Дело 2-314/2019
24RS0057-01-2019-000227-16
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Шарыпово 01 апреля 2019 года
Шарыповский городской суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Бритковой М.Ю.,
при секретаре судебного заседания Олейниковой И.А.,
с участием помощника Шарыповского межрайонного прокурора Мингачевой Т.В. (по поручению прокурора от ДД.ММ.ГГГГ),
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Шарыповского межрайонного прокурора в интересах ФИО2 к Управлению социальной защиты населения Администрации города Шарыпово Красноярского края, о признании незаконным решения о прекращении предоставления меры социальной поддержки,
УСТАНОВИЛ:
Шарыповский межрайонный прокурор обратился в суд в интересах ФИО2 с исковым заявлением к Управлению социальной защиты населения Администрации города Шарыпово Красноярского края о признании незаконным решения о прекращении предоставления меры социальной поддержки. В обоснование требований истец ссылается на то, что прокуратурой проведена проверка по обращению ФИО2, по результатам которой установлено, что ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р., является инвалидом 1 группы с 22.06.2017 бессрочно на основании справки серии № №, выданной ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрирован по месту жительства: <адрес>, имеет право на предоставление мер социальной поддержки (льготы), предусмотренных ст. 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, а также оплату электроэнергии в размере 50 процентов. В связи с образовавшейся задолженностью по оплате жилья и коммунальных услуг, ответчиком с 01.01.2016 приостановлено предоставление мер социальной поддержки ФИО2, а с ДД.ММ.ГГГГ прекращено предоставление мер социальной поддержки. Данное решение Управлением социальной защиты населения администрации города Шарыпово Красноярского края является незаконным. В связи с чем, просит суд признать решение УСЗН администрации г. Шарыпово о прекращении предоставления меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов инвалиду 1 группы ФИО2 незаконным, и обязать ответчика предоставить ФИО2 меру социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов, путем их возобновления с 01.02.2016 года.
Истец ФИО2 в судебное заседание не явился надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие (л.д. 29,32).
В судебном заседании помощник Шарыповского межрайонного прокурора Мингачева Т.В. исковые требования поддержала по тем же основаниям.
Представитель ответчика Управления социальной защиты населения администрации города Шарыпово Красноярского - Балашова Т.С. (по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ) в судебное заседание не явилась, надлежащим образом извещена о времени и месте рассмотрения дела (л.д.34), ходатайствовала о рассмотрении дела в отсутствие представителя ответчика, в связи с занятостью, (л.д.35) просила в удовлетворении исковых требований отказать по доводам, изложенным в отзыве на иск о нижеследующем. Меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг по общему правилу, предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилого помещения и ЖКУ и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению (ч. 5 ст. 159 ЖК РФ). Наличие задолженности по оплате жилья и (или) коммунальных услуг (если не заключено и (или) не выполняется соглашение по ее погашению) может явиться основанием как отказа в предоставлении субсидии или компенсации, так и приостановления перечисления данных выплат, а впоследствии и прекращения их предоставления. Полагает, что решение УСЗН о приостановлении с 01.01.2016 и прекращении с 01.02.2016 предоставления ФИО2 мер социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг является законным и обоснованным, поскольку в течение одного месяца со дня принятия Управлением решения о приостановлении предоставления мер социальной поддержки не поступили документы, подтверждающие наличие уважительных причин образования задолженности или её погашения (л.д.36-42).
Представитель третьего лица на стороне ответчика, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Министерства социальной политики Красноярского края в судебное заседание не явился, о месте и времени слушания дела извещен надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела не просил (л.д.33).
По смыслу ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Поэтому лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами по усмотрению лица является одним из основополагающих принципов судопроизводства.
Неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав, поэтому не является преградой для рассмотрения судом дела по существу.
При таких обстоятельствах, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела, согласно ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Выслушав процессуального истца, исследовав письменные материалы гражданского дела, суд пришел к следующим выводам.
В соответствии со ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГПК РФ) прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах.
ФИО2 обратился к Шарыповскому межрайонному прокурору, с заявлением об обращении с иском в суд в его интересах о признании решения о прекращении предоставления меры социальной поддержки незаконным, а также о возобновлении выплаты меры социальной поддержки (л.д. 8).
С учетом изложенного, суд полагает, что Шарыповским межрайонным прокурором в порядке ч. 1 ст. 45 ГПК РФ правомочно подан иск в защиту нарушенных прав ФИО2
В статье 154 Жилищного кодекса РФ указана структура платы за жилое помещение и коммунальные услуги. Часть 2 данной статьи предусматривает, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.
Согласно ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов: платы за наем и платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, исходя из занимаемой общей площади жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов; платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме независимо от вида жилищного фонда; платы за коммунальные услуги, рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке. При отсутствии указанных приборов учета плата за коммунальные услуги рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
Меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг предоставляются лицам, проживающим в жилых помещениях независимо от вида жилищного фонда, и не распространяются на установленные Правительством Российской Федерации случаи применения повышающих коэффициентов к нормативам потребления коммунальных услуг.
Федеральным законом от 29.12.2004 № 199-ФЗ Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" дополнен нормой ст. 28.2, в соответствии с которой Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года.
Указанные меры социальной поддержки предоставляются в порядке и на условиях, установленных Законом Красноярского края от 17.12.2004 № 13-2804 "О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг".
Согласно п. п. "в" п. 9 ст. 23 указанного Закона орган местного самоуправления принимает решение о прекращении предоставления субсидий и дополнительных мер социальной поддержки, указанных в статьях 2 - 10.1, 10.3 настоящего Закона, в том числе, в случае непогашения задолженности по оплате жилого помещения и (или) коммунальных услуг или несогласования срока погашения задолженности в течение одного месяца со дня принятия решения о приостановлении предоставления субсидий и дополнительных мер социальной поддержки (при отсутствии уважительной причины образования задолженности) - с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято решение о приостановлении предоставления субсидий и дополнительных мер социальной поддержки.
Вместе с тем, согласно п. 4 ст. 20.1 указанного Закона края, предоставление субсидий и дополнительных мер социальной поддержки прекращается по решению органа местного самоуправления в случае непогашения задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или невыполнения условий соглашения по погашению задолженности в течение одного месяца со дня принятия решения о приостановлении предоставления субсидий и дополнительных мер социальной поддержки (при отсутствии уважительной причины ее образования). Действие настоящего пункта не распространяется на инвалидов, получающих меры социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Как установлено в судебном заседании и следует из справки № № от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО2 является инвалидом первой группы по общему заболеванию, бессрочно (л.д.18).
Согласно копии паспорта, ФИО2 с 27.03.2009 зарегистрирован и проживает по адресу: <адрес> (л.д. 9).
Из договора социального найма жилого помещения № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Администрация города Шарыпово (наймодатель) передал ФИО6 (наниматель) и членам его семьи (ФИО7, ФИО2, ФИО8) в бессрочное владение и пользование изолированное жилое помещение, общей площадью 53,08 кв.м., расположенное по адресу: <адрес> за плату во владение и пользование для проживания в нем (л.д.22-25).
Из свидетельства о государственной регистрации права выданного 23.04.2013 на основании договора на передачу квартиры в собственность от 11.04.2013 усматривается, что ФИО2 имеет ? долю в праве общей долевой собственности на квартиру, назначение: жилое, общая площадь 53 кв.м, этаж3, адрес (местонахождение) объекта: <адрес>, о чем в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним, ДД.ММ.ГГГГ сделана запись регистрации № (л.д.21).
20.10.2009 ФИО2 обратился в УСЗН Администрации г. Шарыпово Красноярского края с заявлением о предоставлении ему как инвалиду 3 группы меры социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (л.д.11), на основании справки № № выданной ДД.ММ.ГГГГ (л.д.12).
ФИО2, как инвалиду 3 группы, были предоставлены меры социальной поддержки на оплату за жилье и коммунальные услуги, а именно: жилищная услуга, отопление, холодное водоснабжение, наем жилья, вывоз твердых бытовых отходов, водоотведение и электроэнергия в размере 50% (л.д.19,20).
На основании протоколов приостановления выплат от 13.01.2016, с 01 января 2016 года ФИО2 приостановлено предоставление мер социальной поддержки по оплате электроэнергии и отопления, холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, холодного водоснабжения на общедомовые нужды, в связи с задолженностью по оплате ЖКУ более 2-х месяцев (л.д.27), о чем ФИО2 был извещен уведомлением № от 18.01.2016 года (л.д.26).
Согласно протоколам закрытия выплат от 12.02.2016, ФИО2 с 01 февраля 2016 года прекращено предоставление мер социальной поддержки по оплате электроэнергии и отопления, холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, холодного водоснабжения на общедомовые нужды, в связи с задолженностью по оплате ЖКУ, по причине наличия задолженности по оплате ЖКУ более 2-х месяцев (л.д.28), о чем ФИО2 был извещен уведомлением № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.26).
Из приведенных выше нормативных положений следует, что законодательный орган исключил право на принятие органами местного самоуправления Красноярского края решений о прекращении предоставления мер социальной поддержки на оплату жилья и коммунальных услуг в отношении инвалидов, получающих указанные меры в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
При таких обстоятельствах, наличие у ФИО2 задолженности по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги, за два и более месяца, на территории Красноярского края, не может являться основанием для прекращения предоставления ему как лицу, являющемуся инвалидом первой группы, меры социальной поддержки в виде компенсации расходов в размере 50% по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги.
Таким образом, исковые требования являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
По изложенным выше основаниям, суд считает доводы представителей ответчика в подтверждение позиции непризнания исковых требований, необоснованными.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Признать незаконным решение от 12 февраля 2016 года, Управления социальной защиты населения Администрации города Шарыпово Красноярского края, о прекращении предоставления мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату за жилое помещение и коммунальные услуги в размере 50 процентов, с 01 февраля 2016 года инвалиду 1 группы ФИО2.
Обязать Управление социальной защиты населения Администрации города Шарыпово Красноярского края возобновить предоставление меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату за жилое помещение и коммунальные услуги в размере 50 процентов, с 01 февраля 2016 года инвалиду 1 группы ФИО2.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Шарыповский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Шарыповского городского суда
Красноярского края: М.Ю. Бриткова