Решение по делу № 2а-839/2022 (2а-6274/2021;) от 12.11.2021

Дело а-839/2022                                КОПИЯ

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации    

г. Челябинск                         22 февраля 2022 года

Калининский районный суд г. Челябинска в составе:

председательствующего судьи         Арутюнян В.Р.,

при секретаре                     Хурамшиной К.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Инспекции Федеральной налоговой службы России по (адрес) к Шундяк Н. В. о взыскании пени по страховым взносам и транспортному налогу,

УСТАНОВИЛ:

Инспекция Федеральной налоговой службы России по (адрес) (далее по тексту – ИФНС России по (адрес)) с учетом уточнений обратилась в суд с иском к Шундяк Н.В. о взыскании пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования, за расчетные периоды, истекшие до (дата), в размере 398 рублей 14 копеек, пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования, за расчетные периоды, начиная с (дата), в размере 105 рублей 29 копеек, пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату страховой пенсии, за расчетные периоды, начиная с (дата), в размере 524 рубля 26 копеек, пени по транспортному налогу в размере 10236 рублей 28 копеек.

В обоснование заявленных требований указано на то, что административный ответчик не произвела оплату страховых взносов и налога в установленные законом сроки, в связи с чем, начислены пени. Направленные административному ответчику требования о добровольной уплате указанной выше задолженности, оставлены без исполнения, что послужило основанием для обращения с заявлением о выдаче судебного приказа к мировому судье, а после его отмены в суд с настоящим иском.

Представитель административного истца ИФНС России по (адрес) в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Административный ответчик Шундяк Н.В. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещалась надлежащим образом.

В соответствии со ст. 150 Кодекса административного судопроизводства РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.

Исследовав письменные материалы административного дела, оценив и проанализировав их по правилам ст. 84 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд считает административные исковые требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.

В силу ст. 57 Конституции РФ, ст. ст. 3, 23 Налогового кодекса РФ каждый налогоплательщик обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Положениями ч. 1 ст. 286 Кодекса административного судопроизводства РФ предусмотрено право налоговой инспекции (как контрольного органа) обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы.

В соответствии со ст. 32 Налогового кодекса РФ налоговые органы обязаны направлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту копии акта налоговой проверки и решения налогового органа, а также в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом РФ, налоговое уведомление и (или) требование об уплате налога и сбора.

На основании ст. 45 Налогового кодекса РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный в соответствии с Налоговым кодексом РФ. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.

В силу п. 2 ст. 57 Налогового кодекса РФ при уплате налога, сбора, страховых взносов с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора, плательщик страховых взносов) уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Кодексом.

Согласно ст. 72 Налогового кодекса РФ способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов являются пени.

В соответствии со ст. 75 Налогового кодекса РФ пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно. Сумма пеней, начисленных на недоимку, не может превышать размер этой недоимки.

Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме.

Исковые требования о взыскании с Шундяк Н.В. пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования, за расчетные периоды, истекшие до (дата), в размере 398 рублей 14 копеек не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Из смысла ст. 25 Федерального закона от (дата) №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», ст. 75 Налогового кодекса РФ, содержащей аналогичные положения, следует, что пени являются мерой ответственности за нарушение срока внесения соответствующего платежа, то есть требование об их взыскании является производным от требования о взыскании спорного платежа, поскольку только при наличии недоимки по его уплате плательщику страховых взносов могут быть начислены пени.

Исходя из неоднократно высказанной правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной, в том числе в Постановлениях от (дата) -П, (дата) -П, неуплата налога в срок должна быть компенсирована погашением задолженности по налоговому обязательству, полным возмещением ущерба, понесенного государством в результате несвоевременного внесения налога. Пеня относится к правовосстановительным мерам принуждения, которые устанавливаются законодателем в целях обеспечения выполнения публичной обязанности платить законно установленные налоги и сборы и возмещения ущерба, понесенного казной в результате ее неисполнения, в связи с несоблюдением законных требований государства.

Правовосстановительные меры обеспечивают исполнение налогоплательщиком его конституционной обязанности по уплате налогов и иных обязательных платежей, то есть представляют собой погашение недоимки и возмещение ущерба от несвоевременной и неполной уплаты налогов и иных сборов.

Таким образом, обязанность по уплате пеней является не самостоятельной, а обеспечивающей (акцессорной) обязанностью, способом обеспечения исполнения обязанности по уплате обязательных платежей. Пени подлежат принудительному взысканию в том же порядке, что и задолженность, на которую они начислены. Разграничение процедуры взыскания обязательных платежей и процедуры взыскания пеней недопустимо, поскольку дополнительное обязательство не может существовать отдельно от главного.

Из материалов административного дела следует, что пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования, в размере 398 рублей 14 копеек начислены на недоимку до (дата).

В силу ст. 11 Федерального закона от (дата) №436-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до (дата), в размере, определяемом в соответствии с ч. 11 ст. 14 Федерального закона от (дата) №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», в частности задолженность по соответствующим пеням и штрафам, числящиеся за индивидуальными предпринимателями, а также за лицами, которые на дату списания соответствующих сумм утратили статус индивидуального предпринимателя.

Поскольку предъявленная к взысканию сумма пени начислена на недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования, имела место по состоянию на (дата), то в силу закона она признается безнадежной к взысканию и подлежит списанию налоговым органом; последний с учетом действующего в настоящее время правового регулирования данного вопроса утратил возможность ее взыскания в судебном порядке.

Учитывая, что доказательств своевременной уплаты административным ответчиком страховых взносов за 2017-2018 года и транспортного налога за 2015-2017 года не представлено, представленные административным истцом данные о задолженности, в нарушение требований ст. 62 Кодекса административного судопроизводства РФ, не опровергнуты, требования административного истца о взыскании пени по страховым взносам и транспортному налогу являются законными и обоснованными, подлежат удовлетворению.

За несвоевременную уплату страховых взносов, транспортного налога административным истцом на основании ст. 75 Налогового кодекса РФ начислены пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2017 год за период с (дата) по (дата) в размере 54 рубля 20 копеек, пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2017-2018 года за период с (дата) по (дата) в размере 51 рубль 09 копеек, пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2017 год за период с (дата) по (дата) в размере 276 рублей 32 копейки, пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2017-2018 года за период с (дата) по (дата) в размере 247 рублей 94 копейки, пени по транспортному налогу за 2015 год за период с (дата) по (дата) в размере 788 рублей 07 копеек, пени по транспортному налогу за 2016 год за период с (дата) по (дата) в размере 1447 рублей 14 копеек, пени по транспортному налогу за 2017 год за период с (дата) по (дата) в размере 8001 рубль 07 копеек.

Представленный административным истцом расчет пени по страховым взносам и транспортному налогу, при отсутствии возражений административного ответчика, признается судом обоснованным и является правильным.

Кроме того, контррассчет пени по страховым взносам и транспортному налогу административным ответчиком не представлен.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате недоимки является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога в порядке ст. ст. 69 и 70 Налогового кодекса РФ.

Из материалов административного дела следует, что налоговый орган своевременно выявил наличие у Шундяк Н.В. задолженности, в связи с чем, направил в адрес последней требования по состоянию на (дата), по которому срок добровольного исполнения установлен до (дата); по состоянию на (дата), по которому срок добровольного исполнения установлен до (дата).

В добровольном порядке указанные выше требования исполнены не были, доказательств обратного административным ответчиком суду не представлено.

Согласно ст. 48 Налогового кодекса РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.

Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.

Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Из материалов дела следует, что по требованию по состоянию на (дата) срок добровольного исполнения установлен до (дата), соответственно, срок для обращения в суд с заявлением о принудительном взыскании задолженности истекал (дата).

(дата) мировым судьей судебного участка №(адрес) был вынесен по заявлению ИФНС России по (адрес) судебный приказ, который был отменен по заявлению должника Шундяк Н.В.(дата).

С иском в районный суд административный истец обратился (дата), то есть в течение 6 месяцев со дня отмены судебного приказа в установленный законом срок.

Таким образом, срок принудительного взыскания налоговым органом не пропущен.

При таких обстоятельствах, учитывая, что сроки на обращение с заявлением о выдаче судебного приказа, а также на обращение в суд после отмены судебного приказа соблюдены (с учетом положений ст. ст. 92, 93 Кодекса административного судопроизводства РФ), доказательств уплаты налогоплательщиком имеющейся задолженности материалы дела не содержат, с административного ответчика в пользу административного истца подлежат взысканию пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2017 год за период с (дата) по (дата) в размере 54 рубля 20 копеек, пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2017-2018 года за период с (дата) по (дата) в размере 51 рубль 09 копеек, пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2017 год за период с (дата) по (дата) в размере 276 рублей 32 копейки, пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2017-2018 года за период с (дата) по (дата) в размере 247 рублей 94 копейки, пени по транспортному налогу за 2015 год за период с (дата) по (дата) в размере 788 рублей 07 копеек, пени по транспортному налогу за 2016 год за период с (дата) по (дата) в размере 1447 рублей 14 копеек, пени по транспортному налогу за 2017 год за период с (дата) по (дата) в размере 8001 рубль 07 копеек.

Согласно ч. 1 ст. 114 Кодекса административного судопроизводства РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.

Учитывая, что требования ИФНС России по (адрес)
(адрес) удовлетворены частично, то в соответствии со ст. 114 Кодекса административного судопроизводства РФ с Шундяк Н.В. надлежит взыскать государственную пошлину в местный бюджет в размере 434 рубля 63 копейки.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 114, 175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ,

РЕШИЛ:

    Административное исковое заявление Инспекции Федеральной налоговой службы России по (адрес) к Шундяк Н. В. о взыскании пени по страховым взносам и транспортному налогу – удовлетворить частично.

Взыскать с Шундяк Н. В., (дата) года рождения, уроженки (адрес), ИНН 744715152282, зарегистрированной по месту жительства по адресу: (адрес), в пользу Инспекции Федеральной налоговой службы России по (адрес) пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2017 год за период с (дата) по (дата) в размере 54 рубля 20 копеек, пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2017-2018 года за период с (дата) по (дата) в размере 51 рубль 09 копеек, пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2017 год за период с (дата) по (дата) в размере 276 рублей 32 копейки, пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2017-2018 года за период с (дата) по (дата) в размере 247 рублей 94 копейки, пени по транспортному налогу за 2015 год за период с (дата) по (дата) в размере 788 рублей 07 копеек, пени по транспортному налогу за 2016 год за период с (дата) по (дата) в размере 1447 рублей 14 копеек, пени по транспортному налогу за 2017 год за период с (дата) по (дата) в размере 8001 рубль 07 копеек, всего взыскать 10865 рублей 83 копейки.

В удовлетворении остальной части заявленных исковых требований Инспекции Федеральной налоговой службы России по (адрес) – отказать.

Взыскать с Шундяк Н. В., (дата) года рождения, уроженки (адрес), ИНН 744715152282, зарегистрированной по месту жительства по адресу: (адрес), в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 434 рубля 63 копейки.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Челябинский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Калининский районный суд (адрес).

Председательствующий            п/п        В.Р. Арутюнян

Копия верна

Мотивированное решение изготовлено (дата).    

Судья:

УИД 74RS0-75

подлинный документ находится в материалах гражданского дела а-839/2022 Калининского районного суда (адрес)

2а-839/2022 (2а-6274/2021;)

Категория:
Гражданские
Истцы
ИФНС России по Калининскому району г. Челябинска
Ответчики
Шундяк Надежда Васильевна
Другие
СТЕПАНЕНКО АЛЕКСАНДР ВАЛЕРЬЕВИЧ
Суд
Калининский районный суд г. Челябинск
Судья
Арутюнян Вероника Ринатовна
Дело на странице суда
kalin.chel.sudrf.ru
12.11.2021Регистрация административного искового заявления
15.11.2021Передача материалов судье
15.11.2021Решение вопроса о принятии к производству
06.12.2021Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
06.12.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.12.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
24.12.2021Судебное заседание
24.01.2022Судебное заседание
22.02.2022Судебное заседание
02.03.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
14.03.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.02.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее