Дело № 2-298/2022
УИД 55RS0027-01-2022-000382-26
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
р.п. Оконешниково 12 октября 2022 г.
Оконешниковский районный суд Омской области в составе:
председательствующего судьи Батуриной И.Ю.,
при секретаре Чукановой Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению администрации Андреевского сельского поселения Оконешниковского муниципального района Омской области к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области о признании права муниципальной собственности на невостребованную земельную долю,
установил:
Администрация Андреевского сельского поселения Оконешниковского муниципального района Омской области в лице Главы Шейерман О.И. обратилась в суд с иском к ТУ Росимущества Омской области о признании права муниципальной собственности на невостребованную земельную долю. В обоснование заявленных требований указано, что в результате реорганизации совхоза «Андреевский» в соответствии с постановлением Правительства РФ от 29.12.1991 № 86 «О порядке реорганизации колхозов и совхозов» и постановлением Правительства РФ от 04.09.1992 № 708 «О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса» Синишина Т.И. получила в собственность земельную долю в составе земельного участка, расположенного на землях бывшего совхоза, т.е. на землях .... Каждому из собственников было распределено поле, состоящее из <данные изъяты> га, в том числе пашни <данные изъяты> га. Часть собственников передали свои доли крестьянским фермерским хозяйствам, часть собственников, в том числе и Синишина Т.И., не распорядились своими долями в течение трех и более лет с момента приобретения права на долю. Администрацией сельского поселения последовательно проведена процедура признания земельной доли невостребованной. Синишина Т.И. ранее проживала в ..., сведениями о ее месте нахождения, круге наследников истец не располагает. На основании изложенного истец просит признать право муниципальной собственности Андреевского сельского поселения на земельную долю в составе земельного участка с кадастровым номером №, местоположение которого ..., принадлежащую Синишиной Т.И.
В судебном заседании представитель истца администрации Андреевского сельского поселения Оконешниковского муниципального района Омской области участия не принимал, согласно заявлению просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель ответчика Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области в судебном заседании не участвовал, о дате, времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом.
Ответчик Синишина Т.И., привлеченная к участию в деле на основании определения суда от 05.08.2022, в судебном заседании участия не принимала.
Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области, администрации Оконешниковского муниципального района Омской области в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте слушания дела извещены.
Суд, исследовав имеющиеся в деле доказательства, приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
На основании ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств (ч. 1 ст. 67 ГПК РФ).
Согласно п. п. 1, 3 ст. 209 Гражданского кодекса РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом (статья 129), осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.
Как следует из постановления Правительства РФ от 04.09.1992 № 708 «О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса», в каждом реорганизуемом колхозе и совхозе определяются индивидуальные имущественные паи и земельные доли.
Трудовые коллективы реорганизуемых колхозов, совхозов и приватизируемых государственных сельскохозяйственных предприятий принимают решение о выборе формы собственности на землю, предусмотренной Земельным кодексом Российской Федерации.
С учетом принятого решения в районную комиссию по приватизации земель и реорганизации сельскохозяйственных предприятий подается заявка на предоставление земли в ту или иную форму собственности, а также на выкуп или аренду сельскохозяйственных угодий сверх причитающихся хозяйству бесплатно по среднерайонной норме.
К заявке прилагаются списки лиц, имеющих право на получение земли в собственность бесплатно в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 2 марта 1992 г. № 213. В них включаются: работники колхозов и совхозов, других сельскохозяйственных предприятий, пенсионеры этих хозяйств, проживающие на их территориях; лица, занятые в социальной сфере на селе (работники предприятий и организаций народного образования, здравоохранения, культуры, быта, связи, торговли и общественного питания, расположенных на территориях сельскохозяйственных предприятий). Кроме того, в списки включаются временно отсутствующие работники (военнослужащие срочной службы, стипендиаты хозяйства и т.п.), лица, имеющие право вернуться на прежнее место работы (в случае их возвращения), и лица, уволенные с этого предприятия по сокращению численности работников после 1 января 1992 г.
Согласно п. 5 ст. 79 земельного кодекса РФ использование земельных долей, возникших в результате приватизации сельскохозяйственных угодий, регулируется Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».
В ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» определено, что земельная доля, права на которую возникли при приватизации сельскохозяйственных угодий до вступления в силу настоящего Федерального закона, является долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения.
В соответствии со ст. 12.1 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» невостребованной земельной долей может быть признана земельная доля, принадлежащая на праве собственности гражданину, который не передал эту земельную долю в аренду или не распорядился ею иным образом в течение трех и более лет подряд. При этом не могут быть признаны невостребованными земельными долями земельные доли, права на которые зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (пункт 1).
Невостребованной земельной долей может быть признана также земельная доля, сведения о собственнике которой не содержатся в принятых до дня вступления в силу Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» решениях органов местного самоуправления о приватизации сельскохозяйственных угодий, либо земельная доля, собственник которой умер и отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, или никто из наследников не имеет права наследовать, или все наследники отстранены от наследования, или никто из наследников не принял наследства, или все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника (пункт 2).
Орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, составляет список лиц (при их наличии), земельные доли которых могут быть признаны невостребованными, и земельных долей, которые могут быть признаны невостребованными, опубликовывает список невостребованных земельных долей в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации, и размещает на своем официальном сайте в сети «Интернет» (при его наличии) не менее чем за три месяца до созыва общего собрания участников долевой собственности. Указанный список размещается также на информационных щитах, расположенных на территории данного муниципального образования (п.п. 3 и 4).
При этом лица, считающие, что они или принадлежащие им земельные доли необоснованно включены в список невостребованных земельных долей, вправе представить в письменной форме возражения в орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, и заявить об этом на общем собрании участников долевой собственности, что является основанием для исключения указанных лиц и (или) земельных долей из списка невостребованных земельных долей (пункт 6).
С даты утверждения списка невостребованных земельных долей общим собранием участников долевой собственности земельные доли, сведения о которых включены в указанный список, признаются невостребованными. В случае если общим собранием участников долевой собственности в течение четырех месяцев со дня опубликования указанного списка не принято решение по вопросу о невостребованных земельных долях, орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе утвердить такой список самостоятельно (пункт 7).
Статьей 14.1 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» определено, что общее собрание участников долевой собственности (далее - общее собрание) проводится по предложению участника долевой собственности, либо лиц, использующих находящийся в долевой собственности земельный участок в целях производства сельскохозяйственной продукции, либо органа местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в общей долевой собственности. Общее собрание принимает решения по вопросам, указанным в пункте 3 статьи 14 настоящего Федерального закона.
Участники долевой собственности извещаются органом местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в общей долевой собственности, о проведении общего собрания посредством опубликования соответствующего сообщения в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации, и размещения такого сообщения на официальном сайте соответствующего органа местного самоуправления в сети «Интернет» (при его наличии) не позднее чем за сорок дней до дня проведения общего собрания, а в случае проведения повторного общего собрания - не позднее чем за тридцать дней до дня его проведения. Не позднее дня опубликования сообщения о проведении общего собрания объявление также должно быть размещено на информационных щитах, расположенных на территории муниципального образования по месту расположения земельного участка, находящегося в общей долевой собственности. О проведении общего собрания по предложению участника долевой собственности или лиц, использующих находящийся в долевой собственности земельный участок в целях производства сельскохозяйственной продукции, орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в общей долевой собственности, уведомляется в письменной форме.
Общее собрание считается правомочным в случае присутствия на нем участников долевой собственности, составляющих не менее чем 50 процентов их общего числа или, если способ указания размера земельной доли допускает сопоставление долей в праве общей собственности на земельный участок, владеющих более чем 50 процентами таких долей.
В случае, если количества участников долевой собственности на земельный участок, не включенных в утвержденный список лиц, земельные доли которых могут быть признаны невостребованными, и земельных долей, которые могут быть признаны невостребованными, недостаточно для обеспечения правомочности общего собрания в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи, общее собрание считается правомочным, если на нем присутствуют не менее чем 50 процентов общего числа участников долевой собственности на этот земельный участок, не включенных в указанный список.
Принятое общим собранием решение оформляется протоколом.
В силу п. 1 ст. 25 Земельного кодекса Российской Федерации права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости».
В судебном заседании установлено, что совхоз «Андреевский» Оконешниковского района Омской области был реорганизован. Постановлением главы администрации Оконешниковского района Омской области от 11.01.1993 № 8-п зарегистрировано акционерное общество закрытого типа «Андреевское».
В списке лиц, имеющих право на земельный и имущественный паи в совхозе «Андреевский», утвержденном главой Оконешниковского муниципального района, указана Синишина Т.И., которой предоставлен земельный пай в размере 26 га.
21.01.2022 в газете «За урожай» № 2 (10142) администрацией Андреевского сельского поселения Оконешниковского муниципального района был опубликован список невостребованных земельных долей и граждан - сособственников земельных долей в составе земельного участка с кадастровым номером №, расположенного на территории ..., с разъяснением лицам, считающим, что принадлежащие им земельные доли необоснованно включены в список невостребованных земельных долей, права на предоставление в письменной форме возражений. Позднее также было опубликовано сообщение о проведении общего собрания участников общей долевой собственности.
В исковом заявлении указано, что с момента публикации в газете «За урожай» списка невостребованных земельных долей и до момента проведения общего собрания участников общей долевой собственности, признанного несостоявшимся, Синишина Т.И., указанная в данном списке, или ее наследники письменных возражений в администрацию Андреевского сельского поселения не направили, на общем собрании участников долевой собственности о необоснованности включения в список не заявляли.
Как следует из протокола общего собрания участников долевой собственности на участок с кадастровым номером № из земель сельскохозяйственного назначения в границах ... от 20.05.2022, собрание участников признано несостоявшимся по причине отсутствия кворума. Постановлением главы администрации муниципального образования был утвержден список невостребованных земельных долей в составе указанного выше земельного участка.
Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости от 13.01.2022 право собственности Синишиной Т.И. на земельную долю в размере <данные изъяты> в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером 55:19:000000:587 зарегистрировано 28.08.2001.
Как следует из информации, предоставленной ЗАГС, сведений о государственной регистрации смерти в отношении Синишиной Т.И. не имеется.
Согласно сведениям, предоставленным нотариусом Оконешниковского нотариального округа, наследственное дело после смерти Синишиной Т.И. не заводилось, завещание от ее имени не удостоверялось.
Из информации, предоставленной Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области 10.10.2022, видно, что в ЕГРН содержатся сведения о том, что Синишиной Т.И. в счет земельной доли из земельного участка с кадастровым номером № выделен земельный участок с кадастровым номером № площадью <данные изъяты> кв.м, расположенный на территории ..., дата регистрации – <дата обезличена>.
В силу статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предмет и основание иска определяет истец.
В соответствии с частью 3 статьи 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
По настоящему делу истец предъявил требования о признании права муниципальной собственности на земельную долю в составе земельного участка с кадастровым номером №, принадлежащую Синишиной Т.И.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, учитывая, что Синишина Т.И. приняла меры к выделению земельный доли из состава земельного участка с кадастровым номером № в обособленный земельный участок, которому присвоен кадастровый номер, данный участок, выделенный в счет доли, предметом настоящего иска не является, и истцом не уточнен предмет заявленных требований, суд приходит к выводу о том, что оснований для удовлетворения исковых требований при указанных обстоятельствах не имеется.
Согласно ч. 2 ст. 103 ГПК РФ при отказе в иске издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, взыскиваются с истца, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены.
В п.п. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, освобождаются органы местного самоуправления, выступающие по делам в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков).
В связи с изложенным, судебные расходы, связанные с рассмотрением настоящего дела, следует отнести за счет средств федерального бюджета.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований администрации Андреевского сельского поселения Оконешниковского муниципального района Омской области о признании права муниципальной собственности на земельную долю в составе земельного участка с кадастровым номером №, местоположение которого: ..., в счет невостребованной земельной доли, принадлежащей Синишиной Т.И., отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Омский областной суд путем подачи жалобы через Оконешниковский районный суд Омской области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья И.Ю. Батурина
Мотивированное решение изготовлено 15.10.2022.