Дело № 2а-737/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Южноуральск 12 октября 2020 года
Южноуральский городской суд Челябинской области в составе:
председательствующего судьи Черепановой О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Дворянчиковой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 15 по Челябинской области к Андреевой Л. В. о взыскании задолженности по налогам, пени,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 15 по Челябинской области обратилась в суд с административным иском к Андреевой Л.В., в котором просила восстановить срок для взыскания задолженности и взыскать с административного ответчика в бюджет задолженность по налогу на имущество физических лиц по сроку уплаты 01 октября 2015 года в размере 562 руб. 00 коп. и пени в размере 02 руб. 01 коп., по сроку платы 01 декабря 2016 года в размере 2 148 руб. 00 коп. и пени в размере 15 руб. 04 коп.; по земельному налогу физических лиц, обладающих земельными участками в границах городских округов, по сроку уплаты 01 октября 2015 года в размере 196 руб. 00 коп., по сроку уплаты 01 декабря 2016 года в размере 589 руб. 00 коп. и пени в размере 04 руб. 12 коп., всего 3 516 руб. 17 коп.
В обоснование иска указано, что административным ответчиком не исполнена обязанность по уплате указанных налогов и пени, а также требование налогового органа об их уплате. Обращение с заявлением о вынесении судебного приказа к мировому судье считает невозможным в виду пропуска срока такого обращения, наличием спора о праве. В связи с чем, просит восстановить срок обращения в суд за взысканием задолженности, предусмотренный статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
В судебном заседании представитель административного истца не участвовал, будучи надлежаще извещенным о времени и месте рассмотрения дела, просил рассмотреть административное исковое заявление без участия представителя налогового органа, о чем указал в административном иске.
Административный ответчик Андреева Л.В. в судебное заседание не явилась. О времени и месте судебного заседания надлежаще извещена.
Дело рассмотрено в отсутствие не явившихся сторон.
Исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что требования административного истца не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 400 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 НК РФ.
В статье 401 НК РФ указано, что объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования следующее имущество: жилой дом, квартира, комната, гараж, машино-место, единый недвижимый комплекс, объект незавершенного строительства, иные здание, строение, сооружение, помещение.
В соответствии статьей 402 НК РФ (в редакциях, подлежащих применению к спорным правоотношениям) налоговой базой по налогу на имущество физических лиц является инвентаризационная стоимость имущества.
Ставки налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления. Применению подлежат ставки, указанные в законе в редакции, действующей на момент начисления налога (статья 406 НК РФ).
Срок уплаты налога на имущества физических лиц установлен не позднее 01 октября 2015 года - за 2014 год, не позднее 01 декабря 2016 года – за 2015 год (статья 409 НК РФ в редакциях, подлежащих применению к спорным правоотношениям).
В соответствии с пунктом 1 статьи 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянно (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 389 НК РФ (в редакции, подлежащей применению к спорным правоотношениям) объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.
Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ (пункт 1 статьи 390 НК РФ).
Налоговым периодом по земельному налогу для физических лиц признается календарный год (пункт 1 статьи 393 НК РФ).
В соответствии со статьей 394 НК РФ ставки земельного налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) (в редакции, подлежащей применению к спорным правоотношениям).
Срок уплаты земельного налога для физических лиц позднее 01 октября 2015 года - за 2014 год, не позднее 01 декабря 2016 года – за 2015 год (пункт 1 статьи 397 НК РФ в редакции, подлежащей применению к спорным правоотношениям).
Из материалов дела следует, на имя административного ответчика в 2014-2015 годах в регистрирующих органах было зарегистрировано следующее имущество: <данные изъяты>
Таким образом, административный ответчик в указанные налоговые периоды являлся плательщиком налога на имущество физических лиц, земельного налога физических лиц.
Административному ответчику надлежало уплатить налог на имущество физических лиц за 2014 год в размере 562 руб. 00 коп., за 2015 год в размере 2 148 руб. 00 коп.; земельный налог за 2014 год в размере 196 руб. 00 коп., за 2015 год в размере 589 руб. 00 коп. Указанные обстоятельства подтверждаются налоговыми уведомлениями (л.д. 6-7).
Административным ответчиком обязанность по своевременной и в полном объеме уплате налогов исполнена не была. Из содержания административного искового заявления, следует, что за административным ответчиком числится задолженность за 2014 год по налогу на имущество физических лиц в размере 562 руб. 00 коп. и за 2015 год в размере 2 148 руб. 00 коп., по земельному налогу за 2014 год в размере 196 руб. 00 коп. и за 2015 год в размере 589 руб. 00 коп.
В соответствии со статьей 75 НК РФ исполнение обязанности по уплате налогов обеспечивается пеней. Пени определяются в процентах от неуплаченной суммы налога за каждый день просрочки. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка РФ за каждый день просрочки.
Из расчета пени следует, что административному ответчику начислены пени по налогу на имущество физических лиц за период с 02 декабря 2016 года по 22 декабря 2016 года в размере 15 руб. 04 коп.; по земельному налогу физических лиц за период с 02 декабря 2016 года по 22 декабря 2016 года в размере 04 руб. 12 коп. (л.д. 10).
Налоговым органом административному ответчику в соответствии со статьями 69, 70 НК РФ были направлены требования № от 14 октября 2015 года с предложением погасить задолженность до 26 ноября 2015 года, № от 23 декабря 2016 года с предложением погасить задолженность до 31 января 2017 года (л.д. 8-9).
Доказательств уплаты налогов и пени в полном объеме административным ответчиком суду не представлено.
Несмотря на это исковые требования налогового органа не могут быть удовлетворены в силу следующего.
Согласно пункту 1 статьи 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд.
Согласно пункту 2 статьи 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Поскольку сумма задолженности, подлежащей взысканию, превысила 3 000 руб. (3 516 руб. 17 коп.) с момента выставления требования № от 23 декабря 2016 года, подлежавшего исполнению в срок до 31 января 2017 года, то соответственно срок для подачи заявления о вынесении судебного приказа о взыскании содержащихся в требованиях сумм задолженности согласно пункту 2 статьи 48 НК РФ следует исчислять с 01 февраля 2017 года по 31 августа 2017 года (6 месяцев).
Из содержания административного искового заявления следует, что административным истцом пропущен срок обращения к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа, подачу указанного заявления считает невозможным в связи с наличием спора о праве.
Суд с данным доводом соглашается, поскольку пропуск срока на обращение в суд с заявлением о вынесении судебного приказа свидетельствует о том, что заявленное требование не является бесспорным, что в соответствии с пунктом 3 части 3 статьи 123.4 КАС РФ является основанием для отказа в принятии заявления о вынесении судебного приказа. Какие – либо обстоятельства, свидетельствующие об уважительности причин пропуска срока на подачу заявления о вынесении судебного приказа административным истцом не указаны и доказательств наличия таких уважительных причин не представлено. Поэтому оснований для восстановления срока не имеется.
В силу статьи 45 КАС РФ лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами.
Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или не совершения ими процессуальных действий. Таким образом, выбор способов эффективной судебной защиты нарушенных прав лежит на лицах, участвующих в деле, и может быть обеспечен в том числе, своевременной подачей соответствующего искового заявления (заявления на выдачу судебного приказа).
Таким образом, суд считает, что возможность принудительного взыскания спорных сумм административным истцом утрачена в связи с пропуском установленного законом срока, что влечет отказ в удовлетворении административного иска.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 15 по Челябинской области в удовлетворении административного иска к Андреевой Любови Владимировне о взыскании задолженности по налогам, пени отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Челябинского областного суда через Южноуральский городской суд Челябинской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий О.Ю. Черепанова
Мотивированное решение составлено 16 октября 2020 года
Судья О.Ю. Черепанова