№2(1)а-634/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г.Абдулино 05 июня 2020 года
Абдулинский районный суд Оренбургской области в составе председательствующего судьи Ильиной Е.В.,
при секретаре судебного заседания Шерстневой Ю.А.,
с участием административного истца ФИО и его представителя ...., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,
представителя ответчиков – помощника Абдулинского межрайонного прокурора ...,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО к Абдулинскому межрайонному прокурору Оренбургской области ...., заместителю Абдулинского межрайонного прокурора Оренбургской области ФИО, Абдулинской межрайонной прокуратуре, прокуратуре <адрес> о признании незаконными решения должностного лица,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО обратился в суд с вышеназванным административным исковым заявлением к Абдулинскому межрайонному прокурору <адрес> ...., заместителю Абдулинского межрайонного прокурора <адрес> ФИО, указав в его обоснование, что в газете «Малая Родина», выпуск №44 от 01.11.2019 года, была опубликована статья «Пенсия для безработных», в которой указывалось о наличии у безработных граждан права выхода на досрочную пенсию. Поскольку такого права, в частности, Законом РФ «О занятости населения в Российской Федерации» от 19.04.1991 года №1032-1 не предусмотрено, истец обратился в прокуратуру за подтверждением отсутствия у безработных права выхода на досрочную пенсию. Однако заместитель прокурора ФИО заявил, что такое право есть, и оно предусмотрено статьей 32 Закона №. Его обращение к вышестоящему должностному лицу, прокурору района .... не разрешило ситуацию, поскольку .... также подтвердил наличие права у безработных на досрочную пенсию. Данные действия нарушают права и законные интересы административного истца, а именно на достоверную информацию (часть 2 статьи 24 Конституции Российской Федерации) и надлежащее исполнение административным ответчиком своих профессиональных обязанностей. Так, в соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона от 17.01.1992 года №2202-1 «О прокуратуре РФ» (далее – ФЗ №2202-1) прокуратура Российской Федерации является единой федеральной централизованной системой органов, в задачи которой входит осуществление от имени Российской Федерации надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации. В части 2 статьи 1 Федерального закона №2202-1, на прокуратуру возлагаются задачи по надзору за исполнением законов всеми органами и должностными лицами на территории России в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства. Однако для этого, в первую очередь, необходимо знание самих законов и их правильное понимание и толкование, отсутствие которого было обнаружено у административных ответчиков. В статье 40.1 Федерального закона №2202-1 указано, что прокурорами могут быть граждане Российской Федерации, получившие по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам высшее юридическое образование по специальности «Юриспруденция», или высшее образование по направлению подготовки «Юриспруденция» квалификации «магистр» при наличии диплома бакалавра по направлению подготовки «Юриспруденция», или высшее образование по специальностям, входящим в укрупненную группу специальностей «Юриспруденция», с присвоением квалификации «юрист», обладающие необходимыми профессиональными и моральными качествами способные по состоянию здоровья исполнять возлагаемые на них служебные обязанности. Но, анализируя ответы административных ответчиков, приходит к выводу об отсутствии у них надлежащей профессиональной квалификации. Нахождение административных ответчиков на занимаемых или должностях прямо затрагивают его права, свободы и законные интересы, предусмотренные статьями 2,3,10,15,17,18,19 Конституции России. Истец просит суд признать незаконным утверждения административных ответчиков о наличии права у безработных на досрочный выход на пенсию.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Абдулинская межрайонная прокуратура и прокуратура Оренбургской области.
Истец ФИО в судебном заседании поддержал заявленные исковые требования, просил удовлетворить, дав пояснения по существу иска.
Представитель истца - .... в судебном заседании исковое заявление ФИО поддержал, просил удовлетворить исковое заявление.
Ответчики - Абдулинский межрайонный прокурор Оренбургской области ..., заместитель Абдулинского межрайонного прокурора Оренбургской области ФИО, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Граждане могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица.
Статьей 226 Кодекса административного судопроизводства РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.
Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона РФ от 27.07.2006 года №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», граждане (физические лица) и организации (юридические лица) вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами регулируются Федеральным законом от 02.05.2006 года №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
Согласно части 1 статьи 2 названного Федерального закона граждане имеют право обращаться в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично-значимых функций, и их должностным лицам.
В силу пункта 3 статьи 5 Федерального закона от 02.05.2006 года №59-ФЗ, при рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.
Таким образом, к числу прав гражданина при рассмотрении обращения статьей 5 данного закона отнесено право на получение письменного ответа по существу поставленных в обращении вопросов, уведомления о переадресации письменного обращения в государственный орган, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов; обращение с жалобой на принятое по обращению решение или на действие (бездействие) в связи с рассмотрением обращения в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу прямого указания части 2 статьи 8, части 1 статьи 9, части 1 статьи 12, пунктов 1, 3, 4, части 1 статьи 10 Федерального закона 02.05.2006 года №59-ФЗ письменное обращение подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления и подлежит обязательному рассмотрению.
Государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций обеспечивают объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, принимают меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина, дают письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов.
Согласно пункту 1 статьи 12 Федерального закона от 02.05.2006 года №59-ФЗ, письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения
Судом установлено, что в газете «Малая Родина», выпуск №44 от 01.11.2019 года была опубликована статья «Пенсия для безработных» следующего содержания: пенсия по старости – это пенсия, которую назначают при достижении пенсионного возраста. В 2019 году пенсионный возраст для женщин – 55,5 года, для мужчин – 60,5 года. В этом возрасте назначается государственная пенсия, которая зависит от стажа конкретного человека и накопленных пенсионных баллов. Если до пенсии по возрасту осталось два года, а работы нет, можно получить досрочную пенсию. Ее назначают не всем безработным, а только при совпадении следующих условий: увольнение произошло из-за сокращения штатов или ликвидации предприятия, либо человек перестал быть индивидуальным предпринимателем; безработный состоит на учете в Центре занятости населения: у него есть 20 (если это женщина) или 25 (если это мужчина) лет трудового стажа; хватит баллов для пенсии по старости. В 2019 году – 16,2, в 2020 году – 18,6 баллов; до обычной пенсии по возрасту осталось два года; работу найти не получается. При совпадении этих условий службы занятости может предложить досрочную страховую пенсию. Ее посчитают так же, как обычным пенсионерам по возрасту. Но можно отказаться и получить обычное пособие по безработице – с 2019 года максимум 11280 рублей. Его будут платить два года и больше. При поступлении на работу или возобновлении иной деятельности, которая предусмотрена статьей 11 Федерального закона РФ «О страховых пенсиях», выплата пенсии, установленной безработным гражданам, прекращается. После прекращения указанной работы и (или) деятельности выплата этой пенсии восстанавливается. Как рассказал директор ГКУ «ЦЗН <адрес>» ..., правом досрочного выхода на пенсию безработные абдулинцы из числа, состоящих на учете в Центре занятости, пользуются нередко. Автором данной статьи указан ... ...
Из содержания административного иска следует, что ФИО просит признать незаконным утверждения административных ответчиков о наличии права у безработных на досрочный выход на пенсию, так как такого права, в частности Законом РФ от 19.04.1991 года №1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» не предусмотрено, а изложенное в письме прокурором утверждение нарушает его право на достоверную информацию и надлежащее исполнение административным ответчиком своих профессиональных обязанностей.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО обратился в Абдулинскую межрайонную прокуратуру с письменным обращением, в котором просил назвать конкретный Федеральный закон РФ, которым закреплено право досрочного выхода на пенсию за состоящими на учете в Центре занятости безработными гражданами.
Данное обращение поступило в Абдулинскую межрайонную прокуратуру ДД.ММ.ГГГГ.
Заместителем Абдулинской межрайонной прокуратуры ФИО было рассмотрено обращение ФИО и дан в письме от ДД.ММ.ГГГГ №/ж-2019 разъяснительный ответ о том, что в газете «Малая Родина» выпуск № от ДД.ММ.ГГГГ опубликована статья «пенсия для безработных», в которой указаны сведения о праве досрочного выхода на пенсию для безработных. Данное право закреплено статьей 32 Закона РФ от 19.04.1991 года №1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации». Правила, в соответствии с которыми органы службы занятости осуществляют выдачу предложений о досрочном назначении пенсии безработным гражданам, утверждены приказом Минтруда России от 22.02.2019 года №116н «Об утверждении Правил, в соответствии с которыми органы службы занятости осуществляют социальные выплаты гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и выдачу предложений о досрочном назначении пенсии таким гражданам».
Согласно книге учета отправленной корреспонденции, письменный ответ на обращение ФИО направлено ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес>.
ФИО в судебном заседании ссылался на не получение из Абдулинской межрайонной прокуратуры ответа на его обращение от ДД.ММ.ГГГГ.
Между тем, судом установлено, что копия письма Абдулинской межрайонной прокуратуры от ДД.ММ.ГГГГ №/ж-2019 года была получена вместе с письмом от ДД.ММ.ГГГГ №/ж-2019.
Согласно книге учета отправленной корреспонденции, письменный ответ на обращение ФИО направлен ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой по адресу: <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ в адрес Генеральной прокуратуры Российской Федерации поступило обращение от ФИО о том, что он не был уведомлен о принятом решении по итогам рассмотрения его обращения от ДД.ММ.ГГГГ, которое на основании пункта 3.2 Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденной приказом Генерального прокурора Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ, было переадресовано в прокуратуру <адрес>, а потом в последующем поступило в Абдулинскую межрайонную прокуратуру вх. 144ж/19 от ДД.ММ.ГГГГ для организации проверки и дачи ответа заявителю.
По данному факту ФИО был дан письменный ответ от ДД.ММ.ГГГГ №/ж-2019 за подписью заместителя Абдулинского межрайонного прокурора ФИО, в котором заявителю сообщалось о том, что обращение в Абдулинскую межрайонную прокуратуру по вопросу досрочного выхода на пенсию гражданами, состоящими на учете в Центре занятости и признанными безработными, рассмотрено ДД.ММ.ГГГГ, по которому ему был направлен мотивированный ответ.
Таким образом, копия письма от ДД.ММ.ГГГГ №/ж-2019 за подписью заместителя межрайонного прокурора ФИО вместе с письмом прокуратуры от ДД.ММ.ГГГГ исх.144/ж-2019 была получена ФИО согласно штампу на конверте ДД.ММ.ГГГГ.
Административный иск ФИО по признанию незаконным утверждения административных ответчиков о наличии права у безработных на досрочный выход на пенсию поступил в суд ДД.ММ.ГГГГ, то есть по истечении трехмесячного срока, установленного статьей 219 КАС РФ.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО обратился в Абдулинскую межрайонную прокуратуру с жалобой на действия заместителя межрайонного прокурора ФИО
По данной жалобе ФИО был дан письменный ответ от ДД.ММ.ГГГГ №/ж-2019 за подписью Абдулинского межрайонного прокурора ...., в котором сообщалось о том, что доводы обращения от ДД.ММ.ГГГГ рассмотрены в полном объеме, дан мотивированный ответ, содержащий ссылки на нормативные правовые акты Российской Федерации, регламентирующие порядок досрочного назначения пенсии безработным гражданам.
Письменный ответ Абдулинской межрайонной прокуратуры от ДД.ММ.ГГГГ №/ж-2019 был получен ФИО согласно штампу на конверте ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, запись в книге учета отправленной корреспонденции подтверждает факт отправки ответа от ДД.ММ.ГГГГ №/ж-2019 и от ДД.ММ.ГГГГ №/ж-2019 ФИО, так как указанная книга является официальным документом, которая заполняется сотрудником. Доводы ФИО о неполучении ответа на обращение от ДД.ММ.ГГГГ, в данном случае правового значения не имеет, поскольку установленная статьей 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №59-ФЗ обязанность по направлению письменного ответа по существу поставленного в обращении вопроса должностным лицом исполнена. Действующее законодательство не предусматривает обязанность должностного лица уведомить гражданина заказной корреспонденцией с уведомлением о вручении либо нарочным. Контроль за действиями органов федеральной почтовой связи по отправке и доставке корреспонденции заявителю на органы прокуратуры не возложен.
Согласно положениям части 2 статьи 32 Закона РФ от 19.04.1991 года №1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», по предложению органов службы занятости при отсутствии возможности для трудоустройства безработным гражданам из числа лиц, указанных в пункте 1 настоящей статьи, уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя, с их согласия может назначаться пенсия на период до наступления возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую трудовую пенсию по старости, но не ранее чем за два года до наступления соответствующего возраста. Размер этой пенсии определяется по нормам страховой части трудовой пенсии по старости, установленным Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Приказом Минтруда России от 22.02.2019 года №116н утверждены Правила, в соответствии с которыми органы службы занятости осуществляют социальные выплаты гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и выдачу предложений о досрочном назначении пенсии таким гражданам.
В силу вышеизложенного, возможность досрочного назначения трудовой пенсии по старости гражданам предпенсионного возраста предусмотрена Законом РФ от 19.04.1991 года №1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации». Вместе с тем, законом прямо не предусмотрена обязанность Центра занятости населения по досрочному оформлению безработному гражданину трудовой пенсии и не определены условия исполнения этой обязанности. Закон наделил органы службы занятости правом при определенных обстоятельствах предлагать соответствующим категориям безработных граждан досрочное назначение трудовой пенсии, направленное на повышение из социальной защищенности. Одним из условий для назначения досрочной трудовой пенсии по старости является невозможность трудоустройства безработного по подходящей работе.
По смыслу части 1 статьи 218, части 1 статьи 218, части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, решение о признании действий (бездействия), решения незаконным своей целью преследует именно восстановление прав административного истца, о чем свидетельствует императивное предписание процессуального закона о том, что признавая решение, действие (бездействие) незаконным, судом принимается решение об обязании административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Таким образом, решение, принимаемое в пользу административного истца, обязательно должно содержать два элемента: признание незаконным решения, действия (бездействие) и указание на действия, направленные на восстановление нарушенного права.
Приведенные выводы соотносятся с положением статьи 3 Кодекса административного судопроизводства РФ, согласно которой одной из задач административного судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений; а равно с положением части 1 статьи 4 КАС РФ, согласно которому каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Административное процессуальное законодательство не содержит в себе института установления юридически значимого факта, которым по своей природе является решение суда о признании бездействия (действия) незаконным в условиях, когда отсутствует способ восстановления прав, либо когда такие права восстановлены до принятия решения судом.
Однако административный истец не обосновал суду, в чем же выразилось нарушение лично его прав со стороны ответчиков, поскольку истец является пенсионером по старости и на учете в ГКУ «Центр занятости населения Абдулинского района» не стоит. Обращения ФИО рассмотрены должностными лицами Абдулинской межрайонной прокуратуры в пределах предоставленных ими полномочий, ответы даны в установленный законом срок. Несогласие с содержанием ответов не свидетельствует о незаконности действий должностных лиц прокуратуры.
Таким образом, оценивая вышеизложенное, суд не усматривает законных оснований для удовлетворения требований истца ФИО к административным ответчикам о признании незаконным утверждения ответчиков о наличии права у безработных на досрочный выход на пенсию.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
Р Е Ш И Л:
в удовлетворении административного искового заявления ФИО к Абдулинскому межрайонному прокурору <адрес> ...., заместителю Абдулинского межрайонного прокурора Оренбургской области ФИО, Абдулинской межрайонной прокуратуре, прокуратуре Оренбургской области о признании незаконным утверждения ответчиков о наличии права у безработных на досрочный выход на пенсию – отказать.
Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Абдулинский районный суд Оренбургской области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья Е.В. Ильина
Мотивированное решение суда изготовлено 10.06.2020 г.