Решение по делу № 2-3175/2021 от 12.08.2021

66RS0044-01-2021-003962-25

Дело 2-3175/2021

Решение

именем Российской Федерации

21 сентября 2021 года Первоуральский городской суд Свердловской области

в составе: председательствующего Карапетян Е.В.

при секретаре Рыбачук Е.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кирилловой Юлии Викторовны к Государственному учреждению Управлению пенсионного фонда Российской Федерации в городе Первоуральске Свердловской области (межрайонному) о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, возложении обязанности включить периоды работы в спе3циальынй стаж. дающий право для назначения досрочной страховой пенсии по старости, возложении обязанности назначить досрочную страховую пенсию по старости,

установил:

с 16.08.1993 Кириллова Ю.В. осуществляет педагогическую деятельность в организациях для детей на педагогических должностях.

24.05.2021 Кириллова Ю.В. ДД.ММ.ГГГГ года рождения направила через сайт «Пенсионный фонд РФ» с использованием «Личного кабинета гражданина» заявление в формате электронного документа о назначении пенсии по старости по п.п.19 ч.1 ст.30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 № 400-ФЗ.

Решением в установлении пенсии Кирилловой Ю.В. было отказано. В стаж на соответствующих видах работ, принятый к зачету для определения права на пенсию УПФР по г. Первоуральску, определено 25 лет 05 месяцев 09 дней.

В разделе II «Стаж на соответствующих видах работ, не принятый к зачету», указаны периоды:

с 30.10.1997 по 31.08.1998 в должности учителя-логопеда в ДОУ № 90, так как наименование учреждения не предусмотрено Списком, утвержденным Постановлением Правительства РФ № 781;

с 05.04.2004 по 16.04.2004 в должности учителя-логопеда в МАОУ СОШ № 15,

с 26.08.2009 по 28.08.2009, с 01.12.2009 по 25.12.2009 в должности заместителя директора по учебной работе в МАОУ СОШ № 15 в соответствии с выпиской из ИЛС от 15.06.2021, в соответствии с пунктом 4 б р.1 Правил, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 02.10.2014 № 1015, в соответствии с пунктом 3 Порядка, утвержденного приказом Минздравсоцразвития № 258н от 31.03.2011 в соответствии с п.2 ст.14 закона № 400-ФЗ.

Заключение по определению продолжительности стажа Кирилловой Ю.В. подготовлено в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781.

У Кирилловой Ю.В. на дату обращения 24.05.2021 имеется 25 лет 05 месяцев 09 дней педагогической деятельности в учреждениях для детей, страховой стаж составляет 27 лет 09 месяцев 10 дней, ИПК 108,816, в связи с чем право на досрочную страховую пенсию с учетом пункта 3 ст.10 Федерального закона от 03.10.2018 № 350-ФЗ наступит 16.06.2022.

Так как в досудебном порядке урегулировать спор не удалось Кириллова Ю.В. обратилась в суд с иском, просит признать незаконным решение

Из раздела II п.3 Кириллова Ю.В. оспаривает периоды с 05.04.2004 по 16.04.2004 (календарно 12 дней) и с 01.12.2009 по 25.12.2009 (календарно 25 дней).

В ходе судебного заседания истец Кириллова Ю.В. на заявленных требованиях настаивает по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просит включить все оспариваемые периоды, решение считает незаконным.

Представитель третьего лица Управления образования городского округа Первоуральск Графова О.А., действующая на основании доверенности от 25.02.2020, выданной сроком на 3 года без права передоверия, доводы Кирилловой Ю.В. поддержала, отказ в назначении пенсии считает не законным в части, так как в период с 30.10.1997 по 31.08.1998 Кириллова Ю.В. работала в должности учителя-логопеда в ДОУ № 90 и осуществляла педагогическую деятельность в учреждении для детей. Периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации подлежат также включению в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, поскольку в данные периоды истец выполняла работу, которая была возложена на нее работодателем приказами и получала за ее выполнение заработную плату. Трудовым законодательством ст.112 КЗоТ РСФСР и ст.187 ТК РФ предусмотрено, что в случае направления работодателем работника на повышение квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата. Повышение квалификации – это должностные обязанности педагогов.

В обоснование заявленных доводов третьим лицом представлен отзыв на исковое заявление Кирилловой Ю.В., который приобщен к материалам данного гражданского дела.

Представитель ответчика УПФР в городе Первоуральске Блинова О.А., действующая на основании доверенности, иск не признала, просит дело рассмотреть в ее отсутствии и в удовлетворении исковых требований отказать, считает, что требования Кирилловой Ю.В. удовлетворению не подлежат. Решение об отказе в установлении пенсии является обоснованным, так как отсутствует нарушение законодательства при его вынесении. УПФР в г. Первоуральске является правоприменительным органом и осуществляет свою деятельность в соответствии действующим законодательствам и неправомерен расширительным образом толковать законы и нормативно-правовые акты, которые принимались в соответствии с законами и в рамках, представленных Правительству РФ, полномочий. УПФР в г. Первоуральске вынесло решение об отказе в установлении пенсии , в связи с отсутствием требуемого специального стажа по п.п.19 ч.1 ст.30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 № 400-ФЗ.

Отзыв, представленный ответчиком, приобщен к материалам гражданского дела.

Исследовав материалы по делу, выслушав представителей сторон, суд считает возможным удовлетворить заявленные требования частично.

Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 03.06.2004 N 11-П в Российской Федерации как социальном государстве, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, охраняется труд и здоровье людей, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты, развивается система социальных служб; каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации; каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 7; статья 37, часть 3; статья 39, часть 1).

Важнейшим элементом социального обеспечения является пенсионное обеспечение. Государственные пенсии в соответствии со статьей 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации устанавливаются законом.

В соответствии с ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с настоящим Федеральным законом. Изменение условий назначения страховых пенсий, норм установления страховых пенсий и порядка выплаты страховых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений в настоящий Федеральный закон.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", вступившим в силу с 1 января 2015 г.

Согласно части 1 статьи 4 названного закона право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных этим федеральным законом.

В силу положений ст.56 Гражданского процессуального кодекса РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте п.3 ст.123 Конституции РФ и ст.12 Гражданского процессуального кодекса РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Согласно статье 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Согласно ст. 55 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.

Согласно ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту в случае болезни, инвалидности, потере кормильца, для воспитания детей, в иных случаях, установленных законом. Конституционное право на пенсионное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.

В соответствии со ст. 4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения этих актов в действие, при этом действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.

По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону) (часть 1 в ред. Федерального закона от 03.10.2018 N 350-ФЗ)

Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.

В соответствии со статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.

Согласно данной норме закона одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.

В соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 этого Закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного Федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).

В целях реализации положений статей 30 и 31 Федерального закона от 29 декабря 2013 г. N 400-ФЗ Правительством Российской Федерации принято Постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".

Подпунктом "м" пункта 1 названного Постановления предусмотрено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяются:

- Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";

- Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", с применением положений абзаца третьего пункта 3 указанного Постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;

- Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений пункта 2 указанного Постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;

Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к Постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.

Из приведенных нормативных положений следует, что, устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о педагогической деятельности в учреждениях для детей). При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц. Так, право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие не менее 25 лет педагогическую деятельность в определенных должностях и в определенных учреждениях для детей, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.

Для оценки пенсионных прав истца подлежит применению как законодательство, действующее на момент обращения ее в Управление пенсоенного фонда РФ в г. Первоуральске с заявлением о назначении пенсии (Список N 781 и Правила N 781), так и законодательство, действовавшее в спорные периоды работы истца (Список N 1397 и Список N 463).

Из приведенных нормативных положений следует, что право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие педагогическую деятельность не менее 25 лет в учреждениях для детей, предусмотренных Списками. При этом право на досрочное назначение страховой пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности предоставляется лицу при соблюдении одновременно двух условий: работы в соответствующих должностях и работы в соответствующих учреждениях.

В соответствии со Списком N 1397 в специальный трудовой стаж, дающий право на льготное пенсионное обеспечение, включались периоды работы в детских садах в должности воспитателя (подпункт 4 пункта 1 раздела "Учителя и иные работники просвещения"). При этом в п. 2 Примечаний указано, что работа по специальности в учреждениях, организациях и должностях, предусмотренных настоящим Перечнем, дает право на пенсию, независимо от ведомственной принадлежности учреждений или организаций.

Списком N 463 предусмотрено, что право на льготное пенсионное обеспечение дает работа воспитателем в детских дошкольных учреждениях всех типов (детские сады, сады-ясли, детские ясли).

Пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" определено, что исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях", осуществляется в том числе с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516.

Пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 "Об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации по представлению федеральных органов исполнительной власти и по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации поручено устанавливать тождество профессий, должностей и организаций (структурных подразделений), предусмотренных статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", а также списками работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, тем же профессиям, должностям и организациям (структурным подразделениям), имевшим ранее иные наименования.

В пункте 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснено, что в случае несогласия гражданина с отказом органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (пункт 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ), период работы, подлежащий, по мнению гражданина, зачету в данный стаж, необходимо учитывать, что вопрос о тождественности выполняемых истцом работ, занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, решается судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и имеющимся профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.). При этом установление тождественности различных наименований работ, профессий, должностей не допускается.

Рассматривая оспариваемый истцом Кирилловой Ю.В. период работы с 30.10.1997 по 31.08.1998 в должности учителя-логопеда в ДОУ № 90, что календарно составляет 10 месяцев 02 дня, который не принят ответчиком в специальный стаж, так как наименование учреждения не предусмотрено Списком, утвержденным Постановлением Правительства РФ № 781, суд исходит из следующего

В соответствии со статьей 30 Федерального закона Российской Федерации «О страховых пенсиях» установлены лишь виды социально-полезной деятельности, которая дает право на назначение пенсии на льготных условиях. Установленные Правительством Российской Федерации перечни не являются исчерпывающими по своему содержанию. В соответствии со статьей 55 Конституции Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации как подзаконным актом в принципе не может ограничиваться, а равным образом произвольно истолковываться предусмотренное Федеральным законом право.

В соответствии с наименованиями учреждений, прописанных в Списках, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781, засчитывается в педагогический стаж при назначении досрочной трудовой пенсии по старости периоды работы в должности учителя-логопеда в дошкольных образовательных учреждениях всех наименований: «Дошкольные образовательные учреждения: детские сады всех наименований, центр развития - детский сад, ясли-сад (сад-ясли), детские ясли».

В соответствии с пп. 1 п. 4 ст. 12 Закона РФ от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании» дошкольные учреждения - один из типов образовательных учреждений.

В период трудовой деятельности истицы в детском дошкольном учреждении действовало Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, утвержденное постановлением Правительства РФ от 01.07.1995 года , согласно которому предусмотрены виды МДОУ (детский сад, детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников; детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников; детский сад присмотра и оздоровления; детский сад комбинированного вида и др.)

Вышеуказанное Типовое положение регулировало деятельность государственных, муниципальных дошкольных образовательных учреждений всех видов (п. 1 Типового положения). Отсутствие в наименовании образовательного учреждения вида образовательного учреждения не может являться основанием для отказа включить период работы истицы в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии, так как 30.10.1997 по 31.08.1998 Кириллова Ю.В. работала в должности учителя-логопеда в ДОУ № 90, что календарно составляет 10 месяцев 02 дня

При этом следует учесть, что в трудовой книжке истца указано, что 15.08.1997 она принята в детский сад №90 учителем-логопедом, и период до 29.10.1997 принят ответчиком в специальный педагогический стаж истца, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости. При этом в трудовой    книжке Кирилловой Ю.В. изменений в наименовании дошкольного образовательного учреждения не внесено.

Кроме того, в материалы дела представлено Постановление Главы муниципального образования г. Первоуральск от 10.12.1998 согласно которому муниципальное дошкольное образовательное учреждение переименовано в «Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад», который является правопреемником «Муниципального дошкольного образовательного учреждения»

Одной из процессуальных гарантий права на судебную защиту в целях правильного рассмотрения и разрешения судом гражданских дел являются нормативные предписания части 1 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, устанавливающие, что решение суда должно быть законным и обоснованным.

В пунктах 2 и 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении" разъяснено, что решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Согласно статье 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.

Границы предмета доказывания определяются предметом (конкретным материально-правовым требованием к ответчику) и основанием иска (конкретными фактическими обстоятельствами, на которых истец основывает свои требования), право на изменение которых принадлежит только истцу.

Доказательственная деятельность в первую очередь связана с поведением сторон, процессуальная активность которых по доказыванию ограничена процессуальными правилами об относимости, допустимости, достоверности и достаточности доказательств (ст. ст. 59, 60, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). В случае процессуального бездействия стороны в части представления в обоснование своих требований и возражений доказательств, отвечающих требованиям процессуального закона, такая сторона самостоятельно несет неблагоприятные последствия своего пассивного поведения.

Оспаривая периоды работы с 05.04.2004 по 16.04.2004 в должности учителя-логопеда в МАОУ СОШ № 15, с 01.12.2009 по 25.12.2009 в должности заместителя директора по учебной работе в МАОУ СОШ № 15, которые в соответствии с выпиской из ИЛС от 15.06.2021, указаны без кода льготной профессии, истец Кириллова Ю.В. находилась на курсах повышения квалификации.

Суд не может согласиться с доводами ответчика в данной части.

Федеральный закон "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" N 27-ФЗ возлагает на страхователя обязанность предоставлять в органы Пенсионного фонда сведения, в которых необходимо, в том числе, указывать периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ. Отсутствие по вине работодателя в сведениях, предоставленных в Пенсионный фонд кода особых условий труда в спорный период работы истицы, не может повлечь для нее неблагоприятных последствий в виде отказа во включении периода работы в специальный стаж либо его льготного исчисления, поскольку обязанность указывать коды льготного характера труда своих работников возложена на работодателя.

В силу п.п. 2 п. 2 ст. 14 Федерального закона Российской Федерации от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" страхователи обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации, а также вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный бюджет.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 10.07.2007 N 9-П, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, за счет которых финансируются страховая и накопительная части трудовой пенсии, определяются как индивидуально возмездные обязательные платежи, которые уплачиваются в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете. Уплату страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в пользу граждан, работающих по трудовому договору, как лиц, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование, Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" возлагает на страхователя (работодателя), который обязан своевременно и в полном объеме производить соответствующие платежи. Пенсионный фонд Российской Федерации, в свою очередь, обязан назначать (пересчитывать) и своевременно выплачивать обязательное страховое обеспечение (трудовые пенсии) на основе данных индивидуального (персонифицированного) учета, осуществлять учет средств, поступающих по обязательному пенсионному страхованию, и обеспечивать их целевое использование.

Периоды с 05.04.2004 по 16.04.2004 (календарно 12 дней), с 01.12.2009 по 25.12.2009 (календарно 25 дней), которые согласно выписке из ИЛС Кирилловой Ю.В. указаны без кода льготной профессии, также подлежат включению в специальный педагогический стаж истца, так как относятся к периодам нахождения истца на курсах повышения квалификации.

Факт нахождения истца на курсах повышения квалификации в указанные периоды подтверждается свидетельством о повышении квалификации за период апреля 2004 г. и расчетным листом за апрель 2004 г., из которого видно, что за указанный период за Кирилловой Ю.В. сохранялись место работы и заработная плата, с которой работодатель производил отчисление страховых взносов в Пенсионный Фонд Российской Федерации; удостоверением о краткосрочном повышении квалификации в декабре 2009 г., выданным ГОУ ДЖРО «Институт развития регионального образования».

Согласно статье 187 Трудового кодекса Российской Федерации, в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от производства за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Соответственно, период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением заработной платы, когда работодатель производит отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Кроме того, как установлено в ходе судебного заседания и не оспаривается сторонами, для педагогов, в том числе и для истца, в силу специальных нормативных актов повышение квалификации – обязательное условие выполнения работы, то есть это должностные обязанности истца.

Соответственно, периоды нахождения Кирилловой Ю.В. на курсах повышения квалификации с 05.04.2004 по 16.04.2004 (календарно 12 дней), с 01.12.2009 по 25.12.2009 (календарно 25 дней), что в календарном исчислении составляет 37 дней или 01 месяц 07 дней, подлежат зачету в специальный трудовой стаж истца.

Рассматривая период, указанный в п.4 раздела 2 с 01.10.2016 по 06.12.2017 (календарно 02 месяца 06 дней, относительно которого отсутствуют сведения на индивидуальном лицевом счете, и по этой причине ответчик не включает их в специальный педагогический стаж, суд не может согласиться с доводами ответчика в данной части.

Федеральный закон "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" N 27-ФЗ возлагает на страхователя обязанность предоставлять в органы Пенсионного фонда сведения, в которых необходимо, в том числе, указывать периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ. Отсутствие по вине работодателя в сведениях, предоставленных в Пенсионный фонд кода особых условий труда в спорный период работы истицы, не может повлечь для нее неблагоприятных последствий в виде отказа во включении периода работы в специальный стаж либо его льготного исчисления, поскольку обязанность указывать коды льготного характера труда своих работников возложена на работодателя.

Учитывая стаж, установленный судом – 11 месяцев 09 дней (30.10.1997 по 31.08.1998 (календарно 10 месяцев 02 дня), с 05.04.2004 по 16.04.2004 (календарно 12 дней), с 01.12.2009 по 25.12.2009 (календарно 25 дней) и принятый Управлением пенсионного фонда – 25 лет 05 месяцев 09 дней, специальный педагогический стаж истца Кирилловой Ю.В. на дату обращения 24.05.2021 составляет 26 лет 04 месяца 18 дней.

В соответствии с ч. 1 ст. 22 Федерального закона «О страховых пенсиях» № 400-ФЗ от 28.12.2013 страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Согласно п. 32 Постановления Пленума Верховного суда от 11.12.2012 года №30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» если истец в установленном законом порядке обращался в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение за назначением пенсии, однако в этом ему было необоснованно отказано, суд вправе обязать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, назначить истцу пенсию со дня обращения с заявлением.

На момент обращения к ответчику 24.05.2021 стаж работы по осуществлению педагогической деятельности составлял у Кирилловой Ю.В. 26 лет 04 месяца 18 дней. Необходимые 25 лет педагогической работы имели место на 06.01.2020.

Пенсионная реформа затронула педагогических работников, у которых право на досрочную пенсию по старости возникает начиная с 2019 года.

Имея необходимый педагогический стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии, выйти на льготную пенсию получится только по истечении определенного срока. Он отсчитывается с момента приобретения необходимого стажа. При наличии необходимого педагогического стажа на 2019 год, срок, по истечении которого назначат пенсию, составляет 12 месяцев, на 2020 год – 24 месяца.

При этом, для педагогических работников, которые приобретут необходимый стаж в 2019 и 2020 годах, предусмотрено исключение. У данных лиц возможность получить пенсию на шесть месяцев раньше сроков, предусмотренных в приложении.

Ч.3. ст. 10 предусмотрено, что «гражданам, которые указаны в части 1 статьи 8, пунктах 19 - 21 части 1 статьи 30, пункте 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" и которые в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 1 января 2019 года, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.

Соответственно, те, кто вырабатывает стаж в 2019 году пойдут на пенсию через полгода. Тем, кто получит право на пенсию в 2020 году, назначат ее через полтора года.

В данном случае необходимый 25-летний стаж педагогической работы истцом Кирилловой Ю.В. выработан 06.01.2020 (то есть в период по 31.12.2020), что дает основания говорить о наличии у истца права на назначение пенсии с момента возникновения права, то есть с 06.07.2021 ( к дате наличия 25 летнего стажа 06.01.2020 +1,5 года).

В Определении Конституционного Суда РФ от 02.04.2019 N 854-О "По запросу группы депутатов Государственной Думы о проверке конституционности положений статей 4 и 7 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" указано, что повышение пенсионного возраста неизбежно связано с изменением жизненных планов лиц предпенсионного возраста, которые рассчитывали на реализацию права на пенсию в соответствии с ранее действовавшим правовым регулированием. Этим предопределяется необходимость установления переходного периода для адаптации к вносимым изменениям и иных законодательных мер, призванных смягчить последствия введения нового правового регулирования.

В соответствии с Федеральным законом "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" повышение пенсионного возраста будет происходить поэтапно, начиная с 2019 года. В течение каждого календарного года предусмотрено увеличение на 12 месяцев пенсионного возраста, равно как и периода ожидания назначения досрочной страховой пенсии по старости со дня возникновения права на нее для тех категорий граждан, которым эта пенсия назначается независимо от возраста.

При этом на начальном этапе переходного периода гражданам, которые с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством, действовавшим до 1 января 2019 года, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к Федеральному закону "О страховых пенсиях", но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков. Аналогичное правило установлено в отношении граждан, которым по достижении соответствующего возраста устанавливается социальная пенсия по старости (части 3 и 4 статьи 10 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий").

Соответственно, суд не может согласиться с доводами истца, что пенсия ей должна быть назначена с момента обращения в УПФР в г. Первоуральске - с 24.05.2021.

Исследовав все доказательства в совокупности, суд считает необходимым решение Управления пенсионного фонда в городе Первоуральске Свердловской области ( межрайонного) об отказе Кирилловой Ю.В. в установлении пенсии в оспариваемой части признать незаконным частично..

Руководствуясь статьями 12, 56, 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковые требования Кирилловой Юлии Викторовны к Государственному учреждению Управлению пенсионного фонда Российской Федерации в городе Первоуральске Свердловской области (межрайонному) удовлетворить частично.

Решение Государственного учреждения – Управления пенсионного фонда Российской Федерации в городе Первоуральске Свердловской области об отказе Кирилловой Юлии Викторовне в установлении пенсии признать частично незаконным в оспариваемой части.

Обязать Государственное учреждение – Управление пенсионного фонда Российской Федерации в городе Первоуральске Свердловской области (межрайонное):

- принять Кирилловой Юлии Викторовне к зачету в стаж, дающий право на получение страховой пенсии по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с осуществление педагогической деятельности в организациях для детей, периоды: с 30.10.1997 по 31.08.1998, с 05.04.2004 по 16.04.2004, с 01.12.2009 по 25.12.2009;

назначить Кирилловой Юлии Викторовне страховую пенсию по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с осуществлением педагогической деятельности в организациях для детей в соответствии с п.п.19 п.1 ст.30 вышеназванного закона с момента возникновения права – 06.07.2021.

В остальной части исковые требования Кирилловой Юлии Викторовны оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд через Первоуральский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 28 сентября 2021года.

Председательствующий: подпись Е.В. Карапетян

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

2-3175/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Кириллова Юлия Викторовна
Ответчики
Управление пенсионного фонда РФ в г. Первоуральске
Другие
Управление образования ГО Первоуральск
Суд
Первоуральский городской суд Свердловской области
Судья
Карапетян Елена Викторовна
Дело на странице суда
pervouralsky.svd.sudrf.ru
12.08.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
12.08.2021Передача материалов судье
19.08.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
19.08.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.08.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.09.2021Судебное заседание
28.09.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
05.10.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.11.2021Дело оформлено
21.09.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее