Дело № 2-1549/2021.
УИД: 68RS0001-01-2021-001819-50
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Тамбов. «4» июня 2021 года.
Октябрьский районный суд г. Тамбова в составе:
председательствующего судьи Добровольского Д.Г.,
при секретаре Комаровой Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Антоновой Нелли Николаевны к местному отделению ДОСААФ Тамбовского района Тамбовской области, ТОГКУ ЦЗН №4 отделение по г. Уварово и Уваровскому району Тамбовской области, Управлению труда и занятости Тамбовской области о восстановлении права на обучение,
УСТАНОВИЛ:
Антонова Н.Н. обратилась в суд с настоящим иском, указав, что она, будучи лицом, состоящим на учете в качестве безработного, 9.03.2021 года в ТОГКУ ЦЗН №4 отделение по г. Уварово и Уваровскому району Тамбовской области (далее по тексту – центр занятости) получила направление в местное отделение ДОСААФ Тамбовского района Тамбовской области (далее по тексту – отделение ДОСААФ) для прохождения обучения по профессии водителя категории «В». В центре занятости ей сообщили, что она должна явиться по месту обучения 9.03.2021 года к 17 часам, подать руководителю отделения ДОСААФ полученное направление вместе с иными, необходимыми документами, и приступить к занятиям в 17 часов 30 минут названного дня.
Следуя данным разъяснениям, она прибыла в отделение ДОСААФ примерно в 16 часов 30 минут 9.03.2021 года, где передела руководителю отделения - Малышеву Д.В. необходимые документы, попросив от него расписку о их получении. Также она просила Малышева Д.В. ознакомить ее с приказом о ее зачислении, на что получила отказ.
Будучи несогласной с таким положением дел, она, Антонова Н.Н., сообщила Малышеву Д.В. о возможном вызове сотрудников полиции в целях фиксации его неправомерного поведения, а также разъяснила ему возможные последствия, следующие из положений ст. 140 УК РФ.
В ответ на это Малышев Д.В. сообщил о его отказе проводить ее обучение, что, по мнению истицы, противоречит действующему правовому регулированию.
На следующий день, то есть 10.03.2021 года ей на телефон позвонил некий сотрудник отделения ДОСААФ и попросил забрать ранее представленные ею документы.
Явившись в отделение ДОСААФ, она, Антонова Н.Н., попросила дать ей письменные разъяснения о причинах ее непринятия на обучение, в чем ей было отказано, как и в регистрации ее обращения.
В этой связи она была вынуждена вызвать на место происшествия сотрудников правоохранительных органов.
Также 10.03.2021 года она по телефону получила сообщение из центра занятости о том, что ранее вынесенные приказы, выданные ей 9.03.2021 года, признаны ошибочными, и обучать ее профессии водителя не будут, в связи с чем ей необходимо явиться в центр занятости для перерегистрации в качестве безработной.
С учетом приведенных выше обстоятельств Антонова Н.Н. просила суд:
- восстановить ее право на обучение, обязав центр занятости оформить все документы в соответствии с требованиями закона и направить ее в местное отделение ДОСААФ для прохождения обучения по профессии водителя категории «В»;
- обязать местное отделение ДОСААФ обучить ее названной профессии согласно соответствующему направлению центра занятости, оформив надлежащим образом Договор, подлежащий заключению между названными организациями;
- взыскать в ее пользу компенсацию морального вреда в размере 10 000 руб.
В ходе производства по настоящему гражданскому делу Антонова Н.Н. изменила исковые требования, просила взыскать с ответчиков:
- неполученную стипендию за три месяца несостоявшегося обучения – 4 500 руб. (1500 руб. х 3 месяца);
- 21 500 руб. – стоимость обучения профессии водителя;
- 12 300 руб. – размер минимальной заработной платы;
- компенсацию морального вреда в размере 100 000 руб.
В обоснование названных требований истица указала, что по итогам случившегося она приняла решение о переезде 1 июля в другую местность, где есть возможность получения более высокого заработка. В городе Тамбове она снимает жилье, что для матери троих детей, не имеющей работы и стипендии является непосильным бременем.
В результате неправомерных действий ответчиков она была лишена возможности пройти бесплатное обучение, стипендии и заработка, который она могла бы получать, совмещая работу и обучение.
Отказ в обучении повлек за собой угнетенное ее состояние, стресс, бессонницу, переживания по поводу трудностей в содержании детей, что, соответственно, обуславливает право требования компенсации морального вреда в требуемом размере.
В судебном заседании Антонова Н.Н. и ее представитель по устному ходатайству Кан И.А. настаивали на удовлетворении иска, дали объяснения полностью согласующиеся с приведенным выше его обоснованием. Настаивали на удовлетворении этого иска лишь за счет средств отделения ДОСААФ и центра занятости.
ТОГКУ ЦЗН № 4 отделение по г. Уварово и Уваровскому району Тамбовской области в лице представителей Дроковой Н.В., Кувардина А.И. в судебном заседании возражали против удовлетворения иска.
Местное отделение ДОСААФ Тамбовского района Тамбовской области в лице руководителя Малышева Д.В. в судебном заседании возражал против удовлетворения иска.
Управление труда и занятости Тамбовской области, привлеченное к участию в деле в качестве соответчика определением от 21.04.2021 года, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило.
Выслушав доводы сторон, исследовав представленные по делу доказательства в их совокупности, суд пришел к выводу об оставлении иска Антоновой Н.Н. без удовлетворения.
Российская Федерация - это социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняется труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (ст. 7 Конституции Российской Федерации).
Согласно ч. 3 ст. 37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера, а также право на защиту от безработицы.
Правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы, определены законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-I "О занятости населения в Российской Федерации" (далее - Закон о занятости населения; нормы закона далее приводятся в редакции, действовавшей на момент обращения Д. 18 декабря 2015 г. в центр занятости населения).
В ст. 2 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" перечислены категории граждан, которые считаются занятыми. К таким гражданам относятся, в том числе граждане, работающие по трудовому договору, граждане, зарегистрированные в установленном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, граждане, проходящие военную службу.
Порядок и условия признания граждан безработными установлены ст. 3 Закона о занятости населения.
Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. При этом в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя. Порядок регистрации безработных граждан, порядок регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и требования к подбору подходящей работы устанавливаются Правительством Российской Федерации (п. 1 ст. 3 Закона о занятости населения).
Решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы (службы), а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих квалификации - паспорта и документа об образовании и (или) о квалификации (абзац первый п. 2 ст. 3 Закона о занятости населения).
При невозможности предоставления органами службы занятости подходящей работы гражданам в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы эти граждане признаются безработными с первого дня предъявления указанных документов (абзац третий п. 2 ст. 3 Закона о занятости населения).
Согласно п. 3 ст. 3 Закона о занятости населения безработными не могут быть признаны граждане:
-не достигшие 16-летнего возраста;
-которым в соответствии с законодательством Российской Федерации назначены страховая пенсия по старости (в том числе досрочно) и (или) накопительная пенсия, либо пенсия, предусмотренная п. 2 ст. 32 данного закона, либо пенсия по старости или за выслугу лет по государственному пенсионному обеспечению;
-отказавшиеся в течение 10 дней со дня их регистрации в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы от двух вариантов подходящей работы, включая работы временного характера, а впервые ищущие работу (ранее не работавшие) и при этом не имеющие квалификации - в случае двух отказов от профессионального обучения или от предложенной оплачиваемой работы, включая работу временного характера. Гражданину не может быть предложена одна и та же работа (профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование по одной и той же профессии, специальности) дважды;
-не явившиеся без уважительных причин в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы в органы службы занятости для предложения им подходящей работы, а также не явившиеся в срок, установленный органами службы занятости для регистрации их в качестве безработных;
-осужденные по решению суда к исправительным работам, а также к наказанию в виде лишения свободы;
-представившие документы, содержащие заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также представившие другие недостоверные данные для признания их безработными;
-перечисленные в ст. 2 названного закона (то есть занятые граждане).
Главой III Закона о занятости населения установлены гарантии государства в области занятости. К их числу относится и социальная поддержка безработных граждан.
Государство гарантирует безработным: выплату пособия по безработице, в том числе в период временной нетрудоспособности безработного; выплату стипендии в период прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования по направлению органов службы занятости, в том числе в период временной нетрудоспособности; возможность участия в оплачиваемых общественных работах (п. 1 ст. 28 Закона о занятости населения).
Время, в течение которого гражданин в установленном законом порядке получает пособие по безработице, стипендию, принимает участие в оплачиваемых общественных работах, время, необходимое для переезда или переселения по направлению органов службы занятости в другую местность для трудоустройства, а также период временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, призыва на военные сборы, привлечения к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе (альтернативной гражданской службе), исполнением государственных обязанностей, не прерывают трудового стажа (п. 2 ст. 28 Закона о занятости населения).
Порядок определения размеров пособия по безработице установлен ст. 30 Закона о занятости населения.
Пособие по безработице выплачивается гражданам, признанным в установленном порядке безработными (п. 1 ст. 31 Закона о занятости населения).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2012 г. N 891 утверждены Правила регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и Правила регистрации безработных граждан.
Пунктом 3 Правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы установлено, что постановка на регистрационный учет осуществляется государственными учреждениями службы занятости населения при предъявлении гражданами следующих документов: а) паспорта гражданина Российской Федерации или документа, его заменяющего; б) для граждан, относящихся к категории инвалидов, - индивидуальной программы реабилитации инвалида, выданной в установленном порядке и содержащей заключение о рекомендуемом характере и об условиях труда.
В п. 4 Правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы в числе документов, которые граждане могут предъявить при постановке на учет в целях поиска подходящей работы, указана справка о среднем заработке за последние 3 месяца по последнему месту работы (службы).
Постановка на регистрационный учет безработных граждан осуществляется путем внесения в регистр получателей государственных услуг в сфере занятости населения - физических лиц сведений о признании указанных граждан безработными (абзац первый п. 7 Правил регистрации безработных граждан).
Постановка на регистрационный учет безработных граждан не осуществляется, если в отношении зарегистрированных граждан государственными учреждениями службы занятости населения в установленном порядке приняты решения об отказе в признании их безработными в следующих случаях: а) отказа гражданина от двух вариантов подходящей работы, включая работы временного характера, в течение 10 дней со дня постановки на регистрационный учет в целях поиска подходящей работы; б) двух отказов гражданина, впервые ищущего работу (ранее не работавшего) и при этом не имеющего профессии (специальности), от получения профессиональной подготовки или от предложенной оплачиваемой работы, включая работу временного характера; в) неявки гражданина без уважительных причин в течение 10 дней со дня постановки на регистрационный учет в целях поиска подходящей работы в государственное учреждение службы занятости населения для подбора подходящей работы; г) неявки гражданина в срок, установленный государственными учреждениями службы занятости населения, для принятия решения о признании его безработным; д) представления гражданином документов, содержащих заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также других недостоверных данных для признания его безработным (п. 9 Правил регистрации безработных граждан).
Сведения о дате принятия решения об отказе в признании безработными зарегистрированных граждан вносятся в регистр получателей государственных услуг в сфере занятости населения - физических лиц (п. 10 Правил регистрации безработных граждан).
Государственные учреждения службы занятости населения уведомляют зарегистрированных граждан письменно (под роспись) или в форме почтового отправления об отказе в признании их безработными и постановке на регистрационный учет в течение суток со дня принятия такого решения (п. 11 Правил регистрации безработных граждан).
Из приведенных нормативных положений следует, что защита граждан от безработицы является одним из направлений государственной политики в сфере занятости населения. Названная цель реализуется путем осуществления предусмотренных законом специальных мер, направленных на нейтрализацию негативных и нежелательных последствий, связанных с утратой гражданами работы, и социальную поддержку граждан, не имеющих работы и заработка (трудового дохода). К числу таких мер относится пособие по безработице, которое выплачивается гражданам, признанным в установленном законом порядке безработными. При этом безработными признаются трудоспособные граждане, не имеющие работы и заработка, зарегистрированные в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищущие работу и готовые приступить к ней.
Таким образом, при рассмотрении настоящего дела по иску Антоновой Н.Н. значимым, подлежащим установлению и оценке обстоятельством является: наличие либо отсутствие факта, свидетельствующего о допущении ответчиками действий (бездействий), повлекших за собой ущемление прав и законных интересов истицы, вытекающих из целей и задач подлежащего применению законодательства в сфере занятости населения.
При рассмотрении дела, судом не было установлено, а истицей не было доказано наличие обозначенного выше обстоятельства, что, соответственно, стало основанием для принятия решения об оставлении иска без удовлетворения.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что 9.03.2021 года между центром занятости и Антоновой Н.Н. был заключен договор, предметом которого является профессиональное обучение последней в соответствии с положениями ст. 23 Закона РФ от 19.04.1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации».
По условиям этого Договора центр занятости обязан:
- направить Антонову Н.Н. на профессиональное обучение по профессии (специальности) «Водитель категории В» в Местное отделение ДОСААФ России Тамбовского района Тамбовской области;
-оплатить организации, осуществляющей образовательную деятельность за Антонову Н.Н. стоимость обучения в размере 20 500 руб.;
-выплачивать Антоновой Н.Н. в период ее обучения сроком 3 месяца стипендию в соответствии со ст. 29 Закона при предоставлении ею справок о посещаемости и успеваемости и т.д.
Пунктом 4.1 названного Договора предусмотрено, что настоящий Договор вступает в силу с момента начала обучения и прекращает свое действие по истечению срока обучения.
В судебном заседании не отрицалось, что Антонова Н.Н. прибыла по месту нахождения отделения ДОСААФ 9.03.2021 года, а также то, что в названный день руководитель названного отделения получил от Антоновой Н.Н. документы, касающиеся ее обучения по направлению Центра занятости. Полнота представленных Антоновой Н.Н. документов не оспаривалась.
В судебном заседании также не оспаривалось то, что в день обращения с Антоновой Н.Н. не был заключен договор на ее профессиональное обучение по профессии водителя.
Представитель отделения ДОСААФ настаивал на том, что для заключения Договора на обучение с Антоновой Н.Н. было необходимо согласовать условия этого обучения с Центром занятости, а также сформировать полный состав группы, в которую также должна была быть включена Антонова Н.Н.
Представители Центра занятости подтвердили, что на момент явки Антоновой Н.Н. в отделение ДОСААФ, договорные вопросы между Центром занятости и отделением ДОСААФ окончательно урегулированы не были, в связи с чем договор в окончательной его редакции подписан не был.
По мнению же Антоновой Н.Н., несогласованные действия ответчиков, повлекшие за собой невозможность ее обучения профессии уже с 9.03.2021 года, сами по себе дают основания, достаточные для удовлетворения ее иска, с чем суд не может согласиться.
Как указано выше, пунктом 4.1 Договора, заключенного между Центром занятости и Антоновой Н.Н., предусмотрено, что настоящий Договор вступает в силу с момента начала обучения и прекращает свое действие по истечению срока обучения, что означает, что в условиях, когда Антонова Н.Н. до настоящего времени не преступила к обучению, данный Договор еще не вступил в силу, в связи с чем у Центра занятости еще не наступила обязанность, в том числе по оплате обучения Антоновой Н.Н., по выплате ей стипендии.
Этот Договор и иные представленные сторонами документы не свидетельствуют о том, что Антонова Н.Н. имела право приступить к обучению в день ее обращения в отделение ДОСААФ.
Мнение обратного характера, выраженное истицей, по мнению суда, не является правильным, так как в этом случае отделение ДОСААФ было бы лишено возможности в течение разумного срока принять обоснованное и осмотрительное решение, отвечающее не только интересами Антоновой Н.Н., но и своими интересами, продиктованными целями и задачами деятельности этой организации.
При этом следует отметить, что отделение ДОССАФ, не будучи субъектом правоотношений, регулируемых положениями Закона РФ от 19.04.1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», не является по отношению к Антоновой Н.Н. обязанной стороной по условиям указанного выше Договора на обучение.
При указанных обстоятельствах нет оснований считать, что со стороны представителей отделения ДОССАФ имели место действия (бездействия), повлекшие за собой ущемление прав и законных интересов истицы, в данном случае касающихся вопросов ее обучения.
Нельзя не отменить, что истица так и не представила суду доказательств тому, что уже 9.03.2021 года руководителем отделения ДОСААФ ей было отказано в прохождении обучения после урегулирования вопросов, продиктованных интересами Общества (размер платы за обучение, формирование группы обучающихся).
Установленные по делу фактические обстоятельства, по мнению суда, также нельзя рассматривать как нарушающие права и законные интересы истицы со стороны Центра занятости.
Действительно, на момент обращения Антоновой Н.Н. в отделение ДОСААФ не было достигнуто окончательного соглашения между этим отделением и Центром занятости, что само по себе не может быть признано нарушением, влекущим для Центра занятости наступление каких-либо гражданско-правовых последствий.
Эти последствия наступили бы в случае непринятия Центром занятости своевременных мер и действий, направленных на защиту прав и законных интересов истицы, выраженных в том, что уже 10.03.2021 года ранее принятые Центром занятости решения: о снятии Антоновой Н.Н. с регистрационного учета в целях поиска подходящей работы (приказ от 9.03.2021 года № 068Д38/2128), о прекращении выплат пособия по безработице (приказ от 9.03.2021 года № 068П36/2128, были отменены с возобновлением выплаты пособия по безработице.
Более того, из пояснений представителей Центра занятости, фактически не оспоренных Антоновой Н.Н., следует, что в связи с возникшими обстоятельствами Центр занятости не прекратил работу по выявлению организаций, в которых Антонова Н.Н. могла бы получить обучение профессии водителя.
Возможность такого обучения также не отрицал представитель отделения ДОСААФ, представив суду согласованный текст Договора с Центром занятости.
Вместе с тем Антонова Н.Н. предложение пройти обучение, как одну из форм, не только разрешения спора, но и реализации права, предусмотренного положениями Закона РФ от 19.04.1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», отвергла, тем самым обозначив свой отказ от получения той меры социальной поддержки, обязанность по предоставлению которой следовала, в том числе из условий Договора на обучение от 9.03.2021 года.
Также следует обратить внимание, что по факту событий 9 и 10 марта 2021 года Антонова Н.Н. предъявила в суд настоящий иск от 15.03.2021 года уже 16.03.2021 года.
Это обстоятельство, само по себе, не является свидетельством чего-либо недозволенного, вместе с тем, при его оценке в совокупности с иными обстоятельствами, это обстоятельство, по мнению суда, является значимым.
Из системного толкования права следует, что для реализации задуманного стороны соглашения должны совершить действия в сроки, предусмотренные законом или соглашением, а если эти сроки не предусмотрены, - в разумные сроки, продолжительность и длительность которых не может определяться лишь усмотрением одной стороны, тем более, когда это соглашение затрагивает права и обязанности лица, не являющегося стороной этого соглашения.
Получив якобы отказ в обучении 9.03.2021 года, Антонова Н.Н. 15.03.2021 года составляет иск и на следующий день предъявляет его в суд, тем самым полагая, что разумные срок реализации ее права на обучение к этому моменту уже истекли, и это несмотря на то, что еще 11.03.2021 года при перерегистрации Антоновой Н.Н. сотрудники Центра занятости предлагали ей подобрать иное образовательное учреждение для прохождения обучения профессии водителя, что не было оспорено в судебном заседании Антоновой Н.Н.
Со стороны Антоновой Н.Н. объяснений этому не последовало, что не могло быть истолковано судом в ее пользу при оценке ее доводов, касающихся невыполнения Центром занятости в разумные сроки обязанностей, предусмотренных законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-I "О занятости населения в Российской Федерации".
Таким образом, рассматривая иск в пределах его требований и оснований, не усмотрев в поведении заявленных ответчиков признаков действий (бездействие) нарушающих права и законные интересы истицы, в данном случае в сфере занятости населения, суд пришел к выводу об оставлении иска без удовлетворения в полном объеме, так как при отсутствии признаков виновного поведения ответчиков вопрос о взыскании с них требуемых сумм, в том числе компенсации морального вреда утрачивает правовые основания.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ «9» ░░░░ 2021 ░░░░.
░░░░░: ░░░░░░░░░░░░░ ░.░.