21 октября 2020 года г. Ростов-на-Дону
Ленинский районный суд г. Ростова-на-Дону в составе:
председательствующего судьи ЗАХАРЕНКО Л.В.,
при секретаре Ервандян К.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2А-2864/2020 по административному исковому заявлению Сердюченко С.Г. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области, заинтересованные лица: Серд.ченко И.С., ФГБУ Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области, СНТ «Салют» о снятии с кадастрового учета земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец обратился в суд с настоящим административным исковым заявлением, ссылаясь на то, что она является собственником земельного участка с категорией земли: земли населенных пунктов, - индивидуальный жилой дом, с приусадебным участком площадью 288 кв.м., с КН №, расположенного по адресу: <адрес>. На основании договора купли-продажи от 26.07.2013 года был приобретен земельный участок у гр. Мокроусовой Н.В. и куплен с привлечением заемных средств банка. В 2013 году при приобретении этогообъекта недвижимости административному истцу не было известно о том, чтоземельный участок находится на территории и в границах садовогонекоммерческого товарищества «Салют», так как в документах,правоустанавливающих на этот земельный участок,отсутствует об этом информация. На сегодняшний день, административный истец является собственником 1/2 указанного земельного участка, чтоподтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 29.12.2015 года № 61-61-01/311/201333/2, а 1/2 земельного участка принадлежит дочери истцаСердюченко И.С. на основании свидетельства о государственной регистрации права от29.12.2015 года № 61-61-011/114/2015-1583/2. 31.10.2019 года в ходе ознакомления с кадастровым делом наземельный участок №, площадью 640000 кв.м., пользователем которого является СНТ «Салют», административный истец узнала о незаконной постановке указанного земельного участка на кадастровый учет, что должноповлечь за собой снятие с кадастрового учета ЗУ с КН №, какпреобразуемый, целостность которого на сегодняшний день не сохранена, т.к. врезультате выдела из земельного участка прочих земельных участков, вмуниципальную и частную собственность граждан, площадь и границы несоответствуют данным в ЕГРН, а так же в связи с тем, что уникальныехарактеристики данного земельного участка не соответствуют действительности. Административный истец полагает нарушенными его права тем, чтопостановка на кадастровый учет повлекла двойное налогообложение ееземельного участка, т.к. согласно ответу УФНС по РО от 25.10.2016 года № 22-23/659 юридическое лицо СНТ «Салют» исчисляет и уплачивает земельныйналог исходя из расчета пользования площадью 640000 кв.м. Учитывая, чтоадминистративный истец уплачивает земельный налог как собственникземельного участка, входящего в городскую черту, то для него являетсяповторной оплатой земельного налога, перевыставленного истцу СНТ «Салют»ежегодно в сметах расхода. Требования административного истца такжесвязаны с целью исключения дублирующего объекта на его земельный участок,находящийся у истца на праве частной собственности, земельным участкомюридического лица СНТ «Салют», находящегося в бессрочном пользовании,право которого не установлено (отсутствует). Кроме того, административныйистец указывает, что нарушено его право проезда к своему земельному участкупо пути наименьшего расстояния, поскольку территория СНТ «Салют»огорожена и поставлены автоматические шлагбаумы, доступа к которым уистца нет и это при том, что до настоящего времени границы и места земельобщего пользования не определены, а с истца взыскали через суд денежныесредства на межевание земли общего пользования, а пользоваться в полномобъеме она не имеет возможности. Административный истец полагает, что такая постановка на кадастровый учет земельного участка противоречит действующему законодательству, поскольку при изменении земельного участка в результате выдела или раздела не осуществлен государственный кадастровый учет такого измененного участкаодновременно с государственным кадастровым учетом и государственнойрегистрацией прав на земельные участки, образованные из указанныхземельных участков. Сложившаяся ситуация создает правовую неопределенность и влечет ограничение правомочий истца по владению, пользованию и распоряжениюсвоим имуществом с теми параметрами, которые указаны в договоре купли-продажи. Ссылаясь на указанные обстоятельства, административный истец просит суд обязать административного ответчика снять с кадастрового учета земельный участок скадастровым номером №, расположенный по адресу:<адрес>».
Административный истец Сердюченко С.Г. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом.
Представитель административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области Козлов А.Г., действующий на основании доверенности от 18.12.2019 года, в судебное заседание явился, административные исковые требованияне признал, просил отказать в удовлетворении искового заявления.
Заинтересованное лицо Сердюченко И.С. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом.
Представители заинтересованных лиц ФГБУ Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области, СНТ «Салют» в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц в порядке ст. 150 КАС РФ.
Заслушав доводы и пояснения представителя административного ответчика, изучив материалы данного административного дела, исследовав доказательства по делу в их совокупности, суд находит требования административного истца не подлежащими удовлетворению последующим основаниям.
В соответствии сост. 218 КАС РФгражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Из приведенного выше положения действующего процессуального закона следует, что для признания решений, действий (бездействия) указанных выше органов, должностных лиц и служащих незаконными, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие действия (бездействия) закону или иному акту, имеющему большую юридическую силу, и нарушение прав и законных интересов гражданина или организации.
Пунктом 9 статьи226 КАС РФпредусмотрено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями,суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересыадминистративногоистца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующееадминистративноеисковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемогодействия(бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия(бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Пунктом 11 указанной нормы закона закреплено, что обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемыедействия(бездействие).
В соответствии со ст. 131 ГК РФ, право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничение этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним представляет собой юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ.
В соответствии со статьей 13 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ государственная регистрация прав проводится в следующем порядке: прием документов, представленных для государственной регистрации прав, регистрация таких документов; правовая экспертиза документов, в том числе проверка законности сделки (за исключением нотариально удостоверенной сделки) и установление отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа в государственной регистрации прав или ее приостановления в соответствии с настоящим Федеральным законом; внесение записей в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество при отсутствии указанных противоречий и других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав; совершение надписей на правоустанавливающих документах и выдача удостоверений о произведенной государственной регистрации прав.
Проверка юридической силы представленных на государственную регистрацию прав правоустанавливающих документов осуществляется органом, осуществляющим государственную регистрацию прав.
При этом, проводимая государственным регистратором правовая экспертиза документов - это изучение представленных для государственной регистрации документов в целях установления юридического факта, являющегося бесспорным основанием для возникновения, наличия, перехода,прекращения или обременения (ограничения) прав на недвижимое имущество, поскольку правовые последствия влечет только правомерное действие. Представленные документы изучаются как на предмет подлинности и достоверности, так и на соответствие их формы и содержания требованиям законодательства, действовавшего на момент их издания и в месте издания.
В соответствии с п. 1 ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Законом о регистрации случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Законом о регистрации порядке.
В силу ст.ст. 16, 17 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация прав носит заявительный характер и проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, а также документов, подтверждающих наличие, возникновение, прекращение, переход прав на недвижимое имущество.
Согласно п. 1 ст. 20 Закона о регистрации в государственной регистрацииможет быть отказано в случаях, если: правообладатель не представилзаявление и иные необходимые документы на государственную регистрациювозникшего права на объект недвижимого имущества, наличие которых необходимо для государственной регистрации возникших после введения вдействие настоящего Федерального закона перехода данного права, егоограничения (обременения) или совершенной после введения в действиенастоящего Федерального закона сделки с объектом недвижимого имущества, вслучаях, если обязанность по представлению таких документов возложена назаявителя; не представлены документы, необходимые в соответствии снастоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, вслучаях, если обязанность по представлению таких документов возложена назаявителя; имеются противоречия между заявленными правами и ужезарегистрированными правами.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, в Едином государственном реестре недвижимости содержатся актуальные сведения о земельном участке с кадастровым номером №, местоположение (адрес): <адрес> ранее учтенный, сведения о категории земель отсутствуют, с видом разрешенного использования - для коллективного садоводства и декларированной площадью 638199 кв.м., границы не установлены в соответствии с требованиями законодательства.
Правообладателем (на праве постоянного бессрочного пользования)
земельного участка с кадастровым номером № является
Садоводческое товарищество «Салют», номер регистрации - 50, дата
регистрации -30.09.1992 года.
В ЕГРН также содержатся актуальные сведения о земельном участке с
кадастровым номером №, местоположение (адрес): <адрес>; учтенный, дата постановки на государственный учет - 19.10.2012 года с категорией земель – земли населенных пунктов, видом разрешенного использования – индивидуальный жилой дом с приусадебным участком; с уточненной площадью 288 кв.м., границы установлены в соответствии с требованиями законодательства.
Из материалов дела следует, что земельный участок с кадастровым номером № принадлежит на праве общей долевой собственности Сердюченко С.Г. Геннадиевне - 1/2 доля, номер регистрации - 61-61-01/311/2013-633/2, дата регистрации - 29.12.2015 года и Серд.ченко И.С. - 1/2 доли, номер регистрации - 61-61/001-61/001/114/2015-5184/2, дата регистрации - 29.12.2015 года.
Земельный участок с кадастровым номером № внесен всведения ЕГРН на основании заявления о постановке на кадастровый учетобъекта недвижимости № 61-0-1-124/3101/2012-9701 от 10.10.2012 года и межевого плана от 09.10.2012 года, выполненного кадастровым инженером Комаровской Е.В. в связи с образованием 2-х земельных участков путем раздела исходного земельного участка с кадастровым номером №.
Исходный земельный участок с кадастровым номером № с адресом: <адрес>) по сведениям ЕГРН имеет статус «Архивный», дата снятия с учета - 03.12.2012 года. Учетные действия по снятию с учета земельного участка с кадастровым номером проведены в соответствии со ст. 24 Федерального закона от 24.07.2007 года№221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» в редакции, действовавшей на момент осуществления учетных действий.
Административный истец ссылается на то, что постановка на государственныйкадастровый учет земельного участка с кадастровым номером № на основании заявления Лозко А.Б. о внесении в ГКН сведений о ранее учтенном объекте недвижимости от 27.01.2016 года № 61-0-1-304/3101/2016-189 и Государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей № РО-25-50 незаконна, нарушает его права и законные
интересы.
Оценив по правилам ст. 84 КАС РФ наряду с другими доказательствами вих взаимной связи оспариваемые действия (решения) административногоответчика, а именно решение об отказе в проведении государственногокадастрового учета и государственной регистрации права собственности навыделяемые земельные участки от 01.11.2019 года№61/022/002/2019-2800 – судприходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.
Общие правила и условия образования земельных участков определеныстатьей 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которойземельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределенииземельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель,находящихся в государственной или муниципальной собственности (пункт 1).
Образование земельных участков допускается при наличии в письменнойформе согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов,залогодержателей исходных земельных участков. Такое согласие не требуется вслучаях: 1) образования земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных государственным или муниципальным унитарным предприятиям, государственным или муниципальным учреждениям; 2) образования земельных участков на основании решения суда, предусматривающего раздел, объединение, перераспределение или выдел земельных участков в обязательном порядке; 3) образования земельных участков в связи с их изъятием для государственных или муниципальных нужд (пункт 4 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений).
В силу ст. 25 ЗК РФ права на земельные участки возникают по основаниям,установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом государственной регистрации недвижимости".
В силу ст. 5 Федерального закона «О ведении гражданам
садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений вотдельные законодательные акты Российской Федерации» от 29.07.2017 года№217-ФЗ ведение садоводства или огородничества на садовых земельных участках или огородных земельных участках, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, без участия в товариществе может осуществляться собственниками или в случаях, установленных частью 11 статьи 12 настоящего Федерального закона правообладателями садовых и огородных земельных участков, не являющимисячленами товарищества.
Согласно части 1 статьи 69 Закона № 218-ФЗ права на объекты
недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в ЕГРН. Государственная регистрация таких прав в ЕГРН проводится по желанию их обладателей.
В соответствии с пунктом 2 части 7 статьи 45 Федерального
закона от 24.07.2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (в редакции, действовавшей на момент постановки на государственный кадастровый учет спорного земельного участка) в случае отсутствия в ГКН сведений об объекте недвижимости, в том числе при поступлении запроса о предоставлении сведений ГКН, межведомственного запроса о представлении сведений ГКН, заявления о внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, орган кадастрового учета, в срок, установленный статьей 17 настоящего Федерального закона для постановки на учет объекта недвижимости, со дня получения органом кадастрового учета соответствующих документов обеспечивает включение документов и сведений о ранее учтенном объекте недвижимости в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости на основании: -документа (копии документа, заверенной в порядке, установленном частью 2 статьи 22настоящего Федерального закона), устанавливающего или подтверждающего право на объект недвижимости, в том числе документа, указанного в пункте 9 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», 2 статьи 25.2 Закона № 122-ФЗ и представленного заинтересованным лицом при его обращении с соответствующим заявлением в орган кадастрового учета.
Спорный земельный участок с кадастровым номером №, обладателем которого (на праве постоянного бессрочного пользования) является Садоводческое товарищество «Салют» (номер регистрации - 50, дата регистрации -30.09.1992), был поставлен на государственный кадастровый учет 06.02.2016 на основании заявления Лозко А.Б. о внесении в ГКН сведений о ранее учтенном объекте недвижимости от 27.01.2016 № 61-0-1-304/3101/2016-189 и Государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей № РО-25-50.
При осуществлении государственного кадастрового учета в отношенииспорного земельного участка органом кадастрового учета не было выявленокаких-либо оснований для отказа во внесении сведений о ранее учтенномобъекте недвижимости, предусмотренных частью 17 статьи 45 Федеральногозакона от 24.07.2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».
Исходя из изложенного, суд приходит к выводу, что оспариваемое
действие (решение) административного ответчика по постановке спорного
земельного участка с кадастровым номером №,
правообладателем которого (на праве постоянного бессрочного пользования)
является Садоводческое товарищество «Салют» (номер регистрации - 50, дата регистрации -30.09.1992 года), на государственный кадастровый учет – принято административным ответчиком в строгом соответствии с положениями норм действующего законодательства.
Исполнение государственным органом обязательных требований федеральногозакона не может характеризовать действия Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области как незаконные.
Со стороны Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области отсутствует нарушение права заявителя, которое требует защиты путем предъявления требований к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области, поскольку законом не установлен иной порядок для государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, нежели указанный.
Довод административного истца о выделении принадлежащего ей
земельного участка, кадастровый №, из спорного
земельного участка, кадастровый №, правообладателемкоторого (на праве постоянного бессрочного пользования) являетсяСадоводческое товарищество «Салют», - как основание для снятия спорногоземельного участка с государственного кадастрового учета несостоятелен и опровергается имеющимися в материалах дела доказательствами.
Так, согласно сведениям ЕГРН, принадлежащий истцу земельный участок скадастровым номером № образован из земельного участка скадастровым номером №. При этом исходный земельныйучасток с кадастровым номером № с адресом: Ростовскаяобласть <адрес> посведениям ЕГРН имеет статус «Архивный», дата снятия с учета - 03.12.2012 года.Указанные действия по снятию с учета земельного участка с кадастровымномеромпроведены в соответствии со ст. 24 Федерального закона от 24.07.2007года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» в редакции, действующей в момент осуществления учетных действий.
На основании изложенного, суд не находит оснований для обязания Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области снять объект с кадастрового учета.
Всоответствиисп. 2 ч. 2 ст.227 КАС РФсуд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица,государственногоили муниципального служащего иправалибо свободы гражданина не были нарушены.
Учитывая установленные судом фактические обстоятельства настоящего административного дела, а именно: соответствие действий государственного регистратора Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области требованиям закона, отсутствие нарушения прав и законных интересов Сердюченко С.Г. оспариваемыми действиями государственного регистратора Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области, суд приходит к однозначному выводу о том, что оснований для удовлетворения требований административного искового заявления Сердюченко С.Г. в данном случае не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления Сердюченко С.Г. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области о снятии с кадастрового учета земельного участка – отказать.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Ленинский районный суд г. Ростова-на-Дону в течение одного месяца с момента его изготовления в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 27 октября 2020 года.
Cудья Л.В. Захаренко