Судья Копырина В.Г.
Дело № 2-186/2021
Дело № 33-553/2021
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
20 августа 2021 г. г. Биробиджан
Судебная коллегия по гражданским делам суда Еврейской автономной области в составе:
председательствующего Серга Н.С.,
судей Слободчиковой М.Е., Коневой О.А.,
при секретаре Князь Т.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Министерства сельского хозяйства Российской Федерации на решение Ленинского районного суда ЕАО от <...>, которым постановлено:
Исковые требования исполняющего обязанности прокурора Ленинского района Еврейской автономной области в защиту интересов Харитоновой О. С. к департаменту сельского хозяйства правительства Еврейской автономной области, Министерству сельского хозяйства Российской Федерации о признании права на получение мер социальной поддержки - удовлетворить.
Признать за Харитоновой О. С. право на получение меры государственной поддержки в виде субсидии на компенсацию ущерба, причинённого в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июле - сентябре 2019 года на территории Еврейской автономной области, из расчёта площади гибели сельскохозяйственных культур - 0,04га.
Обязать департамент сельского хозяйства правительства Еврейской автономной области произвести Харитоновой О. С. выплату меры государственной поддержки в виде субсидии на компенсацию ущерба, причиненного в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июле - сентябре 2019 года на территории Еврейской автономной области, из расчёта площади гибели сельскохозяйственных культур - 0,04 га, из областного бюджета за счёт средств федерального бюджета.
Заслушав доклад судьи Слободчиковой М.Е., пояснения прокурора Волохович А.Д., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Исполняющий обязанности прокурора Ленинского района ЕАО обратился в суд с иском в интересах Харитоновой О.С. к управлению сельского хозяйства правительства ЕАО (переименован в департамент, далее – департамент сельского хозяйства правительства ЕАО, департамент) о признании права на получение субсидии, как пострадавшей от чрезвычайной ситуации.
Требования мотивировал тем, что в результате чрезвычайной ситуации в июле-сентябре 2019 года был затоплен земельный участок, используемый Харитоновой О.С. для ведения личного подсобного хозяйства, расположенный по адресу: ЕАО, <...>. В результате чего был утрачен урожай сельскохозяйственных культур на площади 0,04 га. Однако до настоящего времени выплата компенсации в связи с утратой урожая ответчиком не произведена.
С учётом последующего уточнения просил признать за Харитоновой О.С. право на получение меры государственной поддержки в виде субсидии на компенсацию ущерба, причиненного в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июле - сентябре 2019 года на территории ЕАО. Обязать департамент сельского хозяйства правительства ЕАО произвести Харитоновой О.С. выплату меры государственной поддержки в виде субсидии на компенсацию ущерба, причиненного в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июле - сентябре 2019 года на территории ЕАО, из расчёта площади гибели сельскохозяйственных культур - 0,04 га, из областного бюджета за счёт средств федерального бюджета.
Определением суда к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство сельского хозяйства РФ (далее – Минсельхоз России, министерство), в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, на стороне ответчика привлечены Министерство финансов РФ, финансовое управление правительства ЕАО, в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца – Харитонов Д.О., Харитонов Р.С., Харитонова А.С.
В судебном заседании старший помощник прокурора Ленинского района Авдеева Д.Д. уточненные требования поддержала по доводам иска.
Представитель ответчика департамента сельского хозяйства правительства ЕАО Болошко Э.М. уточненные требования не признал. Пояснил, что требования прокурора необоснованные, поскольку у истицы отсутствуют правоустанавливающие документы на земельный участок, на котором произошла утрата урожая в результате чрезвычайной ситуации.
Представитель ответчика Министерства сельского хозяйства РФ в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещён надлежащим образом. В возражениях на исковое заявление Минфин России с требованиями прокурора не согласился, просил оставить их без удовлетворения.
Истица Харитонова О.С., третьи лица Харитонов Д.О., Харитонов Р.С., Харитонова А.С., представители третьих лиц администрации МО «Ленинский муниципальный район» ЕАО, администрации муниципального образования «Биджанское сельское поселение» ЕАО, Министерство финансов РФ, финансового управления правительства ЕАО в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом.
Суд постановил указанное решение.
В апелляционной жалобе Министерство сельского хозяйства РФ просило решение суда отменить в части удовлетворения требований к Минсельхозу России и исключить из резолютивной части решения слова «за счёт средств федерального бюджета».
Мотивируя жалобу, указало, что Министерство сельского хозяйства РФ во исполнение требований законодательства произвело оценку ущерба пострадавших сельхозтоваропроизводителей ЕАО, в том числе Харитоновой О.С., по материалам, представленным управлением сельского хозяйства правительства ЕАО. По результатам оценки был составлен акт от 16.10.2019 № 022ЛПХд2/1 в соответствии с которым истице подлежала выплата компенсации ущерба в размере 4 440 рублей из расчёта гибели урожая площадью 0,04 га.
Денежные средства, предусмотренные для осуществления компенсации ущерба пострадавшим сельхозтоваропроизводителям, в том числе Харитоновой О.С., Министерство сельского хозяйства РФ перевело из резервного фонда в полном объёме в бюджет ЕАО, что свидетельствует об исполнении им своих обязательств. Самостоятельно распоряжаться средствами резервного фонда Правительства РФ и выплачивать их пострадавшим сельхозтоваропроизводителям министерство права не имеет.
Указало, что правила № 1455 предусматривали предоставление субсидий исключительно в 2019 году, поэтому они не подлежат применению при разрешении вопроса о выделении из резервного фонда Правительства РФ средств для осуществления выплаты истице субсидии в 2021 году.
Полагает, что органы государственной власти ЕАО правомочны самостоятельно принять решение о выделении из областного бюджета денежных средств на компенсацию истице ущерба в связи с утратой на её земельном участке урожая.
Считает неправомерным вывод суда о том, что Харитонова О.С. на момент чрезвычайной ситуации являлась сельхозтоваропроизводителем, так как у истицы не имеется правоустанавливающих документов на земельный участок, расположенный по адресу: ЕАО, <...>.
Учитывая, что субсидия пострадавшим сельхозтоваропроизводителям выплачивается при наличии у них правоподтверждающих документов на земельный участок, которого у Харитоновой О.С. не имеется, то суд необоснованно удовлетворил требования прокурора.
В возражение на апелляционную жалобу прокурор Ленинского района ЕАО просил решение оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции прокурор Волохович А.Д. с доводами апелляционной жалобы не согласилась, просила решение суда оставить без изменения.
Представители ответчиков Министерства сельского хозяйства РФ, департамента сельского хозяйства правительства ЕАО, истица Харитонова О.С., третьи лица Харитонов Д.О., Харитонов Р.С., Харитонова А.С., представители третьих лиц администрации МО «Ленинский муниципальный район» ЕАО, администрации МО «Биджанское сельское поселение» ЕАО, Министерства финансов РФ, финансового управления правительства ЕАО в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом, в связи с чем судебная коллегия рассмотрела дело без их участия.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, возражений на неё, выслушав лиц, участвующих в судебном заседании, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда по доводам жалобы.
В соответствии с пунктом «м» статьи 10 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» Правительство РФ принимает решения об оказании единовременной материальной помощи, финансовой помощи и о выплате единовременных пособий гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев оказания единовременной материальной помощи, финансовой помощи и выплаты единовременных пособий гражданам Российской Федерации, а также определение круга лиц, которым указанная помощь будет оказана и указанные выплаты будут осуществлены.
Постановлением Правительства РФ от 15.11.2019 № 1455 утверждены Правила предоставления в 2019 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации за счет бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Российской Федерации на осуществление компенсации сельскохозяйственным товаропроизводителям, в том числе личным подсобным хозяйствам, ущерба, причиненного в результате чрезвычайных ситуаций природного характера, а также затрат на уплату лизинговых платежей по договорам финансовой аренды (лизинга) и процентов по кредитам (займам).
Согласно пункту 2 указанных Правил иные межбюджетные трансферты предоставляются в целях софинансирования в полном объеме расходных обязательств субъектов Российской Федерации, связанных с компенсацией сельскохозяйственным товаропроизводителям, в том числе личным подсобным хозяйствам, ущерба, причиненного в результате чрезвычайных ситуаций природного характера, включая ущерб от утраты урожая.
Согласно распоряжению Правительства РФ от 23.10.2019 № 2494-р в целях компенсации сельскохозяйственным товаропроизводителям ущерба, причиненного в 2019 году на территории Дальневосточного федерального округа в связи с паводком, выделены Минсельхозу России из резервного фонда Правительства Российской Федерации в 2019 году бюджетные ассигнования в размере 434537,5 тыс. рублей для предоставления иного межбюджетного трансферта бюджету Еврейской автономной области на оказание финансовой помощи, имея ввиду осуществление компенсации ущерба 139 сельскохозяйственным товаропроизводителям, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций природного характера, и на компенсацию ущерба от утраты урожая, поголовья сельскохозяйственных животных и птицы 1424 личным подсобным хозяйствам.
Таким образом, из указанных правовых норм следует, что финансирование исполнения обязательств, связанных с компенсацией пострадавшим ущерба от утраты урожая в связи с паводком в 2019 году осуществляется за счёт средств федерального бюджета.
Постановлением правительства ЕАО от 20.11.2019 № 414-пп утверждён Порядок предоставления в 2019 году субсидии из областного бюджета за счет средств федерального бюджета сельскохозяйственным товаропроизводителям, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июле - сентябре 2019 года на территории Еврейской автономной области (далее – Порядок).
Согласно пункту 5 Порядка право на субсидию имеют сельхозтоваропроизводители, являющиеся по состоянию на 2 августа 2019 года владельцами (пользователями) земельных участков, попавших в зону подтопления (затопления) в соответствии с распоряжением губернатора ЕАО от 30.08.2019 № 440-рг «Об определении границ зон чрезвычайной ситуации, возникшей в результате сложной гидрометеорологической обстановки на территории Еврейской автономной области в 2019 году», утратившие урожай полностью либо частично в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июле - сентябре 2019 года на территории ЕАО.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, Харитонова О.С. с 14.08.2013 является собственником 1/7 доли в праве на квартиру, расположенную по адресу: ЕАО, <...>, что следует из свидетельства о государственной регистрации права.
Согласно выписке из похозяйственной книги № <...> по состоянию на 01.07.2019 Харитонова О.С. является главой личного подсобного хозяйства, расположенного по указанному адресу, в её пользовании находится приусадебный земельный участок площадью 0,05 га, на котором расположено данное жилое помещение, площадь участка 0,04 га занята под посев картофеля и овощей.
Пользование Харитоновой О.С. указанным земельным участком подтверждается сведениями из администрации Биджанского сельского поселения от 25.01.2021, согласно которым земельный участок является муниципальной собственностью и находится в пользовании истицы.
Согласно распоряжению губернатора ЕАО от 30.08.2019 № 440-рг земельный участок, расположенный по адресу: ЕАО, <...>, попал в зону подтопления.
Из акта № <...> от 03.10.2019, составленного комиссией по обследованию посевов и посадок сельскохозяйственных культур, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации природного характера, вызванной дождевым паводком в 2019 году на территории Биджанского сельского поселения, следует, что в результате сильного переувлажнения почвы на вышеуказанном земельном участке погибли сельскохозяйственные культуры, а именно картофель и овощи общей площадью 0,04 га. В качестве пострадавшего сельхозтоваропроизводителя указана Харитонова О.С.
05.12.2019 Харитонова О.С. обратилась в управление сельского хозяйства правительства ЕАО с заявлением о выплате компенсации в связи с утратой урожая.
Однако в удовлетворении заявления ей 13.12.2019 было отказано ввиду отсутствия у неё документа, подтверждающего право собственности, пользования или иного законного права владения вышеуказанным земельным участком.
Разрешая исковые требования, суд первой инстанции, установив, что Харитонова О.С. на момент ведения режима чрезвычайной ситуации, 02.08.2019, использовала земельный участок по вышеназванному адресу для ведения личного подсобного хозяйства, в результате затопления данного участка погибли выращенные на нём сельскохозяйственные культуры, признал за истицей право на получение субсидии в связи с утратой урожая в результате чрезвычайной ситуации, исходя из расчёта площади гибели сельскохозяйственных культур 0,04 га, за счёт средств федерального бюджета, возложив на управление сельского хозяйства правительства ЕАО обязанность по выплате данной субсидии.
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции согласилась, оснований для отмены либо изменения решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Доводы жалобы о том, что отсутствие у Харитоновой О.С. зарегистрированного права на земельный участок не даёт ей право на получение государственной поддержки, являются несостоятельными.
В силу пункта 8 Порядка, утвержденного постановлением правительства ЕАО от 20.11.2019 № 414-пп, в случае отсутствия документов, предусмотренных подпунктами 2 и 3 пункта 8 настоящего Порядка, а именно правоудостоверяющего документа на земельный участок или сведений, подтверждающих предоставление земельного участка в пользование на ином законном праве, решение о предоставлении субсидии принимается на основании решения суда об установлении права владения (пользования) земельным участком, попавшим в зону подтопления (затопления), по состоянию на 02.08.2019.
Из материалов дела установлено, что Харитонова О.С. с 2013 года проживает в жилом помещении по адресу: ЕАО, <...>, является его собственником. На момент введения режима чрезвычайной ситуации Харитонова О.С. использовала земельный участок, подвергшийся подтоплению, на котором находится принадлежащий ей на праве собственности жилой дом, для ведения личного подсобного хозяйства. Выращенный ею на указанном участке урожай в результате чрезвычайной ситуации был утрачен.
Данные обстоятельства являются достаточным основанием для вывода о том, что Харитонова О.С. на законных основаниях владеет названным земельным участком, иное означало бы игнорирование основополагающего принципа земельного законодательства о единстве судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов недвижимости.
Отсутствие документов, подтверждающих право владения земельным участком, при установленных по делу обстоятельствах, по мнению судебной коллегии, не может лишить истицу права на получение субсидии на компенсацию ущерба, причиненного в результате чрезвычайной ситуации.
Согласно акту Минсельхоза России от 16.10.2019 № 022ЛПХд2/1, в котором под номером 365 в списке пострадавших хозяйств указано личное подсобное хозяйство Харитоновой О.С. и произведена оценка ущерба, причинённого ей в результате паводка в летний период 2019 года, по результатам которой ей подлежала выплате субсидия в размере 4 440 рублей.
Вместе с тем до настоящего времени истице не предоставлена положенная ей субсидия из областного бюджета за счёт средств федерального бюджета, в связи с причинением её личному подсобному хозяйству в результате чрезвычайной ситуации ущерба.
Согласно вышеприведённому правовому регулированию иного источника финансирования данной субсидии, кроме средств федерального бюджета, законодательством не предусмотрено.
При указанных обстоятельствах судебная коллегия считает несостоятельным довод апелляционной жалобы о том, что Министерство сельского хозяйство РФ не является надлежащим ответчиком по настоящему делу и что органы государственной власти Еврейской автономной области правомочны самостоятельно принять решение о выделении из бюджета области денежных средств на компенсацию ущерба Харитоновой О.С.
В этой связи решение суда в части указания на источник формирования бюджета Еврейской автономной области для целей выплаты рассматриваемой субсидии соответствует приведённым выше нормативным правовым актам.
Вопреки доводам жалобы ограниченный период финансирования рассматриваемой меры государственной поддержки не является основанием для лишения истицы прав на получение положенной к выплате субсидии из областного бюджета за счёт средств федерального бюджета в связи с причинением её личному подсобному хозяйству ущерба в результате чрезвычайной ситуации.
Довод апелляционной жалобы о том, что Правила № 1455 предусматривали предоставление субсидий исключительно в 2019 году, поэтому они не могут применяться при решении вопроса о выделении денежных средств из резервного фонда Правительства РФ в 2021 году, является несостоятельным, поскольку указанные Правила не признаны утратившими силу, следовательно, подлежат применению к спорным отношениям.
На основании изложенного решение Ленинского районного суда ЕАО 18.05.2021 отмене либо изменению по доводам апелляционной жалобы не подлежит.
Руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Ленинского районного суда ЕАО от 18.05.2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства сельского хозяйства Российской Федерации – без удовлетворения.
Председательствующий Н.С. Серга
Судьи М.Е. Слободчикова
О.А. Конева
Апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 23.08.2021.