Гражданское дело № 2-371/20
24RS0015-01-2020-000719-06
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
02 октября 2020 года с.Ермаковское
Красноярского края
Ермаковский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Хасаншиной А.Н.,
при секретаре Гордеевой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Мукминовой Юлии Камилевны к КГБУЗ «Ермаковская районная больница» о взыскании недоначисленной заработной платы, компенсации за задержку заработной платы, компенсации морального вреда,
У С Т А Н О В И Л:
Мукминова Ю.К. обратилась в суд с иском, в котором просит взыскать с КГБУЗ «Ермаковская районная больница» недоначисленную заработную плату за период с октября 2014 по 31 май 2016 года, с января 2017 года по сентябрь 2017 года включительно, в размере 198 579 рублей, проценты, предусмотренные ст. 236 ТК РФ, компенсацию морального вреда в размере 100 000 рублей.
Свои требования мотивируя тем, что с 27.10.2014 состоит в трудовых отношениях с ответчиком в должности <данные изъяты> на 1 ставку, а также на 0,5 ставки по внутреннему совместительству как <данные изъяты> круглосуточного стационара. Полагает, что ответчиком недоначислена заработная плата, поскольку предусмотренная Постановлением Правительства РФ от 29.12.2009 № 1110 субсидия в размере 10 000 рублей ей выплачивалась в меньшем размере, а именно по май 2016 года в размере 9 000 рублей, с января 2017 года по сентябрь 2017 года – 4 575 рублей, по внутреннему совместительству субсидия не начислялась и не выплачивалась.
Истец Мукминова Ю.К. в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещена своевременно и надлежащим образом, просила рассмотреть в ее отсутствие, о чем предоставила заявление.
Представитель ответчика КГБУЗ «Ермаковская районная больница» в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом, заявив о пропуске истцом предусмотренного ч. 2 ст. 392 ТК РФ годичного срока обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора.
При указанных обстоятельствах суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 21 ТК РФ работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы.
В силу требований ст. 132 ТК РФ заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Согласно ч. 2 ст. 135 ТК РФ системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Постановлением Правительства Красноярского края от 01.12.2009 года N 619-п утверждено Примерное положение об оплате труда работников краевых государственных бюджетных и казенных учреждений, подведомственных Министерству здравоохранения Красноярского края, которое разработано в соответствии с Законом Красноярского края от 29.10.2009 года N 9-3864 "О системах оплаты труда работников краевых государственных бюджетных и казенных учреждений", и определяет условия оплаты труда работников краевых государственных бюджетных и казенных учреждений, подведомственных Министерству здравоохранения Красноярского края, в том числе, минимальные оклады работников учреждений, виды выплат компенсационного характера, предоставляемых работникам учреждений, размеры и условия их осуществления, определение размера средств, полученных учреждениями в результате осуществления приносящей доход деятельности и направляемых на оплату труда работников соответствующих учреждений.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 29.12.2009 N 1110 (ред. от 04.09.2012) "О порядке предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение оказания дополнительной медицинской помощи врачами-терапевтами участковыми, врачами-педиатрами участковыми, врачами общей практики (семейными врачами), медицинскими сестрами участковыми врачей-терапевтов участковых, врачей-педиатров участковых и медицинскими сестрами врачей общей практики (семейных врачей)" (вместе с "Правилами предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение оказания дополнительной медицинской помощи врачами-терапевтами участковыми, врачами-педиатрами участковыми, врачами общей практики (семейными врачами), медицинскими сестрами участковыми врачей-терапевтов участковых, врачей-педиатров участковых и медицинскими сестрами врачей общей практики (семейных врачей)") субсидии предоставляются на осуществление софинансирования денежных выплат стимулирующего характера врачам-терапевтам участковым, врачам-педиатрам участковым и врачам общей практики (семейным врачам) в размере 10 тыс. рублей в месяц, медицинским сестрам участковым врачей-терапевтов участковых, врачей-педиатров участковых и медицинским сестрам врачей общей практики (семейных врачей) - в размере 5 тыс. рублей в месяц за оказание дополнительной медицинской помощи (далее - денежные выплаты) с учетом предоставления медицинским работникам гарантий, установленных Трудовым кодексом Российской Федерации.
В соответствии ст. 285 Трудового кодекса РФ оплата труда лиц, работающих по совместительству, производится пропорционально отработанному времени, в зависимости от выработки либо на других условиях, определенных трудовым договором.
При установлении лицам, работающим по совместительству с повременной оплатой труда, нормированных заданий оплата труда производится по конечным результатам за фактически выполненный объем работ.
Из материалов дела следует, что Мукминова Ю.К. состояла в трудовых отношениях с КГБУЗ «Ермаковская районная больница» с 27.10.2014 на условиях трудового договора № 90-14, с учетом дополнительного соглашения от 29.01.2018 занимая должность врача <данные изъяты>, 3 ПКГ, 3 ур., с нагрузкой 1 ставка;
с 27.10.2014 по 31.05.2017 на условиях трудового договора № 60с-14, по внутреннему совместительству, занимая должность <данные изъяты> круглосуточного стационара, 3 ПКГ, 3 ур., с нагрузкой 0,5 ставки; с 01.12.2017 на условиях трудового договора № 297с-17, по внутреннему совместительству, занимая должность врача терапевта, 3 ПКГ, 3 ур., с нагрузкой 0,5 ставки /Т.1 л.д. 46, 47, 58, 49-50, 51/.
Согласно трудового договора № 90-14 Мукминовой Ю.К. установлен должностной оклад в размере 5 454 рубля; выплаты компенсационного характера: за работу в районах края с особыми климатическими условиями (южные районы Красноярского края) - 30%, работа в сельской местности (специалистам) - 30%; выплаты стимулирующего характера: специалистам, впервые окончившим учреждения высшего и среднего профессионального образования – 50%, доплата за продолжительность непрерывной работы в учреждениях здравоохранения - 30% /Т. 1 л.д. 44/.
Из дополнительного соглашения к трудовому договору от 24.10.2014 № 90-14 от 29.01.2018 установлено, что пункт 10 трудового договора «Оплата труда» оклад в соответствии с ПКГ и уровнем 7 374 рубля, районный коэффициент к заработной плате 30%, за работу в районах края с особыми климатическими условиями (южные районы Красноярского края) 30%, выплата специалистам за работу в сельской местности 30%, за заведование 25%, выплаты стимулирующего характера за стаж непрерывной работы в сферах здравоохранения и социального обеспечения 40% от оклада работника, за своевременное прохождение повышения квалификации 5 % от оклада работника /Т. 1 л.д. 53-54/. Максимальное количество баллов при выполнении всех перечисленных критериев и объемов (пп.10.2.1, 10.2.2.) составляет 120 балла /Т. 1 л.д. 55-56/.
Из дополнительного соглашения к трудовому договору от 24.10.2014 № 90-14 от 27.12.2019 установлено, что пункт 10 трудового договора «Оплата труда» оклад в соответствии с ПКГ и уровнем 7 691 рубль, районный коэффициент к заработной плате 30%, за работу в районах края с особыми климатическими условиями (южные районы Красноярского края) 30%, выплата специалистам за работу в сельской местности 30%, выплата за работу с вредными и (или) опасными и иными условиями труда 4 %, за и.о. заведующей Усинской участковой больницы 25 %, выплаты стимулирующего характера за стаж непрерывной работы в сферах здравоохранения и социального обеспечения 55% от оклада работника, за своевременное прохождение повышения квалификации 5 % от оклада работника /Т. 1 л.д. 96-97/. Максимальное количество баллов при выполнении всех перечисленных критериев и объемов (пп.10.2.1) составляет 120 балла /Т. 1 л.д. 98-99/.
Согласно трудового договора № 60с-14 Мукминовой Ю.К. установлен должностной оклад в размере 5 454 рубля; выплаты компенсационного характера: за работу в районах края с особыми климатическими условиями - 30%, работа в сельской местности (специалистам) - 30%; выплаты стимулирующего характера: специалистам, впервые окончившим учреждения высшего и среднего профессионального образования – 50%, доплата за продолжительность непрерывной работы в учреждениях здравоохранения - 30% /Т. 1 л.д. 47/.
Согласно трудового договора № 297с-17 Мукминовой Ю.К. установлен должностной оклад в размере 7 090 рублей; выплаты компенсационного характера: за работу в районах края с особыми климатическими условиями (южные районы Красноярского края) - 30%, работа в сельской местности (специалистам) - 30%; выплаты стимулирующего характера: за стаж непрерывной работы в сферах здравоохранения и социального обеспечения 45 % от оклада работника, за своевременное прохождение повышения квалификации 5% от оклада работника.
На основании приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 06.08.2007 № 526 «Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей медицинский и фармацевтических работников», должность врач участковый терапевт относится к третьей профессиональной квалификационной группе «Врачи и провизоры» (3ПКГ), к 3 квалификационному уровню (3 ур.).
Согласно приложению № 1 Постановления Правительства Красноярского края № 449-п от 30.09.2014, о внесении изменений в постановление Правительства Красноярского края от 01.12.2009 № 619-п «Об утверждении примерного положения об оплате труда работников краевых государственных бюджетных и казенных учреждений, подведомственных министерству Красноярского края», минимальный размер оклада (должностного оклада), с 01.10.2014 года составил: 3ПКГ 3 ур. – 5454 рубля.
С 01.10.2014 года по 31.12.2016 года минимальный размер оклада не изменялся.
До 2013 года в медицинский организациях действовала программа «Национальный проект» по результатам которого участковые врачи получали доплату в размере 10 000 рублей + районный коэф. (30%) + сев. надбавка (30%), в 2013 году утверждена новая система оплаты труда со стимулирующими выплатами.
Согласно Постановления Правительства Красноярского края № 449-п от 30.09.2014г. о внесении изменений в Постановление Правительства Красноярского края от 01.12.2009 № 619-п «Об утверждении примерного положения об оплате труда работников краевых государственных бюджетных и казенных учреждений, подведомственных Министерству Красноярского края», минимальный размер оклада (должностного оклада), с 01.10.2014 г. составил: 2ПКГ, 3 ур. – 3 772 рубля.
Условиями заключенных трудовых договоров определено, что заработная плата работника выплачивается согласно коллективного договора.
04 сентября 2014 года утвержден коллективный договор Учреждения с 2014-2017 гг., Приложение № 6 которого предусматривает устанавливать выплаты стимулирующего характера к должностному окладу работника; разработать конкретные критерии, качественные и количественные показатели за каждой выплаты (понижающие факторы); осуществлять выплаты стимулирующего характера в пределах бюджетных ассигнований, направляемых на оплату труда, а также средства от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности; устанавливать работникам надбавки за непрерывный стаж работы (выслугу лет) (указать вид надбавки – за работу в учреждениях здравоохранения, за работу в данном учреждении, размеры, порядок установления стажа и восстановления прерванного стажа, возможность и целесообразность сохранения ранее установленного порядка и размеров их выплаты).
В соответствии с частями первой и второй статьи 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Законом Красноярского края от 29.10.2009 года № 9-3864 « О системах оплаты труда работников краевых государственных учреждений» устанавливает системы оплаты труда работников учреждений, финансируемых за счет средств краевого бюджета, и определяет особенности установления системы оплаты труда работников краевых государственных автономных учреждений.
В соответствии с п.1 ст.1 Закона Красноярского края от 29.10.2009 года № 9-3864 система оплаты труда работников учреждений (далее - система оплаты труда) включает в себя следующие элементы оплаты труда: оклады (должностные оклады), ставки заработной платы; выплаты компенсационного характера; выплаты стимулирующего характера.
Согласно п.1 статьи 4 Закона Красноярского края от 29.10.2009 года № 9-3864 работникам учреждений в пределах утвержденного фонда оплаты труда могут устанавливаться следующие выплаты стимулирующего характера: выплаты за важность выполняемой работы, степень самостоятельности и ответственности при выполнении поставленных задач; выплаты за интенсивность и высокие результаты работы; выплаты за качество выполняемых работ; персональные выплаты; выплаты по итогам работы.
Правительство края определяет виды, условия, размер и порядок выплат стимулирующего характера, в том числе критерии оценки результативности и качества труда для работников учреждений, учредителем которых является, и для работников учреждений, подведомственных органам исполнительной власти края, которые находятся в непосредственном ведении Правительства края ( п.4 статьи 4).
В соответствии с Законом Красноярского края от 29.10.2009 года № 9-3864 заработная плата работников состоит из оклада, выплат компенсационного и стимулирующего характера.
Во исполнение требований Закона Красноярского края от 29.10.2009 года № 9-3864 Правительством Красноярского края от 01.12.2009 года № 619-П утверждено Примерное положение об оплате труда работников краевых государственных бюджетных и казенных учреждений, подведомственных министерству здравоохранения Красноярского края. В соответствии с п.2.1 Примерного положения минимальные оклады работников учреждений определяются по профессиональным квалификационным группам (далее - ПКГ) и по отдельным должностям, не включенным в ПКГ, в соответствии с приложением N 1 к настоящему Положению. Размеры окладов работников учреждения определены в зависимости от квалификационного уровня должности работника.
Исходя из установленных по делу обстоятельств, принимая данные о сумах содержащихся в расчетных листах работника, суд приходит к выводу, что заработная плата истице в спорный период начислялась и выплачивалась в полном размере с учетом условий заключенного трудового договора и системой оплаты труда, установленной в учреждениях здравоохранения Красноярского края.
Стороной ответчика в судебном заседании заявлено о пропуске истцом, предусмотренного ст. 392 Трудового кодекса РФ срока на обращение в суд за разрешением индивидуального трудового спора.
Согласно ст. 392 Трудового кодекса РФ работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки.
При пропуске по уважительным причинам сроков, установленных ч. 1, 2 и 3 настоящей статьи, они могут быть восстановлены судом.
В качестве уважительных причин пропуска срока обращения в суд могут расцениваться обстоятельства, препятствовавшие данному работнику своевременно обратиться с иском в суд за разрешением индивидуального трудового спора (например, болезнь истца, нахождение его в командировке, невозможность обращения в суд вследствие непреодолимой силы, необходимость осуществления ухода за тяжелобольными членами семьи).
Заявлений о восстановлении срока истцом не заявлялось, обстоятельств в качестве уважительных причин пропуска срока обращения в суд не приведено.
Из приведенных положений следует, что работник, считающий, что его трудовые права нарушены, вправе обратиться в суд с иском о защите своих трудовых прав, который подлежит разрешению судом в рамках индивидуального трудового спора. При этом законом установлены сроки на обращение работника в суд за разрешением индивидуального трудового спора. При разрешении спора и определении дня, с которым связывается начало срока, в течение которого работник вправе обратиться в суд с исковыми требованиями, момент, когда работник узнал или должен был узнать о нарушении своих трудовых прав, следует устанавливать исходя из конкретных обстоятельств дела.
В суд с настоящим иском истец обратилась 11.03.2020.
Принимая во внимание установленные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что о размере заработной платы и ее составных частях истцу было известно, истец, ежемесячно получая заработную плату и расчетные листки, знала о размере заработной платы, заработная плата ей начислялась и выплачивалась ответчиком ежемесячно, в установленные сроки, следовательно о нарушении своего права ей было известно при получении заработной платы за каждый отработанный месяц, в связи с чем истец имела возможность своевременно обратиться за защитой нарушенных прав. Исчисляемый помесячно срок обращения в суд (о применении последствий которого было заявлено ответчиком) по требованиям за период с октября 2014 по 31 мая 2016 года, с января 2017 года по сентябрь 2017 года истек, в связи с чем суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований ввиду пропуска установленного статьей 392 Трудового кодекса РФ срока на обращение в суд за защитой нарушенного права, о пропуске которого заявлено стороной ответчика.
Принимая во внимание, что удовлетворении основного требования о взыскании недоначисленной заработной платы истцу отказано, также подлежит оставлению без удовлетворения требования истца о взыскании процентов в порядке ст. 236 ТК РФ, компенсации морального вреда.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Мукминовой Юлии Камилевны к КГБУЗ «Ермаковская районная больница» о взыскании недоначисленной заработной платы, компенсации за задержку заработной платы компенсации морального вреда, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Ермаковский районный Красноярского края суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий А.Н. Хасаншина
Мотивированное решение составлено 09 октября 2020 года.