РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 января 2015 года г.Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Мамонова К.Л. при секретаре Кувшинове В.Н. с участием прокурора Мироновой Д.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Карельского межрайонного природоохранного прокурора к Администрации Петрозаводского городского округа о понуждении к ликвидации несанкционированной свалки,
установил:
Карельский межрайонный природоохранный прокурор в интересах неопределенного круга лиц в порядке ст. 45 Гражданского процессуального кодекса (ГПК) Российской Федерации (РФ) обратился в суд с требованиями об обязании Администрации Петрозаводского городского округа как органа местного самоуправления г.Петрозаводска ликвидировать несанкционированную свалку, образовавшуюся в районе <данные изъяты> со стороны жилого сектора. Иск мотивирован выявленным в ходе прокурорской проверки фактом нарушения природоохранного законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления.
В судебном заседании прокурор заявленные требования поддержал, ответчик своего представителя в суд не направил.
Заслушав пояснения прокурора и исследовав письменные материалы дела, суд считает, что исковые требования, являясь обоснованными, подлежат удовлетворению.
Из представленных сторонами документов следует, что в ДД.ММ.ГГГГ в районе <данные изъяты> со стороны жилого сектора в г.Петрозаводске (координаты <данные изъяты>) выявлена и до настоящего времени имеет место несанкционированная свалка твердых бытовых отходов и строительного мусора. Вместе с тем в соответствии со ст. 42 Конституции РФ, ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» и ст. 8 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. А согласно ст. 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться в том числе на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека, ответственности за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.
Принцип охраны здоровья человека, поддержания или восстановления благоприятного состояния окружающей среды и сохранения биологического разнообразия установлен также ст. 3 Федерального закона «Об отходах производства и потребления». В силу ст. 4 этого закона право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования которых эти отходы образовались. В случае, если отходы брошены собственником или иным образом оставлены им с целью отказаться от права собственности на них, лицо, в собственности, во владении либо в пользовании которого находится земельный участок, водоем или иной объект, где находятся брошенные отходы, может обратить их в свою собственность, приступив к их использованию или совершив иные действия, свидетельствующие об обращении их в собственность в соответствии с гражданским законодательством. При этом закон запрещает захоронение отходов в границах населенных пунктов (ст. 12 Федерального закона «Об отходах производства и потребления»), устанавливая, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями; организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством РФ (ст. 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления»).
Организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения городских, сельских поселений (ст. 7 Федерального закона «Об охране окружающей среды», ст. 8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»). К их же компетенции относится благоустройство территории поселения.
Согласно Правилам благоустройства, обеспечения чистоты и порядка в Петрозаводском городском округе, утвержденных решением Петросовета от ДД.ММ.ГГГГ №, организации и физические лица должны соблюдать чистоту и поддерживать порядок на всей территории округа, в том числе и на территориях индивидуальных жилых домов. Организации и физические лица, являющиеся собственниками, арендаторами, владельцами жилых домов, зданий и сооружений и иных помещений, а также иные лица, ответственные за содержание зданий, сооружений, земельных участков, на которых расположены эти объекты, и прилегающих к ним территорий, обязаны содержать их в состоянии, отвечающем требованиям, установленным данными Правилами. Аналогичные предписания касаются лиц, за которыми соответствующие территории закреплены для содержания. Не допускается несанкционированный сброс и складирование отходов. Организации и физические лица обязаны обеспечить уборку принадлежащих им на праве собственности и ином праве земельных участков, прилегающих к ним территорий.
Однако земельный участок, на котором находится обозначенная прокурором свалка, в собственность или иное пользование каким-либо юридическим или физическим лицам не предоставлен. Само же по себе её наличие, противореча вышеприведенным законоположениям, объективно влечет за собой загрязнение природной среды и создает угрозу возникновения тяжких последствий, то есть нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду. Как следствие, Администрация Петрозаводского городского округа обязана к ликвидации данной свалки, что с учетом конкретных обстоятельств дела и правил ст. 206 ГПК РФ ответчику надлежит сделать срок до ДД.ММ.ГГГГ
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 12, 56, 103, 194-199 и 206 ГПК РФ, суд
решил:
Иск Карельского межрайонного природоохранного прокурора к Администрации Петрозаводского городского округа о понуждении к ликвидации несанкционированной свалки удовлетворить.
Обязать Администрацию Петрозаводского городского округа в срок до ДД.ММ.ГГГГ ликвидировать несанкционированную свалку, расположенную в районе <данные изъяты> со стороны жилого сектора в г.Петрозаводске (координаты <данные изъяты>).
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение одного месяца.
Судья
К.Л.Мамонов