дело № 2а-1485/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Калач-на-Дону 11 декабря 2018 года
Калачёвский районный суд Волгоградской области в составе председательствующего судьи Косолаповой В.А., при секретаре Бастрыкиной Т.Ю., с участием административного истца – помощника прокурора Калачёвского района Волгоградской области Клиничева М.Ю., административного ответчика Силина В.А., представителя заинтересованного лица ГБУЗ «Калачевская ЦРБ» Родионовой Д.А., действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Калачёвского района Волгоградской области Занина Т.В. действующего в интересах неопределённого круга лиц к Силину В.А. о прекращении действия права на управление транспортным средством,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Калачёвского района Волгоградской области Занин Т.В. действующий в интересах неопределенного круга лиц обратился с административным иском к Силину В.А. о прекращении действия права на управление транспортным средством, указав, что Силин В.А. имеет водительское удостоверение № с открытыми <данные изъяты>», выданное ДД.ММ.ГГГГ, со сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ.
В обоснование заявленных исковых требований указал, что Силин В.А. по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ состоит на диспансерном учёте у <данные изъяты> ГБУЗ «Калачёвская ЦРБ» с диагнозом <данные изъяты>». Стойкой ремиссии нет по критериям срока, установленного Приказом Министерства здравоохранения СССР от 12.09.1988г. № 704 «О сроках диспансерного наблюдения больных алкоголизмом, наркоманиями и токсикоманиями».
В соответствии со ст. 28 Федерального закона от 10.12.1995г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», основанием прекращения действия права на управление транспортными средствами является выявленное в результате обязательного медицинского освидетельствования наличие медицинских противопоказаний или ранее не выявлявшихся медицинских ограничений к управлению транспортными средствами в зависимости от их категорий, назначения и конструктивных характеристик.
Указанные выше обстоятельства свидетельствуют о том, что Силин В.А., состоящий на учёте у врача-нарколога, в нарушение требований закона, обладает правом управления транспортным средством, являющимся источником повышенной опасности. В связи с чем, существует реальная угроза нарушения прав неопределенного круга лиц - участников дорожного движения на безопасные условия движения по дорогам г. Калача-на-Дону и Калачёвского муниципального района Волгоградской области.
В судебном заседании административный истец помощник прокурора Калачёвского района Волгоградской области Клиничев М.Ю. поддержал административные исковые требования в полном объёме, просил их удовлетворить.
Административный ответчик Силин В.А. в судебном заседании не возражал против удовлетворения заявленных к нему административных исковых требований, пояснил, что у него имеется водительское удостоверение и он действительно с <данные изъяты> состоит на учете у <данные изъяты> ГБУЗ «Калачёвская ЦРБ».
Представитель заинтересованного лица ГБУЗ «Калачёвская ЦРБ» Родионова Д.А. в судебном заседании просила заявленное административное исковое заявление удовлетворить.
Представитель заинтересованного лица ОГИБДД ОМВД России по Калачёвскому району Волгоградской области в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом, об отложении слушания по делу не ходатайствовал, отзыва по существу заявленного административного иска не представил.
Надлежащее уведомление лиц, участвующих в деле, согласно положений ст. 150 КАС РФ не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие. Если указанные лица не сообщили суду о причинах своей неявки в судебное заседание в установленный срок, такие причины считаются неуважительными и не могут служить основанием для вывода о нарушении процессуальных прав этих лиц.
Суд, с учетом мнения явившихся участников процесса, считает возможным рассмотрение дела в отсутствие представителя заинтересованного лица - ОГИБДД ОМВД России по Калачёвскому району Волгоградской области.
Выслушав административного истца, административного ответчика, представителя заинтересованного лица, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно ст. 55 Конституции Российской Федерации предусмотрена возможность ограничения прав гражданина в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц.
В силу ст. 1065 ГК РФ, опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 10.12.1995г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения является, в том числе, соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.
Согласно абз. 9 ст. 5 Федерального закона № 196-ФЗ обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется посредством, в том числе, проведения комплекса мероприятий по медицинскому обеспечению безопасности дорожного движения.
В силу положений ст. 24 названного Закона права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации. Участники дорожного движения обязаны выполнять требования указанного Федерального закона и издаваемых в соответствии с ним нормативно-правовых актов в части обеспечения безопасности дорожного движения.
В соответствии с п. 1 ст. 23 Федерального закона № 196-ФЗ, медицинское обеспечение безопасности дорожного движения заключается в обязательном медицинском освидетельствовании кандидатов в водители транспортных средств; обязательном медицинском освидетельствовании водителей транспортных средств, в связи с заменой водительского удостоверения после истечения срока его действия, либо в связи с возвратом водительского удостоверения после истечения срока лишения права на управление транспортными средствами в случае, если прохождение обязательного медицинского освидетельствования требуется в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях, либо в связи с возвратом водительского удостоверения после отбытия наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в случае лишения права на управление транспортными средствами; внеочередном обязательном медицинском освидетельствовании водителей транспортных средств, при проведении обязательного периодического медицинского осмотра которых выявлены признаки заболеваний (состояний), являющихся медицинскими противопоказаниями либо ранее не выявлявшимися медицинскими показаниями или медицинскими ограничениями к управлению транспортными средствами и подтвержденных по результатам последующих обследования и лечения; обязательных предварительных, периодических не реже одного раза в два года, предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотрах; проведении санитарно-просветительной работы по вопросам профилактики управления транспортным средством в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения; оказании медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях и обучение участников дорожного движения, сотрудников экстренных оперативных служб, а также населения навыкам оказания первой помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях.
Целью обязательного медицинского освидетельствования и переосвидетельствования является определение у водителей транспортных средств и кандидатов в водители медицинских противопоказаний или ограничений к водительской деятельности.
Согласно п. 1, 4 ст. 23.1 Федерального закона № 196-ФЗ медицинскими противопоказаниями к управлению транспортным средством являются заболевания (состояния), наличие которых препятствует возможности управления транспортным средством.
Перечни медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортными средствами устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации № 377 от 28.04.1993г. «О реализации Закона РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при её оказании» утверждён Перечень медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством, одним из которых является алкоголизм. Наличие такого расстройства препятствует управлению транспортным средством до прекращения диспансерного наблюдения в связи со стойкой ремиссией (выздоровлением).
В соответствии со ст. 28 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» основанием прекращения действия права на управление транспортными средствами является выявленное в результате обязательного медицинского освидетельствования наличие медицинских противопоказаний или ранее не выявлявшихся медицинских ограничений к управлению транспортными средствами в зависимости от их категорий, назначения и конструктивных характеристик.
При установлении факта прямого запрета к управлению гражданином транспортными средствами продолжение действия права управления транспортными средствами противоречит основным принципам законодательства о безопасности дорожного движения, а потому такая деятельность подлежит прекращению.
Согласно водительской карточке, Силиным В.А. получено водительское удостоверение дающие право на управление транспортным средством, а именно: водительское удостоверение № с открытыми <данные изъяты>», выданное ДД.ММ.ГГГГ (выдано на замену ВУ в связи с истечением срока его действия), со сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 10).
ДД.ММ.ГГГГ Силин В.А. поставлен на учёт <данные изъяты>» (л.д.9).
Таким образом, учитывая, что имеющееся заболевание у Силина В.А. относится к числу медицинских противопоказаний для осуществления деятельности, связанной с источником повышенной опасности и влечёт нарушение прав неопределённого круга лиц - участников дорожного движения на безопасное передвижением по дорогам Российской Федерации.
Доказательств неправомерной постановки на профилактический учёт либо годности к управлению транспортными средствами ответчиком суду не представлено.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Силин В.А. находится на диспансерном наблюдении у <данные изъяты> ГБУЗ «Калачёвская ЦРБ» с <данные изъяты> с диагнозом: «<данные изъяты>», что подтверждается соответствующей медицинской справкой от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 9).
Согласно Инструкции «О порядке диспансерного учета больных хроническим алкоголизмом, наркоманиями, токсикоманиями и профилактического наблюдения лиц, злоупотребляющих алкоголем, замеченных в немедицинском потреблении наркотических и других одурманивающих средств без клинических проявлений заболевания», утвержденной приказом Минздрава СССР от 12.09.1988г., за время диспансерного учёта больные должны получить квалифицированную медицинскую помощь, обеспечивающую состояние длительной ремиссии. В случае выполнения больным всех назначений лечащего врача, соблюдения сроков явок в наркологические учреждения (подразделения) и наступления после лечения стойкой, объективно подтверждённой ремиссии устанавливаются следующие сроки диспансерного учёта: больных хроническим алкоголизмом - 3 года; больных наркоманиями и токсикоманиями - 5 лет.
Целью профилактического наблюдения является предупреждение развития у лиц группы риска хронического алкоголизма, наркоманий и токсикоманий.
За время профилактического наблюдения лица группы риска получают необходимую медицинскую помощь, способствующую прекращению пьянства и употребления наркотических и других одурманивающих средств.
Прекращение профилактического наблюдения осуществляется в аналогичном порядке, как и при диспансерном наблюдении, но вместо длительной ремиссии (выздоровления) у лиц группы риска основанием для прекращения данного наблюдения является длительное (в течение года) воздержание от пьянства, прекращение употребления в немедицинских целях наркотических и других одурманивающих средств.
Таким образом, установление у гражданина наличия прямого противопоказания к управлению транспортными средствами свидетельствует о наличии непосредственной угрозы для безопасности дорожного движения, пресечение которой необходимо для реализации основных принципов Федерального закона «О безопасности дорожного движения» и направлено на обеспечение охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также защиты интересов общества и государства в области дорожного движения.
Учитывая изложенное, административное исковое заявление прокурора Калачёвского района Волгоградской области Занина Т.В. действующего в интересах неопределённого круга лиц к Силину В.А. о прекращении действия права на управление транспортным средством, подлежит удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.177-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Калачёвского района Волгоградской области Занина Т.В. действующего в интересах неопределённого круга лиц к Силину В.А. о прекращении действия права на управление транспортным средством, удовлетворить.
Прекратить действие права на управление транспортным средством Силину В.А., родившегося ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> <адрес>, гражданина РФ, проживающего по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес> (ранее зарегистрированного по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>), водительского удостоверения <данные изъяты>», выданного ДД.ММ.ГГГГ, со сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ.
Решение суда является основанием для изъятия у Силину В.А. водительского удостоверения № с открытыми <данные изъяты>», выданного ДД.ММ.ГГГГ, со сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в течение месяца в Волгоградский областной суд через Калачёвский районный суд Волгоградской области.
Судья Косолапова В.А.