Решение по делу № 2-2902/2024 от 12.07.2024

Дело № 2-2902/2024/2024

55RS0002-01-2024-004475-03

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

17 октября 2024 года <адрес>                                

Первомайский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Мироненко М.А., при секретаре Заставной А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Тарского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к казенному учреждению О. <адрес> «Управление дорожного хозяйства О. <адрес>» об устранении нарушений законодательства в сфере безопасности дорожного движения,

УСТАНОВИЛ:

Истец обратился в суд с обозначенным иском к казенному учреждению О. <адрес> «Управление дорожного хозяйства О. <адрес>», ссылаясь на то, что межрайонной прокуратурой с привлечением сотрудников ГИБДД ОМВД России по <адрес> проведена проверка соблюдения законодательства о государственной собственности и о безопасности дорожного движения, в ходе которой выявлены нарушения.

Согласно Перечню автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, относящихся к собственности О. <адрес>, утвержденному распоряжением Правительства О. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -рп, автомобильная дорога «Омск-Тара» (идентификационный ОП Р3 К-4) находится в собственности О. <адрес>.

По результатам проверки, выявлены многочисленные повреждения дорожного покрытия проезжей части автомобильной дороги «Омск-Тара на участке с 238 км -000 по 248 км +200, а именно на участке автомобильной дороги 238 км +600, 247 км +880 (проезжая часть с асфальтобетонным покрытием) имеются нарушения ровности дорожного покрытия с просадкой проезжей части.

Согласно п. 5.3.1 ГОСТ Р 50597-2017 обочины и разделительные полосы не должны иметь дефектов (таблица А.2 приложения А), влияющих на безопасность дорожного движения, устранение которых осуществляется в сроки, приведенные в табл. 5.4.

В нарушении этому на участках автомобильной дороги «Омск-Тара на участке автомобильной дороги 238 км +600, 240 км +200, 247 км +900 проезжая часть с асфальтобетонным покрытием имеет шелушение дорожного покрытия с образованием сетки трещин и многочисленных ям. Указанное свидетельствует о необходимости приведения автомобильной дороги «Омск-Тара в соответствие с требованием ГОСТ Р 50597-2017.

С учетом изложенного казенным учреждением О. <адрес> «Управление дорожного хозяйства О. <адрес>» не принято должных мер, направленных на обеспечение охраны жизни, здоровья прав и законных интересов неопределенного круга лиц, для целей предупреждения дорожно-транспортных происшествий и снижения тяжести их последствий на территории района посредством приведения в соответствие с ГОСТ Р 50597- 2017 вышеуказанного участка автомобильной дороги. Невыполнение требований федеральных законов, напрямую обязывающих органы государственной власти субъекта РФ на их соблюдение с принятием конкретных действий (проведением работ по содержанию, ремонту и капитальному ремонту автомобильных дорог, находящихся в собственности субъекта РФ) также затрагивает публичные интересы государства, обязанного в силу ст. ст. 2, 38, 48 Конституции Российской Федерации соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина. Недостатки в содержании вышеуказанных автомобильных дорог, требующие приведения в соответствие с ГОСТ Р 50597-2017, являются одной из причин ухудшения обстановки в сфере безопасности движения, нарушают права граждан, создают угрозу безопасности их жизни и здоровья.

По факту указанных нарушений ДД.ММ.ГГГГ межрайонной прокуратурой в КУ О. <адрес> «Управление дорожного хозяйства О. <адрес>» внесено представление, которое рассмотрено, однако нарушения до настоящего времени не устранены.

На основании изложенного истец просит признать бездействие КУ О. <адрес> «Управление дорожного хозяйства О. <адрес>» по не проведению ремонта автомобильной дороги «Омск-Тара» на участке 238+000 км – 248+200 кв. в соответствие с требованиями ГОСТ Р 50597-2017 незаконным, обязать КУ О. <адрес> «Управление дорожного хозяйства О. <адрес>» привести автомобильную дорогу «Омск-Тара» в соответствие с требованиями ГОСТ Р 50597-2017. В ходе судебного разбирательства к участию в деле в качестве третьего лица привлечено Министерство транспорта и дорожного хозяйства О. <адрес>.

В своем отзыве на иск ответчик казенное учреждение О. <адрес> «Управление дорожного хозяйства О. <адрес>» полагал, что требование о признании бездействия незаконным удовлетворению не подлежит, при этом просил установить срок приведения автомобильной дороги «Омск-Тара» до ДД.ММ.ГГГГ, указывая на то, что Постановлением Правительства О. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -п утверждена государственная программа О. <адрес> «Развитие транспортной системы О. <адрес>» по разделу «Содержание, ремонт, капитальный ремонт автомобильных дорог и сооружений, производственных объектов и проведение отдельных мероприятий, связанных с дорожным хозяйством», направленная на решение наиболее важных, приоритетных проблем модернизации и развития автомобильных дорог. Программой предусмотрены мероприятия, обеспечивающие государственные нужды О. <адрес>, в пределах, предусмотренных в расходах областного бюджета. Целью Программы является осуществление ремонта и содержания действующей сети, автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, относящихся к собственности О. <адрес>. Заказчиком Программы является Правительство О. <адрес>; исполнителем-координатором - Министерство транспорта и дорожного хозяйства О. <адрес> учреждение и подрядные организации в соответствии с действующим законодательством. Таким образом, Минтранс, как главный распорядитель бюджетных средств, предусмотренных в законе О. <адрес> на очередной финансовый год на выполнение Программы, может довести получателю бюджетных средств - Учреждению лимиты бюджетных обязательств в объеме, предусмотренном законом. В свою очередь Учреждение, как получатель бюджетных средств, в соответствии со ст. 219 БК РФ, принимает бюджетные обязательства в пределах доведенных до него лимитов бюджетных обязательств и размещает заказы на выполнение работ путем проведения торгов в формах, предусмотренных Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», на право заключить государственный контракт. Таким образом, непосредственно деятельностью по ремонту автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения О. <адрес> Учреждение не занимается. Во исполнение своих обязанностей с целью обеспечения круглогодичного и безопасного движения по автомобильной дороге «Омск-Тара» Учреждением заключен государственный контракт от ДД.ММ.ГГГГ с АО «Омскавтодор» на выполнение комплекса работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения и сооружений на них на территории, в том числе на территории Знаменского, Тевризского, Усть-Ишимского муниципальных районов О. <адрес>. В 2023 году в рамках государственного контракта от ДД.ММ.ГГГГ на выполнение работ по содержанию вышеуказанной автомобильной дороги предусмотрено 77 512,871 тыс. руб., в том числе: на зимнее содержание – 27 614,241 тыс. руб.; на летнее содержание – 49 898,630 тыс. руб. В первом полугодии 2024 года на выполнение работ по содержанию дороги выделено в Большереченском муниципальном районе 25 005,92 тыс. руб., в том числе на зимнее содержание – 10 264,01 тыс. руб.; на летнее содержание – 14 741,91 тыс. руб., в Тарском муниципальном районе – 56 039,13 тыс. руб., в том числе в размере 32 033,99 тыс. руб. и 24 000,14 тыс. руб. на зимнее и летнее содержание соответственно. В соответствии с постановлением Правительства О. <адрес> -п от ДД.ММ.ГГГГ на выполнение работ по содержанию автомобильной дороги «Омск-Тара» на 2024 год требуется 900,512 млн. руб. Согласно справке по выполнению комплекса работ по содержанию автодороги, за период с мая по июль 2024 года выполнены работы по уборке ямочному ремонту, установка дородных знаков, скашивание травы, планировка обочин, очистка и мойка дорожных знаков и указателей. Фактическое финансирование работ по содержанию автодороги не позволяет обеспечить нормативное содержание объекта в соответствии с требованиями ГОСТ р 50597-2017. Учитывая, что согласно уставу и организационно-правовой формы, Учреждение является некоммерческой организацией, не занимается предпринимательской деятельностью и финансируется за счет средств, предусмотренных соответствующими статьями областного бюджета, принимая во внимание отсутствие иных источников дохода, у Учреждения отсутствует возможность провести полноценной ремонт автомобильной дороги. Формирование расходов бюджета субъекта Российской Федерации в рассматриваемом случае на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период) на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения осуществляется в соответствии с правилами расчета размера ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации на указанные цели на основании нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, содержание автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, утвержденных Постановлением Правительства О. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -п «О нормативах финансовых затрат и правилах расчета размера бюджетных ассигнований областного бюджета на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, относящихся к собственности О. <адрес>» с учетом необходимости приведения транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения в соответствие с требованиями технических регламентов. Объем бюджетных ассигнований дорожного фонда определен п. 2 ст. 3 Закона О. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об областном бюджете на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов». В настоящий момент перед Правительством О. <адрес> поставлена приоритетная задача по достижению показателей результативности национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги». На реализацию мероприятий национального проекта направляется 50% от общего объема дорожного фонда О. <адрес>, на содержание автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения направляется 20 % от общего объема дорожного фонда О. <адрес> (что составляет только 33 % от нормативов финансовых затрат на содержание автодорог в год). В настоящее время объем бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение реализации государственных программ О. <адрес> утвержден вышеуказанным законом, соответственно, на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов бюджетные ассигнования уже распределены. Таким образом, при отсутствии финансового обеспечения и лимитов денежных средств, предусмотренных вышеуказанной программой разместить план график и осуществить закупку с целью заключения контракта на выполнение работ по ремонту не представляется возможным до конца 2026 года.

В судебном заседании помощник прокурора САО <адрес> Тарасевич О.С., поддержал заявленные исковые требования. Суду пояснил, что до настоящего времени нарушения не устранены.

Представитель ответчика казенного учреждения О. <адрес> «Управление дорожного хозяйства О. <адрес>» Жмакина В.А. в судебном заседании поддержала доводы письменного отзыва на иск.

Представитель третьего лица Министерства финансов О. <адрес> в судебном заседании участия не принимал, о месте и времени рассмотрения извещен надлежаще, представил в материалы дела письменные пояснения, их которых следует, что в соответствии с Указом Г. О. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О реорганизации Министерства строительства, транспорта и дорожного хозяйства О. <адрес>» Министерство строительства, транспорта и дорожного хозяйства О. <адрес> реорганизовано путем выделения из Министерства строительства транспорта и дорожного хозяйства О. <адрес> Минтранса О. <адрес>, а также установлено, что Минтранс О. <адрес> является правопреемником Министерства строительства, транспорта и дорожного хозяйства О. <адрес> в сферах транспорта и дорожного хозяйства. В соответствии с Положением о Минтрансе О. <адрес>, утвержденным Указом, Минтранс О. <адрес> является уполномоченным органом исполнительной власти О. <адрес> в сфере дорожного хозяйства, осуществляющим дорожную деятельность в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения О. <адрес>. В соответствии с п. 1.3 Устава КУ «УДХ» утвержденного распоряжением Министерства развития транспортного комплекса О. <адрес> -рп от ДД.ММ.ГГГГ, КУ «УДХ» осуществляет исполнение государственных функций в сфере дорожного хозяйства в целях обеспечения реализации полномочий Минтранса О. <адрес>. В силу п. 2.1 Устава одной из целей деятельности учреждения является управление автомобильными дорогами общего пользования регионального и межмуниципального значения О. <адрес> и сооружениями на них. Для осуществления дорожной деятельности Минтрансом О. <адрес> до КУ «УДХ» доводятся лимиты бюджетных обязательств (средства дорожного фонда) в соответствии с законодательством. КУ «УДХ» осуществляет дорожную деятельность в соответствии с постановлением Правительства О. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -п «Об утверждении Порядка содержания и ремонта автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения, относящихся к собственности О. <адрес>». В соответствии с Порядком содержания и ремонта автомобильных дорог КУ «УДХ» направляет предложения по распределению бюджетных ассигнований дорожного фонда на последующие годы, Минтранс О. <адрес> его утверждает. В силу того, что полномочия Минтранса О. <адрес> в сфере дорожного хозяйства осуществляет КУ «УДХ» - Минтранс О. <адрес> не обладает информацией о необходимости проведения ремонта на тех или иных автомобильных дорогах и их участках, их техническом, эксплуатационном состоянии, а может руководствоваться только сведениями и предложениями КУ «УДХ», которое самостоятельно формирует перечень объектов, а также виды работ на объектах, с учетом обязательств эффективного использования бюджетных ассигнований. Исчерпывающий перечень полномочий Минтранса О. <адрес> по данным обстоятельствами регламентирован бюджетным законодательством. Так, ст. 158 БК РФ установлены бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, одним из которых является составление, утверждение и ведение бюджетной росписи, распределение бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств и исполнение соответствующей части бюджета. В соответствии со ст. 162 БК РФ, к полномочиям получателя бюджетных средств, в том числе относится принятие и (или) исполнение в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и (или) бюджетных ассигнований бюджетных обязательств. Таким образом, Минтранс О. <адрес>, как главный распорядитель бюджетных средств, может довести получателю бюджетных средств - КУ «УДХ» лимиты бюджетных ассигнований, а КУ «УДХ» принять и исполнить в пределах доведенных лимитов бюджетные обязательства. По данному обязательству компетенция, полномочия Минтранса О. <адрес> прямо определены бюджетным законодательством. В соответствии с п. 6 ст. 85 БК РФ органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства, связанные с решением вопросов, не отнесенных к компетенции федеральных органов государственной власти, органов местного самоуправления и не исключенных из компетенции органов государственной власти субъекта Российской Федерации федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, только при наличии соответствующих средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением межбюджетных трансфертов). Таким образом, Минтранс О. <адрес> как главный распорядитель бюджетных средств, предусмотренных в законе О. <адрес> на очередной финансовый год на осуществление дорожной деятельности, может довести получателю бюджетных средств – КУ «УДХ» лимиты бюджетных обязательств только в объеме, предусмотренном законом. Бюджетные ассигнования дорожного фонда на осуществление дорожной деятельности доведены до КУ «УДХ». В соответствии с ч. 5 ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к собственности субъекта Российской Федерации относятся автомобильные дороги, которые включены в перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения либо перечень автомобильных дорог необщего пользования регионального или межмуниципального значения, утверждаемые высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Согласно Уставу автомобильные дороги общего пользования регионального или межмуниципального значения О. <адрес> и сооружения на них входят в перечень недвижимого имущества, закрепляемого на праве оперативного управления за КУ «УДХ». В соответствии с п. 3 Порядка содержания и ремонта автомобильных, организация работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог, находящихся в оперативном управлении КУ «УДХ», осуществляется им же. В соответствии с распоряжением Правительства О. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -рп «О перечне автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, относящихся к собственности О. <адрес>» автомобильная дорога «Омск - Тара» протяженностью 126,8 км в Большереченском муниципальном районе, с покрытием из асфальтобетона находится в собственности О. <адрес> и является дорогой общего пользования межмуниципального значения. Ее ремонт и содержание осуществляются за счет средств регионального бюджета. В связи с тем, что КУ «УДХ» исполняет государственные функции в сфере дорожного хозяйства, Минтранс О. <адрес> располагает информацией о состоянии автомобильных дорог исключительно представленной КУ «УДХ». В первом полугодии 2024 года в рамках государственного контракта от ДД.ММ.ГГГГ на выполнение работ по содержанию автомобильной дороги «Омск - Тара» в Большереченском муниципальном районе предусмотрено 25 005,92 тыс. рублей, в том числе: на зимнее содержание - 10 264,01 тыс. рублей;     на летнее содержание - 14 741,91 тыс. рублей. Во втором полугодии 2024 года в рамках государственного контракта от ДД.ММ.ГГГГ на выполнение работ по содержанию автомобильной дороги «Омск - Тара» в Большереченском муниципальном районе предусмотрено 30 786,06 тыс. рублей, в том числе: на зимнее содержание - 8 321,19 тыс. рублей;     на летнее содержание - 22 464,87 тыс. рублей. В адрес АО «Омскавтодор» ДД.ММ.ГГГГ направлено предписание об установке дорожных знаков, нанесении горизонтальной разметке на участке км 238 км +000 – 248 км +200 и устранении дефектов дорожного покрытия на участке автомобильной дороги «Омск - Тара» 238 км +600 - 247 км +880. Согласно постановлению Правительства О. <адрес> -п от ДД.ММ.ГГГГ на выполнение работ по содержанию автомобильной дороги «Омск - Тара» в Большереченском муниципальном районе на 2024 году требуется 153,471 млн. рублей. Предписание выполнено в рамках предельного финансирования государственного контракта от ДД.ММ.ГГГГ. Для обеспечения круглогодичного беспрепятственного движения транспортных средств необходимо выполнить ремонт участков автомобильной дороги «Омск - Тара» общей протяженностью 30 км. Согласно постановлению Правительства О. <адрес> -п от ДД.ММ.ГГГГ ориентировочная стоимость работ по ремонту автомобильной дороги протяженностью 12,7 км в 2024 году составит 694,443 млн. рублей. Работы по содержанию автомобильной дороги будут продолжены. При этом размер дорожного фонда доведенных Минтрансу О. <адрес> значительно ниже потребности и нормативов, рассчитанных в соответствии с постановлением Правительства -п. <адрес> бюджета ежегодно на содержание дорог направляется около 31,3 % от нормативной потребности, определенной постановлением Правительства -<адрес> средств недостаточно для содержания существующей сети автодорог в соответствии с требованиями ГОСТ. В соответствии с Порядком ремонта и содержания автомобильных дорог КУ «УДХ» самостоятельно определяют приоритет в направлении бюджетных ассигнований дорожного фонда на те или иные объекты, соответственно и определить срок для приведения в соответствие с требованиями ГОСТ автомобильной дороги может только КУ «УДХ».

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.

Согласно ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В силу ст. 3 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» одним из основных принципов обеспечения безопасности дорожного движения является приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.

В соответствии с ч. 2 ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

Согласно п. 6 и п. 12 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» под дорожной деятельностью понимается проектирование, строительство, реконструкция, ремонт (в том числе капитальный), содержание автомобильных дорог (то есть поддержание надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценка технического состояния, организация и обеспечение безопасности дорожного движения).

Ремонт направлен на восстановление транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильной дороги. При капитальном ремонте производится замена и (или) восстановление конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и (или) их частей и при этом затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги.

В соответствии с ч. 2 ст. 15 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения обеспечивается уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, либо местного значения относится, соответственно, к расходным обязательствам Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований (ст. 11 - 13 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ). К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности ст. 12 отнесено утверждение перечня автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, перечня автомобильных дорог необщего пользования регионального или межмуниципального значения; осуществление регионального государственного надзора за обеспечением сохранности автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения.

Согласно п. 1 ст. 17 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.

Согласно ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

На основании п. 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» (далее - ГОСТ Р 50597- 2017) покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений (таблица А.1 приложения А).

Аналогичные положения содержатся в п. 5.2.4 ГОСТ 33220-2015 «Дороги автомобильные общего пользования. Требования к эксплуатационному состоянию» (введен в действие приказом Госстандарта от 11.08.2015 № 1122-ст) (далее - ГОСТ 33220-2015).

Согласно Перечню автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, относящихся к собственности О. <адрес>, утвержденному распоряжением Правительства О. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -рп (далее - Перечень), автомобильная дорога «Омск-Тара» (идентификационный ОП Р3 К-4) находится в собственности О. <адрес>.

В силу пп. 6 п. 12 раздела 3 Положения о Министерстве транспорта и дорожного хозяйства О. <адрес>, являющегося приложением к Указу Г. О. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О реорганизации Министерства строительства, транспорта и дорожного хозяйства О. <адрес>» осуществляет дорожную деятельность в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения.

В соответствии с п. 3 Порядка содержания и ремонта автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения, относящихся к собственности О. <адрес>, утвержденного постановлением Правительства О. <адрес> -п от ДД.ММ.ГГГГ, организация работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог в отношении автомобильных дорог, находящихся в оперативном управлении Казенного учреждения О. <адрес> «Управление дорожного хозяйства О. <адрес>», осуществляется учреждением.

Согласно Уставу казенного учреждения О. <адрес> «Управление дорожного хозяйства О. <адрес>», его учредителем является О. <адрес>, функции учредителя от имени О. <адрес> в пределах своих полномочий осуществляют Министерство строительства и жилищно-коммунального комплекса О. <адрес> как отраслевой орган исполнительной власти О. <адрес>; Министерство имущественных отношений О. <адрес> как орган исполнительной власти О. <адрес> в сфере управления собственностью О. <адрес>. Учреждение финансируется за счет средств областного бюджета на основании бюджетной сметы. Целями деятельности учреждения являются управление автодорогами общего пользования регионального или межмуниципального значения О. <адрес> и сооружениями на них; содействие обеспечению безопасного и бесперебойного движения автомобильного транспорта по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения О. <адрес>, сохранности автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения О. <адрес>, повышению их пропускной способности, благоустройству и экологической безопасности.

ДД.ММ.ГГГГ утверждены изменения в Устав казенного учреждения О. <адрес> «Управление дорожного хозяйства О. <адрес>», а именно, отраслевым органом исполнительной власти О. <адрес> является Министерство строительства, транспорта и дорожного хозяйства О. <адрес>.

Министерство транспорта и дорожного хозяйства О. <адрес> является главным распорядителем бюджетных средств, выделяемых на осуществление дорожной деятельности.

ДД.ММ.ГГГГ КУ О. <адрес> «Управление дорожного хозяйства О. <адрес>», выступающее от имени О. <адрес> (заказчик) и АО «Омскавтодор» (подрядчик) заключен государственный контракт , предметом которого является выполнение подрядчиком по заданию заказчика работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения и сооружений на них на территории Большереченского, Большеуковского, Знаменского, Тарского, Тевризского, Усть-Ишимского муниципальных районов О. <адрес>, согласно которого выполняются работы по зимнему и летнему содержанию.

Комплекс работ по содержанию автодорог предусматривает обеспечение проезда в зимний период (удаление снежных отложений с проезжей части и обочин автодорог, использование противогололедных материалов, удаление зимней скользкости), в летний период выполняются работы по установке и замене дорожных знаков, нанесению горизонтальной дорожной разметки, планировке и окоске обочин, противопаводковые мероприятия, выполнение работ по ямочному ремонту.

В судебном заседании установлено, что межрайонной прокуратурой с привлечением ОГИБДД ОМВД России по <адрес> в мае 2024 года проведена проверка соблюдения законодательства о государственной собственности и о безопасности дорожного движения, в частности произведено обследование состояния и расположения дорожных знаков на автомобильной дороге «Омск-Тара», по результатам которой выявлены многочисленные повреждения дорожного покрытия проезжей части автомобильной дороги «Омск-Тара». Так, имеются просадки на участках: 238 км + 600 (длина – 263 см., глубина – 8,3 см., площадь – 3,2 кв.м.), 238 км + 600 (длина – 64 см., глубина – 8,1 см., площадь – 0,12 кв.м.), 240 км + 200 (длина – 50 см., глубина – 6,6 см., площадь – 0,15 кв.м.), 240 км + 200 (длина – 72 см., глубина – 7,6 см., площадь – 0,4 кв.м.), 247 км + 880 (длина – 158 см., глубина – 8,8 см., площадь – 1,3 кв.м.), 238 км + 900 (длина – 146 см., глубина – 11,6 см., площадь – 0,9 кв.м.).

Согласно п. 5.3.1 ГОСТ Р 50597 - 2017 обочины и разделительные полосы не должны иметь дефектов (таблица А.2 приложения А), влияющих на безопасность дорожного движения, устранение которых осуществляют в сроки, приведенные в таблице 5.4.

В нарушение указанного на участках автомобильной дороги «Омск-Тара» На участке автомобильной дороги 238 км +600, 240 км +200, 247 км +900 проезжая часть с асфальтобетонным покрытием имеет шелушение дорожного покрытия с образованием сетки трещин и многочисленных ям.

Согласно п. 6.2.1 ГОСТ Р 50597 - 2017 дороги и улицы должны быть обустроены дорожными знаками по ГОСТ 32945, изображения, символы и надписи, фотометрические и колометрические характеристики которых должны соответствовать ГОСТ Р 52290, знаками переменной информации - по ГОСТ 32865. Знаки должны быть установлены по ГОСТ Р 52289 в соответствии с утвержденным проектом (схемой) организации дорожного движения.

В нарушение указанного на участке автомобильной дороги «Омск-Тара» - км 240+030 отсутствует дорожный знак 3.20 «Обгон запрещен»; на участке 240 км +500 - отсутствуют дорожные знаки 1.11.2 «Опасный поворот», 3.20 «Обгон запрещен»; на участке км 240+763 – отсутствует дорожный знак 3.20 «Обгон запрещен».

В соответствии с п. 6.3.1 ГОСТ Р 50597 - 2017 дороги и улицы должны иметь дорожную разметку по ГОСТ 32953, форма, размеры и цвет которой должны соответствовать ГОСТ Р 51256. Разметка должна быть нанесена по ГОСТ Р 52289 в соответствии с утвержденным проектом (схемой) организации дорожного движения.

В нарушение указанного на участке автомобильной дороги «Омск-Тара» с 238 км +000 – 248 км + 200 м (проезжая часть с асфальтобетонным покрытием) отсутствует горизонтальная дорожная разметка 1.1, 1.2, 1.5, 1.6, 1.7, 1.11, 1.19.

Указанное свидетельствует о необходимости приведения автомобильной дороги «Омск-Тара» в соответствие с требованиями ГОСТ Р 50597-2017.

По факту указанных нарушений ДД.ММ.ГГГГ межрайонной прокуратурой в КУ О. <адрес> «Управление дорожного хозяйства О. <адрес>» внесено представление, вынесено представление об устранении нарушений законодательства о безопасности дорожного движения.

Согласно ч.1 ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Тот факт, что автомобильная дорога «Омск-Тара» не соответствует требованиям ГОСТ Р 50597-2017 ответчиком в судебном заседании не оспаривался.

С учетом изложенного, суд полагает установленным, что Казенным учреждением О. <адрес> «Управление дорожного хозяйства О. <адрес>» не принято должных мер, направленных на обеспечение охраны жизни, здоровья прав и законных интересов неопределенного круга лиц, для целей предупреждения дорожно-транспортных происшествий и снижения тяжести их последствий на территории района посредством приведения в соответствие с ГОСТ Р 50597- 2017 вышеуказанного участка автомобильной дороги.

Недостаточное финансирование не является основанием для неисполнения законодательства о государственной собственности и о безопасности дорожного движения, как и не является основанием невыполнения законного предписания прокуратуры. Допущенные нарушения, выявленные в ходе проверки, вследствие невыполнения требований федеральных законов, напрямую обязывающих органы государственной власти субъекта РФ на их соблюдение с принятием конкретных действий (проведением работ по содержанию, ремонту и капитальному ремонту автомобильных дорог, находящихся в собственности субъекта РФ) затрагивают публичные интересы государства, обязанного в силу ст. ст. 2, 38, 48 Конституции Российской Федерации соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина. Кроме того, неисполнение полномочий по обеспечению сохранности автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения негативно сказывается на сохранности дорожной инфраструктуры, находящейся в собственности О. <адрес>.

При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу, об удовлетворении заявленного истцом требования о возложении на ответчика обязанности привести автомобильную дорогу в соответствии с требованиями ГОСТ 50597-2017 подлежащими удовлетворению.

При этом, учитывая сезонность выполнения определенных строительных работ, а также необходимость дополнительного финансирования, суд считает возможным возложить на ответчика обязанность по производству работ в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно статье 103 ГПК РФ с КУ «Управление дорожного хозяйства О. <адрес>» подлежит взысканию в местный бюджет государственная пошлина в размере 300 рублей.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ

Р Е Ш И Л:

возложить на казенное учреждение О. <адрес> «Управление дорожного хозяйства О. <адрес>» (ИНН 5502050244 ОГРН 1025500530252) обязанность привести автомобильную дорогу «Омск-Тара» на участке с 238 км + 600 по 248 км. + 200 в соответствие с требованиями ГОСТ Р 50597-2017 в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Взыскать с казенного учреждения О. <адрес> «Управление дорожного хозяйства О. <адрес>» (ИНН 5502050244 ОГРН 1025500530252) государственную пошлину в доход бюджета <адрес> в размере 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в О. областной суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения, путем подачи апелляционной жалобы в Первомайский районный суд <адрес>.

Судья                                  М.А. Мироненко

Мотивированное решение изготовлено 31 октября 2024 года.

2-2902/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Тарская межрайонная прокуратура Омской области
Ответчики
Казенное учреждение Омской области "Управление дорожного хозяйства Омской области"
Другие
Министерство транспорта и дорожного хозяйства Омской области
Суд
Первомайский районный суд г. Омск
Судья
Мироненко Мария Александровна
Дело на странице суда
pervomaycourt.oms.sudrf.ru
12.07.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
12.07.2024Передача материалов судье
19.07.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
19.07.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.08.2024Подготовка дела (собеседование)
12.08.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.08.2024Судебное заседание
17.09.2024Судебное заседание
30.09.2024Судебное заседание
17.10.2024Судебное заседание
31.10.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.10.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее