РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 сентября 2018 года ....
Иркутский районный суд .... в составе председательствующего судьи Сорокиной Т.Ю., при секретаре Украинской Л.Ю.,
с участием представителя административного истца Ц.С.С.,
представителя административного ответчика Министерства имущественных отношений .... Р.А.В,,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № по административному иску П.Н.С. к Министерству имущественных отношений .... о признании незаконным возврат заявления о перераспределении земельного участка, возложении обязанностей по устранению допущенных нарушений,
УСТАНОВИЛ:
П.Н.С. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Министерству имущественных отношений ...., просит признать незаконным действие министерства имущественных отношений ...., изложенное в письме от **/**/**** № в возврате заявления о перераспределении земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: .... В; возложить на Министерство имущественных отношений обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов П.Н.С. путем повторного рассмотрения заявления П.Н.С. о заключении соглашения о перераспределении земельного участка, расположенного по адресу: .... В, с кадастровым номером № площадью № кв.м.
В обоснование заявленных требований указала, П.Н.С. на праве собственности принадлежит земельный участок, расположенный по адресу: .... А, с кадастровым номером №, площадью 1090 кв.м, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана запись № от **/**/****.
**/**/**** административный истец обратилась в Министерство имущественных отношений .... с заявлением о перераспределении земельных участков (вх. №). Распоряжением от **/**/**** № “Об утверждении схемы расположении земельного участка” была утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории из земель населенных пунктов площадью № кв.м., расположенного: Российская Федерация, ...., в территориальной зоне застройки индивидуальными жилыми домами (1-3 этажа), с видом разрешенного использования: малоэтажная жилая застройка, образованного в результате перераспределения земельного участка с кадастровым номером № и земель находящихся в государственной собственности.
В отношении вновь образованного земельного участка были проведены кадастровые работы, присвоен кадастровый № и почтовый адрес: .... В, согласно постановлению главы Молодежного муниципального образования № от **/**/****.
В целях дальнейшего оформления земельного участка П.Н.С. обратилась к административному ответчику с заявлением о заключении соглашения по перераспределению земельного участка № от **/**/****). На данное обращение было получено письмо от **/**/**** № о возврате заявления в соответствии с пп. 7 п. 2 ст. 39.29 Земельного кодекса РФ, согласно которому уполномоченный орган возвращает заявление о перераспределении земельных участков заявителю, если оно подано в иной орган. В обосновании было указано, что согласно информации межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом .... и .... (далее - Росимущество) от **/**/**** земельные участки с кадастровыми номерами №, № предположительно расположены в границах земель, предоставленных ФГБОУ ВО “Иркутский государственный аграрный университет имени А.А. Ежевского”.
Полагает данные действия ответчика, выразившееся в возврате заявления согласно письму от **/**/**** №, препятствуют административному истцу в реализации законного права в получении земельного участка для его использования в заявленных целях, а потому подлежит признанию незаконными по следующим основаниям.
В соответствии с п. 2 ст. 39.28 Земельного кодекса РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков.
Предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции (ст. 29 ЗК РФ).
.... в лице Министерства имущественных отношений .... осуществляет полномочия органов местного самоуправления .... муниципального образования, городских и сельских поселений .... по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена на основании ст. .... от **/**/**** №, Положением о министерстве имущественных отношений ...., утвержденным постановлением .... от **/**/**** №-пп.
В соответствии с пункт 7 статьи 39.29 Земельного кодекса РФ в течение десяти дней со дня поступления заявления о перераспределении земельных участков уполномоченный орган возвращает заявление заявителю, если оно не соответствует требованиям пункта 2 настоящей статьи, подано в иной орган или к заявлению не приложены документы, предусмотренные пунктом 3 настоящей статьи. При этом должны быть указаны все причины возврата заявления о перераспределении земельных участков.
Так, согласно информации администрации Молодежного муниципального образования (письмо от **/**/**** №) земельный участок с кадастровым № входит в границы населенного пункта Молодежный, подтверждением является постановка на кадастровый учет границ поселка Молодежный. Учетный № от **/**/****.
При принятии решения о возврате заявления о перераспределении земельного участка административный ответчик руководствовался информацией полученной в порядке межведомственного взаимодействия от Межрегионального территориального управления от **/**/**** о “предположительном” местонахождении земельных участков с кадастровыми номерами №, № в границах земель предоставленных ФГБОУ ВО “Иркутский государственный аграрный университет имени А.А. Ежевского”. При этом Росимущество в своем письме П.Н.С. от **/**/**** № сообщает, что границы земельного участка, предоставленного ИСХИ подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом “О государственной регистрации недвижимости”.
Кроме того, следует отметить, что полномочия по ведению государственного фонда данных закреплены за Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по ...., которое является уполномоченным и компетентным органом, располагает землеустроительной документацией, картографическим материалом, обладает специальными познаниями в области землеустройства и вправе использовать имеющиеся материалы и информацию, в том числе, для сопоставления сведений, содержащихся в государственном фонде данных и Государственном кадастре недвижимости, в то время как Росимущество, сведениями которого руководствовалось Министерство имущественных отношений, не осуществляет полномочия по предоставлению сведений из государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства, государственного кадастра недвижимости, не обладает достаточной и достоверной информацией о принадлежности к федеральным землям испрашиваемого истцом земельного участка.
Как видно из содержания письма (от **/**/**** №) и возражения ответчика, информация о местонахождении спорного земельного участка на землях, предоставленных ИСХИ, из Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастр и картографии по .... в порядке межведомственного взаимодействия не запрашивалась, эти обстоятельства не проверялись и не оценивались.
Также, в своем письме от **/**/**** № министерство указывает на возврат заявления о заключении соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной собственности, и земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: ..... В то время, земельный участок с данным кадастровым номером находится в собственности П.Н.С., истец же обращалась с заявлением (№ от **/**/****) о заключении соглашения о перераспределении земельного участка с кадастровым номером №.
На основании вышеизложенного, полагаем, что оспариваемое административным истцом действие административного ответчика в возврате заявления по перераспределению земельного участка не основано на законе, поскольку земельный участок с кадастровым номером № расположен в границах населенного пункта Молодежный, каких-либо достоверных доказательств отнесения испрашиваемого земельного участка к федеральным землям министерством не представлено. Более того, по информации Росимущества, границы земельного участка предоставленного ФГБОУ ВО «Иркутский государственный аграрный университет имени А.А. Ежевского» не установлены и подлежат уточнению. При таких обстоятельствах, полагает, что министерство имущественных отношений, наделенное полномочиями органов местного самоуправления .... муниципального образования по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, обязано рассмотреть заявление П.Н.С. о заключении соглашения по перераспределению земельного участка, расположенного по адресу: .... В, с кадастровым номером №, площадью № кв.м.
В судебное заседание административный истец П.Н.С. не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежаще, как следует из поступившего заявления, просил о рассмотрении дела в его отсутствие, с участием представителя Ц.С.С.
В судебном заседании представитель административного истца Ц.С.С. административные исковые требования поддержала, просила административное исковое заявление удовлетворить.
В судебном заседании представитель административного ответчика Министерства имущественных отношений .... Р.А.В, возражала против удовлетворения административного искового заявления. Дополнительно пояснив, что при принятии решения ответчик руководствовался информацией, полученной в порядке межведомственного взаимодействия от Федерального агентства по Управлению государственным имуществом, согласно которой испрашиваемые земельные участки расположены в границах земель, предоставленных ФГБОУ ВО «Иркутский государственный аграрный университет имени А.А. Ежевского».
В судебное заседание представители ФГБОУ ВО «Иркутский государственный аграрный университет имени А.А. Ежевского», Федеральное агентство по управлению государственным имуществом не явились, о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, ходатайства об отложении судебного заседания не поступало.
На основании части 2 ст. 46 Конституции РФ решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Реализуя указанные конституционные предписания, ст. 218 и ст. 360 КАС РФ предоставляют гражданину, организации, иным лицам право оспорить в суде постановления должностных лиц, их действия (бездействие) если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых постановлений должностных лиц, их действий (бездействия) нормативным правовым актам - на должностных лиц, принявших оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В соответствии со ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме (ч. 8).
Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, в том числе нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (ч. 9).
Суд удовлетворяет такое требование при наличии совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого решения закону или иному нормативному акту, регулирующему спорное правоотношение, и нарушения этим решением прав либо свобод заявителя (ч. 2 ст. 227 КАС РФ).
Судом установлено, а также подтверждается материалами дела, П.Н.С. обратилась в Министерство имущественных отношений .... с заявлением о перераспределении земельных участков. Распоряжением от **/**/**** №/з “Об утверждении схемы расположении земельного участка” была утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории из земель населенных пунктов площадью 1427 кв.м., расположенного: Российская Федерация, ...., в территориальной зоне застройки индивидуальными жилыми домами (1-3 этажа), с видом разрешенного использования: малоэтажная жилая застройка, образованного в результате перераспределения земельного участка с кадастровым номером № и земель находящихся в государственной собственности.
В отношении вновь образованного земельного участка были проведены кадастровые работы, присвоен кадастровый № и почтовый адрес: .... В, согласно постановлению главы Молодежного муниципального образования № от **/**/****.
В целях дальнейшего оформления земельного участка **/**/**** П.Н.С. обратилась к Министерству имущественных отношений .... с заявлением о заключении соглашения по перераспределению земельного участка.
На указанное заявление П.Н.С. было получено письмо от **/**/**** № о возврате заявления в соответствии с пп. 7 п. 2 ст. 39.29 Земельного кодекса РФ, согласно которому уполномоченный орган возвращает заявление о перераспределении земельных участков заявителю, если оно подано в иной орган. В обосновании указано, что согласно информации межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом .... и .... (далее - Росимущество) от **/**/**** земельные участки с кадастровыми номерами №, № предположительно расположены в границах земель, предоставленных ФГБОУ ВО “Иркутский государственный аграрный университет имени А.А. Ежевского”.
В подтверждение оснований возврата заявления административным ответчиком представлены документы, полученные в порядке межведомственного взаимодействия, письмо межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в ...., Республики Бурятия, .... от **/**/****, согласно которому территория, в границах которой находятся земельные участки с кадастровыми номерами №, №, предположительно расположена в границах земель, предоставленных ФГБОУ ВО «Иркутский государственный аграрный университет имени А.А. Ежевского», каких-либо решение о прекращении прав, предоставлении его в частную собственность, в отношении земель не принималось и не согласовывалось, в связи с чем имеется вероятность, что образованием и предоставлением земельных участков с кадастровыми номерами №, № в частную собственность могут быть нарушены права и законные интересы Российской Федерации.
Порядок рассмотрения заявления о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности определен статьей 39.29 ЗК РФ.
В силу пункта 7 статьи 39.29 ЗК РФ в течение десяти дней со дня поступления заявления о перераспределении земельных участков уполномоченный орган возвращает заявление заявителю, если оно не соответствует требованиям пункта 2 настоящей статьи, подано в иной орган или к заявлению не приложены документы, предусмотренные пунктом 3 настоящей статьи. При этом должны быть указаны все причины возврата заявления о перераспределении земельных участков.
В силу пункта 3 статьи 39.17 ЗК РФ в течение десяти дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган возвращает это заявление заявителю, если оно не соответствует положениям пункта 1 данной статьи, подано в иной уполномоченный орган или к заявлению не приложены документы, представляемые в соответствии с пунктом 2 этой статьи. При этом уполномоченным органом должны быть указаны причины возврата заявления о предоставлении земельного участка.
Аналогичное положение содержится в административном регламенте предоставления государственной услуги «Перераспределение земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, находящихся в частной собственности», утвержденном приказом министерства имущественных отношений .... от **/**/**** №-мпр.
Однако фактически заявление П.Н.С. от **/**/**** возвращено заявителю лишь **/**/****, то есть с нарушением установленного законом срока. Внутриведомственные и межведомственные взаимоотношения по предоставлению необходимой информации не могут являться причиной нарушения прав граждан, а так же причиной нарушения сроков, установленных пунктом 7 статьи 39.29 ЗК РФ.
