Решение по делу № 7п-91/2021 от 01.04.2021

Судья Смирнов А.В. Дело № 7п-91/2021

РЕШЕНИЕ

г. Йошкар-Ола 28 апреля 2021 года

Судья Верховного Суда Республики Марий Эл Салихова Э.И.,

рассмотрев жалобу Ильина А.В. на постановление судьи Звениговского районного суда Республики Марий Эл от 19 марта 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении

Ильина А.В., <дата> года рождения, уроженца <адрес> <адрес>, зарегистрированного и проживающего по адресу: <адрес>
<адрес>, сведения о привлечении к административной ответственности за совершение однородных правонарушений отсутствуют,

установил:

постановлением судьи Звениговского районного суда Республики Марий Эл от 19 марта 2021 года Ильин А.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного
частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), и подвергнут административному наказанию в виде предупреждения.

В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Марий Эл,
Ильин А.В. просит постановление судьи отменить, производство по делу прекратить ввиду отсутствия события и состава административного правонарушения. Указывает, что магазин «<...>», расположенный по адресу: <адрес> <адрес>,
<адрес>, который указан в протоколе об административном правонарушении в качестве места совершения административного правонарушения, не является местом массового пребывания людей, поэтому событие административного правонарушения отсутствует. Нарушений действующих норм закона он не допускал, поскольку маска у него при себе была, а законом не разъяснено, как именно нужно использовать средства индивидуальной защиты.

Ильин А.В., представитель административного органа для рассмотрения жалобы не явились, о месте и времени рассмотрения извещены надлежащим образом. В жалобе Ильин А.В. просил о рассмотрении жалобы в его отсутствие. На основании части 2 статьи 25.1 КоАП РФ полагаю возможным рассмотреть жалобу без их участия.

Изучив доводы жалобы, проверив материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующим выводам.

Частью 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ установлено, что невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 настоящего Кодекса, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до тридцати тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 года № 66 «О внесении изменения в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 года № 715 «Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих» коронавирусная инфекция (2019-nCoV) включена в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.

Указом Президента Российской Федерации от 2 апреля 2020 года
№ 239 в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19), в соответствии со статьей 80 Конституции Российской Федерации на высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации с учетом положений данного Указа, исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в субъекте Российской Федерации, возложена обязанность обеспечить разработку и реализацию комплекса ограничительных и иных мероприятий, в том числе: определить в границах соответствующего субъекта Российской Федерации территории, на которых предусматривается реализация комплекса ограничительных и иных мероприятий, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения (далее - соответствующая территория), в том числе в условиях введения режима повышенной готовности, чрезвычайной ситуации; установить особый порядок передвижения на соответствующей территории лиц и транспортных средств, за исключением транспортных средств, осуществляющих межрегиональные перевозки.

Указом Главы Республики Марий Эл от 17 марта 2020 года № 39 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Республики Марий Эл в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» (в редакции от 12 ноября
2020 года) до 15 января 2021 года включительно на территории Республики Марий Эл введен режим повышенной готовности.

В соответствии с подпунктом «б» пункта 5 данного Указа на граждан возложена обязанность использовать средства индивидуальной защиты органов дыхания (маски, респираторы) при посещении зданий, строений, сооружений (помещений в них), на парковках, в лифтах, в местах массового пребывания людей, при нахождении в транспорте общего пользования, на объектах инфраструктуры железнодорожного транспорта, в легковом такси, транспортном средстве, осуществляющем перевозки пассажиров и багажа по заказу, а также соблюдать дистанцию до других граждан не менее 1,5 метра (социальное дистанцирование) в указанных объектах и местах (социальное дистанцирование не применяется в случае оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа).

Данное положение соотносится с положениями Постановления Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 16 октября 2020 года № 31 «О дополнительных мерах по снижению рисков распространения COVID-19 в период сезонного подъема заболеваемости острыми респираторными вирусными инфекциями и гриппом», которыми предписано лицам, находящимся на территории Российской Федерации, обеспечить ношение гигиенических масок для защиты органов дыхания в местах массового пребывания людей, в общественном транспорте, такси, на парковках, в лифтах (пункт 1); высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации (руководителям высшего исполнительного органа государственной власти субъектов Российской Федерации) обеспечить контроль за исполнением пункта 1 настоящего Постановления (пункт 2).

При этом согласно пункту 6 статьи 3 Федерального закона от 6 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», применимому к данным правоотношениям по аналогии права, под местом массового пребывания людей понимается территория общего пользования поселения или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более пятидесяти человек.

Российская Федерация является правопреемником (правопродолжателем) Союза ССР в отношении членства в международных организациях, в том числе во Всемирной организации здравоохранения, которая выработала рекомендации по использованию масок для профилактики COVID-19, предусматривающие ношение маски в условиях широкой циркуляции инфекции и трудностей обеспечения физического дистанцирования, например в общественном транспорте, магазинах, в замкнутом пространстве или местах большого скопления людей (опубликованы на сайте www.who.int).

Определяя права и обязанности граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» устанавливает обязанность для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц (статьи 10 и 11).

В настоящее время режим повышенной готовности на территории Республики Марий Эл с сохранением требования использовать средства индивидуальной защиты органов дыхания в местах массового пребывания людей продлен до 31 мая 2021 года включительно (вышеназванный Указ в редакции от 19 апреля 2021 года).

Как следует из материалов дела, 5 января 2021 года в 18 часов
29 минут в период осуществления на территории Республики Марий Эл ограничительных мероприятий в связи с распространением новой коронавирусной инфекции COVID-19 Ильин А.В. находился в помещении магазина «<...>», расположенном по адресу: <адрес>, без средства индивидуальной защиты органов дыхания (маски, респиратора).

5 января 2021 года полицейским ОППСП ОМВД России по Звениговскому району И.В.В. в отношении Ильина А.В. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ, по факту нарушения требований подпункта «б» пункта 5 Указа Главы Республики Марий Эл от
17 марта 2020 года № 39 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Республики Марий Эл в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (СOVID-19)».

Факт нарушения Ильиным А.В. указанных требований подтверждается рапортом полицейского ОППСП ОМВД России по Звениговскому району И.В.В.. (л.д. 3), объяснением Ильина А.В. от 5 января 2021 года (л.д. 5), объяснениями свидетеля В.С.В. (л.д. 6), фотоматериалом (л.д. 8), а также протоколом об административном правонарушении (л.д. 4), которым судьей районного суда дана правильная оценка на предмет допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ. В протоколе об административном правонарушении Ильин А.В. указал, что он находился без маски, забыл надеть при входе в магазин.

Довод жалобы о том, что магазин, который указан в протоколе об административном правонарушении в качестве места совершения административного правонарушения, не является местом массового пребывания людей, основан не неверном толковании норм права.

Исходя из толкования положений подпункта «б» пункта 5 Указа Главы Республики Марий Эл от 17 марта 2020 года № 39 во взаимосвязи с положениями пункта 1 постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 16 октября 2020 года № 31, объективную сторону указанного административного правонарушения в данном случае образует нахождение гражданина без средств индивидуальной защиты в месте массового пребывания людей, то есть в месте общего пользования в здании, где при определенных условиях может одновременно находиться более пятидесяти человек. Также необходимо отметить, что в законе содержится указание на возможность одновременного нахождения в помещении более пятидесяти человек, а не на факт их нахождения в помещении. Принимая во внимание рекомендации Всемирной организации здравоохранения по использованию масок для профилактики COVID-19, магазин, независимо от площади его торговых помещений, можно считать местом массового пребывания людей, где ношение средств индивидуальной защиты органов дыхания является обязательным.

Согласно разделу «Правила использования медицинских масок» рекомендаций «МР 3.1.0140-18. 3.1. Профилактика инфекционных болезней. Неспецифическая профилактика гриппа и других острых респираторных инфекций. Методические рекомендации», утвержденных главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 10 декабря 2018 года, надевать маску следует так, чтобы она закрывала рот, нос и подбородок, и плотно фиксировалась (при наличии завязок на маске их следует крепко завязать).

Ссылка в жалобе на отсутствие в Указе Главы Республики Марий Эл от 17 марта 2020 года № 39 указаний на способ ношения масок основанием для вольного толкования таких способов не является, поскольку иное применение масок не отвечало бы целям использования средств индивидуальной защиты органов дыхания, а следовательно, обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия и безопасности населения.

Порядок и срок давности привлечения Ильина А.В. к административной ответственности соблюдены.

Признаки малозначительности совершенного административного правонарушения и основания для применения статьи 2.9 КоАП РФ отсутствуют.

Административное наказание Ильину А.В. назначено судьей в пределах санкции части 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ в виде предупреждения. При назначении наказания судья установил наличие смягчающих обстоятельств – совершение административного правонарушения впервые и наличие иждивенцев, с учетом чего наказание, назначенное судом первой инстанции, следует считать отвечающим целям, предусмотренным статьей 3.1 КоАП РФ.

Нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, допущено не было.

С учетом изложенного оснований для отмены постановления судьи не имеется.

Руководствуясь статьями 30.6 - 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

постановление судьи Звениговского районного суда Республики
Марий Эл от 19 марта 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Ильина А.В. оставить без изменения, жалобу Ильина А.В. – без удовлетворения.

Настоящее решение вступает в законную силу немедленно после его вынесения.

Судья                                 Э.И. Салихова

7п-91/2021

Категория:
Административные
Статус:
Оставлено без изменения
Ответчики
Ильин Александр Викторович
Суд
Верховный Суд Республики Марий Эл
Судья
Салихова Элиза Илдаровна
Статьи

20.6.01

Дело на странице суда
vs.mari.sudrf.ru
01.04.2021Материалы переданы в производство судье
28.04.2021Судебное заседание
28.04.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее