дело № 2-43/2022
УИД № 24RS0054-01-2021-000994-40
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 января 2022 года город Ужур
Ужурский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего - судьи Аббазовой А.В.,
при помощнике судьи Грибовой О.В.,
с участием представителя ответчика АО «Искра» Котова В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Акционерному обществу «Искра» об устранении нарушений санитарного законодательства,
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю (Управление Роспотребнадзора по Красноярскому краю) обратилось в суд с указанным исковым заявлением, мотивируя его тем, что в ведении ответчика находится строящаяся одиночная водозаборная скважина № 767 для хозяйственно-питьевого водоснабжения животноводческого комплекса, расположенного в с. Ашпан Ужурского района Красноярского края. Действующим законодательством предусмотрена комплексная и последовательная защита водоисточников и прилегающих к ним территорий как путем разработки и утверждения проекта зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения и установления особого режима хозяйственной деятельности на землях, расположенных в зонах санитарной охраны, так и ограничения их в обороте, с отображением границ этих земель на градостроительной документации. Управлением Роспотребнадзора по Красноярскому краю в 2020 году выдано санитарно-эпидемиологическое заключение от 16.12.2020 № 24.49.31.000.Т.001391.12.20 о соответствии государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам проекта зон санитарной охраны одиночной водозаборной скважины № 767 для хозяйственно-питьевого водоснабжения животноводческого комплекса, расположенного в Красноярском крае, Ужурский район, с. Ашпан, устанавливающей границы зон санитарной охраны подземного источника и ограничения использования земельных участков в границах зон, установленных в соответствии с приложением к указанному выше заключению. В соответствии с заключением по результатам санитарно-эпидемиологической экспертизы о соответствии санитарным правилам проекта зон санитарной охраны водного объекта, используемого для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения, выполненного ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Красноярском кре» от 05.11.2020 № 14227, проект ЗСО разработан для строящейся скважины № 767, расположенной в с. Ашпан Ужурского района Красноярского края, которая будет использоваться для хозяйственно-бытового и технологического водоснабжения животноводческого комплекса АО «Искра». В соответствии с предоставленной проектно-сметной документацией в составе животноводческого комплекса предусмотрен доильно-молочный блок. Вода скважины № 767 будет использоваться на первичную обработку молока, следовательно, вода будет использоваться в пищевой, а именно молочной промышленности, а также для питьевых целей персонала и для душевых персонала. На основании изложенного, к водозаборной скважине № 767 для хозяйственно-питьевого водоснабжения животноводческого комплекса, расположенного в Красноярском крае, Ужурский район, с. Ашпан, предъявляются требования к централизованному питьевому водоснабжению. Участок одиночного водозабора скважины № 767 расположен на юго-западной окраине с. Ашпан Ужурского района Красноярского края. Ближайшие жилые дома расположены на расстоянии 315 м на север от скважины. Восточнее скважины жилые дома расположены на расстоянии 260м. Южнее от скважины - пустырь с разнотравьем и в 3,9 км находится озеро Красное. Западнее от скважины на расстоянии 300 м расположены старые (брошенные) загоны и разрушенные здания старой фермы, подлежащие сносу. Новый животноводческий комплекс расположен на расстоянии 800м от скважины. Скважина пробурена в 2019 году и находится в стадии строительства. Согласно пункта 1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» проект зоны санитарной охраны с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора, после чего он утверждается в установленном порядке. Органом исполнительной власти Красноярского края, уполномоченным осуществлять утверждение проектов зон санитарной охраны, является Министерство природных ресурсов и экологии Красноярского края. На момент подписания искового заявления информация об утверждении проекта зоны санитарной охраны одиночной водозаборной скважины № 767 для хозяйственно-питьевого водоснабжения животноводческого комплекса, расположенного в Красноярском крае, Ужурский район, с. Ашпан, отсутствует, что свидетельствует о том, что АО «Искра» не обращалось в Министерство экологии и рационального природопользования Красноярского края за утверждением проекта зоны санитарной охраны участка одиночной водозаборной скважины № 767, границы зон санитарной охраны не утверждены. Отсутствие утвержденного проекта и установленных границ зоны санитарной охраны одиночной водозаборной скважины № 767 означает, что для указанного водного объекта не организована защита расстоянием в виде поясов зон санитарной охраны, не разработаны с учетом характеристик водоисточника обязательные защитные, охранные, ограничительные мероприятия, целью которых является максимальное снижение микробного и химического загрязнения воды источника, на картах градостроительного регулирования не нанесены границы земель, в пределах которых ограничена хозяйственная деятельность, не регулируется хозяйственная деятельность и не установлены земли, расположенные в первом и втором поясах зон санитарной охраны, являющихся ограниченными в обороте. Отсутствие утвержденных органами исполнительной власти границ и режима зоны санитарной охраны одиночной водозаборной скважины № 767 не позволяет определить необходимый комплекс мероприятий по защите и сохранению постоянства природного состава воды в подземном водозаборе, что формирует условия, при которых источник питьевого водоснабжения создает угрозу возникновения вредного воздействия на человека по химическому и биологическому фактору. Указанное не соответствует требованиям статьи 18 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», согласно которой водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, не должны являться источником биологических, химических факторов вредного воздействия на человека. Руководствуясь статьями 12, 150 ГК РФ, подпунктом 1 части 2 статьи 51 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», истец, с учетом принятых к производству суда уточнений, просит суд обязать ответчика устранить нарушения требований пункта 1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», а именно пройти процедуру утверждения проекта зон санитарной охраны участка действующей одиночной водоразборной скважины № 767, используемой для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения животноводческого комплекса, расположенной в с. Ашпан Ужурского района Красноярского края, согласно порядка утверждения проектом зон санитарной охраны водных объектов, утвержденного постановлением Правительства Красноярского края от 15.10.2009 № 525-п.
Представитель истца Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом. В материалах дела имеется заявление представителя Управления Кондратьевой Н.Н. о рассмотрении дела в отсутствие представителя истца.
Представитель ответчика АО «Искра» Котов В.В. в судебном заседании исковые требования не признал, указав, что истец преждевременно обратился в суд с иском, а именно на той стадии, когда вопрос о назначении скважины еще решен не был. Пояснил, что изначально Общество планировало использовать данную скважину, в том числе, и для питьевых целей, однако при оформлении документов выяснилось, что вода в данной скважине по показателям питьевой не является, поэтому было принято решение использовать данную скважину для технического водоснабжения. 18.11.2021 Министерством экологии и рационального природопользования Красноярского края АО «Искра» в отношении данной скважины выдана лицензия на пользование недрами с целевым назначением и видами работ: разведка и добыча подземных вод для технического водоснабжения. Просил в удовлетворении исковых требований отказать.
Представитель третьего лица без самостоятельных требований относительно предмета спора - Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края (привлечено к участию в деле определением суда от 16.08.2021) в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте заседания Министерство уведомлено надлежаще. 12.10.2021 от представителя Министерства Клепиковой Н.А., действующей по доверенности от 30.12.2020 № Д-310, просившей о рассмотрении дела в отсутствие представителя третьего лица, поступил отзыв на исковое заявление с указанием о том, что из искового заявления Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю следует, что АО «Искра» осуществляет эксплуатацию одиночного водозабора (скважина № 767), расположенного в Ужурском районе, на юго-западной окраине с. Ашпан, однако в Министерство за установлением зон санитарной охраны источника водоснабжения не обращалось, а потому исковые требования Министерством поддерживаются.
Руководствуясь статьей 167 ГПК РФ, дело рассмотрено в отсутствие представителей истца и третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.
Выслушав представителя ответчика, оценив доводы сторон, исследовав обстоятельства и материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В силу статей 41 и 42 Конституции Российской Федерации каждый гражданин имеет право на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Согласно части 1 статьи 46 ГПК РФ в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Заявление в защиту законных интересов недееспособного или несовершеннолетнего гражданина в этих случаях может быть подано независимо от просьбы заинтересованного лица или его законного представителя.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона Российской Федерации от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» среда обитания характеризуется как совокупность объектов, явлений и факторов окружающей (природной и искусственной) среды, определяющая условия жизнедеятельности человека.
Согласно статьи 4 указанного Федерального закона, обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения определено одним из основных условий реализации предусмотренных Конституцией Российской Федерации прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона Российской Федерации от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» юридические лица обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
Согласно части 3 статьи 39 Федерального закона Российской Федерации от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
На основании статьи 150 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) жизнь, здоровье и другие нематериальные блага подлежат защите в судебном порядке.
Частями 1, 5 статьи 18 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» определено, что водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов (далее - водные объекты), не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.
Зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются, изменяются, прекращают существование по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. При этом решения об установлении, изменении зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения принимаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии границ таких зон и ограничений использования земельных участков в границах таких зон санитарным правилам. Положение о зонах санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения утверждается Правительством Российской Федерации.
Согласно частям 1 и 2 статьи 43 Водного кодекса Российской для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений. Для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
В силу статьи 26 Федерального закона от 03.08.2018 № 342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (вступившего в силу с 01.07.2021 (за исключением отдельных положений)) до 1 января 2022 года установление, изменение или прекращение существования зон с особыми условиями использования территорий (за исключением случаев, если до 1 декабря 2019 года Правительством Российской Федерации в соответствии со статьей 106 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) утверждено положение о зоне с особыми условиями использования территории соответствующего вида) осуществляется в порядке, установленном до дня официального опубликования данного Федерального закона, с учетом особенностей, установленных частями 16.1 - 16.3 данной статьи.
Статус зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения как зон с особыми условиями использования территорий, устанавливаемыми в соответствии с законодательством Российской Федерации, закреплен пунктом 4 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 14.03.2002 № 10 «О введении в действие Санитарных правил и норм «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.4.1110-02» (вместе с «СанПиН 2.1.4.1110-02. 2.1.4. Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. Санитарные правила и нормы», утвержденными Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 26.02.2002) (далее - СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения»).
В соответствии с пунктом 1.4 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» зоны санитарной охраны (ЗСО) организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников. Основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.
В силу пункта 1.13. СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» проект зоны санитарной охраны с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно - эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке.
В силу пункта 1.17 Правил отсутствие утвержденного проекта зоны санитарной охраны не является основанием для освобождения владельцев водопровода, владельцев объектов, расположенных в границах зоны санитарной охраны, организаций, индивидуальных предпринимателей, а также граждан от выполнения требований, предъявляемых данными СанПиН.
Порядок утверждения проектов зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, регламентирован постановлением Правительства Красноярского края от 15.10.2009 № 525-п.
Согласно пункту 2 Порядка, уполномоченным органом исполнительной власти Красноярского края по утверждению проектов зон санитарной охраны является Министерство природных ресурсов и экологии Красноярского края (в настоящее время Министерство экологии и рационального природопользования Красноярского края).
Требования к проекту зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, установлены в пункте 3 Порядка.
Судом установлено, что сооружение водоснабжения - водозаборная скважина № 767, расположенное по адресу: Красноярский край, Ужурский район, с. Ашпан, в 0,5 км к юго-западу от с. Ашпан, с 2019 года числится на балансе АО «Искра».
Согласно санитарно-эпидемиологическому заключению Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю № 24.49.31.000.Т.001391.12.20 от 16.12.2020, требования, установленные в проектной документации проект зоны санитарной охраны одиночной водозаборной скважины № 767 для хозяйственно-питьевого водоснабжения животноводческого комплекса, расположенного в Красноярском крае, Ужурский район, с. Ашпан, устанавливающий границы зон санитарной охраны подземного источника и ограничения использования земельных участков в границах зон, установленных в соответствии с приложением к заключению, соответствуют государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам.
Как следует из заключения ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Красноярском крае» № 14227 от 05.11.2020, проект зоны санитарной охраны одиночной водозаборной скважины № 767 для хозяйственно-питьевого водоснабжения животноводческого комплекса, расположенного в Красноярском крае, Ужурский район, с. Ашпан, соответствует требованиям санитарных правил и норм «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.4.1110-02.
Судом установлено, что зоны санитарной охраны указанного источника водоснабжения (водозаборной скважины № 767) АО «Искра» не устанавливались, что ответчиком не оспорено.
Вместе с тем, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
Так, согласно представленных ответчиком лицензионного договора от 18.11.2021 (приложение № 2 к лицензии УЖР № 0976ВЭ) и лицензии на пользование недрами серии УЖР № 0976ВЭ от 18.11.2021, полученных после выдачи ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Красноярском крае» заключения № 14227 от 05.11.2020, данная лицензия выдана АО «Искра» в отношении участка недр, расположенном на территории Ужурского района Красноярского края в 0,5 км к юго-западу от с. Ашпан, с целью разведки и добычи подземных вод для технического водоснабжения из водозаборного сооружения - скважины № 767, с целевым назначением и видами работ - разведка и добыча подземных вод для технического водоснабжения.
Требований к установлению зон санитарной охраны для источников технического водоснабжения СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», определяющих санитарно - эпидемиологические требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения (пункт 2 СанПиН), не содержат.
Между тем, довод истца, изложенный в исковом заявлении о том, что вода скважины № 767 будет использоваться в животноводческом комплексе АО «Искра» на первичную обработку молока, а также для питьевых целей персонала и для душевых персонала, который сделан (согласно пояснений представителя истца Кувшиновой Т.Ю. в предварительном судебном заседании), в том числе, на основании представленной в материалы дела проектной документации объекта «Животноводческий комплекс на 800 голов», не свидетельствует о фактическом использовании АО «Искра» воды из рассматриваемого источника в качестве питьевой. Материалы дела также не содержат сведений о введении животноводческого комплекса в эксплуатацию. Кроме того, действующее градостроительное законодательство не содержит запретов на возможность внесения изменений в утвержденную проектную документацию строящихся объектов.
Помимо указанного, данный довод иска о возможности использования воды из скважины № 767 в качестве питьевой не может служить основанием к удовлетворению заявленных исковых требований также и потому, что предполагаемое выявление подобных фактов в будущем в процессе эксплуатации животноводческого комплекса повлечет для лица меры ответственности (при их наличии), не связанные с предметом рассматриваемого искового заявления.
Более того, строительство АО «Искра» животноводческого комплекса не может быть поставлено под условие использования водозаборной скважины № 767 исключительно в целях питьевого назначения, поскольку, в конечном итоге, право выбора судьбы имущества принадлежит собственнику данного имущества в рамках действующего законодательства.
Поскольку предметом спора является требование об обязании устранения нарушений санитарного законодательства, а именно пункта 1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», а доказательств нарушения ответчиком указанных Правил и норм истцом не представлено, Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю в удовлетворении исковых требований следует отказать в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ:
в удовлетворении исковых требований Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Акционерному обществу «Искра» об устранении нарушений санитарного законодательства - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Ужурский районный суд Красноярского края в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий А.В. Аббазова
Решение в окончательной форме изготовлено 02 февраля 2022 года