Решение по делу № 33а-2584/2020 от 05.08.2020

№ 2а-918/2020

Дело № 33а-2584/2020

Судья Дробышева Е.В.

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Тамбов 2 сентября 2020 года

Судебная коллегия по административным делам Тамбовского областного суда в составе:

председательствующего судьи Епифановой С.А.,

судей: Курохтина Ю.А., Симоновой Т.А.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Логачевой Е.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Управления лесами Тамбовской области к прокурору Тамбовского района Тамбовской области, прокуратуре Тамбовской области о признании представления незаконным,

по апелляционной жалобе Управления лесами Тамбовской области на решение Тамбовского районного суда Тамбовской области от 9 июня 2020 г.

Заслушав доклад судьи Курохтина Ю.А., судебная коллегия,

у с т а н о в и л а :

Управление лесами Тамбовской области обратилось в суд с административным иском к прокурору Тамбовского района Тамбовской области о признании незаконным представления №*** от 29.01.2020 об устранении нарушений лесного законодательства и об охране окружающей среды.

В обоснование требований в заявлении указано, что в представлении прокурора на Управление лесами возлагается обязанность по принятию мер по ликвидации несанкционированных свалок и решить вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности виновных лиц. Данное представление нарушает права и законные интересы Управления лесами Тамбовской области и ТОГКУ «Горельское лесничество», поскольку незаконно возлагает указанную обязанность на них. Считают, что очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия не относится к санитарно-оздоровительным мероприятиям. Нормативно-правовыми актами в области лесных отношений, в том числе Положением об управлении лесами Тамбовской области, Управление лесами не наделено полномочиями по ликвидации несанкционированных свалок твердых коммунальных отходов. В соответствии с подпунктом 7 п.2 ст.26 Федерального закона от 06.10.1999 №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ», а также в соответствии с Правилами организации работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде (утв. Постановлением Правительства №542 от 04.05.2018 к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ и органа местного самоуправления относятся вопросы организации работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде, в том числе решение вопросов организации и осуществления региональных и межмуниципальных программ и проектов в области охраны окружающей среды и экологической безопасности, обращения с твердыми коммунальными отходами. Постановлением администрации Тамбовской области от 13.06.2017 №558 утверждена региональная программа Тамбовской области по обращению с отходами, в том числе и с твердыми коммунальными отходами, Управление лесами не является исполнителем данной программы. Не наделено полномочиями по ликвидации несанкционированных свалок и ТОГКУ «Горельское лесничество».

Решением Тамбовского районного суда Тамбовской области от 9 июня 2020 года в удовлетворении административных исковых требований отказано.

Не согласившись с указанным решением суда, Управления лесами Тамбовской области подана апелляционная жалоба о его отмене, считая его незаконным.

В возражениях на апелляционную жалобу помощник прокурора Тамбовского района Тамбовской области просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения лиц, участвовавших в судебном заседании, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 221 КАС РФ состав лиц, участвующих в деле об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, определяется в соответствии с правилами главы 4 настоящего Кодекса с учетом особенностей, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

В соответствии с пунктом 3 части 3 статьи 135 КАС РФ, суд при подготовке дела к судебному разбирательству разрешает вопрос о вступлении в административное дело других административных истцов, административных ответчиков и заинтересованных лиц, а также вопрос о замене ненадлежащего административного ответчика.

Согласно части 4, 5 статьи 38 КАС РФ под административным ответчиком понимается лицо, к которому предъявлено требование по спору, возникающему из административных или иных публичных правоотношений, либо в отношении которого административный истец, осуществляющий контрольные или иные публичные функции, обратился в суд; административными ответчиками могут быть органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, избирательные комиссии, комиссии референдума, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностные лица, государственные и муниципальные служащие. В случаях, установленных настоящим Кодексом, административными ответчиками могут быть граждане, их объединения и организации, не обладающие государственными или иными публичными полномочиями в спорных правоотношениях.

Судебной коллегией установлено, что дело судом первой инстанции было рассмотрено в нарушение вышеуказанных норм.Как следует из материалов дела Управление лесами Тамбовской области обратилось в суд с административным иском к прокурору Тамбовского района Тамбовской области о признании незаконным представления №*** от 29.01.2020 об устранении нарушений лесного законодательства и об охране окружающей среды. В обоснование иска административным истцом заявлено, что Управление лесами не наделено полномочиями по ликвидации несанкционированных свалок твердых коммунальных отходов и денежные средства на такую деятельности в виде субвенций федерального бюджета Управлению не предусмотрены. В соответствии с подпунктом 7 п.2 ст.26 Федерального закона от 06.10.1999 №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ», а также в соответствии с Правилами организации работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде (утв. Постановлением Правительства №542 от 04.05.2018 названная обязанность возложена на органы государственной власти субъекта РФ и органы местного самоуправления, которые и наделены соответствующими полномочиями. Поскольку границы лесного фонда не установлены, работниками прокуратуры неверно определено, что ответственность за свалку лежит на Управлении лесами. Ответственность в данном случае ложится на сельсовет, на территории которого расположена несанкционированная свалка. В настоящее время проверяется совместно с кадастровыми инженерами границы сельского поселения и лесного фонда. Данная работа не завершена и находится результаты находятся на согласовании. Территория, на которой обнаружена несанкционированная свалка может быть отнесена в том числе к землям запаса, землям сельскохозяйственного назначения, поскольку лесной растительности на данном участке не имеется. При этом, представителем административного истца сообщено, что к полномочиям Управления в контексте заявленных требований может быть отнесена обязанность сообщить о выявленной свалке и необходимости ее ликвидации полномочному органу Роснадзору, или администрации сельского поседения. В администрацию Тулиновского сельсовета обращалось ТОГКУ «Горельское лесничество» 11.11.2019, в результате чего Тулиновским сельсоветом была оказана помощи и данная свалка ликвидирована, причем названная обязанность исполнена добровольно задолго до выставления прокурором Тамбовского района обжалуемого представления от 29.01.2020. Замена ненадлежащего административного ответчика предусмотрена ч. 1 ст. 43 КАС РФ, согласно которой в случае, если при подготовке административного дела к судебному разбирательству или во время судебного разбирательства в суде первой инстанции будет установлено, что административное исковое заявление подано не к тому лицу, которое должно отвечать по заявленным требованиям, суд с согласия административного истца заменяет ненадлежащего административного ответчика надлежащим. Если административный истец не согласен на замену административного ответчика другим лицом, суд может без согласия административного истца привлечь это лицо в качестве второго административного ответчика. Указанные положения закона судом первой инстанции не были учтены, надлежащий административный ответчик по данному спору не определен, что свидетельствует о нарушении процессуальных норм, повлиявшем на исход дела, без устранения которого невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов как заявителя, так и иных лиц, не участвовавших при рассмотрении дела судом первой инстанции и не привлеченных к участию в деле. Тулиновский сельсовет Тамбовского района Тамбовской области, к участию в деле не привлечен, вопрос о привлечении к участию в деле Роснадзора, судом не обсуждался и не разрешался.. Согласно пункту 4 части 1 статьи 310 КАС РФ основанием для отмены решения суда первой инстанции в любом случае является принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в административном деле. При таких обстоятельствах решение Тамбовского районного суда г.Тамбова от 9 июня 2020 года подлежит отмене, а дело направлению на новое рассмотрение в тот же суд. При новом рассмотрении суду первой инстанции необходимо устранить приведенные нарушения законодательства, определить надлежащего административного ответчика (соответчика) в соответствии с возложенными законом полномочиями, заинтересованных лиц, оценить доводы административного истца, административных ответчиков, заинтересованных лиц, проверить законность представления прокурора от 29.01.2020 года, в том числе и на соответствие его положениям Федерального закона «О прокуратуре» относительно указания конкретных действий, которые надлежит совершить Управлению лесами, а также определить иные имеющие существенное значение для дела обстоятельства, входящие в предмет спора по данному делу, дать им правовую оценку. Доводы административного истца, изложенные в апелляционной жалобе, и касающиеся сути заявленных требований, являются обстоятельствами, подлежащими исследованию судом первой инстанции в ходе нового рассмотрения дела. На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 309, 310, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия, о п р е д е л и л а : Тамбовского районного суда Тамбовской области от 9 июня 2020 года отменить, административное дело направить на новое рассмотрение в тот же суд. Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение 6 месяцев во Второй кассационный суд общей юрисдикции через Тамбовский районный суд Тамбовской области. Председательствующий

Судьи

33а-2584/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Управление лесами Тамбовской области
Ответчики
Прокурора Тамбовского района Тамбовской области
Прокуратура Тамбовской области
Другие
ТОГКУ Горельское лесничество
Федеральное агенство лесного хозяйства Рослесхоз
Суд
Тамбовский областной суд
Судья
Курохтин Юрий Александрович
Дело на сайте суда
oblsud.tmb.sudrf.ru
05.08.2020Передача дела судье
02.09.2020Судебное заседание
08.09.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
08.09.2020Передано в экспедицию
02.09.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее