7п-735
РЕШЕНИЕ
21 декабря 2021 года город Архангельск
Судья Архангельского областного суда Рохина Я.С., рассмотрев жалобу С. на постановление судьи Холмогорского районного суда Архангельской области от 8 декабря 2021 года,
установил:
постановлением судьи Холмогорского районного суда Архангельской области от 8 декабря 2021 года индивидуальный предприниматель С. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
В жалобе С. просит смягчить назначенное наказание.
В дополнениях к жалобе С. приводит доводы выполнению им мер по соблюдению требований законодательства.
Проверив в интересах законности дело в полном объеме, рассмотрев доводы жалобы с дополнениями, заслушав С., ее поддержавшего, прихожу к следующему.
Частью 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 настоящего Кодекса.
Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (подпункт «а.2» пункта «а» статьи 10 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (в редакции Федерального закона от 1 апреля 2020 года N 98-ФЗ).
Такие правила утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 года N 417.
Правила предусматривают, в том числе, что при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, граждане обязаны выполнять законные требования должностных лиц, осуществляющих мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций; при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации гражданам запрещается осуществлять действия, создающие угрозу собственной безопасности, жизни и здоровью, а также осуществлять действия, создающие угрозу безопасности, жизни и здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации (подпункт «б» пункта 3, подпункты «в», «г» пункта 4 Правил).
Согласно подпункту «б» пункта 6 статьи 4.1, подпунктам «а, у, ф» части 1 статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера и обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, а также с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации или угрозы ее возникновения во исполнение правил поведения, установленных в соответствии с подпунктами «а.2», «а» статьи 10 названного Федерального закона, могут предусматривать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
В развитие приведенных выше положений законодательства Российской Федерации в субъектах Российской Федерации приняты нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Указом Губернатора Архангельской области от 17 марта 2020 года N 28-у на территории Архангельской области введен режим повышенной готовности для органов управления и сил Архангельской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и мерах по противодействию распространению на территории Архангельской области новой коронавирусной инфекции (COVID-2019).
Пунктом 5.2 указа Губернатора Архангельской области (в редакции, действовавшей на момент выявления обстоятельств, послуживших основанием для привлечения С. к административной ответственности) установлено, что для посещения организаций общественного питания посетители предъявляют один из следующих документов: действующий QR-код, подтверждающего прохождение полного курса вакцинации или перенесение новой короновирусной инфекции (COVID-2019) и с даты их выздоровления прошло не более шести календарных месяцев; сертификат профилактической прививки от COVID-19 (справка медицинской организации) на бумажном носителе, подлинник справки с отрицательным результатом исследования на новую короновирусную инфекцию (COVID-2019) методом ПЦР, выданной не ранее чем за три календарных дня до посещения объекта, подлинник справки медицинской организации, подтверждающей, что гражданин перенес новую коронавирусную инфекцию (COVID-2019) и с даты его выздоровления прошло не более шести календарных месяцев, подлинник справки медицинской организации о наличии противопоказаний к профилактической прививке против короновирусной инфекции (COVID-2019).
Посещение организаций общественного питания при предъявлении действующего QR-кода допускается после проведения сотрудниками организации проверки действительности QR-кода, предъявляемого посетителем, и соответствия данных о посетителе, содержащихся в QR-коде и в документе, удостоверяющем личность.
При наличии принятого в установленном порядке нормативного правового акта, возлагающего ограничения деятельности отдельных организаций независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, подобное требование становится императивным предписанием, подразумевающим как его безусловное соблюдение всеми теми лицами, кому оно адресовано, так и возможность привлечения виновных в его несоблюдении лиц к соответствующему виду ответственности.
Как следует из материалов дела и установлено судьей районного суда, 3 ноября 2021 года около 10 часов 10 минут индивидуальный предприниматель С., являясь владельцем кафе <данные изъяты> расположенного по <адрес>, не выполнил правила поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, допустив реализацию товара (бутылки пива) продавцом Г. посетителю К., не имеющему документов, предусмотренных пунктом 5.2 указа Губернатора Архангельской области от 17 марта 2020 года N 28-у
Факт совершения административного правонарушения и виновность в нем С. подтверждены: рапортом старшего инспектора ОМВД России по <адрес> Г. о выявленном правонарушении в ходе несения службы, протоколом об административном правонарушении, протоколом осмотра помещения кафе <данные изъяты> с приложением фототаблицы, протоколом изъятия у К. товара с приложением фототаблицы, копией чека на сумму 100 рублей, письменными объяснениями продавца-кассира Г. о реализации бутылки пива посетителю (К.) без проверки документов, трудовым договором, заключенным между Г. и ИП С., письменными объяснениями К. об отсутствии у него документов, подтверждающих прохождение вакцинации, перенесенного заболевания либо медицинского отвода и о приобретении без указанных документов товара в кафе «Поляна» (бутылки пива), выпиской из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей в отношении С., договором аренды нежилого помещения по адресу: <адрес>, заключенным между ООО <данные изъяты> и ИП С.
Приведенные в постановлении доказательства получены уполномоченным должностным лицом с соблюдением установленного порядка и отнесены статьей 26.2 КоАП РФ к числу доказательств по делу об административном правонарушении. Доказательства оценены судьей по правилам статьи 26.11 КоАП РФ на основании всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела в их совокупности.
Событие правонарушения и установленные по делу обстоятельства заявителем в жалобе не оспариваются.
Выяснив обстоятельства, подлежащие в силу статьи 26.1 КоАП РФ выяснению по делу об административном правонарушении, судья правильно квалифицировал содеянное индивидуальным предпринимателем С. по части 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ.
Обязанность организовать работу предприятия общественного питания в строгом соответствии с императивными требованиями пункта 5.2 указа Губернатора Архангельской области от 17 марта 2020 года N 28-у возложена на владельца предприятия общественного питания, в данном случае на индивидуального предпринимателя С., способ надлежащего исполнения законодательства находится в исключительном ведении хозяйствующего субъекта.
В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что правонарушение вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и препятствиями, находящимися вне контроля С.
При изложенных обстоятельствах противоправные действия С. образуют состав административного правонарушения, ответственность за который предусмотрена частью 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ, квалифицированы, исходя из фактически установленных обстоятельств дела и разъяснений, содержащихся в Обзорах Верховного суда РФ по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19).
Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении, установленный главой 29 КоАП РФ, судьей соблюден, постановление по делу об административном правонарушении мотивированно и отвечает требованиям статьи 29.10 названного Кодекса.
Административное наказание назначено в пределах санкции, установленной частью 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, с учетом конкретных обстоятельств дела, характера совершенного правонарушения, личности виновного, смягчающего ответственность обстоятельства (наличие на иждивении малолетнего ребенка).
Совершение административного правонарушения впервые, на что ссылается податель жалобы, частью 1 статьи 4.2 КоАП РФ не отнесено к числу безусловных обстоятельств, смягчающих административную ответственность.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием. Применение положений статьи 2.9 КоАП РФ является правом, а не обязанностью суда.
Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.
В данном случае оснований для признания совершенного С. правонарушения малозначительным не имеется, поскольку оно посягает на безопасность и здоровье граждан и может повлечь возникновение и распространения заболеваний среди населения Российской Федерации, с учетом того, что в данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своих публично-правовых обязанностей.
Основания для замены назначенного наказания в виде административного штрафа предупреждением, как об этом поставлен вопрос в жалобе, отсутствуют.
Введенные указом Губернатора Архангельской области от 17 марта 2020 года N 28-у ограничения в работе предприятий общественного питания призваны обеспечить безопасность и здоровье граждан, предупредить возникновение и распространение заболевания среди населения Российской Федерации, в том числе жителей региона.
Согласно части 2 статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
При отсутствии совокупности всех обстоятельств, указанных в части 2 статьи 3.4 КоАП РФ, возможность назначения административного наказания в виде административного штрафа предупреждением не допускается.
В рассматриваемом случае такой совокупности обстоятельств не усматривается, поскольку совершенное С. правонарушение создает угрозу жизни и здоровью людей ввиду продолжающегося глобального распространения новой коронавирусной инфекции, в том числе в Архангельской области.
В случае невозможности единовременной уплаты административного штрафа С. не лишен возможности обратиться в суд, вынесший постановление, с заявлением в порядке статьи 31.5 КоАП РФ о предоставлении отсрочки и рассрочки уплаты административного штрафа.
Нормы материального права применены и истолкованы правильно, нарушений процессуальных требований не допущено.
Руководствуясь статьями 30.7 и 30.9 КоАП РФ,
решил:
постановление судьи Холмогорского районного суда Архангельской области от 8 декабря 2021 года оставить без изменения, жалобу С. - без удовлетворения.
Судья Я.С. Рохина