УИД 29RS0001-01-2022-000322-03
Строка 2.069, г/п 0 руб.
Судья Пестерев С. А.
Докладчик Сафонов Р. С. Дело № 33-6307/2022 27 октября 2022 года
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Архангельского областного суда в составе:
председательствующего Поповой Т. В.,
судей Эпп С. В., Сафонова Р. С.,
при помощнике судьи Махневой И. А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Архангельске гражданское дело № 2-368/2022 по иску Кондратова Н.И. к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу о включении в стаж периодов работы и перерасчёте страховой пенсии по старости с апелляционной жалобой Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу на решение Вельского районного суда Архангельской области от 21 июня 2022 года с учётом определения об исправлении описки от 26 июля 2022 года.
Заслушав доклад судьи Сафонова Р. С., судебная коллегия
установила:
Кондратов Н. И. обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу об установлении продолжительности стажа, продолжительности периода работы в сельском хозяйстве.
В обоснование заявленных требований указал, что в ответ на его заявление о перерасчёте размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости как лицу, проработавшему не менее 30 календарных лет в сельском хозяйстве, ответчик принял решение от 8 февраля 2022 года об отказе в перерасчёте размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в связи с тем, что стаж работы в сельском хозяйстве составил менее 30 лет. 4 февраля 2022 года ответчиком ему выдана справка, отражающая периоды работы и (или) иной деятельности, которые засчитываются в стаж при установлении страховой пенсии. В этой справке, по его мнению, не верно указаны некоторые периоды. Просил считать окончанием его трудового стажа в обществе с ограниченной ответственностью «Вельская птицефабрика» 16 марта 2012 года, установить продолжительность страхового стажа и общего календарного стажа для исчисления пенсионного капитала застрахованного лица с 25 августа 1964 года по 16 марта 2012 года – 47 лет 4 месяца 20 дней, установить продолжительность общего стажа работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, учтённого при установлении страховой пенсии, с 25 августа 1964 года по 1 ноября 1965 года и со 2 декабря 1981 года по 16 марта 2012 года – 31 год 5 месяцев 9 дней, установить продолжительность периода работы в сельском хозяйстве со 2 декабря 1981 года по 16 марта 2012 года для перерасчёта пенсии со 2 февраля 2022 года на основании постановления Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2018 года № 1440 – 30 лет 3 месяца 4 дня.
В ходе судебного разбирательства истец уточнил исковые требования, просил включить в стаж его работы в сельском хозяйстве и в стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, периоды работы с 6 июня 2001 года по 4 сентября 2003 года, с 13 сентября 2003 года по 16 марта 2012 года, произвести перерасчёт размера страховой пенсии по старости на основании части 14 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 1 марта 2022 года.
В судебном заседании суда первой инстанции истец Кондратов Н. И. на удовлетворении иска настаивал.
Представитель ответчика Некрасова Е. В. иск не признала.
Решением Вельского районного суда Архангельской области от 21 июня 2022 года с учётом определения об исправлении описки от 26 июля 2022 года исковые требования Кондратова Н. И. к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу удовлетворены, на Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу возложена обязанность включить Кондратову Н. И. в специальный стаж, дающий право на повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», периоды работы: с 6 июня 2001 года по 4 сентября 2003 года в должности заместителя генерального директора в открытом акционерном обществе «Горское» и с 13 сентября 2003 года по 16 марта 2012 года в должности заместителя директора по связям с общественностью в обществе с ограниченной ответственностью «Вельская птицефабрика» и произвести перерасчёт размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости Кондратову Н. И. в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 1 марта 2022 года.
С указанным решением не согласилась представитель ответчика Некрасова Е. В., в поданной апелляционной жалобе она просит решение отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование жалобы ссылается на нарушение судом норм материального и процессуального права.
Выражает несогласие с выводом суда о том, что в периоды с 6 июня 2001 года по 4 сентября 2003 года, с 13 сентября 2003 года по 16 марта 2012 года истец работал в должности, соответствующей Списку работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которыми устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона «О страховых пенсиях», утверждённому постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2018 года № 1440, в связи с чем данные периоды подлежат включению в стаж работы в сельском хозяйстве. Обращает внимание, что истец при обращении в пенсионный орган с заявлением о перерасчёте размера пенсии документов, подтверждающих его работу в должностях, предусмотренных названным Списком, не представил.
Какого-либо решения относительно зачёта в стаж периода работы с 23 ноября 2011 года по 16 марта 2012 года пенсионным органом не принималось.
Полагает, что судом не дана оценка тому обстоятельству, что на момент вынесения пенсионным органом решения от ДД.ММ.ГГГГ № право истца на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» не нарушено, поскольку за истцом признано быть не могло, данное решение в судебном порядке истцом не оспаривалось. Считает, что требование истца о перерасчёте размера фиксированной выплаты к страховой пенсии удовлетворено необоснованно.
Отмечает, что в нарушение статьи 95 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в решении не указано, какими именно документами подтверждается работа истца с 4 сентября 2003 года в должности, предусмотренной вышеназванным Списком, в организации, основным видом деятельности которой является сельское хозяйство, а также основания включения в льготный стаж периода работы с 6 июня 2001 года по 3 сентября 2003 года. Полагает, что в материалах гражданского дела указанные доказательства отсутствуют, оснований для установления факта непосредственной занятости истца на работах и в производствах животноводства в спорные периоды не имеется.
Считает, что суд не принял во внимание квалификационные характеристики должности истца, указывающие на то, что заместитель директора по связям с общественностью не относится к числу руководителей, занятых на работах и в производствах животноводства.
Полагает, что период с 23 ноября 2011 года по 16 марта 2012 года не может рассматриваться как период, подлежащий включению в страховой стаж и в стаж работы в сельском хозяйстве, поскольку он отсутствует на индивидуальном лицевом счёте истца, сведения об уплате страховых взносов за данный период также отсутствуют. Кроме того, для включения указанного периода в стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, не соблюдено условие о занятости в течение полного рабочего дня.
Обращает внимание, что суд, ссылаясь в обоснование своих выводов на содержание выписок из медицинских карт истца, не принял во внимание отсутствие начислений по листку нетрудоспособности после января 2012 года, а также дату увольнения истца 1 ноября 2011 года.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу истец Кондратов Н. И. с доводами жалобы не согласился, просит оставить решение суда без изменения.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции истец, представитель ответчика, извещённые о времени и месте его проведения надлежащим образом, не явились, просили о рассмотрении дела в их отсутствие.
Судебная коллегия, руководствуясь положениями частей третьей и пятой статьи 167, части первой статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, посчитала возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на жалобу, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено и материалами дела подтверждено, что с 5 июня 2001 года истец Кондратов Н. И. является получателем пенсии по старости.
7 февраля 2022 года он обратился в Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу с заявлением о перерасчёте размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Решением ответчика от ДД.ММ.ГГГГ № Кондратову Н. И. отказано в перерасчёте размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» по причине отсутствия требуемого стажа работы в сельском хозяйстве: при необходимых 30 лет такого стажа ответчиком установлен стаж продолжительностью 19 лет 5 месяцев 26 дней.
При этом ответчиком не были включены в стаж работы в сельском хозяйстве спорные периоды работы Кондратова Н. И. с 6 июня 2001 года по 4 сентября 2003 года, с 13 сентября 2003 года по 16 марта 2012 года.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования Кондратова Н. И., суд первой инстанции, дав оценку доказательствам по делу, пришёл к выводу, что в спорные периоды истец работал в должности, соответствующей той, что предусмотрена в списке работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которыми устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона «О страховых пенсиях», утверждённом постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2018 года № 1440.
Установив, что с учётом стажа работы истца в сельском хозяйстве, установленного ответчиком (19 лет 5 месяцев 26 дней), и оспариваемых истцом периодов работы общая продолжительность стажа работы в сельском хозяйстве составит у истца более 30 лет, а также приняв во внимание факт обращения Кондратова Н. И. в пенсионный орган за перерасчётом размера пенсии 7 февраля 2022 года, суд первой инстанции пришёл к выводу о праве истца на перерасчёт размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 1 марта 2022 года.
Судебная коллегия полагает, что с такими выводами суда первой инстанции согласиться нельзя по следующим основаниям.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Закон № 400-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 16 Закона № 400-ФЗ фиксированная выплата к страховой пенсии по старости лицам (за исключением лиц, являющихся получателями пенсии за выслугу лет либо пенсии по инвалидности в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей», а также лиц, указанных в пункте 7 статьи 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»), к страховой пенсии по инвалидности (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии по инвалидности инвалидам III группы) устанавливается в сумме 4 982 рубля 90 копеек в месяц.
На основании части 8 статьи 10 Федерального закона от 3 октября 2018 года № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» размер фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, предусмотренной частью 1 статьи 16 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», с 1 января 2019 года устанавливается в сумме, равной 5 334 рублям 19 копейкам, с 1 января 2020 года – 5 686 рублям 25 копейкам, с 1 января 2021 года – 6 044 рублям 48 копейкам, с 1 января 2022 года – 6 564 рублям 31 копейке.
Как указано в части 14 статьи 17 Закона № 400-ФЗ, лицам, проживающим в сельской местности, проработавшим не менее 30 календарных лет в сельском хозяйстве, не осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в размере 25 процентов суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии, предусмотренной частями 1 и 2 статьи 16 настоящего Федерального закона.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2018 года № 1440 утверждён список работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которыми устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона «О страховых пенсиях» (далее – Список № 1440), и правила исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона «О страховых пенсиях» (далее – Правила № 1440).
Согласно подпункту «а» пункта 3 Правил № 1440 в стаж работы в сельском хозяйстве засчитываются периоды работы (деятельности), которые выполнялись на территории Российской Федерации, при условии занятости на работах, в производствах, профессиях, должностях, специальностях, предусмотренных списком, и условии начисления (уплаты) за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В стаж работы в сельском хозяйстве засчитываются периоды получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков (подпункт «а» пункта 4 Правил № 1440).
В подпункте «б» пункта 6 Правил № 1440 определено, что при подсчёте стажа работы в сельском хозяйстве периоды работы (деятельности), указанные в пункте 3 настоящих Правил, имевшие место до дня вступления в силу положений частей 14 и 15 статьи 17 Федерального закона «О страховых пенсиях», подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учёта и (или) документов, выданных работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
При исчислении и подтверждении стажа работы в сельском хозяйстве применяются Правила подсчёта и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утверждённые постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 года № 1015 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий» (пункт 5 Правил № 1440).
В соответствии с пунктом 11 Правил подсчёта и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 года № 1015, документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца. При отсутствии трудовой книжки, а также в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
Списком № 1440 предусмотрены три вида производств сельского хозяйства: растениеводство, животноводство и рыбоводство. При этом в разделе 2 наименований работ, производств сельского хозяйство определено, что при применении настоящего Списка к животноводству относится верблюдоводство, звероводство, козоводство, коневодство, кролиководство, муловодство, овцеводство, оленеводство, ословодство, птицеводство, пчеловодство, свиноводство, скотоводство (включая молочное скотоводство, молочно-мясное скотоводство и мясное скотоводство, собаководство) (разведение, содержание, уход, выращивание, ветеринарное обслуживание всех видов сельскохозяйственных животных для производства животноводческих продуктов), в том числе осуществляемое кочевыми родовыми общинами.
Среди наименований профессий, должностей, специальностей в разделе 2 Списка № 1440 поименован заместитель директора (генерального директора, председателя) колхоза, совхоза, сельскохозяйственного кооператива, артели и другой организации, основным видом деятельности которой является сельское хозяйство (по отраслям животноводства, в том числе по обслуживанию и ремонту сельскохозяйственной техники и производственного оборудования, сельскохозяйственных производственных объектов).
На основании части 11 статьи 17 Закона № 400-ФЗ постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2018 года № 1441 утверждены Правила установления и выплаты повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии лицам, проработавшим не менее 30 календарных лет в сельском хозяйстве, проживающим в сельской местности (далее – Правила № 1441).
Как указано в пункте 5 Правил № 1441, установление повышения фиксированной выплаты осуществляется территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации по месту жительства (пребывания, фактического проживания) в сельской местности гражданина Российской Федерации либо по месту жительства в сельской местности иностранного гражданина или лица без гражданства, обратившихся с заявлением об установлении соответствующей страховой пенсии (о назначении страховой пенсии, перерасчёте её размера и переводе с одного вида пенсии на другой вид).
Согласно пункту 7 Правил № 1441 при переезде гражданина Российской Федерации на новое место жительства (пребывания, фактического проживания) в сельскую местность либо иностранного гражданина или лица без гражданства на новое место жительства в сельскую местность, оставлении работы и (или) иной деятельности, в период которой застрахованное лицо подлежит обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», приобретении необходимого календарного стажа работы в сельском хозяйстве, дающего право на установление повышения фиксированной выплаты, и наличии других условий, предусмотренных пунктом 1 настоящих Правил, повышение фиксированной выплаты устанавливается на основании поданного им в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации или многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг по месту жительства (пребывания, фактического проживания) в сельской местности соответствующего заявления в срок, предусмотренный пунктом 2 части 1 статьи 23 Федерального закона «О страховых пенсиях».
В силу пункта 2 части 1 статьи 23 Закона № 400-ФЗ перерасчёт размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 5 настоящей статьи, производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчёте размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии в сторону увеличения.
Частью 2 статьи 23 Закона № 400-ФЗ определено, что заявление пенсионера о перерасчёте размера страховой пенсии принимается при условии одновременного представления им необходимых для такого перерасчёта документов, подлежащих представлению заявителем с учётом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона.
Необходимые для установления страховой пенсии и выплаты страховой пенсии документы могут быть запрошены у заявителя только в случаях, если необходимые документы не находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы включены в определённый Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» перечень документов (часть 7 статьи 21 Закона № 400-ФЗ).
В соответствии с частью 6 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» документы о трудовой деятельности, трудовом стаже и заработке гражданина, а также архивные документы, переданные на постоянное хранение в государственные или муниципальные архивы, предоставляются заявителем, обратившимся за предоставлением государственной услуги по установлению пенсии.
Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчёта размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учётом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению, утверждённый приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 4 августа 2021 года № 538н, предусматривает, что для подтверждения дополнительных условий назначения страховой пенсии по старости и обстоятельств, учитываемых при определении её размера, предусмотренных Федеральным законом «О страховых пенсиях», необходимы документы о периодах работы в сельском хозяйстве, дающей право на установление повышения размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости (часть 14 статьи 17 Федерального закона «О страховых пенсиях»).
В силу части 5 статьи 10 Федерального закона от 3 октября 2018 года № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» перерасчёт размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности (часть 14 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях») осуществляется с 1 января 2019 года без подачи пенсионером заявления при наличии в выплатном деле необходимой информации. В этом случае Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет указанный перерасчёт не позднее 1 сентября 2019 года. Пенсионер вправе в любое время представить дополнительные документы, необходимые для перерасчёта. В случае, если пенсионер обратился за перерасчётом в период с 1 января по 31 декабря 2019 года, указанный перерасчёт осуществляется с 1 января 2019 года. В случае, если пенсионер обратился за перерасчётом после 31 декабря 2019 года, указанный перерасчёт осуществляется с даты, предусмотренной пунктом 2 части 1 статьи 23 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Таким образом, вышеуказанные положения пенсионного законодательства предусматривают, что перерасчёт размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учётом её повышения за работу в сельском хозяйстве носит заявительный характер, заявление о таком перерасчёте размера фиксированной выплаты к страховой пенсии принимается только при одновременном предоставлении всех необходимых документов, в том числе подтверждающих периоды работы в сельском хозяйстве, обязанность по предоставлению которых возложена на гражданина, обратившегося за перерасчётом. Без обращения гражданина с соответствующим заявлением и без предоставления необходимых документов перерасчёт размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в сторону увеличения осуществлён быть не может.
Представитель ответчика в суде первой инстанции, возражая относительно заявленных исковых требований, указывала на обращение истца в пенсионный орган 7 февраля 2022 года с заявлением о перерасчёте размера пенсии без приложения документов, подтверждающих работу в сельском хозяйстве. Кроме того, представитель ответчика ссылалась на отсутствие в материалах пенсионного дела Кондратова Н. И. документов о стаже работы истца после назначения ему пенсии с 5 июня 2001 года (пенсия назначена истцу органом социальной защиты населения на основании представления администрации открытого акционерного общества «Горское», содержащего выписку из трудовой книжки истца по состоянию на 5 июня 2021 года) и на имеющуюся в распоряжении пенсионного органа выписку из индивидуального лицевого счёта застрахованного лица Кондратова Н. И., содержащую сведения о работе истца в обществе с ограниченной ответственностью «Вельская птицефабрика» до 22 ноября 2011 года включительно.
Вместе с тем, при рассмотрении настоящего дела в суде первой инстанции указанные доводы стороны ответчика и представленные в их обоснование доказательства оценки не получили и, по существу, были проигнорированы судом.
В силу части второй статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
Согласно части первой статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
В соответствии с частью первой статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применён по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению.
На основании положений части первой статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным. При этом согласно части четвёртой статьи 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в мотивировочной части решения суда должны быть указаны обстоятельства дела, установленные судом, доказательства, на которых основаны выводы суда об этих обстоятельствах, доводы, по которым суд отвергает те или иные доказательства, законы, которыми руководствовался суд.
Как разъяснено в пунктах 2 и 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года № 23 «О судебном решении», решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права. Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Судебная коллегия считает, что постановленное судом решение названным требованиям не соответствует, поскольку судом первой инстанции не применены нормы пенсионного законодательства об обязанности гражданина, обратившегося с заявлением о перерасчёте размера пенсии, представить вместе с заявлением документы, необходимые для такого перерасчёта.
Представленными в дело доказательствами подтверждается и сторонами не оспаривается, что необходимые документы для производства перерасчёта размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости на основании части 14 статьи 17 Закона № 400-ФЗ истцом ответчику не предоставлялись, следовательно, ответчиком они не оценивались и решения по этим документам не принималось.
Как следует из решения ответчика от ДД.ММ.ГГГГ №, Кондратову Н. И. разъяснено, что для рассмотрения вопроса о включении в стаж работы в сельском хозяйстве периодов работы с 6 июня 2001 года по 4 сентября 2003 года и с 13 сентября 2003 года по 22 ноября 2011 года необходимо представить дополнительные документы, подтверждающие факт работы в должностях, предусмотренных Списком № 1440 (трудовая книжка, архивные справки).
Следовательно, ответчик в своём решении разъяснил истцу о праве на перерасчёт размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости на основании части 14 статьи 17 Закона № 400-ФЗ, условиях такого перерасчёта и документах, которые необходимо представить.
Архивные документы о работе истца после 5 июня 2001 года в открытом акционерном обществе «Горское» и в обществе с ограниченной ответственностью «Вельская птицефабрика», на основании которых суд включил истцу в стаж, дающий право на повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в соответствии с частью 14 статьи 17 Закона № 400-ФЗ, периоды работы в открытом акционерном обществе «Горское» с 6 июня 2001 года по 4 сентября 2003 года и в обществе с ограниченной ответственностью «Вельская птицефабрика» с 13 сентября 2003 года по 16 марта 2012 года и обязал ответчика произвести перерасчёт размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, поступили в материалы дела лишь по запросу суда в процессе рассмотрения дела, пенсионным органом при рассмотрении обращения истца от 7 февраля 2022 года оценка данным документам не была дана.
Сведениями индивидуального (персонифицированного) учёта стаж работы истца в сельском хозяйстве не подтверждается.
Таким образом, из установленных судебной коллегией обстоятельств дела следует, что Кондратов Н. И. в установленном порядке в пенсионный орган с заявлением о перерасчёте размера получаемой им фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости с одновременным представлением трудовой книжки либо архивных документов, подтверждающих стаж на соответствующих видах работ по Списку № 1440, не обращался, юридических решений по результатам правовой оценки указанных документов ответчиком не принималось.
В силу положений статьи 46 Конституции Российской Федерации и требований части первой статьи 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная защита прав гражданина возможна только в случае реального нарушения его прав, свобод или законных интересов, а способ защиты права должен соответствовать нарушенному праву и характеру нарушения. При этом бремя доказывания нарушения прав согласно статье 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации лежит на самом истце, который при обращении в суд должен доказать, какие права и охраняемые законом интересы нарушены ответчиком и подлежат восстановлению в случае удовлетворения искового заявления. Возможность лица обратиться за судебной защитой своих прав не подменяет предусмотренный законом порядок реализации гражданами своих прав и законных интересов.
На основании изложенного, поскольку права истца на момент рассмотрения иска в суде ответчиком не нарушены ввиду отсутствия обращения истца в установленном порядке к пенсионному органу с заявлением о перерасчёте размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости с необходимыми для перерасчёта документами, оснований для удовлетворения исковых требований у суда не имелось.
В соответствии со статьёй 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Поскольку судом первой инстанции при вынесении решения неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, и судом допущено нарушение норм материального права, обжалуемое решение подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в иске.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Вельского районного суда Архангельской области от 21 июня 2022 года с учётом определения об исправлении описки от 26 июля 2022 года отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Кондратова Н.И. <данные изъяты> к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (ИНН 2901038317) о включении в стаж работы, дающей право на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», периодов работы с 6 июня 2001 года по 4 сентября 2003 года и с 13 сентября 2003 года по 16 марта 2012 года, перерасчёте фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости с 1 марта 2022 года отказать.
Председательствующий | Т. В. Попова |
Судьи | С. В. Эпп |
Р. С. Сафонов |