012 № 283-ФЗ, право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах имеет сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, а на момент реализации своего права ФИО10 его несовершеннолетняя дочь Ильясова З.Я. не состояла на государственной службе и не являлась сотрудником государственных учреждений и органов.
Вместе с тем, судебная коллегия обращает внимание на то, что 19.10.2000 государственный жилищный сертификат серии В <.......> на приобретение жилья был предоставлен отцу Ильясовой З.Я. – ФИО10, членом семьи которого она являлась, будучи несовершеннолетней. При этом на тот момент ведомственная целевая программа «Оказание жилищной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», принята не была, равно как и отсутствовали Правила № 153, которыми регламентируются правоотношения, возникшие между Ильясовой З.Я. и ответчиками в настоящее время.
Таким образом, Ильясова З.Я. участвовала в получении социальной выплаты на приобретение жилья в 2000 году на иных условиях, в порядке, предусмотренном иным нормативным актом и в рамках реализации иной государственной программы. Получателем жилищного сертификата в 2000 году сама Ильясова З.Я. не являлась, она была лишь учтена в качестве члена семьи получателя сертификата в целях расчета размера выплаты, удостоверяемой сертификатом.
В свою очередь Ильясова З.Я., достигнув выслуги лет в органах уголовно-исполнительной системы более десяти лет, приобрела самостоятельное право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения.
В связи с отсутствием в собственного жилья и проживанием совместно со своим членом семьи – дочерью в служебной квартире, Ильясова З.Я. вправе была и в 2020 году обратилась по месту службы с заявлением (рапортом) о включении в список граждан, изъявивших желание получить государственный жилищный сертификат, решением жилищно-бытовой комиссии ФКУ КП-9 УФСИН России по Тюменской области истец обоснованно была признана кандидатом в участники программы, поскольку имела самостоятельное право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, связанное с наличием лично у неё статуса сотрудника УФСИН.
При таких обстоятельствах, учитывая, что данным правом Ильясова З.Я. не воспользовалась, сертификат на её имя не выдавался и субсидия для приобретения или строительства жилья в связи с прохождением службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы ей не предоставлялась, отказ в предоставлении единовременной социальной выплаты в связи с получением ранее государственного жилищного сертификата правомерно признан судом незаконным.
Учитывая изложенное, доводы апелляционной жалобы о том, что истец ранее уже реализовала право на обеспечение её субсидией в целях улучшения жилищных условий за счет средств федерального бюджета, основаны на неверном толковании закона.
Как следует из буквального толкования положений части 1 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ и пункта 11 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года № 153, правом получения жилищной субсидии для приобретения или строительства жилого помещения лицо может воспользоваться один раз за весь период прохождения службы, однако, приведенные положения распространяются на тех лиц, на имя которых был выдан сертификат, то есть на лиц, получивших именное свидетельство.
Согласно пункту 2 указанных Правил, сертификат является именным свидетельством, удостоверяющим право гражданина на получение за счет средств федерального бюджета социальной выплаты (жилищной субсидии, субсидии) для приобретения жилого помещения (далее - социальная выплата).
Положения части 11 Правил № 153, на которые ссылаются ответчики, были приняты уже после обеспечения отца истца Ильясовой З.Я. – ФИО10 государственным жилищным сертификатом.
Кроме того, юридически значимым является и то обстоятельство, что семейные и жилищные условия истца Ильясовой З.Я. с 2000 года существенным образом изменились. Так, истец вступала в брак, в настоящее время имеет дочь, проживающую совместно с ней. В период прохождения истцом службы в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации с 2005 года единовременную социальную выплату (субсидию) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не получала (том 1 л.д.83).
Таким образом, истец Ильясова З.Я. вправе была поставить вопрос об обеспечении её и совместно проживающих с ней членов семьи – несовершеннолетней дочери жилым помещением по установленным нормам.
Учитывая изложенное, разрешая заявленные ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░3 ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░░) ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ «░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░ ░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░», ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ 2023 ░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ (░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░) ░░ 16.06.2023 № ░░-20-39676 ░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░-░░░░░░░░░ № 9» ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░3 ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ «░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░ ░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░», ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ 2023 ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░ ░░░, ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░.
░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░, ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ 2001 ░░░░ ░░░░░░░░░░ 1/6 ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <.......>, ░ ░░░░░░░░ ░░░░ 1/6 ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <.......> ░░ 1/3 ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <.......> ░░░░░░░ ░ 2014 ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ 4 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 30 ░░░░░░░ 2012 ░░░░ № 283-░░, ░░░░░░░ 5, 11 ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░, ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░. ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░, ░░ ░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ «░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░ ░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» 11 ░░░░ 2020 ░░░░ (░░░░░░░░ ░░░ ░░░ ░░-9 ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 11 ░░░░ 2020 ░░░░), ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░, ░ ░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░, ░░░░ 15.02.2001 ░ 05.12.2014, ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ 328, 329 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░
░░░░░░░░░░:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 03 ░░░░ 2024 ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░-░░░░░░░░░ № 9 ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░», ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░ ░░░░░░ – ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ /░░░░░░░/
░░░░░ ░░░░░░░░: /░░░░░░░/
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 9 ░░░░░░░░ 2024 ░░░░.
░░░░░ ░░░░░:
░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░.░.░░░░░░░░