Дело № 5-67/2021
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
28 января 2021 года город Орел
Судья Советского районного суда г. Орла Ульянкин Д.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда материалы дела об административном правонарушении в отношении Стефанова А.Н., <данные изъяты>,
установил:
8 декабря 2020 г. главным специалистом отдела лицензионной деятельности Департамента промышленности и торговли Орловской области ФИО6. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), из которого следует, что 01 ноября 2020 г. в 08 часов 40 минут Стефанов А.Н. в период повышенной готовности, введенной в Орловской области с 19 марта 2020 г. Постановлением Правительства Орловской области от 19 марта 2020 г. № 155 в связи с возникшими рисками распространения на территории Орловской области новой коронавирусной инфекции, нарушил правила поведения при введении режима повышенной готовности в части неисполнения обязанности по использованию при входе и нахождении в общественном транспорте, на объектах розничной торговли, объектах предоставлении услуг, в медицинских организациях, средств индивидуальной защиты органов дыхания – макси, респираторы или иных средств защиты, возложенной п. 5 раздела 1 приложения 2 к Указу Губернатора Орловской области от 03.04.2020 № 158, а именно находился на территории ярмарки «Хлебосольный выходной», расположенной по адресу: г. Орел, пл. Жукова, д. 1, не использовал средство индивидуальной защиты органов дыхания.
Лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, Стефанов А.Н., извещенный о дате и месте судебного заседания, в суд не явился.
Исследовав письменные материалы дела, судья приходит к выводу о прекращении производства по делу.
Согласно статье 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В силу части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
В соответствии с частью 1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1, 3 и 4 статьи 28.6 названного кодекса.
Протокол об административном правонарушении относится к числу доказательств по делу об административном правонарушении и является процессуальным документом, где фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, формулируется вменяемое данному лицу обвинение.
В силу статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протокол об административном правонарушении составляется с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу (часть 4 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Согласно части 4.1 данной статьи в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
Из материалов дела следует, что 08.12.2020 составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 20.6.1 КоАП РФ в отношении Стефанова А.Н. В данном протоколе указан адрес места жительства данного лица : <...>. Именно по этому адресу Стефанову А.Н. направлялось извещение о необходимости явки для составления протокола об административном правонарушении (л.д.7-10, 11-14).
Протокол об административном правонарушении составлен в отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности. Сведения о месте жительства Стефанова А.Н. на досудебной стадии производства по делу из органа, осуществляющего миграционный учет, не запрашивались.
В ходе рассмотрения дела судом истребованы сведения о месте жительства Стефанова А.Н. Согласно ответу Управления по делам миграции УМВД России по Орловской области Стефанов А.Н., ДД.ММ.ГГ регистрирован по месту жительства с 1998 года по адресу: <...> (л.д.42-43). По указанному адресу извещение о составлении протокола в порядке ч.4 ст. 28.2 КоАП РФ Стефанову А.Н. не направлялось.
В статье 25.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях указано, что лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, извещается или вызывается в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, направленным по месту его жительства, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.
Из анализа приведенных выше норм следует, что протокол об административном правонарушении может быть составлен в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, только при наличии сведений о его надлежащем извещении о месте и времени составления протокола.
Иное толкование приведенных выше норм означало бы нарушение прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, на непосредственное участие при осуществлении в отношении него процессуальных действий.
Согласно пункту 3 статьи 29.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении в числе прочих вопросов выясняют, правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные названным Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 29.4 названного кодекса и правовой позицией, выраженной в пункте 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5), в том случае, когда протокол об административном правонарушении или другие материалы оформлены неправильно, на основании названной нормы выносится определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которыми составлен протокол.
Таким образом, прихожу к выводу, что составление протокола об административном правонарушении в отсутствие Стефанова А.Н., не извещенного о времени его составления, не отвечает требованиям статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и повлекло нарушение его права на защиту. Указанное нарушение является существенным и влечет за собой признание протокола об административном правонарушении недопустимым доказательством на основании ч.3 ст. 26.2 КоАП РФ.
Однако возвращение протокола об административном правонарушении возможно только на стадии подготовки дела к судебному разбирательству. КоАП РФ (статья 29.9) не предусматривает возможности принятия решения о возвращении протокола по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении.
Исходя из установленных по делу обстоятельств, судья приходит к выводу о том, что в действиях Стефанова А.Н. отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.6.1 КоАП РФ, в связи с чем производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 24.5, 29.9 - 29.11 КоАП РФ, судья
постановил:
прекратить производство по делу об административном правонарушении в отношении Стефанова А.Н. на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановление может быть обжаловано в Орловский областной суд непосредственно или через Советский районный суд г. Орла в течение 10 суток со дня его вручения (получения).
Судья Д.В. Ульянкин