Оценивая установленные по делу фактические обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что фактически министерство имущественных отношений .... приняло к рассмотрению заявление П.Н.С.
Поскольку административный ответчик не совершил действия по возврату заявления в установленные законом сроки, суд приходит к выводу о том, что поданное П.Н.С. заявление, соответствовало требованиям действующего законодательства, и было принято административным ответчиком к рассмотрению.
Также возвращая заявление П.Н.С. от **/**/**** министерство имущественных отношений в письме № от **/**/**** указало, что согласно информации межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в .... и ...., имеются основания предполагать, что образуемый земельный участок расположен в границах земель, предоставленных ФГБОУ ВО «Иркутский аграрный университет имени А.А. Ежевского», в связи с чем вопрос о предоставлении испрашиваемого земельного участка, находящегося в федеральной собственности, не относится к полномочиям правительства .....
Вместе с тем доказательств, подтверждающих факт нахождения испрашиваемого земельного участка на землях предоставленных ФГБОУ ВО «Иркутский аграрный университет имени А.А. Ежевского», в материалы дела не представлено.
Таким образом ссылка административного ответчика на принадлежность испрашиваемого земельного участка к землям предоставленным ФГБОУ ВО «Иркутский аграрный университет имени А.А. Ежевского» не подтверждена доказательствами, в связи с чем не может быть признана законной, а возвращение заявления П.Н.С. о заключении соглашения о перераспределении земель противоречит пункту 7 статьи 39.29 ЗК РФ, нарушает права и законные интересы заявителя.
Оценив установленные по делу фактические обстоятельства и перечисленные нормы закона, суд приходит к выводу о том, что установленных статьей 39.29 ЗК РФ оснований для возврата заявления П.Н.С. у министерства имущественных отношений не имелось.
В силу пункта 8 ст. 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о перераспределении земельных участков уполномоченный орган по результатам его рассмотрения совершает одно из следующих действий:
1) принимает решение об утверждении схемы расположения земельного участка и направляет это решение с приложением указанной схемы заявителю;
2) направляет заявителю согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории;
3) принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии оснований, предусмотренных пунктом 9 настоящей статьи.
В случае, если схема расположения земельного участка, в соответствии с которой предстоит образовать земельный участок, подлежит согласованию в соответствии со статьей 3.5 Федерального закона от **/**/**** № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», срок, предусмотренный пунктом 8 настоящей статьи, может быть продлен, но не более чем до сорока пяти дней со дня поступления заявления о перераспределении земельных участков. О продлении срока рассмотрения указанного заявления уполномоченный орган уведомляет заявителя (пункт 8.1. ст. 39.29 ЗК РФ).
Принимая во внимание, что министерство имущественных отношений возвратило заявление П.Н.С. по формальным основаниям, не рассматривая по существу документы на предмет наличия (отсутствия) у заявителя права на получение испрашиваемого земельного участка, а суды не могут заменить уполномоченный орган при решении соответствующего вопроса, суд полагает возможным в качестве меры по восстановлению нарушенного права обязать министерство имущественных отношений устранить допущенные нарушения путем рассмотрения заявления П.Н.С. с совершением действий, предусмотренных ст. 39.29 ЗК РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ,
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление П.Н.С. к Министерству имущественных отношений .... о признании незаконным возврат заявления о перераспределении земельного участка, возложении обязанностей по устранению допущенных нарушений, удовлетворить.
Признать незаконным действие министерства имущественных отношений ...., изложенное в письме от **/**/**** № в возврате заявления о перераспределении земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: .... В.
Возложить обязанность на Министерство имущественных отношений по устранению допущенных нарушений прав и законных интересов П.Н.С. путем повторного рассмотрения заявления П.Н.С. о заключении соглашения о перераспределении земельного участка, расположенного по адресу: .... В, с кадастровым номером №, площадью № кв.м.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Иркутский районный суд .... в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Судья: Т.Ю. Сорокина