Решение по делу № 2-975/2017 от 06.03.2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

05 мая 2017 года                                                       г. Щёкино Тульской области

Щёкинский районный суд Тульской области в составе:

председательствующего Чекулаевой Е.Н.,

при секретаре Лепиной М.Н.,

с участием представителя истца Новиковой К.И.,

представителя ответчика Шавловой О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело № 2-975/2017 по иску прокурора г. Щёкино в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к администрации МО Огаревское Щёкинского района о возложении обязанности принять меры по оборудованию контейнерной площадки,

установил:

прокурор г. Щёкино, действуя в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, с учетом уточнения, обратился в суд с иском к администрации МО Огаревское Щёкинского района о возложении обязанности принять меры по оборудованию, в соответствии с санитарными нормами, контейнерной площадки для установления контейнеров, предназначенных для складирования твердых коммунальных отходов и мусора жителями многоквартирных жилых домов №№ <адрес>.

В обоснование исковых требований указал, что прокуратурой г. Щёкино по обращению жителей <адрес> проведена проверка соблюдения администрацией МО Огаревское Щёкинского района требований законодательства Российской Федерации об отходах производства и потребления в указанном населенном пункте. Установлено, что контейнерная площадка для установления контейнеров, предназначенных для складирования твердых коммунальных отходов и мусора жителями многоквартирных жилых домов №<адрес>, отсутствует. Обязанность принять меры по её оборудованию лежит на органе местного самоуправления поселения – администрации МО Огаревское Щёкинского района.

Истец в лице помощника прокурора г. Щёкино Новиковой К.И. в судебном заседании исковые требования поддержала, просила их удовлетворить.

Представитель ответчика администрации МО Огаревское Щёкинского района Тульской области по доверенности Шавлова О.В. в судебном заседании исковые требования не признала, представила письменные возражения, суть которых в том, что ответственность за вывоз мусора, переполненность баков, чистоту содержания площадок для баков несет управляющая компания ООО «Спецсервис», обслуживающая жилой фонд.

Представитель третьего лица ООО «Спецсервис» Задорин А.И. в судебном заседании исковые требования прокурора г. Щёкино нашел обоснованными и просил их удовлетворить за счет надлежащего ответчика администрации МО Огаревское Щёкинского района Тульской области.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст. 42) каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о её состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью экологическим правонарушением.

Федеральным законом Российской Федерации от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека» (ст.8); содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам (ст. 21); отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (ст.22).

Как следует из ст. 3 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», одним из основных принципов государственной политики в области обращения с отходами является охрана здоровья человека, поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей среды и сохранение биологического разнообразия.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека, ответственности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.

Статьей 13 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» предусмотрено, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями; организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Статьей 8 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих поселений.

Статьей 11 указанного Федерального закона предусмотрено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.

Федеральным законом Российской Федерации от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (ст. 39) предусмотрено, что на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Согласно п.п.18, 19 ч.1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ»Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относятся: участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов; утверждение правил благоустройства территории поселения, устанавливающих, в том числе, требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории поселения (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использования, охраны, защиты воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения.

Решением Собрания депутатов МО Огаревское Щёкинского района от ДД.ММ.ГГГГ утверждены Нормы и правила по благоустройству территории МО Огаревское Щёкинского района.

Согласно п.п. 8.1.31.4, 8.1.31.5 данного нормативного акта, бытовой мусор и другие виды отходов должны собираться в мусоросборники и контейнеры, установленные на специально оборудованных площадках; уборку указанных площадок и территорий, прилегающих к ним, осуществляют собственники частных домовладений, собственники имущества в многоквартирных жилых домах, балансодержатели государственного, муниципального и ведомственного жилого фонда, гаражно-строительные кооперативы, гаражные и садоводческие общества, индивидуальные предприниматели, организации, предприятия и учреждения всех форм собственности в соответствии с заключенным договором; ответственность за сбор ТБО в контейнеры и КГМ в бункеры-накопители, зачистку (уборку) территории контейнерных площадок, в том числе и по периметру контейнерной площадки на расстоянии 10 м, возлагается на территории многоквартирных жилых домов – на управляющие организации, в ведении которых находятся жилые дома, жители которых осуществляют пользование контейнерной площадкой.

В соответствии с п. 8.1.31.3 этих Норм и правил, указанные лица обязаны заключить договоры на вывоз и утилизацию ТБО и КГМ со специализированными организациями и предприятиями.

Согласно п. 2.1.3 Санитарных правил содержания территории населенных мест, утвержденных Главным государственным санитарным врачом СССР, заместителем Министра здравоохранения СССР 05.08.1988 г. № 4690-88, на территории домовладений должны быть выделены специальные площадки для размещения контейнеров с удобными подъездами для транспорта; площадка должна быть открытой, с водонепроницаемым покрытием и желательно огражденной зелеными насаждениями.

Согласно п. 2.2.3 СанПин 42-128-4690-88 площадки для установки контейнеров должны быть удалены от жилых домов, детских учреждений, спортивных площадок и от мест отдыха населения на расстояние не менее 20 м, но не более 100 м. Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более 5.

Пунктом 2.2.2 СанПин 42-128-4690-88 предусмотрено, что для сбора твердых бытовых отходов следует применять в благоустроенном жилищном фонде стандартные металлические контейнеры.

Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.06.2010 года № 64 утверждены Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях (СанПин 2.1.2.2645-10), в соответствии с п.п. 8.2.4, 8.2.5 которых, контейнеры и другие емкости, предназначенные для сбора бытовых отходов и мусора, должны вывозиться или опоражниваться ежедневно; для установки контейнеров должна быть оборудована специальная площадка с бетонным или асфальтным покрытием, ограниченная бордюром и земельными насаждениями (кустарниками) и имеющая подъездной путь для автотранспорта.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой г. Щёкино по обращению жителей <адрес> проведена проверка соблюдения администрацией МО Огаревское Щёкинского района требований законодательства Российской Федерации об отходах производства и потребления в указанном населенном пункте. В ходе проверки установлено следующее.

Управление многоквартирными домами №,<адрес> осуществляет управляющая компания ООО «Спецсервис».

Из содержания договоров управления многоквартирными домами (их приложений ): от ДД.ММ.ГГГГ – в отношении дома № <адрес>, от ДД.ММ.ГГГГ – в отношении дома № <адрес>, от ДД.ММ.ГГГГ – в отношении дома № <адрес>, - усматривается, что контейнерная площадка не включена в состав общего имущества многоквартирных домов; сведения о её расположении на прилегающих к указанным домам земельных участках также отсутствуют (описание местоположения границ земельных участков в ГКН не содержится).

Поскольку контейнерная площадка для установки мусоросборников на прилегающей территории многоквартирных жилых домов №,<адрес> отсутствует (не оборудована), это приводит к несанкционированному складированию отходов на указанной территории. Этим нарушаются интересы неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.

Исходя из системного анализа вышеуказанных норм закона следует, что публичные функции органов местного самоуправления в сфере обращения с отходами производства и потребления или иными опасными веществами осуществляются в виде реализации закрепленных за ними соответствующих властных полномочий на территории муниципального образования, то есть принять меры по оборудованию, в соответствии с санитарными нормами, контейнерной площадки для установления контейнеров, предназначенных для складирования твердых коммунальных отходов и мусора жителями многоквартирных жилых домов – это обязанность администрации муниципального образования. Отсутствие надлежащего оформления земельного участка, на котором расположены жилые дома №<адрес>, и на котором должна располагаться контейнерная площадка, такой обязанности с МО Огаревское Щёкинского района Тульской области не снимают. Поэтому исковые требования прокурора г. Щёкино в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц подлежат удовлетворению.

Доводы возражений ответчика не влияют на постановление судом такого решения, так как основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования прокурора г. Щёкино в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц удовлетворить: обязать администрацию МО Огаревское Щёкинского района Тульской области принять меры по оборудованию, в соответствии с санитарными нормами, контейнерной площадки для установления контейнеров, предназначенных для складирования твердых коммунальных отходов и мусора жителями многоквартирных жилых домов №,<адрес>.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда через Щёкинский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья: подпись

2-975/2017

Категория:
Гражданские
Истцы
прокурор г. Щекино Тульской области
Ответчики
ООО "Спецсервис"
Другие
Администрация МО Огаревское Щекинского района
Суд
Щекинский районный суд Тульской области
Дело на странице суда
schekinsky.tula.sudrf.ru
06.03.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
06.03.2017Передача материалов судье
07.03.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
07.03.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.03.2017Подготовка дела (собеседование)
24.03.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.04.2017Судебное заседание
05.05.2017Судебное заседание
10.05.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее