Решение по делу № 2-3634/2017 от 03.08.2017

Дело № 2-3634 (2017)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

09 ноября 2017 года Советский районный суд города Брянска в составе:

председательствующего судьи Хроминой А.С.

при секретаре Касиной Т.К.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Исаева А.С. к Брянской городской администрации об исправлении реестровой ошибки и внесении изменений в сведения о местоположении границы муниципального образования город Брянск,

У С Т А Н О В И Л:

Исаев А.С. обратился в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что ему принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым №..., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения садоводства, площадь 620 кв.м, расположенный <адрес>, о чем в ЕГРН имеется запись регистрации №... от 27.01.2016.

Земельный участок перешел в собственность истца на основании свидетельства о праве на наследство по закону, выданного Н., ВРиО нотариуса Брянского нотариального округа Брянской области К. <дата>, реестровый №..., соглашения о разделе наследственного имущества от <дата>. Земельный участок принадлежит наследодателю на основании свидетельства №... на право собственности на землю, выданного Администрацией г. Брянска <дата>.

Земельный участок административно относился и относится к Советскому району г. Брянска и входит в территорию садоводческого товарищества «Дружба-2». Оплата земельного налога на земельный участок всегда осуществлялась муниципальному образованию город Брянск. Вместе с тем, в связи с уточнением местоположения границы земельного участка 19.04.2016 истец обратился в Филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Брянской области с заявлением о внесении изменений объекта недвижимости – земельного участка. Данный орган отказал в учете изменений объекта недвижимости ввиду следующего обстоятельства: на основании межевого плана одна граница уточняемого земельного участка пересекает границу муниципального образования г. Брянск (решение от 22.06.2016 № 32/701/16-39389).

Из заключения кадастрового инженера Немковой И.В. от 24.08.2016 следует, что при выполнении кадастровых работ по подготовке межевого плана выявлено, что земельный участок <адрес>, с кадастровым №... расположен в двух кварталах: №... и №... и одна из границ уточняемого земельного участка пересекает границу муниципального образования.

Частичное территориальное расположение земельного участка на публичной кадастровой карте в границах муниципального образования г. Брянск и муниципального образования Брянский район обусловлено внесением в государственный кадастр недвижимости недостоверных (ошибочных) сведений о границе муниципального образования г. Брянск на основании Карты (плана) границ муниципального образования «городской округ город Брянск», изготовленной ОАО «Брянскземпроект» 11.04.2011 и утвержденной Постановлением Администрации Брянской области от 11.04.2011 № 333 «Об утверждении карты (плана) границ муниципального образования город Брянск».

Истец полагает, что Карта (план) границы муниципального образования «городской округ город Брянск» была изготовлена ОАО «Брянскземпроект» с нарушением требований норм действующего законодательства к установлению границ муниципальных образований.

На основании изложенного, истец с учетом уточнений просит суд:

1. Признать наличие реестровой ошибки в сведениях ЕГРН о местоположении границы муниципального образования городской округ город Брянск, внесенных на основании Карты (плана) границ муниципального образования городской округ город Брянск, утвержденной Постановлением Администрации Брянской области от 11.04.2011 № 333 в части не включения в территорию муниципального образования г. Брянск земельного участка с кадастровым №... по <адрес> площадью 620 кв.м.

2. Исправить реестровую ошибку в сведениях ЕГРН о местоположении границы муниципального образования городской округ г. Брянск путем изменения координат характерных точек границы муниципального образования город Брянск в соответствии с межевым планом от 06.04.2016, подготовленным кадастровым инженером Немковой И.В.

3. Установить границы земельного участка с кадастровым №... по <адрес> площадью 620 кв.м, в сведениях ГКН в следующих координатах:

Обозначение характерных точек границ

Координаты, м

X

Y

Рќ1

488302.23

217817.14

2

488374,68

2172052,54

Рќ2

488292.65

2171831.37

РќР—

488292.09

2171831.23

1

488282.12

2171827.54

Рќ4

488265.18

2171820.29

Рќ5

488273.63

2171808.26

Рќ6

488272.32

2171806.61

3

488354,80

2172027,94

Рќ7

488279.65

2171800.81

Рќ8

488280.71

2171799.87

Рќ9

488282.95

2171802.55

Рќ10

488284.51

2171802.81

Рќ11

488287.40

2171805.31

Рќ12

488294.17

2171811.35

Рќ1

488302.23

2171817.14

Определениями Советского районного суда г. Брянска к участию в деле в качестве соответчика привлечено Правительство Брянской области и в качестве 3-их лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, - Управление имущественных отношений Брянской области и кадастровый инженер Немкова И.В.

В ходе судебного заседания судом с учетом мнения лиц, участвующих в деле, удовлетворено ходатайство представителя Правительства Брянской области об исключении из числа ответчиков и привлечении к участию в деле в качестве 3-го лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора.

В судебном заседании истец Исаев А.С. заявленные требования с учетом уточнений поддержал, просил их удовлетворить.

Представитель ответчика Брянской городской администрации Маслов Д.А., главный специалист сектора правового обеспечения и правовой экспертизы правового управления, исковые требования не признал.

Представитель 3-го лица Правительства Брянской области Чикин Е.Н., начальник отдела регистра муниципальных нормативных правовых актов правового управления администрации Губернатора Брянской области и Правительства Брянской области, оставил разрешение требований на усмотрение суда.

Представители 3-их лиц ФГБУ «ФКП Росреестра», ОАО «Брянскземпроект», Управления Росреестра по Брянской области, Управления имущественных отношений Брянской области, Управления имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации, кадастровый инженер Немкова И.В. в судебное заседание не явились, о причинах неявки не сообщили, ходатайств об отложении дела слушанием не заявляли, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.

В заявлении на имя суда представитель Управления имущественных отношений Брянской области просила рассмотреть дело в отсутствие представителя. В письменных отзывах представители Управления Росреестра по Брянской области и ФГБУ «ФКП Росреестра» оставили разрешение спора на усмотрение суда.

В письменном отзыве начальник Управления имущественных и земельных отношений БГА полагала, что в случае установления судом доказанного факта наличия реестровой ошибки возможно исправление имеющейся реестровой ошибки путем внесения соответствующих изменений в сведения ЕГРН в отношении границы муниципального образования г. Брянск в местах пересечения принадлежащего Исаеву А.С. земельного участка, с кадастровым №... посредством установления характерных точек, в соответствии с которым будет изменено прохождение границы муниципального образования г. Брянск.

Суд с согласия лиц, участвующих в деле, и в соответствии со ст. 167 ГПК РФ полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Из дела следует, что истец является собственником земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения садоводства, площадью 620 кв.м, расположенного <адрес>, и расположенного на нем нежилого здания площадью 25,5 кв.м. Документы-основания: свидетельства о праве на наследство по закону от <дата> и соглашение о разделе наследственного имущества от <дата>

Решением Филиала ФГБУ "ФКП" по Брянской области № 32/701/16-39389 от 22.07.2016г. истцу отказано в учете изменений объекта недвижимости - земельного участка с кадастровым №..., расположенного <адрес>, на основании п. 6 ч. 2 ст. 27 Закона о кадастре (на основании межевого плана, подготовленного кадастровым инженером Немковой И.В., одна из границ уточняемого земельного участка пересекает границу муниципального образования г. Брянск).

Оценивая обоснованность заявленных требований и возражений, суд принимает во внимание следующее.

С 1 января 2017г. вступил в силу Федеральный закон от 13.07.2015г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о регистрации), в ст. 72 которого указано, что законодательные и иные нормативные правовые акты до их приведения в соответствие с названным законом применяются постольку, поскольку они не противоречат Закону о регистрации. Данный закон применяется к правоотношениям, возникшим после дня его вступления в силу, а по правоотношениям, возникшим до дня его вступления в силу, - к тем правам и обязательствам, которые возникнут после дня его вступления в силу. Со дня вступления в силу Закона о регистрации сведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним и сведения государственного кадастра недвижимости считаются сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости и не требующими дополнительного подтверждения.

Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений (ч. 2 ст. 1 Закона о регистрации).

В соответствии с ч. 6 ст. 1 Закона о регистрации, государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132, 133.1 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В силу п. 1 ст. 130 ГК РФ, ч. 7 ст. 1 Закона о регистрации, земельные участки относятся к объектам недвижимости.

Согласно п. 3 ст. 6 Земельного Кодекса РФ, земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных Земельным кодексом РФ прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие признать ее индивидуально определенной вещью.

Подтверждением существования объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи является государственный кадастровый учет, внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (ч. 7 ст. 1 Закона о регистрации).

Согласно ч. 2 ст. 7 Закона о регистрации Единый государственный реестр недвижимости представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения) и состоит из: 1) реестра объектов недвижимости (далее также - кадастр недвижимости); 2) реестра прав, ограничений прав и обременений недвижимого имущества (далее также - реестр прав на недвижимость); 3) реестра сведений о границах зон с особыми условиями использования территорий, территориальных зон, территорий объектов культурного наследия, особо охраняемых природных территорий, особых экономических зон, охотничьих угодий, территорий опережающего социально-экономического развития, зон территориального развития в Российской Федерации, игорных зон, лесничеств, лесопарков, о Государственной границе Российской Федерации, границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о береговых линиях (границах водных объектов), а также сведений о проектах межевания территорий (далее также - реестр границ); 4) реестровых дел; 5) кадастровых карт; 6) книг учета документов.

В соответствии с ч. 2 ст. 8 Закона о регистрации к основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений.

Согласно ч. 8 ст. 22 Закона о регистрации местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.

Статьями 22 - 24.1 Закона о регистрации утверждены требования к межевому плану, техническому плану, карте-плану территории, акту обследования.

Так, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ карта-план территории содержит необходимые для государственного кадастрового учета сведения о земельных участках, зданиях, сооружениях, объектах незавершенного строительства, расположенных в границах территории выполнения комплексных кадастровых работ. Карта-план территории состоит из текстовой и графической частей.

При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка (ч. 10 ст. 22 Закона о регистрации).

Исходя из ч. 3 ст. 61 Закона о регистрации, воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом (далее - реестровая ошибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки. Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.

В случаях, если существуют основания полагать, что исправление технической ошибки в записях и реестровой ошибки может причинить вред или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, такое исправление производится только по решению суда, (ч. 4 ст. 61 Закона о регистрации).

Также необходимо отметить, что исправление реестровой ошибки возможно путем внесения изменений в конфигурацию земельного участка, возможность которых может быть установлена путем проведения землеустроительной экспертизы.

В силу ст. 14, ст. 58 Закона о регистрации, вступившие в законную силу судебные акты являются основанием для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

Кроме того, в соответствии со ст.8.1. ГК РФ, ст. 14 Закона о регистрации государственная регистрация носит заявительный характер, в частности государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.

Вступившие в законную силу судебные акты (решения, определения, постановления) арбитражных судов обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации (ст. 13 ГПК РФ).

Порядок установления границ муниципальных образований регламентирован Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Согласно ст. ст. 11, 12 Закона N 131-ФЗ " при установлении или изменении границы муниципальных образований, территория населенного пункта должна полностью входить в состав территории поселения, территория поселения не может входить в состав территории другого поселения.

Изменение границ муниципальных районов, влекущее отнесение территорий отдельных входящих в их состав поселений и (или) населенных пунктов к территориям других муниципальных районов, осуществляется с согласия населения данных поселений и (или) населенных пунктов, выраженного путем голосования, предусмотренного частью 3 статьи 24 настоящего Федерального закона, либо на сходах граждан, проводимых в порядке, предусмотренном статьей 25.1 настоящего Федерального закона, с учетом мнения представительных органов соответствующих муниципальных районов (п. 2 ст. 12 Закона N 131-Ф3).

При рассмотрении споров о границах участков суд учитывает, в частности:

наличие у истца права собственности, постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения или аренды земельного участка;

наличие препятствий к осуществлению правомочий пользования и владения участком и в чем заключается нарушение (угроза нарушения) права;

что именно ответчик противоправно создал препятствия к осуществлению истцом правомочий по пользованию и (или) распоряжению земельным участком.

Как указано в заключении кадастрового инженера Немковой И.В. от 24.08.2016г., в ходе выполнения кадастровых работ по подготовке межевого плана выявлено, что земельный участок <адрес>, с кадастровым №... расположен в двух кадастровых кварталах №... и №... и одна из границ уточняемого земельного участка пересекает границу муниципального образования. Пересечение границы земельного участка возникло вследствие ошибки, допущенной при проведении межевания и определения координат характерных точек границы муниципального образования город Брянск.

На основании муниципального контракта от 14.04.2008 № 5, заказчиком работ по которому являлся Комитет по земельным ресурсам и землеустройству Брянской городской администрации, ОАО «Брянскземпроект» выполнены работы по выносу границ муниципального образования «город Брянск».

Работы выполнялись в целях реализации Федерального закона от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», Закона Брянской области от 09.03.2005 № 3-3 «О наделении муниципальных образований статусом городского поселения, сельского поселения и установления границ муниципальных образований в Брянской области». Настоящий Закон наделяет муниципальные образования статусом городского округа, муниципального района, городского поселения, сельского поселения и устанавливает границы муниципальных образований в Брянской области.

В приложении 1 к Закону Брянской области "О наделении муниципальных образований статусом городского округа, муниципального района, городского поселения, сельского поселения и установлении границ муниципальных образований в Брянской области" описана проектируемая граница города Брянска.

По результатам выполненных работ ОАО «Брянскземпроект» составлены описание местоположения границы муниципального образования городского округа г. Брянск, каталог координат поворотных точек границы с указанием значений поворотных точек устанавливаемых границ, карта (план) границ муниципального образования.

В соответствии с полномочиями постановлением администрацией Брянской области от 11.04.2011г. № 333 утверждена карта (план) границ муниципального образования "городской округ "город Брянск".

В ЕГРН содержатся сведения о регистрации права собственности на земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения садоводства, площадь 620 кв.м, кадастровый №..., расположенный <адрес>, правообладатель: Исаев А.С. (запись №... от 27.01.2016г.). Документы-основания: 1) Свидетельство о праве на наследство по закону, выдала Н., временно исполняющая обязанности нотариуса Брянского нотариального округа Брянской области К. <дата>, реестровый №...; 2) Соглашение о разделе наследственного имущества от <дата>.

Также на государственный кадастровый учет земельный участок с кадастровым №..., общей площадью 620 кв.м, поставлен как «ранее учтенный», границы не указаны.

Ходатайств о назначении по делу судебной землеустроительной экспертизы лицами, участвующими в деле, не заявлено. Оснований для постановки на разрешение вопроса о назначении судебной землеустроительной экспертизы по собственной инициативе суд не усматривает.

Суд полагает, что истцом представлено достаточно доказательств, подтверждающих факт наличия реестровой ошибки в сведениях ЕГРН о местоположении границы муниципального образования городской округ г. Брянск, внесенных на основании Карты (плана) границ муниципального образования городской округ г. Брянск, утвержденной Постановлением Администрации Брянской области от 11.04.2011г. № 333 в части не включения в территорию муниципального образования г. Брянск принадлежащего истцу земельного участка.

На основании изложенного, суд находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд,

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Исаева А.С. к Брянской городской администрации об исправлении реестровой ошибки и внесении изменений в сведения о местоположении границы муниципального образования город Брянск удовлетворить.

Признать наличие реестровой ошибки в сведениях Единого государственного реестра недвижимости о местоположении границы муниципального образования городской округ город Брянск, внесенных на основании Карты (плана) границ муниципального образования городской округ город Брянск, утвержденной Постановлением Администрации Брянской области от 11.04.2011 года № 333 в части не включения в территорию муниципального образования город Брянск земельного участка с кадастровым №... по <адрес> площадью 620 кв.м.

Исправить реестровую ошибку в сведениях Единого государственного реестра недвижимости о местоположении границы муниципального образования городской округ город Брянск путем изменения координат характерных точек границы муниципального образования город Брянск в соответствии с межевым планом от 06.04.2016 года, подготовленным кадастровым инженером Немковой И.В.

Установить границы земельного участка с кадастровым №... по <адрес>, площадью 620 кв.м, в сведениях государственного кадастра недвижимости в следующих координатах:

Обозначение характерных точек границ

Координаты, м

X

Y

Рќ1

488302.23

217817.14

2

488374,68

2172052,54

Рќ2

488292.65

2171831.37

РќР—

488292.09

2171831.23

1

488282.12

2171827.54

Рќ4

488265.18

2171820.29

Рќ5

488273.63

2171808.26

Рќ6

488272.32

2171806.61

3

488354,80

2172027,94

Рќ7

488279.65

2171800.81

Рќ8

488280.71

2171799.87

Рќ9

488282.95

2171802.55

Рќ10

488284.51

2171802.81

Рќ11

488287.40

2171805.31

Рќ12

488294.17

2171811.35

Рќ1

488302.23

2171817.14

Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд через Советский районный суд города Брянска в течение месяца.

Председательствующий А.С.Хромина

Мотивированное решение

изготовлено 14 ноября 2017 года

2-3634/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Исаев А. С.
Ответчики
Брянская городская администрация
Другие
ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Брянской
Управление Федеральной службы Государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области
Управление имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации
ОАО "Брянскземпроект"
Суд
Карачевский районный суд Брянской области
Судья
Хромина Ася Семеновна
Дело на странице суда
karachevsky.brj.sudrf.ru
03.08.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
04.08.2017Передача материалов судье
07.08.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
07.08.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.08.2017Подготовка дела (собеседование)
25.09.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.09.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
18.10.2017Судебное заседание
09.11.2017Судебное заседание
14.11.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
14.11.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
09.11.2017
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее