Судья Гюлумян А.Г. Дело № 33-646/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Кореневой И.В.,
судей Ус Е.А. и Шерстневой А.А.,
при секретаре Калинкович И.С.,
рассмотрев в судебном заседании 31 января 2019 года дело по апелляционной жалобе Управления образования администрации МО ГО "Воркута" на решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 6 ноября 2018 года, которым постановлено:
исковые требования прокурора г.Воркуты РК удовлетворить;
возложить обязанность Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад <Номер обезличен> "..." г. ... обеспечить беспрепятственный доступ к информации лиц, имеющих ограничения по зрению, путем установления информационного табло (тактильной таблички) с наименованием учреждения, местом его нахождения, графиком работы, с применением рельефно-точечного шрифта Брайля, по адресу: <Адрес обезличен> установить информационную тактильную мнемосхему, отображающую информацию о помещениях в здании; установить направляющие тактильно-контрастные указатели на основных путях движения, а также тактильно-контрастные указатели, предупреждающие о возможных опасностях, в течение ... месяцев со дня вступления решения в законную силу;
взыскать с Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад <Номер обезличен> "..." г. ... государственную пошлину в размере 300 рублей в бюджет муниципального образования городского округа "Воркута".
Заслушав доклад судьи Кореневой И.В., прокурора Юдина А.В., судебная коллегия
установила:
Прокурор г. Воркуты в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к МБДОУ "Детский сад <Номер обезличен> "..." г. ... о возложении обязанности обеспечить беспрепятственный доступ к информации лиц, имеющих ограничения по зрению, путем установления информационного табло (тактильной таблички) с наименованием учреждения, местом его нахождения, графиком работы с применением рельефно-точечного шрифта Брайля по адресу: <Адрес обезличен> установить информационную тактильную мнемосхему, отображающую информацию о помещениях в здании, установить направляющие тактильно-контрастные указатели на основных путях движения, а также тактильно-контрастные указатели, предупреждающие о возможных опасностях, в течение ... месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Судом к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены администрация МО ГО "Воркута", Управление образования администрации МО ГО "Воркута".
Помощник прокурора в судебном заседании на удовлетворении уточненных исковых требований настаивала.
Представитель ответчика и третьего лица в судебном заседании с иском не согласились.
Третье лицо администрация МО ГО "Воркута", надлежащим образом извещенное о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направило.
Судом принято приведенное выше решение, не согласившись с которым Управление образования администрации МО ГО "Воркута" подало апелляционную жалобу и просит его отменить как незаконное и необоснованное, вынесенное при неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, с нарушением норм материального права.
Помощником прокурора г. Воркуты представлены письменные возражения на апелляционную жалобу, в которых она просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, отказав в удовлетворении жалобы.
Дело в суде апелляционной инстанции рассматривается в соответствии со ст. 167 и ст. 327 Гражданского процессуального кодекса РФ в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения в соответствии с ч. 1 ст. 327 Гражданского процессуального кодекса РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражений на нее, судебная коллегия оснований для отмены решения не находит.
Как следует из материалов дела и установлено судом, согласно Уставу МБДОУ "Детский сад <Номер обезличен> "..." г. ... является самостоятельным юридическим лицом, осуществляющим образовательную деятельность по образовательным программам различных видов, уровней и направлений, присмотр и уход за детьми, а также имеющим право осуществлять иные виды деятельности, в том числе оказывать платные услуги населению.
В ходе проведенной прокуратурой г. Воркуты проверки выявлены нарушения требований законодательства о защите прав инвалидов и об образовании: у входа в здание детского сада отсутствуют информационная вывеска с названием организации, графиком работы, плана здания, выполненная рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне; отсутствуют обозначения путей движения и предупреждения об опасностях.
В соответствии со ст. 7 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан.Согласно п.п. 5 и 6 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам надлежащее размещение носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности, а также обеспечивают дублирование необходимой для инвалидов информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля. В силу пп. "а" п. 4 приказа Министерства образования и науки РФ от 09.11.2015 № 1309 "Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи" руководителями органов и организаций, предоставляющих услуги в сфере образования, должно обеспечиваться наличие при входе в объект вывески с названием организации, графиком работы организации, плана здания, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне, а также обеспечиваться возможность беспрепятственного входа в объект и выхода из него, возможность самостоятельного передвижения по территории объекта.Требования к обеспечению входа и передвижения инвалида в помещении закреплены в "СП 59.13330.2016. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001", утвержденных приказом Минрегиона Российской Федерации от 14.11.2016 №798/пр. С учетом вышеприведенных обстоятельств дела и правовых норм, судебная коллегия считает правильным вывод суда первой инстанции о том, что здание детского сада является объектом социальной инфраструктуры, поэтому ответчиком должны быть созданы условия для беспрепятственного доступа к ним инвалидов. Приведенный вывод согласуется с обозначенным в Конвенции ООН о правах инвалидов, участником которой является Российская Федерация, принципом полного и эффективного вовлечения инвалидов в общество. Указание в апелляционной жалобе на применение положений ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" исключительно ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию объектам, не может умалять прав инвалидов и маломобильных групп населения на социальную поддержку, на создание для них доступной среды. Предлагаемые прокурором меры к изменению конструктивных элементов здания не ведут, а представляют собой меру, обеспечивающую минимальное удовлетворение потребностей инвалидов по зрению в целях адаптации. Доводы апелляционной жалобы о том, что требования приказа Министерства образования и науки РФ от 09.11.2015 № 1309 "Об утверждении порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи" распространяются только на образовательные организации, осуществляющие меры по обеспечению проектирования, строительства и приемки, а также прошедшие капитальный ремонт, реконструкцию и модернизацию, несостоятельны. Закрепление в указанном Порядке положения о его применении только к образовательным организациям, осуществляющим меры по обеспечению проектирования, строительства и приемки, а также прошедших капитальный ремонт, реконструкцию, модернизацию, отсутствует. Довод ответчика о том, что в адрес МБДОУ "Детский сад <Номер обезличен> "..." г. ... представление об устранении нарушений федерального законодательства не вносилось, а вносилось в адрес руководителя Управления образования МО ГО "Воркута", в связи с чем отсутствовала возможность добровольного исполнения данных положений законодательства, не может быть принят во внимание, поскольку законодательством такой порядок не предусмотрен. Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению спора, судом первой инстанции не допущено. Таким образом, решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется. На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия определила: Решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 6 ноября 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления образования администрации МО ГО "Воркута" - без удовлетворения. Председательствующий: Судьи: