ВЕРХОВНЫЙ СУД УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Судья Старкова А.С. Дело № №
номер дела в суде первой инстанции №
УИД: №
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
23 января 2023 года г. Ижевск
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Дубовцева Д.Н.,
судей Пашкиной О.А., Нургалиева Э.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Виноградовой Е.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя истца Сырчиковой Л.Л. - Гоюшова Н.Г. на решение Сарапульского районного суда Удмуртской Республики от 7 сентября 2022 года, которым отказано в удовлетворении исковых требований Сырчиковой Л.Л. к бюджетному учреждению здравоохранения Удмуртской Республики «Сарапульская районная больница Министерства здравоохранения Удмуртской Республики» о взыскании задолженности по выплатам стимулирующего характера за выполнение особо важных работ медицинским и иным работникам медицинских организаций, подведомственных Министерству здравоохранения Удмуртской Республики, непосредственно участвующим в оказании медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19, процентов за пользование чужими денежными средствами, компенсации морального вреда.
Заслушав доклад судьи Дубовцева Д.Н., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А :
Сырчикова Л.Л. обратилась в суд с иском к бюджетному учреждению здравоохранения Удмуртской Республики «Сарапульская районная больница Министерства здравоохранения Удмуртской Республики» (далее по тексту - БУЗ УР «Сарапульская РБ МЗ УР» о восстановлении трудовых прав.
Требования мотивировала тем, что с 1 апреля 2020 года по 31 октября 2020 года работала фельдшером скорой помощи на станции скорой помощи в селе <адрес> Сарапульского района Удмуртской Республики, осуществляла выезды в составе бригады скорой помощи к пациентам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция. Однако выплаты стимулирующего характера ей не произведены, поскольку она не входила в состав специализированной бригады, созданной для борьбы с распространением новой коронавирусной инфекции COVID-19.
Ссылаясь на постановление Правительства Удмуртской Республики от 30 апреля 2020 года № 160 «О выплатах стимулирующего характера за выполнение особо важных работ медицинским и иным работникам медицинских организаций, подведомственных Министерству здравоохранения Удмуртской Республики, непосредственно участвующим в оказании медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19», а также положения ст.395 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), с учетом уточнения исковых требований (л.д.49) в порядке ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГПК РФ), истец просила взыскать с БУЗ УР «Сарапульская РБ МЗ УР» в свою пользу:
- выплату стимулирующего характера за выполнение особо важных работ среднему медицинскому персоналу, младшему медицинскому персоналу и водителям скорой медицинской помощи за период работы с 1 апреля 2020 года по 31 октября 2020 года в размере 175000 руб.;
- проценты за пользование чужими денежными средствами в порядке ст. 395 ГК РФ в размере 24178,25 руб.;
-компенсацию морального вреда в размере 10000 руб.
Истец Сырчикова Л.Л., надлежащим образом извещенная о дате, времени и месте рассмотрения дела, в суд не явилась, в представленном письменном заявлении просила рассмотреть дело в её отсутствие.
В суде первой инстанции представитель истца Сырчиковой Л.Л. - Гоюшов Н.Г. исковые требования поддержал, полагал, что срок обращения в суд за разрешением спора его доверителем не пропущен, так как на спорную выплату этот срок не распространятся.
В ранее представленном отзыве на заявление ответчика о применении последствий пропуска истцом срока на обращение в суд, представитель истца указал, что нарушение трудовых прав его доверителя является длящимся, предусмотренный Трудовым кодексом срок не пропущен. Привел доводы о том, что срок обращения в суд для взыскания начисленных, но не выплаченных сумм начинает отчитываться с момента прекращения с его доверителем трудового договора, в рассматриваемом случае - с 30 сентября 2021 года ( л.д.31).
Представитель ответчика - БУЗ УР «Сарапульская РБ МЗ УР» - Карелина И.А. исковые требования не признала, просила в их удовлетворении отказать, указав, что постановление Правительства УР № 160 к истцу не применимо, истец не выезжала к больным, у которых уже был подтвержденный диагноз COVID-19. Сырчиковой Л.Л. начислялась иная выплата стимулирующего характера, а именно за оказание медицинской помощи гражданам, у которых впоследствии выявлялась новая коронавирусная инфекция.
Кроме того, в ходе рассмотрения дела представитель ответчика заявила ходатайство о применении судом последствий пропуска истцом срока на обращение в суд с заявленными требованиями, которые с учетом дополнительный пояснений в этой части мотивированы тем, что Сырчикова Л.Л. ежемесячно получала заработную плату и расчетные листы, знала о размере оплаты труда в соответствии с трудовым договором и дополнительными соглашениями к нему, следовательно имела возможность обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора о взыскании задолженности по заработной плате за период с апреля 2020 года по октябрь 2020 года в установленный ст.392 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) годичный срок. Срок обращения истца с настоящим иском в суд следует исчислять за каждый календарный месяц спорного периода, с даты получения им заработной платы. Поскольку спорная выплата не начислялась, то её невыплату длящимся нарушением прав работника признать нельзя ( л.д.14,50).
Суд постановил вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе представитель истца просит решение суда первой инстанции отменить как незаконное, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований. В обоснование жалобы приводит доводы, изложенные и поддерживаемые в суде первой инстанции. Автор жалобы настаивает, что указанное стороной истца нарушение со стороны ответчика носит длящийся характер, а выводы суда о том, что спорная выплата не начислялась, являются неверными. В соответствии с постановлением Правительства УР от 30 апреля 2020 года № 160 у больницы возникла обязанность по начислению истцу спорной стимулирующей выплаты за период с 1 апреля 2020 года по 31 октября 2020 года.
В соответствии со ст. ст. 167 327 ГПК РФ дело по апелляционной жалобе рассмотрено судебной коллегией в отсутствие истца Сырчиковой Л.Л. и представителя ответчика – БУЗ УР «Сарапульская РБ МЗ УР», надлежащим образом извещенных о дате, времени и месте судебного разбирательства. От представителя ответчика – Карелиной И.А. поступило письменное заявление о рассмотрении гражданского дела по апелляционной жалобе Сырчиковой Л.Л. в её отсутствие, оставлении жалобы без удовлетворения.
В силу части 1 статьи 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции с учётом доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела ( трудовой книжки, трудового договора от 25 декабря 2006года) с 25 декабря 2006 года истец была принята на работу в муниципальное учреждение здравоохранения «Сарапульская центральная районная поликлиника», где работала на различных должностях среднего медицинского персонала. Указанное медицинское учреждение переименовано в БУЗ УР «Сарапульская РБ МЗ УР». С 11 июля 2014 года Сырчикова Л.Л. работала в должности фельдшера выездной бригады скорой медицинской помощи, заключенный с нею трудовой договор расторгнут 30 сентября 2021 года на основании п.2 ч.1 ст.81 Трудового кодекса Российской Федерации.
Из Устава БУЗ УР «Сарапульская РБ МЗ УР», утвержденного 25 сентября 2020 года, следует, что обособленным структурным подразделением больницы является отделение скорой медицинской помощи, расположенное по адресу: <адрес> ( л.д.75-83).
Судом установлено, что начисление заработной платы в БУЗ УР «Сарапульская РБ МЗ УР» производится на основании Положения об оплате труда работников БУЗ УР «Сарапульская РБ МЗ УР» № от 24 сентября 2019 года, которым установлены условия оплаты труда, включая размеры окладов (должностных окладов), выплаты компенсационного и стимулирующего характера ( л.д.84-103).
Приказом БУЗ УР «Сарапульская РБ МЗ УР» № № от 14 мая 2020 года утверждено Положение о выплатах стимулирующего характера работников оказывающих медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция ( л.д.141-150).
Из расчетных листков за май, июнь, август, сентябрь и октябрь 2020 года следует, что Сырчиковой Л.Л. за указанные месяцы начислена выплата стимулирующего характера за работу в особых условиях и дополнительную нагрузку, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 года № 415, в целях реализации которого Правительством Удмуртской Республики 30 апреля 2020 года принято Постановление № 161.
Из карточки сотрудника БУЗ УР «Сарапульская РБ МЗ УР» Баженова Д.Н. за период с апреля 2020 года по октябрь 2020 года следует, что задолженность по заработной плате на момент увольнения 30 сентября 2021 года отсутствует ( л.д.154).
Разрешая спор, суд первой инстанции руководствовался положениями ст. ст. 8, 21, 22, 56, 129, 132, 135, 136, 237, 392 ТК РФ, Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 года №2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации», Правилами предоставления в 2020 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях софинансирования, в том числе в полном объеме, расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении выплат стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией, утвержденными постановлением Правительства РФ от 2 апреля 2020 года № 415; Правилами предоставления в 2020 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях софинансирования в полном объеме расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении выплат стимулирующего характера за выполнение особо важных работ медицинским и иным работникам, непосредственно участвующим в оказании медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19», утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2020 года №484; Постановлением Правительства Удмуртской Республики №160 от 30 апреля 2020 года «О выплатах стимулирующего характера за выполнение особо важных работ медицинским и иным работникам медицинских организаций, подведомственных Министерству здравоохранения Удмуртской Республики, непосредственно участвующим в оказании медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19»; Постановлением Правительства Удмуртской Республики №161 от 30 апреля 2020 года «Об установлении выплаты стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам медицинских организаций, подведомственных Министерству здравоохранения Удмуртской Республики, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая короновирусная инфекция COVID-19»; Постановлением Правительства Удмуртской Республики №162 от 30 апреля 2020 года «Об установлении ежемесячной выплаты стимулирующего характера за особые условия труда работникам медицинских организаций, подведомственных Министерству здравоохранения Удмуртской Республики, из группы риска заражения новой коронавирусной инфекцией COVID-19»; Положением о выплатах стимулирующего характера работников оказывающих медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, утвержденным Приказом БУЗ УР «Сарапульская РБ МЗ УР» № 163 от 14 мая 2020 года.
Отказывая в удовлетворении исковых требований о взыскании за период с 1 апреля 2020 года по 31 октября 2020 года выплат стимулирующего характера за выполнение особо важных работ медицинским и иным работникам медицинских организаций, подведомственных Министерству здравоохранения УР, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что истцом без уважительных причин пропущен срок для обращения в суд с данными требованиями. Оснований для восстановления пропущенного срока суд не установил.
Кроме того, независимо от выводов о пропуске истцом срока на обращение в суд, в оспариваемом решении судом приведены выводы об отсутствии необходимых условий (оснований) для начисления Сырчиковой Л.Л. предусмотренной постановлением Правительства УР от 30 апреля 2020 года № 160 выплаты стимулирующего характера в размере 175000 руб. за спорный период.
Поскольку в удовлетворении основного требования отказано, суд оставил без удовлетворения производное требование истца о взыскании с ответчика процентов за невыплату заработной платы (процентов за пользование чужими денежными средствами по ст. 395 ГК РФ).
В связи с тем, что нарушений прав истца со стороны ответчика не установлено, суд не усмотрел оснований для взыскания компенсации морального вреда.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Так, из материалов дела следует, что представителем ответчика в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции было заявлено о пропуске истцом срока по требованиям о взыскании задолженности по спорной выплате стимулирующего характера.
Согласно ст. 392 ТК РФ работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении.
При пропуске сроков по уважительным причинам они могут быть восстановлены судом.
При этом в пункте 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 года № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» разъяснено, что в качестве уважительных причин пропуска срока обращения в суд могут расцениваться обстоятельства, препятствовавшие данному работнику своевременно обратиться с иском в суд за разрешением индивидуального трудового спора (например, болезнь истца, нахождение его в командировке, невозможность обращения в суд вследствие непреодолимой силы, необходимость осуществления ухода за тяжелобольными членами семьи).
Об уважительности причин пропуска срока на обращение в суд за разрешением индивидуального трудового спора также может свидетельствовать своевременное обращение работника с письменным заявлением о нарушении его трудовых прав в органы прокуратуры и (или) в государственную инспекцию труда, которыми в отношении работодателя было принято соответствующее решение об устранении нарушений трудовых прав работника, вследствие чего у работника возникли правомерные ожидания, что его права будут восстановлены во внесудебном порядке (п. 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 мая 2018 года №15 «О применении судами законодательства, регулирующего труд работников, работающих у работодателей - физических лиц и у работодателей - субъектов малого предпринимательства, которые отнесены к микропредприятиям»).
В связи с вышеуказанным заявлением представителя ответчика судом первой инстанции в определении от 19 мая 2022 года (л.д.16) дополнительно распределено между сторонами бремя доказывания:
Истцу разъяснено, что на ней лежит обязанность представить следующие доказательства:
- что срок на обращение в суд не пропущен;
- наличия объективных уважительных причин пропуска срока, в том числе наличие оснований для его восстановления;
-наличия обстоятельств, свидетельствующие о перерыве, приостановлении течения срока;
-иные обстоятельства, имеющие, по мнению истца, значение для дела.
Ответчику при оспаривании доводов истца доказать:
-пропуск истцом срока обращения в суд;
-отсутствие объективных уважительных причин пропуска указанного срока, в том числе отсутствие оснований для восстановления срока;
-отсутствие обстоятельств, свидетельствующих о перерыве, приостановлении течение срока;
-иные обстоятельства, имеющие, по мнению ответчика, значение для дела.
Копия определения суда от 19 мая 2022 года была направлена сторонам посредством почтового отправления, истцом Сырчиковой Л.Л. получена 2 июня 2022 года ( л.д.28 б).
Представителем истца в суде первой инстанции приведены доводы о том, что срок обращения в суд его доверителем не пропущен, так как на возникшие правоотношения он не распространятся.
В ранее представленном отзыве на заявление ответчика о применении последствий пропуска истцом срока на обращение в суд, представитель истца указал, что срок обращения в суд для взыскания начисленных, но не выплаченных сумм начинает отсчитываться с момента прекращения с его доверителем трудового договора, в рассматриваемом случае - с 30 сентября 2021 года ( л.д.31).
Судебная коллегия считает, что суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что указанные доводы стороны истца основаны на неверном толковании норм материального права и противоречат фактическим обстоятельствам настоящего дела, так как правоотношения сторон прекращены, а требуемая истцом задолженность по заработной плате за период с 1 апреля 2020 года по 31 октября 2020 года не была начислена работнику во время действия трудового договора.
Как разъяснено в пункте 56 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 года № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации», при рассмотрении дела по иску работника, трудовые отношения с которым не прекращены, о взыскании начисленной, но не выплаченной заработной платы надлежит учитывать, что заявление работодателя о пропуске работником срока на обращение в суд само по себе не может служить основанием для отказа в удовлетворении требования, поскольку в указанном случае срок на обращение в суд не пропущен, так как нарушение носит длящийся характер и обязанность работодателя по своевременной и в полном объеме выплате работнику заработной платы, а тем более задержанных сумм, сохраняется в течение всего периода действия трудового договора.
Вместе с тем, суд первой инстанции верно обратил внимание на то, что необходимое условие для выводов о длящемся характере спорного нарушения отсутствует, требуемая к взысканию истцом заработная плата (стимулирующая выплата) за спорный период не была начислена истцу в период действия трудового договора.
Из расчетных листков Сырчиковой Л.Л. за апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь и октябрь 2020 года следует, что спорная выплата стимулирующего характера в размере 25000 руб., предусмотренная постановлением Правительства Удмуртской Республики от 30 апреля 2020 года № 160 работодателем не начислялась, в связи с чем суждения апеллянта, не соглашающегося с выводами суда первой инстанции в указанной части, судебная коллегия отклоняет.
Оснований для применения разъяснений, указанных в пункте 56 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 года № 2 и соответственно для выводов о длящемся характере нарушения у суда не имелось. Доводы стороны истца о необходимости исчисления срока для обращения в суд с даты прекращения трудового договора – с 30 сентября 2021 года являются ошибочными.
Истец, ежемесячно получая заработную плату и расчетные листы, знала о размере оплаты труда и составных частях получаемой заработной платы. Стороной истца не оспаривался факт своевременной выплаты начисленной заработной платы за период с 1 апреля 2020 года по 31 октября 2020 года.
В рассматриваемом случае течение срока для обращения в суд следует исчислять со дня установленного срока выплаты заработной платы за каждый месяц и даты выплаты начисленной заработной платы за каждый месяц, что согласуется с положениями ч. 2 ст. 392 ТК РФ. Факт продолжения трудовых отношений при указанных обстоятельствах не имеет значение.
Согласно ст. 136 ТК РФ заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца. Конкретная дата выплаты заработной платы устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором или трудовым договором не позднее 15 календарных дней со дня окончания периода, за который она начислена.
Пунктом 5.5 коллективного договора БУЗ УР «Сарапульская РБ МЗ УР» установлено, что работодателем обеспечивается выплата заработной плата сотрудникам два раза в месяц (30 и 15 числа каждого месяца перечислением на банковскую карту). При совпадении дня выплаты с выходным или нерабочим праздничным днем выплата заработной платы производится накануне этого дня.
Установление работодателем именно указанных дат выплаты заработной платы своим работникам, которыми руководствовался ответчик и в спорный период, стороной истца не оспаривается.
Из неоспариваемой стороной истца письменной информации ответчика за подписью главного врача и заместителя главного врача по экономическим вопросам установлено, что заработная плата работникам БУЗ УР «Сарапульская РБ МЗ УР», в том числе истцу, выплачивалась два раза в месяц, окончательный расчет произведен:
- за апрель 2020 года – 13 мая 2020 года;
- за май 2020 года – 11 июня 2020 года;
- за июнь 2020 года – 13 июля 2020 года;
- за июль 2020 года – 12 августа 2020 года;
- за август 2020 года – 14 сентября 2020 года;
- за сентябрь 2020 года – 12 октября 2020 года;
- за октябрь 2020 года – 12 ноября 2020 года ( л.д.55-56).
Таким образом, с требованием о взыскании задолженности по заработной плате (спорных выплат) истец должен был обратиться в суд:
- за апрель 2020 года не позднее 13 мая 2021 года;
- за май 2020 года не позднее 11 июня 2021 года;
- за июнь 2020 года не позднее 13 июля 2021 года;
- за июль 2020 года не позднее 12 августа 2021 года;
- за август 2020 года не позднее 14 сентября 2021 года;
- за сентябрь 2020 года не позднее 12 октября 2021 года;
- за октябрь 2020 года не позднее 12 ноября 2021 года.
С настоящим иском истец обратилась в суд 19 апреля 2022 года, то есть за пределами установленного ст. 392 ТК РФ годичного срока для обращения в суд по требованию о взыскании не начисленной заработной платы за период с 1 апреля по 31 октября 2020 года. Установленный срок для обращения в суд пропущен истцом значительно, более чем на пять месяцев.
Судом первой инстанции в определении от 19 мая 2022 года разъяснялось, что на истце лежит бремя доказывания наличия уважительных причин пропуска данного срока.
На обстоятельства, свидетельствующие о наличии каких-либо уважительных причин пропуска срока, сторона истца не ссылалась, полагая данный срок не пропущен. Такие доводы были приведены представителем истца как в судебном заседании при рассмотрении дела, так и в письменном отзыве на заявление ответчика о пропуске срока на обращение в суд ( л.д.31).
С ходатайством о восстановлении пропущенного срока ни истец, ни его представитель в суд не обращались, полагая этот срок не пропущенным.
Вместе с тем, несмотря на такую позицию стороны истца, суд первой инстанции не подошел формально к разрешению вопроса о пропуске истцом срока на обращения в суд за защитой трудовых прав, с учетом предоставленной в материалы дела информации об обращении Сырчиковой Л.Л. в органы прокуратуры, при разрешении вопроса о пропуске истцом срока на обращения в суд, руководствовался разъяснениями Пленума Верховного Суда РФ в пункте 16 Постановления от 29 мая 2018 года № 15 «О применении судами законодательства, регулирующего труд работников, работающих у работодателей - физических лиц и у работодателей - субъектов малого предпринимательства, которые отнесены к микропредприятиям», согласно которым об уважительности пропуска срока на обращение в суд за разрешением индивидуального трудового спора может быть также отнесено и обращение работника с письменным заявлением о нарушении его трудовых прав в органы прокуратуры.
Суд первой инстанции установил, что с коллективным заявлением от 27 декабря 2021 года о нарушении трудовых прав, в прокуратуру Сарапульского района УР истец обратилась 10 января 2022 года (л.д.20).
8 февраля 2022 года прокуратурой Сарапульского района УР в адрес представителя заявителей по коллективному заявлению дан ответ на обращение, в котором разъяснено право работников на обращение в комиссию по трудовым спорам или в суд для разрешения индивидуального трудового спора (л.д.25-26).
Таким образом, факт обращения истца с письменным коллективным заявлением от 27 декабря 2021 года о нарушении её трудовых прав в органы прокуратуры 10 января 2022 года, не мог являться основанием для восстановления пропущенного срока на обращение в суд, поскольку, как составление данного заявления, так и его получение адресатом (прокуратурой) имело место уже за пределами установленного трудовым законодательством годичного срока для обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора о невыплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику.
Доказательств того, что для разрешения заявленного спора истец обращалась в комиссию по трудовым спорам материалы дела не содержат.
Учитывая вышеизложенное, суд обоснованно не усмотрел оснований для восстановления истцу пропущенного без уважительных причин срока для обращения в суд с иском о взыскании не начисленной части заработной платы за период работы 1 апреля 2020 года по 31 октября 2020 года.
Пропуск истцом срока обращения в суд является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении вышеуказанных исковых требований.
Судебная коллегия также соглашается с выводами суда о том, что независимо от срока обращения истца в суд, не имелось оснований для начисления ей спорной выплаты стимулирующего характера за апрель, май, июнь, июль, август и октябрь 2020 года.
В целях реализации поручений Президента Российской Федерации по вопросам противодействия распространению новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) в регионах Российской Федерации, утв. Президентом Российской Федерации 5 апреля 2020 года № Пр-665, Правительством Российской Федерации принято постановление от 12 апреля 2020 года № 484 «Об утверждении Правил предоставления в 2020 году иных межбюджетных трансфертов из Федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях софинансирования в полном объеме расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении выплат стимулирующего характера за выполнение особо важных работ медицинским и иным работникам, непосредственно участвующим в оказании медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19» (далее по тексту - Постановление от 12 апреля 2020 года № 484).
В соответствии с п.2 Постановления от 12 апреля 2020 года № 484 оно распространяется на правоотношения, возникшие с 1 апреля 2020 года.
Пунктом 3 данного постановления предусмотрено, что средства, предоставленные бюджетам субъектов Российской Федерации в форме иного межбюджетного трансферта, направляются на обеспечение в апреле - октябре 2020 г. выплат стимулирующего характера в медицинских организациях и их структурных подразделениях (в том числе оказывающих скорую медицинскую помощь), фактически оказывающих медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19, в соответствии с установленным Министерством здравоохранения Российской Федерации временным порядком организации работы медицинских организаций в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19, а также в организациях, осуществляющих предоставление транспортных услуг при оказании скорой медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19 (далее соответственно - временный порядок, медицинские организации, транспортные организации).
В соответствии с п. 11 Постановления от 12 апреля 2020 года № 484 выплаты стимулирующего характера осуществляются медицинским и иным работникам, непосредственно работающим с гражданами, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19, у одного работодателя по одному трудовому договору раз в месяц в полном размере в соответствии с указанными в пунктах 12 и 12(1) настоящих Правил локальными нормативными актами медицинской организации и транспортной организации, согласованными с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья, в следующих размерах: оказывающим скорую медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19, врачам – 50000 руб. в месяц, среднему медицинскому персоналу, младшему медицинскому персоналу и водителям скорой медицинской помощи – 25000 руб. в месяц.
В целях реализации Постановления от 12 апреля 2020 года № 484 Правительством Удмуртской Республики 30 апреля 2020 года принято Постановление № 160 «О выплатах стимулирующего характера за выполнение особо важных работ медицинским и иным работникам медицинских организаций, подведомственных Министерству здравоохранения Удмуртской Республики, непосредственно участвующим в оказании медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция инфекцией COVID-19».
Согласно п. 1 этого постановлению с 1 апреля по 31 октября 2020 года устанавливается выплата стимулирующего характера за выполнение особо важных работ медицинским и иным работникам медицинских организаций? подведомственных Министерству здравоохранения Удмуртской Республики, непосредственно работающим в гражданами, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19, в следующих размерах: 50000 руб. в месяц - врачам; 25000 руб. в месяц – среднему медицинскому персоналу, младшему медицинскому персоналу и водителям скорой медицинской помощи, оказывающим скорую медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19.
Из разъяснений Министерства здравоохранения Российской Федерации, изложенных в письме от 21 мая 2020 года N 16-3/И/1-6965 следует, что стимулирующие выплаты за выполнение особо важных работ в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2020 года № 484, полагаются медицинским работникам стационарных подразделений, непосредственно оказывающим медицинскую помощь пациентам, больным коронавирусом COVID-19, а также медицинским работникам специализированных выездных бригад скорой медицинской помощи, и водителям, в том числе, транспортных организаций, работающих в указанных бригадах для оказания (участия в оказании) медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция.
Стимулирующие выплаты за выполнение особо важных работ в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2020 года № 484 в размерах, установленных в пункте 11 Правил, являются единовременными, выплачиваются в полном размере, если он отработал в соответствии с установленным графиком независимо от количества смен и/или часов, за риск работы с больными с новой коронавирусной инфекцией COVID-19.
Таким образом, спорная стимулирующая выплата положена медицинским работникам и водителям специализированных выездных бригад скорой медицинской помощи, непосредственно участвующих в оказании медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, которые имеют положительный диагноз COVID-19; является единовременной выплатой и выплачивается в полном размере независимо от количества отработанных смен и/или часов за риск работы с больными новой коронавирусной инфекцией COVID-19.
Стимулирующие выплаты за работу в особых условиях и дополнительную нагрузку в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 года № 415 осуществляются медицинским работникам специализированных выездных бригад скорой медицинской помощи, работающих в указанных бригадах скорой медицинской помощи, сформированных в соответствии с Временным порядком организации работы медицинских организаций в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19, утвержденным приказом Минздрава России от 19 марта 2020 года № 198н направляемых на вызов к пациентам с ОРВИ и внебольничной пневмонией, отбору биологического материала для лабораторных исследований на наличие новой коронавирусной инфекции COVID-19 независимо от количества пациентов с подтвержденным COVID-19.
В целях реализации постановления Правительства № 415 Правительством Удмуртской Республики 30 апреля 2020 года принято Постановление № 161 «Об установлении выплаты стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам медицинских организаций, подведомственных Министерству здравоохранения Удмуртской Республики, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из группы риска заражения новой коронавирусной инфекцией на территории Удмуртской Республики».
Кроме этого, Правительством Удмуртской Республики 30 апреля 2020 года принято постановление № 162, устанавливающее ежемесячную выплату стимулирующего характера за особые условия труда работникам медицинских организаций, подведомственных Министерству здравоохранения Удмуртской Республики, из группы риска заражения новой коронавирусной инфекцией COVID-19 за счет средств бюджета Удмуртской Республики.
Заявленный истцом спор связан с установлением её права на получение стимулирующей выплаты, установленной Постановлением Правительства УР от 30 апреля 2020 года № 160, принятым в целях реализации Постановления Правительства РФ от 12 апреля 2020 года № 484.
Временным порядком организации оказания скорой, в том числе, скорой специализированной, медицинской помощи в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19, утвержденным приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 19 марта 2020 года N 198н (приложение N 2), на руководителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья и руководителей медицинских организаций и их структурных подразделений, оказывающих скорую, в том числе, скорую специализированную, медицинскую помощь возложена обязанность: утвердить схемы маршрутизации пациентов с ОРВИ и внебольничной пневмонией в медицинские организации, специально созданные для данного контингента пациентов, с назначением ответственных лиц, исключив возможность госпитализации указанных пациентов в терапевтические, пульмонологические отделения и отделения анестезиологии и реанимации иных медицинских организаций; определить общепрофильные выездные бригады скорой медицинской помощи, направляемые на вызов к пациентам с симптомами ОРВИ и внебольничной пневмонией, к пациентам с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции COVID-19 и для отбора биологического материала для лабораторных исследований на наличие новой коронавирусной инфекции COVID-19, а также выездные бригады скорой медицинской помощи, осуществляющие медицинскую эвакуацию пациентов с новой коронавирусной инфекцией COVID-19.
Из материалов дела следует, что истец в периоде с 1 апреля 2020 года по 31 октября 2020 года работала фельдшером отделения скорой медицинской помощи БУЗ УР «Сарапульская РБ МЗ УР», где специализированные бригады для оказания скорой медицинской помощи больным с новой коронавирусной инфекцией не создавались. Истец работала в спорный период времени фельдшером в общепрофильной выездной бригаде скорой медицинской помощи, эти обстоятельства сторонами по делу не оспариваются.
При разрешении настоящего спора и установлении права истца на получение стимулирующей выплаты, установленных Постановлением Правительства РФ от 12 апреля 2020 года № 484 и Постановлением Правительства УР от 30 апреля 2020 года № 160, юридически значимым обстоятельством, подлежащим установлению судом, является факт непосредственного участия истца в спорный период в составе общепрофильной выездной бригады скорой медицинской помощи при оказании медицинской помощи и транспортировке граждан с изначально подтвержденным диагнозом новой коронавирусной инфекции COVID-19 в медицинские учреждения, в том числе перепрофилированные для оказания медицинским помощи пациентам с новой коронавирусной инфекцией СOVID-19 в условиях круглосуточного стационара, то есть выполнение им функций, которые возложены на работников специализированных бригад скорой медицинской помощи.
Так, из представления прокурора Сарапульского района УР от 7 февраля 2022 года №№, адресованного главному врачу БУЗ УР «Сарапульская РБ МЗ УР» ( л.д.21-24), следует, что в результате проведенной Прокуратурой Сарапульского района проверки исполнения трудового законодательства установлен факт оказания Сырчиковой Л.Л. 27 сентября 2020 года медицинской помощи на дому больному З.П.В. с заведомо положительным результатом COVID-19, полученным 23 сентября 2020 года.
Указанный в представлении прокурора факт ответчиком фактически не оспорен.
Сведений об иных фактах оказания истцом медицинской помощи гражданам с заведомо установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции COVID-19 в спорный период - в апреле, мае, июне, июле, августе и октябре 2020 года, материалы дела и в том числе истребованные судом и приобщенные материалы надзорного производства прокуратуры Сарапулького района УР № № ( л.д.17-26) не содержат.
Другие, установленные в результате проведенной прокуратурой Сарапульского района УР проверки исполнения ответчиком трудового законодательства нарушения связаны с неверным исчислением Сырчиковой Л.Л. выходного пособия при увольнении и необоснованным удержанием суммы за неотработанные дни отпуска, что предметом спора по настоящему делу не является.
Поскольку материалами дела подтвержден 1 факт оказания истцом в сентябре 2020 года медицинской помощи гражданину с заведомо положительным результатом COVID-19, Сырчикова Л.Л. вправе была претендовать на предусмотренную Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2020 года № 484, Постановлением Правительства УР от 30 апреля 2020 года № 160 выплату стимулирующего характера за сентябрь 2020 года.
Вместе с тем, выводы суда первой инстанции об обратном в данной части не влекут отмену решения суда первой инстанции, поскольку истцом Сырчиковой Л.Л. пропущен срок обращения в суд с требованием о взыскании задолженности по спорным выплатам стимулирующего характера, в том числе за сентябрь 2020 года это срок пропущен более чем на 6 месяцев, что при отсутствии оснований для его восстановления является достаточным для отказа в их удовлетворении.
Оснований считать, что невыплата спорной стимулирующей выплаты носит дискриминационных характер не имеется.
В удовлетворении заявленных истцом требований, в том числе производных требований отказано обоснованно.
Доводы апелляционной жалобы не содержат ссылок на заслуживающие внимания обстоятельства, которые бы позволили судебной коллегии усомниться в правомерности и обоснованности решения суда по существу настоящего спора, имели правовое значение для его разрешения, влияли на правильность вынесенного судом решения.
Оснований для иного применения норм материального права у судебной коллегии по доводам жалобы не имеется.
Предусмотренных статьей 330 ГПК РФ оснований для отмены решения суда первой инстанции судебная коллегия не находит.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Сарапульского районного суда Удмуртской Республики от 7 сентября 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 26 января 2023 года.
Председательствующий Д.Н. Дубовцев
Судьи О.А.Пашкина
Э.В. Нургалиев