№ 4А-21-2017
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
9 февраля 2017 г. г. Чита
Председатель Забайкальского краевого суда Шишкина Н.П., рассмотрев жалобу Темникова А.В. на вступившие в законную силу постановление судьи Могочинского районного суда Забайкальского края от 10 августа 2016 г. и решение судьи Забайкальского краевого суда от 5 сентября 2016 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ), вынесенные в отношении начальника межмуниципального отдела МВД России «Могочинский» УМВД России по Забайкальскому краю Темникова А. В.,
установил:
постановлением и.о. мирового судьи судебного участка №15 Могочинского судебного района Забайкальского края мирового судьи судебного участка №62 Могочинского судебного района Забайкальского края от 2 марта 2016 г. прекращено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.17.7 КоАП РФ, в отношении начальника межмуниципального отдела МВД России «Могочинский» УМВД России по Забайкальскому краю Темникова А.В.
Решением судьи Могочинского районного суда Забайкальского края от 8 апреля 2016 г. данное постановление отменено, дело направлено мировому судье на новое рассмотрение.
Постановлением и.о. мирового судьи судебного участка №15 Могочинского судебного района Забайкальского края мирового судьи судебного участка №62 Могочинского судебного района Забайкальского края от 22 апреля 2016 г. производство по делу вновь прекращено.
Решением судьи Могочинского районного суда Забайкальского края от 15 июня 2016 г. данное постановление отменено, дело передано на рассмотрение в Могочинский районный суд Забайкальского края.
Постановлением судьи Могочинского районного суда Забайкальского края от 10 августа 2016 г. начальник межмуниципального отдела МВД России «Могочинский» УМВД России по Забайкальскому краю Темников А.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.17.7 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 2000 руб.
Решением судьи Забайкальского краевого суда от 5 сентября 2016 г. данное постановление оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Забайкальский краевой суд, Темников А.В. просит об отмене вынесенных судебных актов и прекращении производства по делу.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы свидетельствует о наличии оснований для отмены состоявшихся судебных актов.
В соответствии с ч.2 ст.30.16 КоАП РФ судья, принявший к рассмотрению жалобу, протест, в интересах законности имеет право проверить дело об административном правонарушении в полном объеме.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы заявителя, прихожу к следующим выводам.
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что <Дата> заместителем Могочинского межрайонного прокурора Черенцовым Р.Г. в адрес начальника МО МВД «Могочинский» Темникова А.В. вынесено представление об устранении нарушений требований законодательства при приеме, регистрации, учете и разрешении заявлений и сообщений о преступлениях.
Данное представление получено <Дата> и исходя из положений абз.2 п.1 ст.24 Федерального закона от 17.01.1992 №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» в течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
<Дата> в адрес заместителя Могочинского межрайонного прокурора направлен ответ начальника МО МВД «Могочинский» Темникова А.В. с приложенной копией протокола оперативного совещания от <Дата> о рассмотрении указанного выше представления.
Согласно части 1, 3 ст.6 Федерального закона от 17.01.1992 №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 9.1, 22, 27, 30 и 33 данного Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.
<Дата> за невыполнение законного требования прокурора, вытекающего из его полномочий, установленных федеральным законом и указанных в представлении от <Дата> в отношении должностного лица - начальника МО МВД «Могочинский» Темникова А.В. было возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ст.17.7 КоАП РФ.
Согласно ст.47 Конституции Российской Федерации никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.
При подготовке дела судье следует установить, относится ли к его компетенции рассмотрение данного дела (ст.29.1 КоАП РФ).
Решением судьи Могочинского районного суда Забайкальского края от 15 июня 2016 г. дело об административном правонарушении, предусмотренном ст.17.7 КоАП РФ, в отношении начальника МО МВД России «Могочинский» Темникова А.В. передано для рассмотрения в Могочинский районный суд Забайкальского края (л.д.86).
Согласно ч.1 ст.23.1 КоАП РФ судьи рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных, в частности, ст.17.7 данного Кодекса.
Абзацем 2 ч.3 указанной нормы закона установлено, что дела об административных правонарушениях, влекущих дисквалификацию лиц, замещающих должности федеральной государственной гражданской службы, должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, должности муниципальной службы, рассматриваются судьями районных судов.
В соответствии с п.1 ст. 2 Федерального закона от 27 мая 2003 г. №58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» система государственной службы включает в себя следующие виды государственной службы: государственная гражданская служба; военная служба; правоохранительная служба.
Государственная гражданская служба подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъекта Российской Федерации (п. 2 названной статьи).
Военная служба и правоохранительная служба являются видами федеральной государственной службы (п. 3 названной статьи).
В силу ч.1 ст.25 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. №3-ФЗ «О полиции» сотрудник полиции является лицом, осуществляющим служебную деятельность на должности федеральной государственной службы в органах внутренних дел.
Из материалов дела усматривается, что Темникова А.В. занимает должность начальника МО МВД России «Могочинский», то есть является федеральным государственным служащим, поэтому условия, предусмотренные абзацами 2 и 3 ч.3 ст.23.1 КоАП РФ, для признания данного дела подлежащим рассмотрению судьей районного суда, в рассматриваемом случае отсутствуют.
Согласно положениям, содержащимся в абзаце 6 ч.3 ст.23.1 указанного КоАП РФ, в остальных случаях дела об административных правонарушениях, указанных в частях 1 и 2 данной статьи, рассматриваются мировыми судьями.
Таким образом, настоящее дело подлежало рассмотрению мировым судьей судебного участка №15 Могочинского судебного района Забайкальского края с учетом правил территориальной подсудности дел об административных правонарушениях. Следовательно, дело об административном правонарушении рассмотрено судьей Могочинского районного суда Забайкальского края с нарушением правил подсудности.
Согласно правовой позиции, приведенной в определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 3 июля 2007 г. №623-О-П и от 15 января 2009 г. №144-О-П, решение, принятое с нарушением правил подсудности, не может быть признано правильным, поскольку оно вопреки ч.1 ст.47 и ч.3 ст.56 Конституции Российской Федерации принимается судом, не уполномоченным в силу закона на рассмотрение данного дела, что является существенным (фундаментальным) нарушением, влияющим на исход дела и искажающим саму суть правосудия.
Разрешение дела с нарушением правил подсудности не отвечает и требованию справедливого правосудия, поскольку суд, не уполномоченный на рассмотрение того или иного конкретного дела, не является, по смыслу ч.1 ст.46 и ч.1 ст.47 Конституции Российской Федерации, законным судом, а принятые в результате такого рассмотрения судебные акты не обеспечивают гарантии прав и свобод в сфере правосудия.
Исходя из положений ч.1 ст.1.6 КоАП РФ, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
При таких обстоятельствах решение судьи Могочинского районного суда Забайкальского края от 15 июня 2016 г., постановление судьи Могочинского районного суда Забайкальского края от 10 августа 2016 г. и решение судьи Забайкальского краевого суда от 5 сентября 2016 г., вынесенные в отношении Темникова А.В. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.17.7 КоАП РФ, подлежат отмене.
Поскольку на момент рассмотрения в Забайкальском краевом суде жалобы Темникова А.В. истек срок давности привлечения его к административной ответственности, установленный ч.1 ст.4.5 КоАП РФ для данной категории дел, производство по настоящему делу в силу положении п.6 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ подлежит прекращению в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.
На основании изложенного, руководствуясь ст.30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
постановил:
░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ 15 ░░░░ 2016 ░., ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ 10 ░░░░░░░ 2016 ░. ░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ 5 ░░░░░░░░ 2016 ░. ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░.17.7 ░░░░ ░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ «░░░░░░░░░░░» ░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░., ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░.6 ░.1 ░░.24.5 ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░.░.