Дело N 2- 1666/2022 УИД 76RS0022-01-2021-001988-89
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
" 05 " октября 2022
Заволжский районный суд г. Ярославля в составе:
председательствующего судьи Добровольской Л.Л.,
при секретаре Зуевой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску
Удовихиной Юлии Владимировны, Удовихиной Надежды Михайловны к АО «ЯРДОРМОСТ», Иванову Александру Александровичу о взыскании в солидарном порядке денежных сумм ежемесячного возмещения вреда по потере кормильца,
у с т а н о в и л:
Приговором Дзержинского районного суда г. Ярославля от 30.01.2018 Иванов А.А. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного признаками ч. 3 ст. 264 УК РФ (нарушение ПДД, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшего Удовихина В.В.).
Удовихина Ю.В., Удовихина Н.М. и Удовихина А.В. приходятся соответственно дочерью, матерью и супругой погибшего Удовихина В.В..
Удовихина Ю.В., Удовихина Н.М. обратились в суд с иском к АО «ЯРДОРМОСТ», Иванову А.А. о взыскании в солидарном порядке денежных сумм ежемесячного возмещения вреда по потере кормильца (л.д. 3 - 7).
В процессе рассмотрения дела суд привлек к участию в деле в качестве третьего лица супругу погибшего Удовихина В.В. – Удовихину А.В..
Истица Удовихина Ю.В. дело просила рассмотреть в ее отсутствие.
В настоящем судебном заседании представитель истицы Удовихиной Н.М. – Рулькова Н.Ю. иск поддержала. Требования обосновывала нормами гражданского законодательства.
Третье лицо Удовихина А.В. в судебное заседание не явилась.
Представитель ответчика АО «ЯРДОРМОСТ» - Морозова Т.С., ответчик Иванов А.А. иск не признали, т.к. считают его необоснованным и не подлежащим удовлетворению.
Суд считает возможным рассмотрение дела при имеющейся явке.
Заслушав представителя истицы Удовихиной Н.М. – Рулькову Н.Ю., представителя ответчика АО «ЯРДОРМОСТ» - Морозову Т.С., ответчика Иванова А.А., изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Материалами дела установлены, а сторонами и третьим лицом не оспорены, следующие факты:
- приговором Дзержинского районного суда г. Ярославля от 30.01.2018 Иванов А.А. признан виновным в совершении преступления. Предусмотренного признаками ч. 3 ст. 264 УК РФ (нарушение ПДД, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшего Удовихина В.В.);
- Удовихина Ю.В., Удовихина Н.М. и Удовихина А.В. приходятся соответственно дочерью, матерью и супругой погибшего Удовихина В.В.;
- Удовихина А.В. по заявлению в личных интересах получила в рамках договора ОСАГО страховые выплаты в счет возмещения вреда, причиненного жизни, от СПАО «РЕСО-Гарантия» и от ПАО СК «Росгосстрах» с каждого по 475 000 руб., а всего в общей сумме 950 000 руб..
Удовихина Ю.В., Удовихина Н.М. обратились в суд с иском к АО «ЯРДОРМОСТ», Иванову А.А. о взыскании в солидарном порядке денежных сумм ежемесячного возмещения вреда по потере кормильца (л.д. 3 - 7).
По смыслу ч. 1 ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу представляет собой любое умаление охраняемого законом материального или нематериального блага, неблагоприятное изменение в таком благе.
Согласно ст. 1079 ГК РФ юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств, механизмов, электрической энергии высокого напряжения, атомной энергии, взрывчатых веществ, сильнодействующих ядов и т.п.; осуществление строительной и иной, связанной с нею деятельности и др.), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего. Владелец источника повышенной опасности может быть освобожден судом от ответственности полностью или частично также по основаниям, предусмотренным ч.ч. 2 и 3 ст. 1083 настоящего Кодекса (ч. 1). Владельцы источников повышенной опасности солидарно несут ответственность за вред, причиненный в результате взаимодействия этих источников (столкновения транспортных средств и т.п.) третьим лицам по основаниям, предусмотренным ч. 1 настоящей статьи (ч. 3).
Возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, определяются по правилам гл. 59 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором (ст. 1084 данного Кодекса).
Согласно п. 6 ст. 12 Закона об ОСАГО в случае смерти потерпевшего право на возмещение вреда имеют лица, имеющие право в соответствии с гражданским законодательством на возмещение вреда в случае смерти кормильца, при отсутствии таких лиц - супруг, родители, дети потерпевшего, граждане, у которых потерпевший находился на иждивении, если он не имел самостоятельного дохода (выгодоприобретатели).
Перечень лиц, имеющих право в соответствии с гражданским законодательством на возмещение вреда в случае смерти кормильца, приведен в ч. 1 ст. 1088 ГК РФ.
Так, в соответствии с положениями ст. 1088 ГК РФ, в случае смерти потерпевшего (кормильца) право на возмещение вреда имеют:
нетрудоспособные лица, состоявшие на иждивении умершего или имевшие ко дню его смерти право на получение от него содержания;
ребенок умершего, родившийся после его смерти;
один из родителей, супруг либо другой член семьи независимо от его трудоспособности, который не работает и занят уходом за находившимися на иждивении умершего его детьми, внуками, братьями и сестрами, не достигшими четырнадцати лет либо хотя и достигшими указанного возраста, но по заключению медицинских органов нуждающимися по состоянию здоровья в постороннем уходе;
лица, состоявшие на иждивении умершего и ставшие нетрудоспособными в течение пяти лет после его смерти.
Один из родителей, супруг либо другой член семьи, не работающий и занятый уходом за детьми, внуками, братьями и сестрами умершего и ставший нетрудоспособным в период осуществления ухода, сохраняет право на возмещение вреда после окончания ухода за этими лицами.
Вред возмещается:
несовершеннолетним - до достижения восемнадцати лет;
обучающимся старше восемнадцати лет - до получения образования по очной форме обучения, но не более чем до двадцати трех лет;
женщинам старше пятидесяти пяти лет и мужчинам старше шестидесяти лет - пожизненно;
инвалидам - на срок инвалидности;
одному из родителей, супругу либо другому члену семьи, занятому уходом за находившимися на иждивении умершего его детьми, внуками, братьями и сестрами, - до достижения ими четырнадцати лет либо изменения состояния здоровья.
Таким образом, условием признания права на возмещение вреда в случае смерти кормильца является иждивенство детей, которое предполагается и не требует доказательств.
Требования Удовихиной Ю.В., имеющей притязания на получение возмещения вреда по потере кормильца, в целом следует признать законными.
Достижение общеустановленного пенсионного возраста (ч. 1 ст. 7 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» является безусловным основанием для признания такого лица нетрудоспособным независимо от фактического состояния его трудоспособности; инвалиды независимо от того, какая группа инвалидности им установлена, - I, II или III.
При этом, ст. 87 СК РФ предполагает законодательно установленную обязанность взрослых детей предоставить своим нетрудоспособным нуждающимся родителям хотя бы минимум материальных благ, способных обеспечить их существование. Эта обязанность носит безусловный характер и не связывается законодателем с наличием либо отсутствием у гражданина постоянного и достаточного дохода. То есть вне зависимости от материального и семейного положения взрослых трудоспособных детей родители вправе получить от них необходимое для поддержания жизнедеятельности содержание.
Из буквального толкования ст. 87 СК РФ следует, что еще одним условием для получения содержание является нуждаемость нетрудоспособных родителей.
Законодатель под иждивением понимает нахождение лица на полном содержании кормильца или получение от него такой помощи, которая является для него постоянным и основным источником средств к существованию.
Юридическое значение для решения вопроса об иждивенстве лица имеют следующие обстоятельства: постоянный характер оказываемой помощи и помощь как основной источник существования члена семьи умершего.
Постоянный характер помощи означает, что она не была случайной, единовременной, а оказывалась систематически, в течение некоторого периода времени и что умерший взял на себя заботу о содержании данного члена семьи.При этом, не может быть признано иждивенцем лицо, которое получало от кормильца помощь эпизодически, нерегулярно и в размерах, недостаточных для того, чтобы служить постоянным и основным источником средств к существованию.
Согласно материалам дела истица Удовихина Н.М., являясь пенсионером, получала, в том числе в течение года до смерти сына Удовихина В.В., пенсию в размере двух прожиточных минимумов, установленных для данной категории населения в Ярославской области.
Сын истицы - Удовихин В.В. только в последние три месяца года до его смерти имел постоянный заработок, ненамного превышающий размер пенсии своей матери. В этом же периоде времени Удовихин В.В. имел на иждивении несовершеннолетнюю дочь.
Истицей Удовихиной Н.М., в нарушение положений ст. 56 ГПК РФ, не представлено допустимых и относимых доказательств, бесспорно свидетельствующих о том, что она находилась на иждивении сына Удовихина В.В., который при жизни взял на себя заботу о ее содержании, постоянно оказывал ей такое содержание, которое являлось бы достаточным для того, чтобы служить основным источником средств к существованию иждивенца.
Таким образом, истица Удовихина Н.М. не подпадает ни под одну из категорий лиц, наделенных в силу ст. 1088 ГК РФ и перечисленных в п. 33 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26 января 2010 за № 1 «О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина», правом на возмещение вреда в виде ежемесячных выплат по случаю потери кормильца.
Исковые требования Удовихиной Н.М. имеющей притязания на получение возмещения вреда по потере кормильца, в целом следует признать необоснованными и неподлежащими удовлетворению.
Согласно пп. «а» ст. 7 Закона об ОСАГО страховая сумма, в пределах которой страховщик при наступлении каждого страхового случая (независимо от их числа в течение срока действия договора обязательного страхования) обязуется возместить потерпевшим причиненный вред, составляет в части возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью каждого потерпевшего, 475 000 руб. и 25 000 руб. на расходы по погребению.
Материалами дела установлено, что истица Удовихина Ю.В. ДД.ММ.ГГГГ г.р. в настоящее время обучается на 2 курсе очной формы обучения в <данные изъяты>».
Истица Удовихина Ю.В. выставила требования о взыскании в солидарном порядке с ответчиков денежных средств в счет возмещения вреда по потере кормильца за период с 01.06.2019 по 31.05.2022 в размере 334 000 руб. 08 коп., с последующим ежемесячным взысканием с 01.06.2022 до получения образования по очной форме обучения, но не более чем до 23 лет, в размере 9 277 руб. 78 коп., с последующим изменением пропорционально росту установленной в соответствии с законом величины прожиточного минимума на душу населения в соответствующем субъекте РФ по ее месту жительства.
Ответчики по расчету денежных сумм возмещения вреда по потере кормильца возражений не выставляли.
В судебном заседании бесспорно установлен тот факт, что истица Удовихина Ю.В. является лицом, имеющим первоочередное право на получение страховой выплаты в рамках договора ОСАГО в счет возмещения вреда, причиненного жизни, от СПАО «РЕСО-Гарантия» и от ПАО СК «Росгосстрах» с каждого по 475 000 руб..
Указанные суммы должны быть зачтены в счет погашения исковых требований.
Материалами дела установлено, что вышеуказанные страховые выплаты в общей сумме 950 000 руб. безосновательно получила мать истицы, она же супруга погибшего Удовихина В.В., - Удовихина А.В..
Истица Удовихина Ю.В. не лишена возможности защиты нарушенного права посредством предъявления иска к Удовихиной А.В. о взыскании денежных сумм неосновательного обогащения.
Возражая по иску, представитель ответчика АО «ЯРДОРМОСТ» - Морозова Т.С., просила также зачесть в счет погашения исковых требований денежные средства, выплаченные истице Удовихиной Ю.В. по исполнительным документам в счет компенсации морального вреда.
Ссылка ответчика на размер компенсации морального вреда, взысканной вступившим в законную силу судебным решением, не влечет уменьшение размера вреда по случаю потери кормильца, поскольку в силу положений ч. 3 ст. 1099 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
Возражая по иску, представитель ответчика АО «ЯРДОРМОСТ» - Морозова Т.С., просила также зачесть в счет погашения исковых требований денежные средства, выплаченные третьему лицу Удовихиной А.В. по ее заявлению об оказании материальной помощи.
Как установлено материалами дела (приказом за № 372пр от 21.08.2017, платежным поручением за № 6459 от 22.08.2017) ответчик АО «ЯРДОРМОСТ» по личному волеизъявлению оказал третьему лицу Удовихиной А.В. материальную помощь в сумме 200 000 руб..
Указанные суммы не могут быть зачтены в погашения исковых требований истицы Удовихиной Ю.В..
Согласно справке за № 6-1751 от 06.09.2022 предполагаемое окончание обучения истицы Удовихиной Ю.В. – 31.08.2025.
С учетом единовременной страховой выплаты в сумме 950 000 руб., с ответчиков следует взыскать в солидарном порядке в пользу истицы Удовихиной Ю.В. денежные средства в счет возмещения вреда по потере кормильца в ежемесячном размере 9 277 руб. 78 коп., начиная с 14.12.2024 и до окончания очного обучения – до 31.08.2025, но не более чем до 23 лет. Ежемесячный размер возмещения вреда по потере кормильца подлежит изменению, в том числе и с 14.12.2024, пропорционально росту установленной в соответствии с законом величины прожиточного минимума на душу населения в соответствующем субъекте РФ по месту жительства истицы.
В удовлетворении остальной части иска следует отказать.
В соответствии с положениями ст.ст. 98, 103 ГПК РФ с ответчиков в равных долях (по 1/2 доли с каждого) подлежит взысканию в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации, госпошлина в общей сумме 3 426 руб. 70 коп. (по 1 713 руб. 35 коп. с каждого).
На основании вышеизложенного, в соответствии со ст.ст. 1064, 1088 ГК РФ, руководствуясь ст.ст. 98, 103, 194 – 199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Иск Удовихиной Юлии Владимировны, Удовихиной Надежды Михайловны к АО «ЯРДОРМОСТ», Иванову Александру Александровичу о взыскании в солидарном порядке денежных сумм ежемесячного возмещения вреда по потере кормильца удовлетворить частично.
Взыскать в солидарном порядке с Акционерного общества «ЯРДОРМОСТ» (АО «ЯРДОРМОСТ») ИНН 7627051656, ОГРН 1187627037070, Иванова Александра Александровича (паспорт серия № № выдан ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>) в пользу Удовихиной Юлии Владимировны (паспорт серия № № выдан ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>) денежные средства в счет возмещения вреда по потере кормильца в ежемесячном размере 9 277 руб. 78 коп., начиная с 14.12.2024 и до окончания очного обучения – до 31.08.2025, но не более, чем до 23 лет. Ежемесячный размер возмещения вреда по потере кормильца, в том числе и с 14.12.2024, подлежит изменению пропорционально росту установленной в соответствии с законом величины прожиточного минимума на душу населения в соответствующем субъекте РФ по месту жительства Удовихиной Ю.В..
В удовлетворении остальной части иска отказать.
Взыскать Акционерного общества «ЯРДОРМОСТ» (АО «ЯРДОРМОСТ») ИНН 7627051656, ОГРН 1187627037070 в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации, госпошлину в сумме 1 713 руб. 35 коп..
Взыскать с Иванова Александра Александровича (паспорт серия № № выдан ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>) в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации, госпошлину в сумме 1 713 руб. 35 коп..
Решение может быть обжаловано в течение месяца в Ярославский областной суд через Заволжский районный суд.
Судья Л.Л.Добровольская