Дело № 2-1975/2014
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
<дата>
Воскресенский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Шикановой З.В.,
с участием прокурора Кисловой Н.И.,
адвоката Никулкиной Н.А.,
при секретаре судебного заседания Галкиной О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску <данные изъяты> городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации к Обществу с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» и ФИО1 о признании недействительной постановки на миграционный учет по месту пребывания иностранного гражданина, обязании снять иностранного гражданина с регистрационного учета по месту пребывания,
установил:
<данные изъяты> городской прокурор обратился в <данные изъяты> городской суд в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации с иском к ООО «<данные изъяты>» и ФИО1 о признании недействительной постановки на миграционный учет по месту пребывания по адресу: <адрес> иностранного гражданина ФИО1, <дата> года рождения, обязании отдела Управления Федеральной Миграционной службы России по <данные изъяты> муниципальному району снять ФИО1, <дата> рождения, с миграционного учета по месту пребывания по адресу: <адрес>.
В обоснование заявленных исковых требований прокурор ссылается на то, что в рамках проверки, проведенной <данные изъяты> городской прокуратурой по обращению жителей деревни <адрес> о проживании на территории бывшего совхоза «<данные изъяты>» большого количества иностранных граждан был осуществлен выезд сотрудников прокуратуры, ФСБ, полиции, представителей органов местного самоуправления в место массового пребывания иностранных граждан и были изучены документы, послужившие основанием к постановке указанных граждан на миграционный учет, опрошен ряд лиц. Проверкой установлено, что в период с <дата> отделом УФМС России по <данные изъяты> муниципальному району на миграционный учет по месту пребывания по адресу: <адрес> было поставлено 118 иностранных граждан - жителей западных областей Украины, в том числе, ответчик ФИО1 При постановке иностранных граждан на миграционный учет в качестве принимающей стороны выступило ООО «<данные изъяты>» в лице директора общества ФИО3 Фикрет оглы, который в начале мая 2014 года представил в отдел УФМС России по <данные изъяты> муниципальному району 118 письменных уведомлений о прибытии иностранного гражданина в место пребывания. При заполнении форм уведомлений о прибытии иностранного гражданина в место пребывания, ответственное лицо ООО «<данные изъяты>» ФИО3 в качестве адреса пребывания иностранных граждан указал <адрес>, а в качестве документа, подтверждающего право владения помещением для временного пребывания иностранных граждан, в том числе, ответчика ФИО1, представил договор аренды земельного участка № № от <дата> года, заключенный между ЗАО «<данные изъяты>» и ООО «<данные изъяты>». По указанному договору ЗАО «<данные изъяты>» предоставило ООО «<данные изъяты>» в аренду земельный участок, площадью 4225 кв.м., являющийся частью земельного участка для сельскохозяйственного производства и размещения строений, сооружений, используемых для производства, хранения и первичной переработки сельхозпродукции, из земель сельскохозяйственного назначения, с кадастровым номером №, площадью 71831 кв.м. По условиям договора аренды № № от <дата> указанный земельный участок передан ООО «<данные изъяты>» в аренду для использования в соответствии с его целевым назначением, категорией и видом разрешенного использования для целей сельхозпроизводства. Из объяснений директора ЗАО «<данные изъяты>» ФИО4 следует, что по адресу, по которому зарегистрирован ответчик ФИО1: <адрес> расположено административное здание ЗАО «<данные изъяты>», являющееся собственностью ЗАО «<данные изъяты>». Указанное здание никому во владение и пользование не передавалось, используется по прямому назначению как административное здание, и о том, что по адресу указанного административного здания ЗАО «<данные изъяты>» на миграционный учет поставлено 118 иностранных граждан, ему ничего не известно. При передаче в аренду ООО «<данные изъяты>» земельного участка никаких жилых либо нежилых помещений обществу не передавалось, что подтверждается текстом договора аренды и актом приема-передачи. Имеющееся на указанном земельном участке нежилое строение - бывший цех растениеводства не имеет технического паспорта и адреса. Местом нахождения ООО «<данные изъяты>» по данным ЕГРЮЛ является <адрес>, основным видом деятельности ООО «<данные изъяты>» является розничная торговля пищевыми продуктами, дополнительными - розничная торговля в неспециализированных магазинах, предоставление услуг, рекламная деятельность, строительство зданий и сооружений и т.д. Сельскохозяйственное производство в этот перечень не входит. Предоставленный в краткосрочную аренду ООО «<данные изъяты>» земельный участок для сельскохозяйственного производства используется для массового размещения иностранных граждан, которые проживают на этом участке во временных вагончиках и неприспособленном для целей проживания бывшем цехе растениеводства, трудовые договоры между ними и принимающей стороной - ООО «<данные изъяты>» не заключались, гарантийные обязательства по материальному, медицинскому, жилищному обеспечению иностранных граждан принимающей стороной не выдавались, и из их устных объяснений следует, что никто из них не занят на сельскохозяйственных работах. О конкретных местах и видах выполняемых ими работ сообщить не могли. Владельцем либо собственником жилых (нежилых) помещений по адресу: <адрес> ООО «<данные изъяты>» не является, и заключение договора аренды земельного участка с ограниченным видом использования не является основанием для регистрации по указанному адресу иностранных граждан. При указанных обстоятельствах, считает, что указание ответчиком в уведомлении о прибытии иностранного гражданина в качестве места пребывания <адрес> является не соответствующим действительности. Фактически по указанному адресу иностранные граждане, в том числе, ответчик ФИО1, не находились и не находятся, и их постановка на миграционный учет по указанному адресу является недействительной.
В судебном заседании прокурор на заявленных требованиях настаивал, изложенное в исковом заявлении полностью подтверждает. Исковые требования просит удовлетворить, так как при постановке на миграционный учет иностранного гражданина нарушен ФЗ № 109 «О миграционном учете». В форме бланка уведомления в качестве адреса места пребывания иностранного гражданина указано нежилое помещение по адресу: <адрес> в котором иностранный гражданин никогда не находился и не находится. Принимающая сторона – ООО «<данные изъяты>» не имеет никакого отношения к зданию, адрес места нахождения которого указан в бланке уведомления в качестве места пребывания 118 иностранных граждан, в том числе ответчика по делу. Считает, что ООО «<данные изъяты>» избрало незаконный способ для легализации нахождения 118 иностранных граждан на территории Российской Федерации. Род деятельности и занятий указанных граждан документально установить невозможно. Незаконная постановка на миграционный учет 118 иностранцев, включая ответчика по делу, угрожает безопасности РФ и неопределенного круга лиц.
В судебное заседание не явились представитель ответчика ООО «<данные изъяты>», ответчик ФИО1, представители третьих лиц ОУФМС России по <данные изъяты> муниципальному району <адрес> и ЗАО «<данные изъяты>».
Поскольку представитель ответчика ООО «<данные изъяты>» о слушании дела извещен по юридическому адресу, суд пришел к выводу, что ответчик надлежащим образом извещен о дате, времени и месте рассмотрения дела, и с учетом согласия прокурора, дело рассмотрено в отсутствие представителя общества.
Ответчик ФИО1 в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещался надлежащим образом по последнему известному месту жительства. Учитывая тот факт, что место жительства ответчика не известно, суд определил рассмотреть дело по последнему известному месту жительства ответчика, в порядке ст. 119 ГПК РФ.
Представители третьих лиц ОУФМС России по <данные изъяты> муниципальному району и ЗАО «<данные изъяты>» о слушании дела судом уведомлены, об отложении дела слушанием не просили, причины неявки суду не сообщили, и дело рассмотрено в их отсутствие.
Адвокат ФИО7, действующая в интересах ФИО1 (ордер на л.д. №), требования прокурора не признала, так как ей не известна причина не явки ответчика и его мнение по заявленному иску.
Заслушав истца, исследовав материалы дела, дав оценку установленным обстоятельствам и доказательствам в их совокупности и взаимосвязи, суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Руководствуясь ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор обращается в суд с рассматриваемым исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации, поскольку указанный иск направлен на обеспечение национальной безопасности Российской Федерации и безопасности неопределенного круга лиц.
Согласно ст. 4 п.1 Федерального закона от 18.07.2006 N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации", «Миграционный учет осуществляется в целях: создания необходимых условий для реализации гражданами Российской Федерации и иностранными гражданами своих прав и свобод, а также для исполнения ими возложенных на них обязанностей; выработки и реализации государственной политики в сфере миграции; формирования полной, достоверной, оперативной и актуальной информации о перемещениях иностранных граждан, необходимой для прогнозирования последствий указанных перемещений, а также для ведения государственного статистического наблюдения в сфере миграции; планирования развития территорий Российской Федерации; управления в кризисных ситуациях; защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации и иностранных граждан, находящихся в Российской Федерации, а также в целях обеспечения национальной безопасности Российской Федерации и общественной безопасности путем противодействия незаконной миграции и иным противоправным проявлениям; систематизации сведений об иностранных гражданах, находящихся в Российской Федерации (в том числе их персональных данных), и о перемещениях иностранных граждан; решения других социально-экономических и общественно-политических задач».
В соответствии с п/п 7 п.1 ст.2 Федерального закона от 18.07.2006 N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации", «Сторона, принимающая иностранного гражданина или лицо без гражданства в Российской Федерации (далее - принимающая сторона), - гражданин Российской Федерации, постоянно проживающие в Российской Федерации иностранный гражданин или лицо без гражданства, юридическое лицо, филиал или представительство юридического лица, федеральный орган государственной власти, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, дипломатическое представительство либо консульское учреждение иностранного государства в Российской Федерации, международная организация или ее представительство в Российской Федерации либо представительство иностранного государства при международной организации, находящейся в Российской Федерации, у которых иностранный гражданин или лицо без гражданства фактически проживает или осуществляет трудовую деятельность (находится).»
Таким образом, принимающей стороной, в рамках рассматриваемых правоотношений, может являться не любое лицо, а только лицо, у которого иностранный гражданин фактически проживает или осуществляет трудовую деятельность.
Исходя из положений ст.22 указанного Федерального закона, «Постановка иностранных граждан на учет по месту пребывания осуществляется при получении органом миграционного учета уведомлений об их прибытии в место пребывания, представляемых в соответствии с настоящей статьей. Для постановки иностранного гражданина на учет по месту пребывания: 2) принимающая сторона с соблюдением сроков, установленных частями 3 и 3.1 статьи 20 настоящего Федерального закона:
а) представляет уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания в орган миграционного учета непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр) либо направляет его в установленном порядке почтовым отправлением или с использованием входящих в состав сети электросвязи средств связи (в случае, предусмотренном частью 10 настоящей статьи), за исключением случаев, предусмотренных частями 3, 3.1 и 4 настоящей статьи;
б) передает иностранному гражданину отрывную часть бланка уведомления о прибытии данного иностранного гражданина в место пребывания.»
Согласно п.20 Постановления Правительства РФ от 15.01.2007 года №9 «О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ», «Иностранные граждане, временно пребывающие в Российской Федерации, а равно постоянно или временно проживающие в Российской Федерации, при нахождении в месте пребывания, не являющемся их местом жительства, обязаны встать на учет по месту пребывания».
В соответствии с п/п 2 п.3 ст.20 Федерального закона от 18.07.2006 N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации", «Уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания должно быть представлено в орган миграционного учета принимающей стороной или в случаях, предусмотренных частями 3, 3.1 и 4 статьи 22 настоящего Федерального закона, непосредственно данным иностранным гражданином: не позднее семи рабочих дней со дня его прибытия в место пребывания - в случае, если данный иностранный гражданин временно проживает или временно пребывает в Российской Федерации» Ст.4 п.2 Федерального закона от 18.07.2006 N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" предусматривает, что миграционный учет имеет уведомительный характер, и форма уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания (форма бланка уведомления) установлена Приказом Федеральной миграционной службы от 23.09.2010 года № 287 «Об утверждении формы заявления иностранного гражданина или лица без гражданства о регистрации по месту жительства, формы уведомления о прибытии иностранного гражданина или лица без гражданства в место пребывания», которым предусмотрено, что на каждого иностранного гражданина заполняется отдельная форма уведомления, в котором принимающая сторона должна также указать адрес места пребывания иностранного гражданина. Понятие места пребывания иностранного гражданина установлено в п/п 4 ст.2 Федерального закона от 18.07.2006 N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации", согласно которому, место пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации (далее - место пребывания) - жилое помещение, не являющееся местом жительства, а также иное помещение, учреждение или организация, в которых иностранный гражданин или лицо без гражданства находится и (или) по адресу которых иностранный гражданин или лицо без гражданства подлежит постановке на учет по месту пребывания в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
Судом установлено, что ответчик ФИО1, <дата> года рождения, является гражданином Украины, то есть иностранным гражданином, и, согласно уведомления о прибытии иностранного гражданина (копия на л.д. № пребывает на территории Российской Федерации. Отделом УФМС России по <данные изъяты> муниципальному району принято указанное уведомление о его прибытии в место пребывания, и ФИО1 поставлен на учет до <дата> (л.д. №) по месту пребывания по адресу: <адрес> При этом, в качестве принимающей стороны в уведомлении о прибытии иностранного гражданина ФИО1 по месту пребывания указан ФИО3 Фикрет оглы, в качестве организации указано ООО «<данные изъяты>». Уведомление содержит сведения о том, что помещение по адресу: <адрес> является фактическим адресом ООО «<данные изъяты>».
Однако, как следует из объяснений директора ЗАО «<данные изъяты>», данных им <дата> (л.д. №) и акта осмотра указанного помещения (л.д. № по указанному адресу: <адрес> расположено административное здание ЗАО «<данные изъяты>», которое используется исключительно для управленческих целей, и никому никогда в пользование либо владение не сдавалось. Эти доводы подтверждаются также данными выписки из ЕГРЮЛ в отношении ЗАО «<данные изъяты>» и акта обследования здания, приобщенного к материалам дела.
Таким образом, данные о месте пребывания иностранного гражданина ответчика ФИО1 по адресу: <адрес> содержащиеся в уведомлении о прибытии иностранного гражданина ФИО1, не соответствуют действительности. Никаких данных о его действительном месте пребывания на территории РФ не имеется, и произведенная в уведомительном порядке постановка ответчика ФИО1 на миграционный учет по месту пребывания по указанному адресу, как произведенная без учета его места пребывания на территории РФ, противоречит указанным положениям Федерального закона от 18.07.2006 N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации".
Кроме того, суд приходит к выводу и об отсутствии у ответчика ООО «<данные изъяты>» предусмотренного ст.7 Федерального закона от 18.07.2006 N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" статуса принимающей стороны в целях постановки ответчика ФИО1 на миграционный учет по месту пребывания, поскольку, как указано выше, принимающей стороной в рамках ст. 7 Федерального закона от 18.07.2006 N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" может являться лицо, у которого фактически проживает или осуществляет трудовую деятельность ответчик ФИО1 Ответчик ООО «<данные изъяты>» таким лицом не является. Согласно п. 1,2 Устава ООО «<данные изъяты>» (л.д. №), выписки из ЕГРЮЛ (л.д. №), местом нахождения ООО «<данные изъяты>» по данным ЕГРЮЛ является <адрес>, основным видом деятельности ООО «<данные изъяты>» является розничная торговля пищевыми продуктами, дополнительными - розничная торговля в неспециализированных магазинах, предоставление услуг, рекламная деятельность, строительство зданий и сооружений и т.д. Сельскохозяйственное производство в этот перечень не входит. Доказательств заключения между ответчиками трудового договора о работе ответчика ФИО1 в ООО «<данные изъяты>» не представлено. Таким образом, ООО «<данные изъяты>» не может рассматриваться в качестве принимающей иностранного гражданина ФИО1 стороны в связи с осуществлением трудовой деятельности у указанного лица. Не является ООО «<данные изъяты>» и лицом, у которого фактически проживает иностранный гражданин ФИО1 Как следует из объяснений директора ЗАО «<данные изъяты>» (л.д. 19), здание, расположенное по адресу: <адрес>, указанное в уведомлении о прибытии иностранного гражданина ФИО1 в качестве места его пребывания и фактического местонахождения ответчика ООО «<данные изъяты>», в действительности принадлежит ЗАО «<данные изъяты>», используется исключительно для управленческих целей, никому никогда в пользование и владение не сдавалось. Эти доводы не опровергнуты представленными суду доказательствами, подтверждаются данными ЕГРЮЛ и приобщенных к делу актов осмотра здания. Таким образом, указанные в уведомлении о прибытии иностранного гражданина ФИО1 сведения о его месте пребывания по адресу: <адрес> о принимающей его стороне ООО «<данные изъяты>» и о фактическом месте нахождения принимающей стороны, не соответствуют действительности.
То обстоятельство, что между ЗАО «<данные изъяты>» и ООО «<данные изъяты>» <дата> был заключен договор аренды земельного участка № №, площадью 4 225 кв.м., являющегося частью земельного участка с кадастровым номером №, площадью 71831 кв.м., по адресу: Московская область, <данные изъяты> район, ЗАО «<данные изъяты>», из земель сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственного производства и размещения строений, сооружений, используемых доля производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции, не устраняет недействительности данных уведомления о прибытии иностранного гражданина ФИО1 в место пребывания и недействительности его постановки на учет с указанием в качестве места пребывания ответчика в уведомлении о его прибытии принадлежащего ЗАО «<данные изъяты>» здания, расположенного по иному адресу.
Постановка иностранного гражданина по месту пребывания, исходя из вышеназванных положений ст.20 Федерального закона от 18.07.2006 N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" носит уведомительный характер, однако, само по себе действие по принятию на учет по месту пребывания иностранного гражданина, как совершенное сотрудником Отдела Управления Федеральной Миграционной службы России по <данные изъяты> муниципальному району является действием должностного лица государственного органа, осуществленным в рамках полномочий, которыми это должностное лицо наделено в соответствии с требованиями закона, а ст. 12 ГК РФ, среди способов защиты гражданским прав указывает признание недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления.
Поскольку постановка на миграционный учет по месту пребывания по адресу: <адрес> иностранного гражданина ФИО1, <дата> года рождения, произведена на основании несоответствующих действительности данных, указанная постановка на миграционный учет по месту пребывания является недействительной, и суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных исковых требований в полном объеме и необходимости обязания отдела Управления Федеральной Миграционной службы России по <данные изъяты> муниципальному району в связи с недействительностью постановки иностранного гражданина ФИО1 на миграционный учет по месту пребывания, снять его с миграционного учета по месту пребывания по адресу: <адрес>.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 233-235 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования <данные изъяты> городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации к Обществу с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» и ФИО1 о признании недействительной постановки на миграционный учет по месту пребывания иностранного гражданина, обязании снять иностранного гражданина с регистрационного учета по месту пребывания удовлетворить.
Признать недействительной постановку на миграционный учет по месту пребывания по адресу: <адрес> иностранного гражданина ФИО1, <дата> года рождения.
Обязать отдел Управления Федеральной Миграционной службы России по <данные изъяты> муниципальному району снять ФИО1, <дата> года рождения, с миграционного учета по месту пребывания по адресу: Московская область, <данные изъяты> район, деревня Чемодурово, <адрес>.
Решение может быть обжаловано в <данные изъяты> областной суд через <данные изъяты> городской суд в течение месяца с момента изготовления решения суда в окончательной форме.
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>