Дело № 2а-7071/2021
24RS0046-01-2021-009873-17
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 декабря 2021 года город Красноярск
Свердловский районный суд города Красноярска в составе:
председательствующего судьи Прохоровой Л.Н.
при секретаре М.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению С. к призывной комиссии <адрес>, Призывной комиссии <адрес>, военному комиссариату <адрес> о признании решения незаконным,
УСТАНОВИЛ:
С. обратился в суд с административным иском к призывной комиссии <адрес>, Призывной комиссии <адрес>, военному комиссариату <адрес> о признании решения незаконным.
В обоснование требований указал, что состоит на воинском учете в военном комиссариате <адрес> и <адрес>. В осенний призыв 2021 года он прошел медицинское освидетельствование, в ходе которого предъявил жалобы на состояние здоровья с подтверждающими медицинскими документами. Однако решением призывной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ С. признан годным к военной службе с незначительными ограничениями и призван на военную службу. Не согласившись с принятым решением, административный истец ДД.ММ.ГГГГ направил жалобу на решение призывной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ по почте в адрес призывной комиссии <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ административному истцу был вручен письменный ответ призывной комиссии <адрес>, согласно которому решение районной призывной комиссии было оставлено без изменения. При этом на контрольное медицинское освидетельствование он не вызывался. В связи, с чем административный истец считает, что решение призывной комиссии <адрес> является незаконным и необоснованным, нарушающим его права.
Просит признать незаконным решение призывной комиссии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о призыве административного истца на военную службы и решение призывной комиссии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ об утверждении решения призывной комиссии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о призыве административного истца на военную службу.
Административный истец С. в судебном заседании доводы административного иска поддержал в полном объеме.
В судебном заседании представитель Военного комиссариата <адрес> Н. административный иск не признала, просила отказать в удовлетворении заявленных требований.
Административные ответчики в зал суда не явились, извещены надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомили.
Суд, огласив и исследовав материалы дела, приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административных исковых требований, исходя из следующего.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии со ст. 26 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" призыв на военную службу организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.
В соответствии с Положением о военных комиссариатах, утвержденном Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ № военный комиссариат создается в субъекте Российской Федерации в целях обеспечения исполнения гражданами воинской обязанности, организации и проведения мобилизационной подготовки и мобилизации, реализации права граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, членов семей погибших (умерших) военнослужащих на социальные гарантии, включая пенсионное обеспечение, а также в целях реализации гарантий погребения погибших (умерших) военнослужащих и иных категорий граждан в соответствии с законодательством Российской Федерации. Военные комиссариаты являются территориальными органами Министерства обороны Российской Федерации и входят в состав военных округов. Военные комиссариаты являются юридическими лицами, имеют печати, штампы установленного образца, лицевые счета в территориальных органах Федерального казначейства, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации. В структуру военных комиссариатов входят командование, основные подразделения, в том числе отделы по муниципальным образованиям (далее - отделы (муниципальные), подразделения обеспечения и центры (отделы) социального обеспечения. Военные комиссариаты не имеют филиалов и представительств.
Согласно ч.1 и ч. 2 ст. 5.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" граждане при постановке на воинский учет, призыве или поступлении на военную службу по контракту, поступлении в мобилизационный людской резерв, поступлении в военные профессиональные образовательные организации и военные образовательные организации высшего образования, заключении с Министерством обороны Российской Федерации договора об обучении на военной кафедре при федеральной государственной образовательной организации высшего образования по программе военной подготовки офицеров запаса, программе военной подготовки сержантов, старшин запаса либо программе военной подготовки солдат, матросов запаса, призыве на военные сборы, прохождении альтернативной гражданской службы, а также граждане, ранее признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами: терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, оториноларингологом, стоматологом, а в случае необходимости - врачами других специальностей. По согласованию с командиром (начальником) воинской части (военно-медицинской организации) для медицинского освидетельствования указанных граждан могут привлекаться военные врачи-специалисты. Врачи, руководящие работой по медицинскому освидетельствованию граждан, указанных в пункте 1 настоящей статьи, по результатам медицинского освидетельствования дают заключение о годности гражданина к военной службе по следующим категориям:
А - годен к военной службе;
Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями;
В - ограниченно годен к военной службе;
Г - временно не годен к военной службе;
Д - не годен к военной службе.
По правилам ч. 1 ст. 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" при призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования указанных граждан и принятию в отношении их одного из следующих решений:
о призыве на военную службу;
о направлении на альтернативную гражданскую службу;
о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу;
об освобождении от призыва на военную службу;
о зачислении в запас;
об освобождении от исполнения воинской обязанности.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 статьи 23 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" от призыва на военную службу освобождаются граждане, признанные не годными или ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья.
Судом установлено, что распоряжением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-рг "Об организации призыва граждан 1994-2003 годов рождения на военную службу и направлении на альтернативную гражданскую службу в октябрь-декабрь 2021года" и приложением 2 к данному Распоряжению была создана призывная комиссия <адрес>.
С. состоит на воинском учете в военном комиссариате <адрес> и <адрес> края с ДД.ММ.ГГГГ.
В октябре 2021 С. прошел медицинское освидетельствование в военном комиссариате <адрес>, после чего врачом, руководящим работой по медицинскому освидетельствования граждан, подлежащих призыву на военную службу, дано заключение о годности его к военной службе по категории Б4, в соответствии с п.п. «а» п. 1 ст. 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службы» и на основании данного заключения решением призывной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ С. призван на военную службу.
Не согласившись с принятым решением, административный истец направил жалобу на решение призывной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ на имя председателя призывной комиссии <адрес>, которую мотивировал тем, что врачи медицинской комиссии не рассмотрели всесторонне представленные им медицинские документы, на основании которых ему должна быть определена категория годности к военной службе «В» - ограничено годен к военной службе, и он должен быть освобожден от призыва на военную службу.
ДД.ММ.ГГГГ ФКУ "Военный комиссариат <адрес>" направил в адрес административного истца ответ на жалобу, согласно которому решение призывной комиссии по <адрес> и <адрес> было оставлено без изменения, с указанием на то, что дополнительное медицинское обследование С. не требуется.
В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Закон о воинской обязанности и военной службе) проведение мероприятий по медицинскому освидетельствованию, медицинскому осмотру при постановке на воинский учет, призыве на военную службу и проведение иных мероприятий, связанных с воинским учетом, призывом на военную службу, осуществляется военными комиссариатами.
В силу пункта 7 статьи 28 Закона о воинской обязанности и военной службе решение (заключение) призывной комиссии может быть обжаловано гражданином в призывную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации в течение трех месяцев со дня принятия обжалуемого решения (вынесения обжалуемого заключения) или в суд. Жалоба гражданина на решение призывной комиссии должна быть рассмотрена в течение пяти рабочих дней со дня ее поступления в призывную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации, а жалоба гражданина на заключение призывной комиссии - в течение одного месяца со дня ее поступления в призывную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 29 Закона о воинской обязанности и военной службе призывная комиссия субъекта Российской Федерации организует медицинский осмотр и контрольные мероприятия профессионального психологического отбора граждан, не пребывающих в запасе, призванных на военную службу, перед направлением их к месту прохождения военной службы, а также контрольное медицинское освидетельствование граждан, получивших освобождение от призыва на военную службу по состоянию здоровья, и граждан, заявивших о несогласии с заключениями об их годности к военной службе по результатам медицинского освидетельствования и (или) заключениями об их профессиональной пригодности; рассматривает жалобы граждан, призываемых на военную службу, на решения (заключения) призывных комиссий.
В соответствии с абзацем 2 пункта 22 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 565, призывная комиссия субъекта Российской Федерации организует медицинский осмотр граждан, не пребывающих в запасе, призванных на военную службу, перед направлением их к месту прохождения военной службы, а также контрольное освидетельствование граждан, получивших отсрочку или освобождение от призыва на военную службу по состоянию здоровья, и граждан, заявивших о несогласии с заключением об их годности к военной службе по результатам освидетельствования.
Абзацем 3 этого пункта установлено, что по решению призывной комиссии субъекта Российской Федерации контрольное освидетельствование граждан, получивших отсрочку или освобождение от призыва на военную службу по состоянию здоровья, может проводиться заочно путем изучения их личных дел и медицинских документов, представленных в призывную комиссию субъекта Российской Федерации. При необходимости проводится очное контрольное освидетельствование указанных граждан.
В соответствии с пунктами 27 и 28 Инструкции о порядке проведения медицинского освидетельствования, обследования (лечения) граждан Российской Федерации при призыве на военную службу и лечебно-оздоровительных мероприятий среди граждан Российской Федерации, получивших отсрочки от призыва на военную службу по состоянию здоровья, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации N 240, Минздрава Российской Федерации N 168 от ДД.ММ.ГГГГ "Об организации медицинского обеспечения подготовки граждан Российской Федерации к военной службе" (зарегистрирован в Минюсте РФ ДД.ММ.ГГГГ N 2805), призывник, не согласный с решением комиссии, в письменном виде подает заявление на имя председателя призывной комиссии; контрольное медицинское освидетельствование призывников, не согласных с решением комиссии, проводится по плану работы призывной комиссией субъекта Российской Федерации; военный комиссар обязан обеспечить явку указанных призывников на контрольное медицинское освидетельствование.
На контрольное медицинское освидетельствование призывники, освобожденные от призыва и не согласные с решением комиссии, направляются с личным делом призывника, медицинской картой амбулаторного больного, другими медицинскими документами, характеризующими состояние их здоровья и подтверждающими установленный диагноз.
С учетом приведенного правового регулирования заочное контрольное освидетельствование может проводиться лишь в отношении граждан, получивших отсрочку или освобождение от призыва на военную службу по состоянию здоровья, но не в отношении граждан, заявивших о несогласии с заключением об их годности к военной службе по результатам освидетельствования.
Контрольное медицинское освидетельствование в отношении С. в связи с его несогласием с решением призывной комиссии об определении категории годности к военной службе и освобождением от военной службы должно было проводиться очно, а ФКУ "Военный комиссариат <адрес>" был обязан организовать проведение такого освидетельствования.
Соответственно, решение призывной комиссии <адрес>, выраженное в письме от ДД.ММ.ГГГГ постановленное без учета приведенных норм, нельзя признать законным.
Оснований для признания незаконным решения призывной комиссии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ у суда не имеется, поскольку по результатам медицинского освидетельствования с учетом представленных административным истцом документов врачами-специалистами не было выявлено у него каких-либо заболеваний, предусмотренных Расписанием болезней, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 565, позволяющих признать административного истца не годным к военной службе либо ограничено годным к военной службе.
Установленные судом обстоятельства подтверждаются копией учетной карты призывника, выпиской из протокола заседания призывной комиссии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, картой медицинского освидетельствования гражданина, подлежащего призыву на военную службу, листом медицинского освидетельствования.
Исследовав все имеющиеся в деле материалы, суд приходит к выводу об удовлетворении административных исковых требований С. в части признания незаконным решение призывной комиссии <адрес>, выраженное в письме от ДД.ММ.ГГГГ об утверждении решения призывной комиссии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о призыве на военную службу С., в остальной части административные исковые требования удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования удовлетворить частично.
Признать незаконным решение призывной комиссии <адрес> выраженное в письме от ДД.ММ.ГГГГ об утверждении решения призывной комиссии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о призыве на военную службу С., в остальной части в удовлетворении иска отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Председательствующий судья Прохорова Л.Н.
Мотивированное решение изготовлено 21 декабря 2021.
Председательствующий судья Прохорова Л.Н.