в„– 2-412/2018
РЕШЕНРР•
Рменем Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации
с. Новопокровка 09 октября 2018 года
Красноармейский районный суд Приморского края в составе судьи Садовой С.А., при секретаре Банной Н.В., с участием прокурора Красноармейского района Приморского края Бакаева В.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Красноармейского района Приморского края в интересах Бондаренко Ольги Андреевны к администрации Вострецовскогосельского поселения, Департаменту труда и социального развития Приморского края отдел по Красноармейскому муниципальному району об установлении факта проживания, о возложении обязанности включения в список пострадавших граждан и выплаты разовой материальной помощи,
РЈРЎРўРђРќРћР’РР›:
Прокурор Красноармейского района обратился в интересах Бондаренко О.А. в суд с иском к ответчикам об установлении факта проживания, о возложении обязанности включения в список пострадавших граждан и выплаты разовой материальной помощи. В обоснование своих доводов истец указал, что Бондаренко О.А. проживает по адресу:<адрес>. При обращении в администрацию Вострецовскогосельского поселения с заявлением о выплате разовой материальной помощи, истцу было отказано, в связи с тем, что она не зарегистрирована по месту жительства (пребывания) в пострадавшем от паводка районе. Местом постоянного жительства Бондаренко О.А. является квартира по указанному адресу. Согласно акту обследования утраченного урожая, Бондаренко О.А. признана пострадавшей, однако в списки на выплату разовой материальной помощи не включена. Просит установить факт проживания Бондаренко О.А.по указанному адресу с ДД.ММ.ГГГГ, обязать администрацию Вострецовскогосельского поселения включить истца в список пострадавших граждан и обязать Департамент труда и социального развития Приморского края произвести истцу выплату разовой материальной помощи в размере 10000 рублей в связи с утратой урожая на земельном участке, обратить решение к немедленному исполнению.
Определением Красноармейского районного суда Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле привлечен Департамент труда и социального развития Приморского края.
В уточненных требованиях прокурор просил суд: установить факт проживания Бондаренко О.А.вс.Вострецово, <адрес> на дату введения режима чрезвычайной ситуации регионального характера, признать Бондаренко О.А. пострадавшей в результате чрезвычайной ситуации природного характера, возникшей в результате проливных дождей на территории Приморского края в сентябре 2018 г., признать за Бондаренко О.А. право на получение разовой материальной помощи в связи с утратой урожая на земельном участке, расположенном в границах территории муниципального образования, на которой произошла чрезвычайная ситуация за счет средств финансового резерва для ликвидации чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера на территории Приморского края в размере 10000 рублей, обязать администрацию Вострецовскогосельского поселения включить истца в список пострадавших граждан нуждающихся воказании разовой материальной помощи в связи с утратой урожая на земельном участке, расположенном в границах территории муниципального образования, на которой произошла чрезвычайная ситуация.
В судебном заседании прокурор Бакаев В.А., исковые требования поддержал, просил об их удовлетворении.
В судебное заседание Бондаренко О.А. не явилась, просила о рассмотрении дела в ее отсутствии, на иске настояла.
Представитель администрации Вострецовскогосельского поселения в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в его отсутствии, не возражал против удовлетворения требований.
Представитель Департамента труда и социального развития Приморского края по доверенности Шевченко О.В., просила отказать в удовлетворении заявленных требований ссылаясь на доводы отзыва.
Выслушав стороны, исследовав и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.
В силу ст. 18 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" граждане Российской Федерации имеют право на получение компенсаций и социальных гарантий за ущерб, причиненный вследствие чрезвычайных ситуаций. Данное право основывается на гарантиях, закрепленных в ст. 29 Федерального конституционного закона от 30.05.2001 N 3-ФКЗ "О чрезвычайном положении".
Порядок, условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с п. 1 ст. 18 указанного закона устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Подпунктом "л" п. 1 ст. 11 данного Закона органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.02.2014 N 110, утверждены Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, которые определяют порядок выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального, межрегионального и регионального характера.
Согласно постановлению Правительства РФ от 15.02.2014 N 110 бюджетные ассигнования из резервного фонда выделяются федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций, в частности (п. "г" ч.2) оказание гражданам единовременной материальной помощи в размере 10 тысяч рублей на человека; и (п. "д" ч.2) оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество - 50 тысяч рублей на человека, за полностью утраченное имущество - 100 тысяч рублей на человека).
Согласно ч.2(1) указанного Постановления - Выделение бюджетных ассигнований из резервного фонда на финансовое обеспечение мероприятий, предусмотренных подпунктом "г" пункта 2 настоящих Правил, осуществляется при одновременном выполнении на день введения режима чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций следующих условий: - постоянное проживание гражданина в жилом помещении, которое попало в зону чрезвычайной ситуации и в котором он зарегистрирован по месту жительства; -нарушение условий жизнедеятельности гражданина в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации.
Выделение бюджетных ассигнований из резервного фонда на финансовое обеспечение мероприятий, предусмотренных подпунктом "д" пункта 2 настоящих Правил, осуществляется при одновременном выполнении на день введения режима чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций следующих условий: - постоянное проживание гражданина в жилом помещении, которое попало в зону чрезвычайной ситуации и в котором он зарегистрирован по месту жительства; - утрата гражданином частично или полностью имущества первой необходимости в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации.
Постановлением администрации Приморского края от 15.05.2018 г. № 223-па «О создании и использовании резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Приморского края» утверждено Положение о резервах финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Приморского края.
Согласно п.6.1 указанного Положения, основанием для выделения средств из финансового резерва является правовой акт Администрации Приморского края, принятый в соответствии с решением Комиссии, в котором указываются размер ассигнований и их по объектное распределение или размер средств, выделяемых для оказания разовой материальной помощи в разрезе муниципальных образований, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации, и размер почтовых расходов, необходимых для доставки разовойматериальной помощи пострадавшим гражданам, или размер разовой материальной помощи (финансовой помощи) пострадавшим гражданам на основании судебных решений, или размер почтовых расходов, необходимых для доставки единовременной материальной помощи, финансовой помощи, в связи с утратой имущества первой необходимости, единовременного пособия, в случае выделения средств Приморскому краю из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, в том числе на основании судебных решений.
В соответствии с пп. «ж» п.6.2 Положения, средства финансового резерва выделяются для частичного покрытия расходов на финансирование и проведение следующих мероприятий, в том числе - оказание разовой материальной помощи пострадавшим гражданам Российской Федерации, местом жительства которых на дату введения решением Губернатора Приморского края режима чрезвычайной ситуации межмуниципального или регионального характера являлись жилые дома, квартиры, находящиеся в многоквартирных домах, расположенных на территории муниципальных образований в границах зоны чрезвычайной ситуации, в том числе на основании судебных решений, в размере: - 10,0 тыс. рублей - в связи с утратой урожая на земельном участке, расположенном в границах территории муниципального образования, на которой сложилась чрезвычайная ситуация (сумма выплачивается на один земельный участок лицу, являющемуся его правообладателем); - 10,0 тыс. рублей - в связи с повреждением жилого дома, квартиры, находящейся на первом этаже многоквартирного дома (сумма выплачивается на один поврежденный жилой дом или квартиру); - 50,0 тыс. рублей - в связи с частичной утратой имущества первой необходимости (сумма выплачивается на один поврежденный жилой дом или квартиру, находящуюся на первом этаже многоквартирного дома, в которых утрачено (повреждено) имущество первой необходимости, при условии наличия на дату введения режима чрезвычайной ситуации договора страхования движимого имущества от рисков утраты (повреждения) в результате стихийных бедствий); - 100,0 тыс. рублей - в связи с полной утратой имущества первой необходимости (сумма выплачивается на один поврежденный жилой дом или квартиру, находящуюся на первом этаже многоквартирного дома, в которых утрачено (повреждено) имущество первой необходимости, при условии наличия на дату введения режима чрезвычайной ситуации договора страхования движимого имущества от рисков утраты (повреждения) в результате стихийных бедствий).
В соответствии с п.7.5 Положения – при отсутствии регистрации по месту жительства факт постоянного проживания гражданина, права на получение разовой материальной помощи, по конкретному адресу на дату введения режима чрезвычайной ситуации право на получение разовой материальной помощи, включение в соответствующий список в целях получения разовой материальной помощи устанавливается в судебном порядке.
Согласно п. 1 ст. 20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
В силу ст. 1 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" каждый гражданин России имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации.
РСЃС…РѕРґСЏ РёР· положений СЃС‚. 2 указанного Закона местом жительства является жилой РґРѕРј, квартира, служебное жилое помещение, специализированные РґРѕРјР° (общежитие, гостиница-РїСЂРёСЋС‚, РґРѕРј маневренного фонда, специальный РґРѕРј для РѕРґРёРЅРѕРєРёС… престарелых, РґРѕРј-интернат для инвалидов, ветеранов Рё РґСЂСѓРіРёРµ), Р° также РёРЅРѕРµ жилое помещение, РІ котором гражданин постоянно или преимущественно проживает РІ качестве собственника, РїРѕ РґРѕРіРѕРІРѕСЂСѓ найма (поднайма), РґРѕРіРѕРІРѕСЂСѓ аренды либо РЅР° иных основаниях, предусмотренных законодательством Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации.
В соответствии с абзацем вторым статьи 3 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст.45 ГПК РФ - прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.
Постановлением Администрации Красноармейского муниципального района Приморского края от 07.09.2018 года № 363, в связи со сложной паводковой ситуацией на территории Красноармейского муниципального района Приморского края введен режим чрезвычайной ситуации муниципального характера. Определены границы зоны чрезвычайной ситуации в пределах территориальных границ Красноармейского муниципального района.
ДД.ММ.ГГГГ комиссией по чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности Красноармейского муниципального района принято решение № «О мерах по ликвидации чрезвычайной ситуации природного характера, возникшей в результате проливных дождей на территорию Красноармейского муниципального района».
Судом установлено, что с ДД.ММ.ГГГГ в результате неблагоприятного воздействия на территорию Красноармейского муниципального района атмосферных фронтов, а также активной циклонической деятельности под воздействием тайфуна «JEBI», прохождением сильных и очень сильных осадков на территории Красноармейского муниципального района Приморского края, сложилась чрезвычайная ситуация.
Земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, находился в зоне затопления в результате чрезвычайной ситуации и был затоплен.
Согласно акту обследования утраченного урожая в результате чрезвычайной ситуации от ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес> установлена утрата урожая. Размер разовой материальной помощи составляет 10000 рублей. Акт составлен в присутствии Бондаренко О.А., имеющей регистрацию по месту пребывания по адресу: <адрес> ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Администрацией Вострецовского сельского поселения было отказано Бондаренко О.А. во включении в списки пострадавших, в связи с тем, что она не зарегистрирована по месту жительства.
Согласно свидетельству № от ДД.ММ.ГГГГ Бондаренко О.А. зарегистрирована по месту пребывания по адресу: <адрес> ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
РР· материалов дела следует, что Бондаренко Рћ.Рђ. проживает РїРѕ адресу: <адрес>, имея регистрацию РїРѕ месту пребывания РїРѕ указанному адресу.
Таким образом, суд считает, что Бондаренко О.А. постоянно проживает в <адрес>. Установление факта проживания является основанием для включения в списки пострадавших граждан на получение компенсации в результате наводнения.
Таким образом, суд считает, в связи с тем, что материалами дела установлен факт утраты урожая на земельном участке Бондаренко О.А. в результате наводнения, истица имеет право на включение её в списки пострадавших граждан в результате чрезвычайной ситуации и на получение разовой материальной помощи за утрату урожая на земельном участке в размере 10000 рублей.
Учитывая изложенное, заявление подлежит удовлетворению.
В соответствии со ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Р• РЁ Р Р› :
РСЃРєРѕРІРѕРµ заявление РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° Красноармейского района РџСЂРёРјРѕСЂСЃРєРѕРіРѕ края РІ интересах Бондаренко Ольги Андреевны Рє администрации Вострецовскогосельского поселения, Департаменту труда Рё социального развития РџСЂРёРјРѕСЂСЃРєРѕРіРѕ края отдел РїРѕ Красноармейскому муниципальному району РѕР± установлении факта проживания, Рѕ возложении обязанности включения РІ СЃРїРёСЃРѕРє пострадавших граждан Рё выплаты разовой материальной помощи, удовлетворить.
Установить факт постоянного проживания Бондаренко Ольги Андреевны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения в жилом помещении, оказавшемся в границах зоны ЧС имеющем подтопленный придомовой земельный участок, по адресу: <адрес> на дату введения режима чрезвычайной ситуации регионального характера, т.е. на ДД.ММ.ГГГГ.
Признать гражданина Бондаренко Ольгу Андреевну пострадавшим в результате ЧС, природного характера, возникшей в результате проливных дождей на территории Приморского края.
Признать за гражданином Бондаренко Ольгой Андреевной право на получение разовой материальной помощи в связи с утратой урожая на земельном участке, расположенном в границах территории муниципального образования, на которой произошла чрезвычайная ситуация за счет средств финансового резерва для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Приморского края в размере 10000 рублей.
Обязать администрацию Вострецовского сельского поселения включить Бондаренко Ольгу Андреевну в список пострадавших граждан, нуждающихся в оказании разовой материальной помощи в связи с утратой урожая на земельной участке, расположенном в границах территории муниципального образования, на которой произошла чрезвычайная ситуация.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приморский краевой суд в течение 1 месяца со дня вынесения, через Красноармейский районный суд.
Судья: С.А. Садовая